Разработка урока на тему "Предельные углеводороды"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эта разработка урока химии в 10-ом классе знакомит обучающихся с предельными углеводородами. В разработке показывается почему этот класс органических соединений получил такое название, рассматриваются физические и химические свойства алканов. Здесь же рассматривается качественная реакция на предельные углеводороды. которая проходит только в присутствии светаразработка урока "Предельные углеводороды"
Иконка файла материала предельные углеводороды.docx
Муниципальное казённое учреждение «Алыгджерская средняя общеобразовательная школа­ интернат» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ (9 КЛАСС) НА ТЕМУ « ПРЕДЕЛЬНЫЕ (НАСЫЩЕННЫЕ) УГЛЕВОДОРОДЫ НА ПРИМЕРЕ МЕТАНА УРОК РАЗРАБОТАЛА:  Буракова И.П. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ,Тема: «Предельные (насыщенные) углеводороды на примере метана» Цели  урока:  : воспитывать потребность в получении знаний, в самовыражении и самореализации;навыки сотрудничества, умения слушать, общаться в паре,  Дидактическая цель: создать условия для формирования  представлений о предельных углеводородах на примере метана  методом проблемно­деятельностного   обучения. Образовательная цель : добиться осознания и усвоения понятий: предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, гомологическая разность; составлять  молекулярные и структурные формулы предельных углеводородов, исходя из общей формулы алканов; характеризовать физические и химические свойства метана, его  применение. Воспитательная цель   группе. Развивающая цель: формировать умения устанавливать причинно­следственные связи через умение работать с текстом учебника, выстраивать логические цепочки,  сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы. Планируемые результаты: Предметные:  знают, какие углеводороды называют предельными; умеют составлять молекулярные и структурные формулы предельных углеводородов, исходя из  общей формулы алканов; характеризовать физические и химические свойства метана, его применение. Метапредметные ЛичностныеУУД: умеют управлять своей познавательной деятельностью; осуществляют самоконтроль и самооценку.  Регулятивные УУД: самостоятельно ставят учебные цели и задачи; планируют пути достижения целей; адекватно оценивают  правильность  выполнения действия и вносят  необходимые коррективы; оценивают уровень достижения результата.  Коммуникативные УУД: адекватно используют  речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью;  строят  монологическое  высказывание; организуют  и планируют  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, осуществляют  контроль,  коррекцию, оценку действий партнёра, умеют убеждать;  работают  в группе — устанавливают  рабочие отношения, эффективно сотрудничают. Познавательные УУД: умеют  выделять существенные характеристики объектов; устанавливают  причинно­следственные связи;  решают учебно­ практические задачи, требующие критического понимания текста, умеют преобразовывать текст, используя новые формы представления информации.Тип урока: изучение нового материала Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая Необходимое техническое оборудование:  интерактивная доска. Применяемые элементы технологий: методы проблемно­деятельностного  обучения. Учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химии 9 класс. М.: Просвещение, 2014. №  п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 1. Мотивация  учебной  деятельности.  Проверяют готовность к уроку Приветствуют учителя Организационный момент. Приветствие учащихся.  Создание условий для возникновения  индивидуальной внутренней  потребности осуществлять  деятельность. Здравствуйте! Я рада вас всех видеть.  Сегодня на уроке мы будем говорить о  первом классе  органических веществ.  Я уверена, что  наша продуктивная  работа   поможет  нам достичь целей  сегодняшнего  урока.  УДД,  формирующиес я на данном  этапе ­ самоопределение  (Л);   ­ внутренняя позиция  школьника (Л); ­ учебно­ познавательная  мотивация (Л); ­ планирование  учебного  сотрудничества (К) ­ мотивационная  основа учебной  деятельности (Л);2. Целеполагание и  мотивация изучения  данного материала ( выход на тему урока,  определение целей и  задач урока)   Тему нашего урока вы сможете  сформулировать, прослушав отрывок из  стихотворения и вставив пропущенные  слова. Уголь лихо били пики, Рокотали молотки, И мерцали на них лики, Как на солнце лепестки. Слушают стихотворение, определяют пропущенное слово И работа текла гладко, Но не спал в пласте метан, И готовился украдкой Брызнуть в лаву, как фонтан. Оставался час до смены, И потом шабаш – домой, Но метан внёс перемены, Вспышкой грозной огневой. Без цвета и запаха, очень летучий, Он в шахте «суфляром» идёт из угля. А может, в мгновение, взрывом могучим Рвануть с такой силой, что вздрогнет  земля! _______________ Метан относится к предельным или  насыщенным углеводородам. Он является  простейшим представителем этого класса. Сформулируйте тему нашего урока. «Предельные (насыщенные  углеводороды) на примере метана» Высказывают предположения и с помощью учителя формулируют тему урока Называют уже  известные сведения о метане Формулируют цель и задачи  урока,  объясняют важность  данного материала Личностные:  понимают значение  знаний для человека и  принимают его; имеют желание учиться;  проявляют интерес к  изучаемому предмету,  понимают его  важность Регулятивные:  самостоятельно  ставят учебные цели  и задачи Коммуникативные  УУД: адекватно  используют  речевые средства3 Этап открытия  (усвоения) новых  знаний. Итак, предельные углеводороды мы будем  изучать  на примере метана, а что вам  известно про это вещество? ( газ,  который входит в состав природного;  используется в качестве топлива; его  формула – CH4 и др.) Каковы цель и задачи нашего урока?   Для чего нужны нам эти знания? Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,­ Пока идёшь за кем­ то в след, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. 1.Понятие о предельных углеводородах. Индивидуальная работа с текстом  учебника (стр.181) Какие углеводороды называют алканами? Какова общая формула предельных  углеводородов? Подчеркните формулы алканов: C6H6;  C5H10;  C7H16;  CH4 ; C6H10;  C10H22 Работают с текстом учебника (выборочное чтение) Отвечают на поставленные вопросы Применяют знания общей формулы алканов и умения по  ней работать ­ учебно­ познавательный  интерес (Л); ­ волевая  саморегуляция (Р); ­ анализ, синтез,  сравнение, обобщение, аналогия (П); ­ подведение под  понятие (П); ­ использование  знаково­ символических  средств (П); ­ определение  основной и  второстепенной  информации (П); ­ учет разных мнений,  координирование в  сотрудничестве  разных позиций (К); ­ формулирование иРаботают в группе над поставленными заданиями Представляют отчёт о выполненном задании в виде схем,  уравнений реакций аргументация своего  мнения и позиции в  коммуникации (К) ­ поиск и выделение  необходимой  информации (П); ­ умение  структурировать  знания (П); ­ смысловое чтение,  извлечение  необходимой  информации (П); ­ построение речевых  высказываний (П); ­ планирование  учебного  сотрудничества (К); 2. Метан – представитель предельных  углеводородов Работа в группах Задание группе № 1 Почему в природе так много метана? Изучив материал § 52, а так же проработав информацию из других источников   составьте схему  « Источники метана»    Задание группе № 2 Каковы  важнейшие химические  свойства метана?  Ответ подтвердите уравнениями  хим.  реакций.                                                   Задание группе № 5 По предложенным схемам (Приложение  № 1)   Расскажите о  применение метана и его  производных 4. Первичный  Выполнение тестовых заданий с  Самостоятельно выполняют тестовые задания и  ­ самостоятельный  учет выделенныхконтроль уровня  освоения знаний последующей самопроверкой. осуществляют самоконтроль по ключу Выполнение тестовых заданий.  ( Приложение № 2) Высказывают мнения, аргументируют их на основе  полученных знаний и способов действий Мr(воздуха) = 29 Мr(CH4) =16  5. Коррекция знаний  и способов действий Фронтальная работа  1) Беседа: ­ «Если вы почувствовали запах газа,  звоните по телефону 104».  Какие особенности метана обусловили  необходимость такого предупреждения? ­ В каменноугольных шахтах обязательно  используют датчики, которые фиксируют  концентрацию метана в воздухе. Почему  их устанавливают под самой кровлей  забоя?   ­ Составьте (устно)  молекулярные  формулы  алканов,  содержащих в своём составе: А) 12 атомов углерода; Б) 30 атомов водорода; ориентиров действия в новом учебном  материале (Р); ­ волевая  саморегуляция (Р); ­ использование общих приемов решения  задач (П); ­ осуществление  самоконтроля по  результату и по  способу действия (Р); ­ самостоятельная  адекватная оценка  правильности  результатов действия,  ­ анализ, сравнение,  классификация (П); ­ волевая  саморегуляция (Р); ­ познавательная  инициатива (Р); ­ использование общих приемов решения  задач (П); внесение необходимых корректив (Р); ­ выделение и  формулирование  проблемы (П); ­ подведение под  понятие (П); ­ выведение  следствий,2) Анализ тестовых заданий 3) Работа у доски ­ Составьте структурные формулы  пропана и  бутана  ­ Составьте уравнения реакций  А) горение этана; Б) горения пропана; В) хлорирование этана; 6. Закрепление Работа в группах 1) Определить плюсы и минусы   свойств метана при   использовании его человеком Работают в группе над поставленными заданиями Высказывают мнения, аргументируют их на основе  полученных знаний Предположительный ответ группы № 1 ­Выделяет при сгорании большое количество  теплоты. ­Сгорает без образования золы; ­Метан – ценное химическое сырье ­В соответствии с уравнением реакции смеси  метана с кислородом в соотношении 1:2 и с  воздухом (1:10) взрывоопасны; 2) Составьте вывод по теме урока Предположительный ответ группы № 2 Алканы  ­ углеводороды, в молекулах которых  между атомами углерода имеются только  одинарные связи. Общая формула предельных  доказательство (П); ­ адекватное  использование речи  для планирования и  регуляции своей  деятельности (К) ­ коррекция (Р); ­ волевая  саморегуляция (Р); ­ подведение под  понятие (П); ­ построение речевых  высказываний (П); ­ выведение следствий (П); ­ планирование  учебного  сотрудничества (К); ­ адекватное  использование  речевых средств для  решения  коммуникационных  задач (К)углеводородов ­ CnH2n+2 . Для них характерны  реакции замещения.   Простейший представитель –  метан   CH4   Предположительный ответ группы № 3 Метан Газообразный, бесцветный Горит, взрывается, разлагается Метан – главная составная часть природного газа. Алканы Записывают в дневники домашнее задание, слушают инструктаж по  его выполнению  3) Составьте синквейн «Метан» 7. Домашнее задание 1. Составить краткий конспект § 52 2.Задания на выбор:  № 2,  № 4, тестовые задания  стр.183 3.Для тех, кто хочет знать больше: Используя электронное приложение,  ознакомьтесь с дополнительным  материалом и выполните тесты 4.Творческие задания (по желанию): Подготовьте устное сообщение на одну  из тем: « Роль метана в создании парникового  эффекта»8.  Подведение итогов. Рефлексия. «Канарейки – живые датчики метана» 1.           Рефлексия Что нового вы узнали на уроке? Что вы раньше знали? Что вам понравилось больше всего  на уроке? Что не понравилось? 2. Оценивание работы  в группе:  Если Вы были не очень активны на  уроке и  плохо выполнили тестовые  задания – хлопните 1 раз в ладоши Если Вы были довольно активны во время урока, но есть ещё много  «белых пятен» в этой теме  для вас и пока что не всё  у вас получается –   хлопните 2  раза в ладоши. Если Вы были активны во время  урока и внесли весомый вклад в  выполнение заданий  в группе,  справились  с тестовыми заданиями  – хлопните 3 раза в ладоши. А теперь давайте похлопаем друг  другу! ­ самооценка на  основе критерия  успешности (Л); ­ рефлексия способов  и условий действия  (П); ­ адекватное  понимание причин  успеха / неуспеха в  учебной деятельности  (Л); ­ формулирование и  аргументация своего  мнения (К); Критически оценивают свою включённость в  работу группы и общую работу на уроке. Оценивают работу своих товарищей 3.           Выставление отметок в дневникиПРИЛОЖЕНИЕ № 21) Формула газа, который образуется в болотах, накапливается в каменноугольных шахтах                         1. CO2      2. CO              3. CH4                 4.C2H4  2)Общая формула предельных углеводородов                                                  1. CnH2n                               2. CnH2n­2                           3.  CnH2n+2            4. CnH2n­6  3) Не является предельным  углеводородом                                                  1.C2H6              2.C3H8                       3. C5H10                 4.C6H14         5. CH4  4) Какой объём кислорода необходим для сжигания метана количеством вещества 2 моль                                                       1. 22,4 л              2. 4,48 л                   3. 44, 8 л                    4. 112 л 5) Выберите три верных утверждения 1.Метан – газ без цвета и запаха      2. Предельные углеводороды  могут  вступать в реакции присоединения 3.Метан используют как топливо     4.  Для метана и его гомологов характерны реакции замещения 5. Природный газ имеет резкий неприятный запах 6.  Вещество, структурная формула которого CH3­CH=CH­CH3 , относится  к классу Алканы 1 2 3 4 5   Задания № 1 -3 – 0,5 б. Задание № 4 – 2 б. Задание № 5 – 2 б., если допущена одна ошибка – 1 б., две и более – 0 б. 5,5 – 5 б. – Вы молодец! Предельные углеводороды и их роль ­ не тайна для вас!  4,5 ­ 3,5 б. – Вы хорошо потрудились, но вам ещё придётся приложить усилия, чтобы овладеть  прочными знаниями по данной теме.    3 б. и меньше ­ Ваши знания о  предельных углеводородах и их простейшем представителе – метане  на данный момент недостаточны!