Эта разработка урока химии в 10-ом классе знакомит обучающихся с предельными углеводородами. В разработке показывается почему этот класс органических соединений получил такое название, рассматриваются физические и химические свойства алканов. Здесь же рассматривается качественная реакция на предельные углеводороды. которая проходит только в присутствии светаразработка урока "Предельные углеводороды"
Муниципальное казённое учреждение «Алыгджерская средняя общеобразовательная школа
интернат»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ (9 КЛАСС)
НА ТЕМУ « ПРЕДЕЛЬНЫЕ (НАСЫЩЕННЫЕ) УГЛЕВОДОРОДЫ НА
ПРИМЕРЕ МЕТАНА
УРОК РАЗРАБОТАЛА:
Буракова И.П.
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ,Тема: «Предельные (насыщенные) углеводороды на примере метана»
Цели урока:
: воспитывать потребность в получении знаний, в самовыражении и самореализации;навыки сотрудничества, умения слушать, общаться в паре,
Дидактическая цель: создать условия для формирования представлений о предельных углеводородах на примере метана методом проблемнодеятельностного
обучения.
Образовательная цель : добиться осознания и усвоения понятий: предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, гомологическая разность; составлять
молекулярные и структурные формулы предельных углеводородов, исходя из общей формулы алканов; характеризовать физические и химические свойства метана, его
применение.
Воспитательная цель
группе.
Развивающая цель: формировать умения устанавливать причинноследственные связи через умение работать с текстом учебника, выстраивать логические цепочки,
сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные: знают, какие углеводороды называют предельными; умеют составлять молекулярные и структурные формулы предельных углеводородов, исходя из
общей формулы алканов; характеризовать физические и химические свойства метана, его применение.
Метапредметные
ЛичностныеУУД: умеют управлять своей познавательной деятельностью; осуществляют самоконтроль и самооценку.
Регулятивные УУД: самостоятельно ставят учебные цели и задачи; планируют пути достижения целей; адекватно оценивают правильность
выполнения действия и вносят необходимые коррективы; оценивают уровень достижения результата.
Коммуникативные УУД: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью;
строят монологическое высказывание; организуют и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, осуществляют контроль,
коррекцию, оценку действий партнёра, умеют убеждать; работают в группе — устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают.
Познавательные УУД: умеют выделять существенные характеристики объектов; устанавливают причинноследственные связи; решают учебно
практические задачи, требующие критического понимания текста, умеют преобразовывать текст, используя новые формы представления информации.Тип урока: изучение нового материала
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска.
Применяемые элементы технологий: методы проблемнодеятельностного обучения.
Учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химии 9 класс. М.: Просвещение, 2014.
№
п/п Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
1. Мотивация учебной
деятельности.
Проверяют готовность к уроку
Приветствуют учителя
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Создание условий для возникновения
индивидуальной внутренней
потребности осуществлять
деятельность.
Здравствуйте! Я рада вас всех видеть.
Сегодня на уроке мы будем говорить о
первом классе органических веществ.
Я уверена, что наша продуктивная
работа поможет нам достичь целей
сегодняшнего урока.
УДД,
формирующиес
я на данном
этапе
самоопределение
(Л);
внутренняя позиция
школьника (Л);
учебно
познавательная
мотивация (Л);
планирование
учебного
сотрудничества (К)
мотивационная
основа учебной
деятельности (Л);2.
Целеполагание и
мотивация изучения
данного материала
( выход на тему урока,
определение целей и
задач урока)
Тему нашего урока вы сможете
сформулировать, прослушав отрывок из
стихотворения и вставив пропущенные
слова.
Уголь лихо били пики,
Рокотали молотки,
И мерцали на них лики,
Как на солнце лепестки.
Слушают стихотворение, определяют пропущенное слово
И работа текла гладко,
Но не спал в пласте метан,
И готовился украдкой
Брызнуть в лаву, как фонтан.
Оставался час до смены,
И потом шабаш – домой,
Но метан внёс перемены,
Вспышкой грозной огневой.
Без цвета и запаха, очень летучий,
Он в шахте «суфляром» идёт из угля.
А может, в мгновение, взрывом могучим
Рвануть с такой силой, что вздрогнет
земля!
_______________
Метан относится к предельным или
насыщенным углеводородам. Он является
простейшим представителем этого класса.
Сформулируйте тему нашего урока.
«Предельные (насыщенные
углеводороды) на примере метана»
Высказывают предположения и с помощью учителя
формулируют тему урока
Называют уже известные сведения о метане
Формулируют цель и задачи урока, объясняют важность
данного материала
Личностные:
понимают значение
знаний для человека и
принимают его; имеют
желание учиться;
проявляют интерес к
изучаемому предмету,
понимают его
важность
Регулятивные:
самостоятельно
ставят учебные цели
и задачи
Коммуникативные
УУД: адекватно
используют речевые
средства3
Этап открытия
(усвоения) новых
знаний.
Итак, предельные углеводороды мы будем
изучать на примере метана, а что вам
известно про это вещество? ( газ,
который входит в состав природного;
используется в качестве топлива; его
формула – CH4 и др.)
Каковы цель и задачи нашего урока?
Для чего нужны нам эти знания?
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,
Пока идёшь за кем то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
1.Понятие о предельных углеводородах.
Индивидуальная работа с текстом
учебника (стр.181)
Какие углеводороды называют алканами?
Какова общая формула предельных
углеводородов?
Подчеркните формулы алканов:
C6H6; C5H10; C7H16; CH4 ; C6H10; C10H22
Работают с текстом учебника (выборочное чтение)
Отвечают на поставленные вопросы
Применяют знания общей формулы алканов и умения по
ней работать
учебно
познавательный
интерес (Л);
волевая
саморегуляция (Р);
анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
аналогия (П);
подведение под
понятие (П);
использование
знаково
символических
средств (П);
определение
основной и
второстепенной
информации (П);
учет разных мнений,
координирование в
сотрудничестве
разных позиций (К);
формулирование иРаботают в группе над поставленными заданиями
Представляют отчёт о выполненном задании в виде схем,
уравнений реакций
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации (К)
поиск и выделение
необходимой
информации (П);
умение
структурировать
знания (П);
смысловое чтение,
извлечение
необходимой
информации (П);
построение речевых
высказываний (П);
планирование
учебного
сотрудничества (К);
2. Метан – представитель предельных
углеводородов
Работа в группах
Задание группе № 1
Почему в природе так много метана?
Изучив материал § 52, а так же проработав
информацию из других источников
составьте схему
« Источники метана»
Задание группе № 2
Каковы важнейшие химические
свойства метана?
Ответ подтвердите уравнениями хим.
реакций.
Задание группе № 5
По предложенным схемам (Приложение
№ 1)
Расскажите о применение метана и его
производных
4.
Первичный
Выполнение тестовых заданий с
Самостоятельно выполняют тестовые задания и
самостоятельный
учет выделенныхконтроль уровня
освоения знаний
последующей самопроверкой.
осуществляют самоконтроль по ключу
Выполнение тестовых заданий.
( Приложение № 2)
Высказывают мнения, аргументируют их на основе
полученных знаний и способов действий
Мr(воздуха) = 29
Мr(CH4) =16
5.
Коррекция знаний
и способов действий
Фронтальная работа
1) Беседа:
«Если вы почувствовали запах газа,
звоните по телефону 104».
Какие особенности метана обусловили
необходимость такого предупреждения?
В каменноугольных шахтах обязательно
используют датчики, которые фиксируют
концентрацию метана в воздухе. Почему
их устанавливают под самой кровлей
забоя?
Составьте (устно) молекулярные
формулы
алканов, содержащих в своём составе:
А) 12 атомов углерода;
Б) 30 атомов водорода;
ориентиров действия в
новом учебном
материале (Р);
волевая
саморегуляция (Р);
использование общих
приемов решения
задач (П);
осуществление
самоконтроля по
результату и по
способу действия (Р);
самостоятельная
адекватная оценка
правильности
результатов действия,
анализ, сравнение,
классификация (П);
волевая
саморегуляция (Р);
познавательная
инициатива (Р);
использование общих
приемов решения
задач (П);
внесение необходимых
корректив (Р);
выделение и
формулирование
проблемы (П);
подведение под
понятие (П);
выведение
следствий,2) Анализ тестовых заданий
3) Работа у доски
Составьте структурные формулы
пропана и бутана
Составьте уравнения реакций
А) горение этана;
Б) горения пропана;
В) хлорирование этана;
6.
Закрепление
Работа в группах
1) Определить плюсы и минусы
свойств метана при
использовании его человеком
Работают в группе над поставленными заданиями
Высказывают мнения, аргументируют их на основе
полученных знаний
Предположительный ответ группы № 1
Выделяет при сгорании большое количество
теплоты.
Сгорает без образования золы;
Метан – ценное химическое сырье
В соответствии с уравнением реакции смеси
метана с кислородом в соотношении 1:2 и с
воздухом (1:10) взрывоопасны;
2) Составьте вывод по теме урока
Предположительный ответ группы № 2
Алканы углеводороды, в молекулах которых
между атомами углерода имеются только
одинарные связи. Общая формула предельных
доказательство (П);
адекватное
использование речи
для планирования и
регуляции своей
деятельности (К)
коррекция (Р);
волевая
саморегуляция (Р);
подведение под
понятие (П);
построение речевых
высказываний (П);
выведение следствий
(П);
планирование
учебного
сотрудничества (К);
адекватное
использование
речевых средств для
решения
коммуникационных
задач (К)углеводородов CnH2n+2 . Для них характерны
реакции замещения. Простейший представитель –
метан CH4
Предположительный ответ группы № 3
Метан
Газообразный, бесцветный
Горит, взрывается, разлагается
Метан – главная составная часть природного
газа.
Алканы
Записывают в дневники домашнее задание,
слушают инструктаж по его выполнению
3) Составьте синквейн «Метан»
7.
Домашнее задание
1. Составить краткий конспект § 52
2.Задания на выбор:
№ 2, № 4, тестовые задания стр.183
3.Для тех, кто хочет знать больше:
Используя электронное приложение,
ознакомьтесь с дополнительным
материалом и выполните тесты
4.Творческие задания (по желанию):
Подготовьте устное сообщение на одну
из тем:
« Роль метана в создании парникового
эффекта»8. Подведение итогов.
Рефлексия.
«Канарейки – живые датчики метана»
1.
Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы раньше знали?
Что вам понравилось больше всего
на уроке?
Что не понравилось?
2. Оценивание работы в группе:
Если Вы были не очень активны на
уроке и плохо выполнили тестовые
задания – хлопните 1 раз в ладоши
Если Вы были довольно активны во
время урока, но есть ещё много
«белых пятен» в этой теме для вас и
пока что не всё у вас получается –
хлопните 2 раза в ладоши.
Если Вы были активны во время
урока и внесли весомый вклад в
выполнение заданий в группе,
справились с тестовыми заданиями
– хлопните 3 раза в ладоши.
А теперь давайте похлопаем друг
другу!
самооценка на
основе критерия
успешности (Л);
рефлексия способов
и условий действия
(П);
адекватное
понимание причин
успеха / неуспеха в
учебной деятельности
(Л);
формулирование и
аргументация своего
мнения (К);
Критически оценивают свою включённость в
работу группы и общую работу на уроке.
Оценивают работу своих товарищей
3.
Выставление отметок в дневникиПРИЛОЖЕНИЕ № 21) Формула газа, который образуется в болотах, накапливается в каменноугольных шахтах
1. CO2 2. CO 3. CH4 4.C2H4
2)Общая формула предельных углеводородов
1. CnH2n 2. CnH2n2 3. CnH2n+2 4. CnH2n6
3) Не является предельным углеводородом
1.C2H6 2.C3H8 3. C5H10 4.C6H14 5. CH4
4) Какой объём кислорода необходим для сжигания метана количеством вещества 2 моль
1. 22,4 л 2. 4,48 л 3. 44, 8 л 4. 112 л
5) Выберите три верных утверждения
1.Метан – газ без цвета и запаха 2. Предельные углеводороды могут вступать в реакции присоединения
3.Метан используют как топливо 4. Для метана и его гомологов характерны реакции замещения
5. Природный газ имеет резкий неприятный запах
6. Вещество, структурная формула которого CH3CH=CHCH3 , относится к классу Алканы
1
2
3
4
5
Задания № 1 -3 – 0,5 б.
Задание № 4 – 2 б.
Задание № 5 – 2 б., если
допущена одна ошибка –
1 б., две и более – 0 б.
5,5 – 5 б. – Вы молодец! Предельные углеводороды и их роль не тайна для вас!
4,5 3,5 б. – Вы хорошо потрудились, но вам ещё придётся приложить усилия, чтобы овладеть
прочными знаниями по данной теме.
3 б. и меньше Ваши знания о предельных углеводородах и их простейшем представителе – метане
на данный момент недостаточны!