Разработка урока на тему "Предельные углеводороды"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
03.03.2017
Эта разработка урока химии в 10-ом классе знакомит обучающихся с предельными углеводородами. В разработке показывается почему этот класс органических соединений получил такое название, рассматриваются физические и химические свойства алканов. Здесь же рассматривается качественная реакция на предельные углеводороды. которая проходит только в присутствии светаразработка урока "Предельные углеводороды"
предельные углеводороды.docx
Муниципальное казённое учреждение «Алыгджерская средняя общеобразовательная школа
интернат»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ (9 КЛАСС)
НА ТЕМУ « ПРЕДЕЛЬНЫЕ (НАСЫЩЕННЫЕ) УГЛЕВОДОРОДЫ НА
ПРИМЕРЕ МЕТАНА
УРОК РАЗРАБОТАЛА:
Буракова И.П.
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ, Тема: «Предельные (насыщенные) углеводороды на примере метана»
Цели урока:
: воспитывать потребность в получении знаний, в самовыражении и самореализации;навыки сотрудничества, умения слушать, общаться в паре,
Дидактическая цель: создать условия для формирования представлений о предельных углеводородах на примере метана методом проблемнодеятельностного
обучения.
Образовательная цель : добиться осознания и усвоения понятий: предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, гомологическая разность; составлять
молекулярные и структурные формулы предельных углеводородов, исходя из общей формулы алканов; характеризовать физические и химические свойства метана, его
применение.
Воспитательная цель
группе.
Развивающая цель: формировать умения устанавливать причинноследственные связи через умение работать с текстом учебника, выстраивать логические цепочки,
сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные: знают, какие углеводороды называют предельными; умеют составлять молекулярные и структурные формулы предельных углеводородов, исходя из
общей формулы алканов; характеризовать физические и химические свойства метана, его применение.
Метапредметные
ЛичностныеУУД: умеют управлять своей познавательной деятельностью; осуществляют самоконтроль и самооценку.
Регулятивные УУД: самостоятельно ставят учебные цели и задачи; планируют пути достижения целей; адекватно оценивают правильность
выполнения действия и вносят необходимые коррективы; оценивают уровень достижения результата.
Коммуникативные УУД: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью;
строят монологическое высказывание; организуют и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, осуществляют контроль,
коррекцию, оценку действий партнёра, умеют убеждать; работают в группе — устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают.
Познавательные УУД: умеют выделять существенные характеристики объектов; устанавливают причинноследственные связи; решают учебно
практические задачи, требующие критического понимания текста, умеют преобразовывать текст, используя новые формы представления информации. Тип урока: изучение нового материала
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска.
Применяемые элементы технологий: методы проблемнодеятельностного обучения.
Учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химии 9 класс. М.: Просвещение, 2014.
№
п/п Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
1. Мотивация учебной
деятельности.
Проверяют готовность к уроку
Приветствуют учителя
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Создание условий для возникновения
индивидуальной внутренней
потребности осуществлять
деятельность.
Здравствуйте! Я рада вас всех видеть.
Сегодня на уроке мы будем говорить о
первом классе органических веществ.
Я уверена, что наша продуктивная
работа поможет нам достичь целей
сегодняшнего урока.
УДД,
формирующиес
я на данном
этапе
самоопределение
(Л);
внутренняя позиция
школьника (Л);
учебно
познавательная
мотивация (Л);
планирование
учебного
сотрудничества (К)
мотивационная
основа учебной
деятельности (Л); 2.
Целеполагание и
мотивация изучения
данного материала
( выход на тему урока,
определение целей и
задач урока)
Тему нашего урока вы сможете
сформулировать, прослушав отрывок из
стихотворения и вставив пропущенные
слова.
Уголь лихо били пики,
Рокотали молотки,
И мерцали на них лики,
Как на солнце лепестки.
Слушают стихотворение, определяют пропущенное слово
И работа текла гладко,
Но не спал в пласте метан,
И готовился украдкой
Брызнуть в лаву, как фонтан.
Оставался час до смены,
И потом шабаш – домой,
Но метан внёс перемены,
Вспышкой грозной огневой.
Без цвета и запаха, очень летучий,
Он в шахте «суфляром» идёт из угля.
А может, в мгновение, взрывом могучим
Рвануть с такой силой, что вздрогнет
земля!
_______________
Метан относится к предельным или
насыщенным углеводородам. Он является
простейшим представителем этого класса.
Сформулируйте тему нашего урока.
«Предельные (насыщенные
углеводороды) на примере метана»
Высказывают предположения и с помощью учителя
формулируют тему урока
Называют уже известные сведения о метане
Формулируют цель и задачи урока, объясняют важность
данного материала
Личностные:
понимают значение
знаний для человека и
принимают его; имеют
желание учиться;
проявляют интерес к
изучаемому предмету,
понимают его
важность
Регулятивные:
самостоятельно
ставят учебные цели
и задачи
Коммуникативные
УУД: адекватно
используют речевые
средства 3
Этап открытия
(усвоения) новых
знаний.
Итак, предельные углеводороды мы будем
изучать на примере метана, а что вам
известно про это вещество? ( газ,
который входит в состав природного;
используется в качестве топлива; его
формула – CH4 и др.)
Каковы цель и задачи нашего урока?
Для чего нужны нам эти знания?
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,
Пока идёшь за кем то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
1.Понятие о предельных углеводородах.
Индивидуальная работа с текстом
учебника (стр.181)
Какие углеводороды называют алканами?
Какова общая формула предельных
углеводородов?
Подчеркните формулы алканов:
C6H6; C5H10; C7H16; CH4 ; C6H10; C10H22
Работают с текстом учебника (выборочное чтение)
Отвечают на поставленные вопросы
Применяют знания общей формулы алканов и умения по
ней работать
учебно
познавательный
интерес (Л);
волевая
саморегуляция (Р);
анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
аналогия (П);
подведение под
понятие (П);
использование
знаково
символических
средств (П);
определение
основной и
второстепенной
информации (П);
учет разных мнений,
координирование в
сотрудничестве
разных позиций (К);
формулирование и Работают в группе над поставленными заданиями
Представляют отчёт о выполненном задании в виде схем,
уравнений реакций
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации (К)
поиск и выделение
необходимой
информации (П);
умение
структурировать
знания (П);
смысловое чтение,
извлечение
необходимой
информации (П);
построение речевых
высказываний (П);
планирование
учебного
сотрудничества (К);
2. Метан – представитель предельных
углеводородов
Работа в группах
Задание группе № 1
Почему в природе так много метана?
Изучив материал § 52, а так же проработав
информацию из других источников
составьте схему
« Источники метана»
Задание группе № 2
Каковы важнейшие химические
свойства метана?
Ответ подтвердите уравнениями хим.
реакций.
Задание группе № 5
По предложенным схемам (Приложение
№ 1)
Расскажите о применение метана и его
производных
4.
Первичный
Выполнение тестовых заданий с
Самостоятельно выполняют тестовые задания и
самостоятельный
учет выделенных контроль уровня
освоения знаний
последующей самопроверкой.
осуществляют самоконтроль по ключу
Выполнение тестовых заданий.
( Приложение № 2)
Высказывают мнения, аргументируют их на основе
полученных знаний и способов действий
Мr(воздуха) = 29
Мr(CH4) =16
5.
Коррекция знаний
и способов действий
Фронтальная работа
1) Беседа:
«Если вы почувствовали запах газа,
звоните по телефону 104».
Какие особенности метана обусловили
необходимость такого предупреждения?
В каменноугольных шахтах обязательно
используют датчики, которые фиксируют
концентрацию метана в воздухе. Почему
их устанавливают под самой кровлей
забоя?
Составьте (устно) молекулярные
формулы
алканов, содержащих в своём составе:
А) 12 атомов углерода;
Б) 30 атомов водорода;
ориентиров действия в
новом учебном
материале (Р);
волевая
саморегуляция (Р);
использование общих
приемов решения
задач (П);
осуществление
самоконтроля по
результату и по
способу действия (Р);
самостоятельная
адекватная оценка
правильности
результатов действия,
анализ, сравнение,
классификация (П);
волевая
саморегуляция (Р);
познавательная
инициатива (Р);
использование общих
приемов решения
задач (П);
внесение необходимых
корректив (Р);
выделение и
формулирование
проблемы (П);
подведение под
понятие (П);
выведение
следствий, 2) Анализ тестовых заданий
3) Работа у доски
Составьте структурные формулы
пропана и бутана
Составьте уравнения реакций
А) горение этана;
Б) горения пропана;
В) хлорирование этана;
6.
Закрепление
Работа в группах
1) Определить плюсы и минусы
свойств метана при
использовании его человеком
Работают в группе над поставленными заданиями
Высказывают мнения, аргументируют их на основе
полученных знаний
Предположительный ответ группы № 1
Выделяет при сгорании большое количество
теплоты.
Сгорает без образования золы;
Метан – ценное химическое сырье
В соответствии с уравнением реакции смеси
метана с кислородом в соотношении 1:2 и с
воздухом (1:10) взрывоопасны;
2) Составьте вывод по теме урока
Предположительный ответ группы № 2
Алканы углеводороды, в молекулах которых
между атомами углерода имеются только
одинарные связи. Общая формула предельных
доказательство (П);
адекватное
использование речи
для планирования и
регуляции своей
деятельности (К)
коррекция (Р);
волевая
саморегуляция (Р);
подведение под
понятие (П);
построение речевых
высказываний (П);
выведение следствий
(П);
планирование
учебного
сотрудничества (К);
адекватное
использование
речевых средств для
решения
коммуникационных
задач (К) углеводородов CnH2n+2 . Для них характерны
реакции замещения. Простейший представитель –
метан CH4
Предположительный ответ группы № 3
Метан
Газообразный, бесцветный
Горит, взрывается, разлагается
Метан – главная составная часть природного
газа.
Алканы
Записывают в дневники домашнее задание,
слушают инструктаж по его выполнению
3) Составьте синквейн «Метан»
7.
Домашнее задание
1. Составить краткий конспект § 52
2.Задания на выбор:
№ 2, № 4, тестовые задания стр.183
3.Для тех, кто хочет знать больше:
Используя электронное приложение,
ознакомьтесь с дополнительным
материалом и выполните тесты
4.Творческие задания (по желанию):
Подготовьте устное сообщение на одну
из тем:
« Роль метана в создании парникового
эффекта» 8. Подведение итогов.
Рефлексия.
«Канарейки – живые датчики метана»
1.
Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы раньше знали?
Что вам понравилось больше всего
на уроке?
Что не понравилось?
2. Оценивание работы в группе:
Если Вы были не очень активны на
уроке и плохо выполнили тестовые
задания – хлопните 1 раз в ладоши
Если Вы были довольно активны во
время урока, но есть ещё много
«белых пятен» в этой теме для вас и
пока что не всё у вас получается –
хлопните 2 раза в ладоши.
Если Вы были активны во время
урока и внесли весомый вклад в
выполнение заданий в группе,
справились с тестовыми заданиями
– хлопните 3 раза в ладоши.
А теперь давайте похлопаем друг
другу!
самооценка на
основе критерия
успешности (Л);
рефлексия способов
и условий действия
(П);
адекватное
понимание причин
успеха / неуспеха в
учебной деятельности
(Л);
формулирование и
аргументация своего
мнения (К);
Критически оценивают свою включённость в
работу группы и общую работу на уроке.
Оценивают работу своих товарищей
3.
Выставление отметок в дневники ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 1) Формула газа, который образуется в болотах, накапливается в каменноугольных шахтах
1. CO2 2. CO 3. CH4 4.C2H4
2)Общая формула предельных углеводородов
1. CnH2n 2. CnH2n2 3. CnH2n+2 4. CnH2n6
3) Не является предельным углеводородом
1.C2H6 2.C3H8 3. C5H10 4.C6H14 5. CH4
4) Какой объём кислорода необходим для сжигания метана количеством вещества 2 моль
1. 22,4 л 2. 4,48 л 3. 44, 8 л 4. 112 л
5) Выберите три верных утверждения
1.Метан – газ без цвета и запаха 2. Предельные углеводороды могут вступать в реакции присоединения
3.Метан используют как топливо 4. Для метана и его гомологов характерны реакции замещения
5. Природный газ имеет резкий неприятный запах
6. Вещество, структурная формула которого CH3CH=CHCH3 , относится к классу Алканы
1
2
3
4
5
Задания № 1 -3 – 0,5 б.
Задание № 4 – 2 б.
Задание № 5 – 2 б., если
допущена одна ошибка –
1 б., две и более – 0 б.
5,5 – 5 б. – Вы молодец! Предельные углеводороды и их роль не тайна для вас!
4,5 3,5 б. – Вы хорошо потрудились, но вам ещё придётся приложить усилия, чтобы овладеть
прочными знаниями по данной теме.
3 б. и меньше Ваши знания о предельных углеводородах и их простейшем представителе – метане
на данный момент недостаточны!
Разработка урока на тему "Предельные углеводороды"
Разработка урока на тему "Предельные углеводороды"
Разработка урока на тему "Предельные углеводороды"
Разработка урока на тему "Предельные углеводороды"
Разработка урока на тему "Предельные углеводороды"
Разработка урока на тему "Предельные углеводороды"
Разработка урока на тему "Предельные углеводороды"
Разработка урока на тему "Предельные углеводороды"
Разработка урока на тему "Предельные углеводороды"
Разработка урока на тему "Предельные углеводороды"
Разработка урока на тему "Предельные углеводороды"
Разработка урока на тему "Предельные углеводороды"
Разработка урока на тему "Предельные углеводороды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.