Разработка урока на тему "Предложения с обращениями"
Оценка 5

Разработка урока на тему "Предложения с обращениями"

Оценка 5
Разработки уроков
rtf
русский язык
8 кл
25.02.2017
Разработка урока  на тему "Предложения  с обращениями"
В разработке урока представлен материал на повторение и закрепление знаний учащихся об обращении, его использовании не только в современно литературном языке, но и в древние времена; обращается внимание учащихся и на этикетные обращения. Урок построен в формате подготовки к ОГЭКонспект урока
КОНСПЕКТ.rtf
ТЕМА: Предложения с обращениями ЦЕЛЬ: повторение и закрепление сведений об обращении, полученных 5­7 кл.,  формирование умений находить обращения в тексте, научить употреблять  обращения в соответствии с речевой ситуацией, воспитание любви к русскому  языку. ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с заданиями, учебник ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний                               ХОД УРОКА 1. ОРГ. МОМЕНТ. 2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.                             СКАЗКА   Слонёнок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как он лежал  на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя внимание.  Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слонёнок трубил: «Э – э – эй !!!» Но Крокодил молчал, как будто в рот воды набрал ­ Что же сделать, чтобы он нас  услышал? – размышлял Слонёнок. ­ Я придумала, я придумала! – закричала Мартышка, ­ давайте к нему  обратимся!!!! ­ Крокодил! – закричали гости хором. – Мы пришли к тебе! ­ Кто это обращается ко мне так вежливо? – приоткрыл один глаз Крокодил.    И тут Мартышка вскрикнула: ­ Я поняла!  Учитель: Ребята, что поняла Мартышка???? СЛОВО УЧИТЕЛЯ: ­Так что же нужно сделать, чтобы тебя услышали? (ответ детей). Вот сегодня мы и поговорим об этом. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тема урока: «Предложения с обращениями» 3.  Слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращается с речью,  называется обращением. Итак, ребята, мы сегодня узнаем: 1. что такое обращение. 2. является ли членом предложения обращения. 3. какими знаками препинания выделяются на письме обращения. 4. научимся находить их в предложениях. 5. научимся отличать обращение от подлежащего. Прочитаем предложения. (предложения на доске без знаков препинания!) 1. Красота, дочка, бывает разной. 2. Я верю в тебя, мой друг. 3. Благодарю тебя, сыночек, за хлопоты. 4. Пожелай мне доброго пути, солнышко. 5. Эвелина! Тебя ищет твоя подруга. Ответим на вопросы. 1. К кому или к чему обращаются в каждом предложении? 2. Где в предложении может находиться обращение? 3. Как в предложениях выделяются обращения? Чтение правила с учебника. Прочитайте предложения и ответьте на вопрос: В роли каких членов  предложения выступает слово «Россия»? В европейской части России есть всё: и возвышенности, и равнины, и луга, и  леса.  (Обстоятельство) Родина многих художников – Россия. (Сказуемое) Люблю тебя, Россия! (Не является членом предложения) Допетровская Россия имела свою живопись. (Подлежащее) Лети, ветер, за тридевять земель, в тридесятое царство, достань живой и  мёртвой воды. ­­­­эти предложения читаются учителем!!! «Избушка, повернись ко мне лицом!» — попросил Иванушка. Учитель:  ­ Как вы думаете, ребята, где в этих предложениях обращения?  Какую роль они выполняют? (Они называют того человека, к которому обращена речь, или тот предмет, к  которому говорящий обращается так, как будто это живое существо.) ­ Как называется приём, когда неживое воспринимается как живое?  (Олицетворение) ­ Какие знаки ставятся при обращении?  1.Если обращение стоит в начале или в конце предложения, ставится запятая.  2.Если обращение стоит в середине предложения, оно выделяется с двух сторон.   3.Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками. (Но: перед обращением может стоять и междометие о (=ах),  которое отделяется запятой или восклицательным знаком).  4.Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не  разделяются.   О, Ангелина, сегодня ты пришла вовремя!   О юность, как ты прекрасна!   Серёжа и Гоша, после урока подойдите ко мне!  Ах, какой сегодня прекрасный день!  5. Частицы а и да, стоящие перед повторяющими обращениями, запятой от  них не отделяются, а перед ними запятая ставится.  Люман, а Люман, не отвлекайся! 6. Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере: Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?». Что за форма старче?   В обращении у нас обычно используется именительный  падеж.  А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко  старухе…Сравните с более древним текстом: Пойди, княже, с нами.( «Повесть временных лет»)    Князь­княже; старик­старче­ во всех этих случаях перед нами устаревший  падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при  обращении. Во многих языках отказались от звательного падежа, не только в  русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно. Сохранился он в  некоторых славянских языках, например, в украинском. Этикетные обращения. Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость. Сравните: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное  известие. (Н. Гоголь.) Прощай, ваше благородие!(А. Пушкин)   ­ Платить, дядя, надо, ­ тихо сказал кондуктор ­ Мамаша , гляди, пакет унесут.  Жизнь обращений сегодня.  Проблемная ситуация . Как бы обратились друг к незнакомому человеку с просьбой указать дорогу к  библиотеке?  7. Групповая работа (для слабых учащихся) Карточки распечатаны и лежат  на столах Спишите, расставляя знаки препинания 1. Красуйся град Петров и стой непоколебимо, как Россия. (А. Пушкин)  2. А ты что ж кумушка в дорогу?  (И. Крылов) 3. Привет тебе мой край родной с твоими тёмными лесами. (С. Дрожжин)     4. Рисуй художник вдохновенный картины родины моей.(С. Дрожжин)  5. Ты помнишь Алёша дороги Смоленщины?(К.Симонов) І. Первый вариант. Выписать предложения, в которых есть обращения. Знаки  препинания не проставлены. 1. Идущий вперед направляет других. 2. Я люблю тебя жизнь! 3. Алексей Николаевич каковы у него планы на будущее? 4. У каждого человека свои достоинства. 5. Множатся твои весна желанные приметы. 6. Жизнь дана на добрые дела. 7. Мой край родной как ты прекрасен в этот вечер. 8. Над степью Крыма звезды сверкайте. 2. Второй вариант. Выписать предложения, в которых нет обращения. Знаки  препинания не расставлены. 1. Марлен никогда ничего не делает наполовину. 2. Друзья говорили об искусстве. 3. Я верю в тебя дядя. 4. Здравствуй ясное солнышко. 5. Дети внимательно слушали сказку. 6. Дима когда я смогу помочь тебя? 7. Елена Николаевна поздравляем с праздником! 8. Дорога нас в дальние дали зовет. 8. ­Ребята, мы сегодня познакомимся с японской сказкой «Самый лучший  садовник» и новой темой. Нияра, тебя нравится сказки? ­ Ребята, почему именно Нияра ответила? (Потому что к ней обратились.) ­ Как я обратилась?(Назвали её имя.) Многие уверены, что сказки предназначены для детей. Вы согласны с этим  мнением? Почему?                                             Самый лучший садовник 1.Когда­то в Японии, в отдаленной горной деревушке жил добрый старик со  своею старухой. 2.Однажды, когда старик работал на своем рисовом поле, к  нему подбежал белый щенок. 3.Щенок визжал и скулил: его прогнал из дома  жадный сосед. 4."Ах бедняжка!" ­ сказал добрый старик. 5.Он взял щенка с  собой и назвал его Сиро ("Сиро" по­японски означает "белый"). 6.Старик и его жена очень полюбили Сиро. 7.Тот, в свою очередь, привязался  к старой паре и помогал старику в его ежедневных трудах. 8.Сиро хорошо ел и  быстро превратился в большого и красивого пса. 9.И вот, в один из дней, Сиро  пошел вместе со стариком на прогулку. 10.Когда они дошли до вершины холма,  Сиро остановился и начал громко лаять: "Гав­гав! Здесь копай! Гав­гав! Мой  любимый хозяин здесь копай!".11. Как только добрый старик стал копать в том  месте, где указал ему Сиро, к его изумлению из земли начал бить фонтан  сверкающих золотых монет. 12.Однажды об этом чуде прослышал жадный сосед. 13.Он прибежал в дом к добрым старикам и закричал: "Старик когда­то эта  собака была моя! 14.Дай мне ее взаймы на один день!" 15.Затем он схватил Сиро, надел на него крепкий ошейник и потащил с собой на вершину холма. 17. "Где золото собака?" ­ кричал на несчастного пса злой сосед.18. Бедный пес  заскулил от страха.19. "Ага! Это здесь!" ­ обрадовался жадина и стал копать.  20.Но вместо золота из­под земли стал бить фонтан из змей, червяков и мусора. 21."Да как ты смел щенок!" ­ в ярости закричал сосед и убил бедного  Сиро.22. Очень опечалились старик со старухой, когда узнали о смерти своего  любимца. 23.Они решили похоронить Сиро. 24.На следующий день над могилой  Ситро выросло высокое дерево. 25.Как­то старик сказал: "Наш Сиро очень любил рисовые лепешки. 26.Давай  напечем и отнесем немножко на его могилу." 27.Он срубил дерево, которое  выросло над могилой Сиро и сделал из него ступку. 28.Затем они принялись  готовить. 29.Но как только старик кидал рис в ступку, тот превращался в  золотые монеты! 30.Когда об этом узнал жадный сосед, он выпросил у старика ступку и принес  домой. 31.Дома он тоже стал кидать рис в ступку, но вместо золота на его глазах рис превращался в черную грязь. 32."Да что же это такое!?" ­ с этим криком он  разбил ступку на мелкие части и сжег. 33.Добрый старик бережно собрал пепел ступки, положил его в коробочку и  понес домой.          34.Внезапно налетевший порыв ветра поднял облачко пепла и понес его на  засохшее дерево.  35.К удивлению старика, на мертвой вишне вдруг  распустились изумительной красоты цветы. 36.Тогда он стал посыпать этим пеплом все высохшие деревья, и мертвая роща превратилась в цветущий  вишневый сад.37. Вскоре весть об этом чуде достигла ушей самого императора,  и тот послал за стариком. 38."А ну, покажи нам свое искусство!" ­ приказал император. 39.Тогда добрый  старик посыпал пеплом стоявшие рядом деревья, на которых появились  волшебные цветы. 40."Отлично!" ­ воскликнул император, ­ "Отлично! Ты  лучший садовник во всей Японии." 41."Великий император вы ошибаетесь: это я лучший садовник в Японии!" ­  раздался крик. 42.Это жадный старик появился. 43.Он принес с собой  оставшийся пепел волшебной ступки.44. Он быстро­быстро начал раскидывать  пепел по сторонам. 45.Но этот пепел так и остался пеплом. 46.Этот пепел  забился в глаза и в нос императору. 47."Ты не садовник, а просто глупец!" ­  сказал император и бросил жадного  старика в тюрьму. Задание: Выписать из текста номера предложений с обращениями,            объяснить знаки препинания. ( 4, 10. 13, 17, 21, 41)     9.Рефлексия. Верные и неверные утверждения.   1. Обращение – это слова или сочетания слов, называющие того, к кому  обращаются с речью       2. В предложении обращения могут быть главными членами предложения  3. Обращение может находиться в любой части предложения  4. Обращение произносится с особой, звательной интонацией  5. Обращение имеет форму именительного падежа  6. Обращения могут быть только одушевленными именами  существительными  7. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком  8. В этом предложении есть обращение. Садовник довёл до совершенства  своё мастерство.  9. В этом предложении нет обращения. Люди, жизнь дана на добрые дела. Оценивание.   Вернемся к нашей сказке. Старик, благодаря доброму сердцу, добрым  поступкам, стал самым лучшим садовником, а где оказался его жадный сосед?  Как вы думаете, он осознал свою вину? 10. Домашнее задание: параграф…., выучить правила, Задание для 1группы: Написать письмо ­ раскаяние от имени соседа старику, употребляя обращения. Задание для 2 группы: Написать письмо – утешение старика соседу, употребляя обращения. Задание для 3 группы: упр.    (для слабых) Если осталось время!!!!! Устная работа. Есть ли в предложениях обращение? 1. Платком взмахнула у ворот моя любимая. 2. Я вернусь к тебе Россия. 3. С чего начинается Родина?      4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает гостей. 6. Любимый город может спать спокойно. 7. Утоли мою жажду каплей росы. 8. Жизнь моя ничуть не стала тише… 9. Поклон тебе он шлет моя любимая. 10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!

Разработка урока на тему "Предложения с обращениями"

Разработка урока  на тему "Предложения  с обращениями"

Разработка урока на тему "Предложения с обращениями"

Разработка урока  на тему "Предложения  с обращениями"

Разработка урока на тему "Предложения с обращениями"

Разработка урока  на тему "Предложения  с обращениями"

Разработка урока на тему "Предложения с обращениями"

Разработка урока  на тему "Предложения  с обращениями"

Разработка урока на тему "Предложения с обращениями"

Разработка урока  на тему "Предложения  с обращениями"

Разработка урока на тему "Предложения с обращениями"

Разработка урока  на тему "Предложения  с обращениями"

Разработка урока на тему "Предложения с обращениями"

Разработка урока  на тему "Предложения  с обращениями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017