Разработка урока на тему "Щелочноземельные металлы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаю вашему вниманию разработку урока о щелочноземельных металлах. Этот материал я использую при проведении урока в 9-ом классе и при обобщении сведений по теме "Металлы". В разработке представлены сведения о физических и химических свойствах металлов, об областях их использования и нахождении в природе.разработка урока "Щелочноземельные металлы"
Иконка файла материала Щелочноземельные металлы.docx
Щелочноземельные металлы (9­й класс) Учитель Буракова Ирина Прокопьевна Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: комбинированный урок Задачи урока: Обучающие: формирование знаний учащихся о щелочноземельных элементах как типичных  металлах, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими). Развивающие: развитие умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из  различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы. Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных  качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к  порученному делу. Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся. Оснащение: компьютер, таблица по технике безопасности, диск “Виртуальная лаборатория по  химии”, презентация. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Вводное слово учителя. Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни  современного человека. На предыдущих уроках мы познакомились с элементами I группы главной  подгруппы – щелочными металлами. Сегодня приступаем к изучению металлов II группы главной  подгруппы ­ щелочноземельных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам  необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках. 3. Актуализация знаний. Беседа. ­ Где находятся щелочные металлы в периодической системе Д.И. Менделеева? Ученик: ­ В периодической системе щелочные металлы расположены в I группе главной подгруппе, на  внешнем уровне 1 электрон, который щелочные металлы легко отдают, поэтому во всех  соединениях они проявляют степень окисления +1. С увеличением размеров атомов от лития к  францию энергия ионизации атомов уменьшается и, как правило, возрастает их химическая  активность. Учитель:­ Физические свойства щелочных металлов? Ученик: ­ Все щелочные металлы серебристо­белого цвета с незначительными оттенками, лёгкие, мягкие и  легкоплавкие. Их твёрдость и температура плавления закономерно снижаются от лития к цезию. Учитель: ­ Знания Химических свойств щелочных металлов проверим в виде небольшой проверочной работы  по вариантам:    I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия натрия с кислородом, хлором,  водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель. I I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия лития с кислородом, хлором,  водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель. I I I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия калия с кислородом, хлором,  водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель. Учитель: Тема нашего урока “Щелочноземельные металлы” Задачи урока: Дать общую характеристику щелочноземельным металлам. Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические свойства. Узнать о важнейших соединениях этих металлов. Определить области применения этих соединений. ­ Наш план урока написан на доске, будем работать соответственно плана,  просмотрим презентацию. 1. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева. 2. Строение атома щелочных металлов. 3. Физические свойства. 4. Химические свойства. 5. Применение щелочноземельных металлов. Беседа. Учитель: Исходя, из полученных ранее знаний ответим на следующие вопросы: Для ответа воспользуемся  периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева . 1. Перечислите щелочноземельные металлы Ученик: ­ Это магний, кальций, стронций, барий, радий.Учитель: 2. Почему данные металлы назвали щелочноземельными? Ученик: Происхождение этого названия связано с тем, что их гидроксиды являются щелочами, а оксиды по  тугоплавкости сходны с оксидами алюминия и железа, носившими ранее общее название "земли" Учитель: 3. Расположение щелочноземельные металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Ученик: ­ II группа главная подгруппа. У металлов II группы главной подгруппы на внешнем  энергетическом уровне содержится по 2 электрона, находящихся на меньшем удалении от ядра,  чем у щелочных металлов. Поэтому их восстановительные свойства хотя и велики, но все же менее, чем у элементов I группы. Усиление восстановительных свойств также наблюдается при переходе  от Mg к Ba, что связано с увеличением радиусов их атомов, во всех соединениях проявляют  степень окисления +2. Учитель: Физические свойства щелочноземельных металлов? Ученик: ­ Металлы II группы главной подгруппы ­ это серебристо­белые вещества, хорошо проводящие  тепло и электрический ток. Плотность их возрастает от Be к Ba, а температура плавления,  наоборот, уменьшается. Они значительно тверже щелочных металлов. Все, кроме бериллия,  обладают способностью окрашивать пламя в разные цвета. Проблема: В каком виде щелочноземельные металлы встречаются в природе? Почему в природе щелочноземельные металлы в основном существуют в виде соединений? Ответ: В природе щелочноземельные металлы находятся в виде соединений, потому что обладают  высокой химической активностью, которая в свою очередь, зависит от особенностей электронного  строения атомов (наличие двух неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне) Физкультминутка – отдых глазам. Учитель: ­ Зная общие физические свойства, активность металлов, предположите химические свойства  щелочноземельных металлов. С какими веществами взаимодействуют щелочные металлы? Ученик: ­ Щелочноземельные металлы взаимодействуют как с простыми веществами, и сложными. Активно  взаимодействуют почти со всеми неметаллами ( с галогенами, водородом, образуя гидриды). Из  сложных веществ с водой – образуя растворимые в воде основания – щелочи и с кислотами. Учитель:­ А теперь на опытах убедимся, в правильности наших предположениях о химических свойствах  щелочноземельных металлов. 4. Лабораторная работа по виртуальной лаборатории. Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочноземельных металлов. Повторяем правила техники безопасности для работы со щелочноземельными металлами.     работать в вытяжном шкафу на подносе сухими руками брать в малых количествах Работаем с текстом, который читаем по виртуальной лаборатории. Опыт № 1.Взаимодействие кальция с водой. Опыт № 2. Горение магния, кальция, стронция, бария Записать уравнения реакции и наблюдения в тетрадь. 5. Подведение итогов урока, выставление оценок. 5. Рефлексия. Что запомнилось на уроке, что понравилось. 6. Домашнее задание. § 12 упр.1(б) упр.4 Литература. 1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9.­ Москва.: Просвещение, 2013 2. Габриелян О.С. Химия 9.­Москва.:Дрофа, 2015 3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 9.­Москва.:Дрофа 2010 4. Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы. Химия 9.­Москва.:Дрофа, 2015. 5. Коллекция Виртуальной лаборатории. Учебное электронное издание