Разработка урока на тему "Щелочноземельные металлы"
Оценка 4.7

Разработка урока на тему "Щелочноземельные металлы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
09.03.2017
Разработка урока на тему "Щелочноземельные металлы"
Предлагаю вашему вниманию разработку урока о щелочноземельных металлах. Этот материал я использую при проведении урока в 9-ом классе и при обобщении сведений по теме "Металлы". В разработке представлены сведения о физических и химических свойствах металлов, об областях их использования и нахождении в природе.разработка урока "Щелочноземельные металлы"
Щелочноземельные металлы.docx
Щелочноземельные металлы (9­й класс) Учитель Буракова Ирина Прокопьевна Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: комбинированный урок Задачи урока: Обучающие: формирование знаний учащихся о щелочноземельных элементах как типичных  металлах, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими). Развивающие: развитие умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из  различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы. Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных  качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к  порученному делу. Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся. Оснащение: компьютер, таблица по технике безопасности, диск “Виртуальная лаборатория по  химии”, презентация. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Вводное слово учителя. Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни  современного человека. На предыдущих уроках мы познакомились с элементами I группы главной  подгруппы – щелочными металлами. Сегодня приступаем к изучению металлов II группы главной  подгруппы ­ щелочноземельных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам  необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках. 3. Актуализация знаний. Беседа. ­ Где находятся щелочные металлы в периодической системе Д.И. Менделеева? Ученик: ­ В периодической системе щелочные металлы расположены в I группе главной подгруппе, на  внешнем уровне 1 электрон, который щелочные металлы легко отдают, поэтому во всех  соединениях они проявляют степень окисления +1. С увеличением размеров атомов от лития к  францию энергия ионизации атомов уменьшается и, как правило, возрастает их химическая  активность. Учитель: ­ Физические свойства щелочных металлов? Ученик: ­ Все щелочные металлы серебристо­белого цвета с незначительными оттенками, лёгкие, мягкие и  легкоплавкие. Их твёрдость и температура плавления закономерно снижаются от лития к цезию. Учитель: ­ Знания Химических свойств щелочных металлов проверим в виде небольшой проверочной работы  по вариантам:    I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия натрия с кислородом, хлором,  водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель. I I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия лития с кислородом, хлором,  водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель. I I I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия калия с кислородом, хлором,  водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель. Учитель: Тема нашего урока “Щелочноземельные металлы” Задачи урока: Дать общую характеристику щелочноземельным металлам. Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические свойства. Узнать о важнейших соединениях этих металлов. Определить области применения этих соединений. ­ Наш план урока написан на доске, будем работать соответственно плана,  просмотрим презентацию. 1. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева. 2. Строение атома щелочных металлов. 3. Физические свойства. 4. Химические свойства. 5. Применение щелочноземельных металлов. Беседа. Учитель: Исходя, из полученных ранее знаний ответим на следующие вопросы: Для ответа воспользуемся  периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева . 1. Перечислите щелочноземельные металлы Ученик: ­ Это магний, кальций, стронций, барий, радий. Учитель: 2. Почему данные металлы назвали щелочноземельными? Ученик: Происхождение этого названия связано с тем, что их гидроксиды являются щелочами, а оксиды по  тугоплавкости сходны с оксидами алюминия и железа, носившими ранее общее название "земли" Учитель: 3. Расположение щелочноземельные металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Ученик: ­ II группа главная подгруппа. У металлов II группы главной подгруппы на внешнем  энергетическом уровне содержится по 2 электрона, находящихся на меньшем удалении от ядра,  чем у щелочных металлов. Поэтому их восстановительные свойства хотя и велики, но все же менее, чем у элементов I группы. Усиление восстановительных свойств также наблюдается при переходе  от Mg к Ba, что связано с увеличением радиусов их атомов, во всех соединениях проявляют  степень окисления +2. Учитель: Физические свойства щелочноземельных металлов? Ученик: ­ Металлы II группы главной подгруппы ­ это серебристо­белые вещества, хорошо проводящие  тепло и электрический ток. Плотность их возрастает от Be к Ba, а температура плавления,  наоборот, уменьшается. Они значительно тверже щелочных металлов. Все, кроме бериллия,  обладают способностью окрашивать пламя в разные цвета. Проблема: В каком виде щелочноземельные металлы встречаются в природе? Почему в природе щелочноземельные металлы в основном существуют в виде соединений? Ответ: В природе щелочноземельные металлы находятся в виде соединений, потому что обладают  высокой химической активностью, которая в свою очередь, зависит от особенностей электронного  строения атомов (наличие двух неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне) Физкультминутка – отдых глазам. Учитель: ­ Зная общие физические свойства, активность металлов, предположите химические свойства  щелочноземельных металлов. С какими веществами взаимодействуют щелочные металлы? Ученик: ­ Щелочноземельные металлы взаимодействуют как с простыми веществами, и сложными. Активно  взаимодействуют почти со всеми неметаллами ( с галогенами, водородом, образуя гидриды). Из  сложных веществ с водой – образуя растворимые в воде основания – щелочи и с кислотами. Учитель: ­ А теперь на опытах убедимся, в правильности наших предположениях о химических свойствах  щелочноземельных металлов. 4. Лабораторная работа по виртуальной лаборатории. Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочноземельных металлов. Повторяем правила техники безопасности для работы со щелочноземельными металлами.     работать в вытяжном шкафу на подносе сухими руками брать в малых количествах Работаем с текстом, который читаем по виртуальной лаборатории. Опыт № 1.Взаимодействие кальция с водой. Опыт № 2. Горение магния, кальция, стронция, бария Записать уравнения реакции и наблюдения в тетрадь. 5. Подведение итогов урока, выставление оценок. 5. Рефлексия. Что запомнилось на уроке, что понравилось. 6. Домашнее задание. § 12 упр.1(б) упр.4 Литература. 1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9.­ Москва.: Просвещение, 2013 2. Габриелян О.С. Химия 9.­Москва.:Дрофа, 2015 3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 9.­Москва.:Дрофа 2010 4. Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы. Химия 9.­Москва.:Дрофа, 2015. 5. Коллекция Виртуальной лаборатории. Учебное электронное издание

Разработка урока на тему "Щелочноземельные металлы"

Разработка урока на тему "Щелочноземельные металлы"

Разработка урока на тему "Щелочноземельные металлы"

Разработка урока на тему "Щелочноземельные металлы"

Разработка урока на тему "Щелочноземельные металлы"

Разработка урока на тему "Щелочноземельные металлы"

Разработка урока на тему "Щелочноземельные металлы"

Разработка урока на тему "Щелочноземельные металлы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2017