Разработка урока "Наука и искусство. Знание научное и знание художественное".
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
искусство
8 кл
04.08.2018
Пушкин, для которого в лицее двойка по математике была привычной оценкой! В своих великих стихах он говорит о неразделимой связи точного рационального мастерства и неразгаданной тайны гармонии в искусстве. Невозможно достичь высот в любом искусстве, не зная ее правил. И поэту это удалось на самом высоком, не школьном уровне. Рационализм науки и интуиция, эмоциональность искусства, как они взаимосвязаны между собой?
Важнейшим достижением современного человека во многом отличающего его от других животных явилось освоение обмена информацией с помощью устной речи. Это позволило людям накапливать культурные достижения, в том числе совершенствовать способы изготовления и применения орудий труда, из поколения в поколение. Но вместе с речью родилась и литература. Изобретение письменности, сделанное в междуречье Тигра и Евфрата и в древнем Египте, значительно ускорило технический прогресс, так как позволило передавать накопленные знания. Одновременно появились первые записанные мифы, религиозные тексты.Сценарий урока с подбором музыки и иллюстраций
Наука и искусство.docx
Моцарт и Сальери
Пушкин – портрет Кипренского
Водопьянова Т.М.
Урок искусства в 8 классе
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
«Ремесло
Поставил я подножием искусству:
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты» -
Писал Пушкин в поэме « Моцарт и
Сальери»
Пушкин, для которого в лицее двойка
по математике была привычной
оценкой! В своих великих стихах он
говорит о неразделимой связи
точного рационального мастерства и
неразгаданной тайны гармонии в
искусстве. Невозможно достичь высот
в любом искусстве, не зная ее правил.
И поэту это удалось на самом
высоком,
не школьном уровне.
Рационализм науки и интуиция,
эмоциональность искусства, как они
взаимосвязаны между собой?
Важнейшим
достижением
современного человека во многом
отличающего его от других животных
явилось
обмена
информацией с помощью устной речи.
Это позволило людям накапливать
культурные достижения, в том числе
совершенствовать
способы
изготовления и применения орудий
труда, из поколения в поколение. Но
вместе с речью родилась и
литература.
Изобретение
письменности,
в
междуречье Тигра и Евфрата и в
древнем Египте,
значительно
ускорило технический прогресс, так
как
позволило
передавать
накопленные знания. Одновременно
появились первые записанные мифы,
религиозные тексты.
В глубокой древности два вида
человеческой
деятельности,
искусства и наука, не были отделены
друг от друга. Среди мифологических
муз,
окружающих Аполлона на
Олимпе соседствуют Урания, муза
Музы на Олимпе
сделанное
освоение аккордом
многие
Пифагор,
астрономии, Клио, с которой были
связаны исторические науки,
с
покровительницами танца, музыки,
поэзии, театра.
В тайны красоты и гармонии
пытались проникнуть очень давно.
Несколько тысячелетий назад зодчие,
скульпторы,
музыканты Древнего
Египта, Китая, Индии и других
государств имели свое четкое
представление
о правилах
возведения храмов, создании фресок,
написания стихов и песен. С теми, кто
нарушал эти правила, разбирались
быстро и четко,
ведь такие
произведения нарушали гармонию
жизни.
Научно понять и объяснить «Картину
природу его гармонии
мира»,
пытались
философы
древности.
теоремы
которого обязательно изучаются в
курсе геометрии, считал музыку –
космическим
сфер,
порожденным движением планет,
всеобщим кодом искусства и жизни в
целом. Он ввел в эстетику понятия
симметрии, пропорции, «Золотого
сечения». Всесторонний ум античного
мыслителя обратился и к проблемам
акустики.
благодаря
Пифагору мы сегодня слышим
мелодии в ладах, известных в
греческом мире. Он разработал
систему настройки инструментов,
просуществовавшую до Баха.
Позднее понять и просчитать
произведение искусства стремится
гений Леонардо да Винчи. Очень
интересно рассматривать чертежи
его фантастических для своего
времени
копии
записных книжек, которые читаются с
помощью зеркала. Но еще интереснее
эскизы
расчерченных
овалами,
квадратами,
треугольниками.
При всей вдохновенной философской
глубине «Тайной вечери» - она
блистательно сочетает в себе
необыкновенную эмоциональность и
совершенно рациональный расчет,
который красив сам по себе.
Взлет искусства Возрождения был
обязан достижениям математики,
физики. Открытие линейной, свето –
Именно
изобретений,
картин,
Музыканты Древнего Китая
Пифагор - изображение
Леонардо да Винчи – «Идеальный
человек»
«Тайная вечеря» - план создания
Собор Санта Мария Маджоре,
Флоренция точных
воздушной,
сферической
создание масляной
перспективы,
живописи состоялись благодаря
достижениям
наук.
Возведению купольных перекрытий в
храмах Флоренции и Рима
предшествовали годы измерений и
расчетов. И сейчас архитектура не
возможна без проектов, расчетов,
знания таких наук, как сопротивление
материалов.
Вообще, взаимодействие искусства
очень сложно – технические средства
приводят к появлению новых
материалов, техник, музыкальных
инструментов,
что приводит к
изменениям форм культурной жизни.
Так в средние века хор был главным
исполнителем музыки, а во время
промышленного
переворота
зарождаются
симфонические
инструменты,
что приводит к
появлению симфонического цикла,
концертных залов. Но к появлению
новых идей в обществе, науке,
производстве
подталкивают
произведения литературы, театра,
музыки, живописи.
Их произведения породили новые
идеи в самосознании современников:
Омар Хаям и Авиценна на Востоке,
Гете и Шиллер в Германии, Михаил
Ломоносов в России и многие другие,
свои энциклопедические знания в
разных областях науки применяли и в
искусстве.
«Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна», - это
стихи Ломоносова или наблюдение
Ломоносова - ученого?
Лев Ландау, выдающийся ученый XX
века считал: «Грош цена вашей
физике, если она застилает для вас
все остальное – шорох леса, краски
заката, звон рифм .Это какая-то
усеченная физика…Физик, не
воспринимающий искусства – плохой
физик».
И плохой, неинтересный химик,
математик, космонавт. В Звездном
городке в свое время будущим
покорителям космоса читали
обязательный курс истории
искусства. А космонавт Елисеев
Симфонический концерт 18 – 19 века
Михаил Ломоносов скульптурный
портрет Ф. Шубина.
Лев Ландау - фото
Космонавты в Звездном городке читать
университета
говорил, что тот, кто не умеет
слушать музыку, не сможет проявить
реакцию в сложной обстановке.
Среди известных ученых нередки
примеры серьезной увлеченностью
искусством. Русский химик, соратник
Зимина и Менделеева, Александр
Бородин был одинаково успешен и в
точной наук и в ярком, новаторском
творчестве композитора.
Известно, что писатель Александр
окончил
Герцен
физико-
математический
факультет
Московского
и
занимался расчетами в астрономии.
«Математик, который не есть отчасти
поэт, не будет никогда подлинным
математиком»,
считал
-
основоположник
современного
математического анализа Карл
Вейерштрасс. А физик Лев Ландау
любил
стихотворения
Лермонтова и Байрона; Альберт
Эйнштейн в минуты отдыха играл на
скрипке; создатель первого в мире
ядерного реактора И.В. Курчатов
часто посещал симфонические
концерты в консерватории; видный
кардиолог Сергей Юдин перед
серьезными операциями слушал
Шестую симфонию Чайковского,
Искусство не только хобби в жизни
ученого, не только средство отдыха,
сколько совершенно необходимая
гимнастика ума, тренировка его
фантазии, воображения. Искусство
совершенствует образное мышление,
развитое воображение необходимое
современному
А
представители искусства, его разных
областей и направлений должны
знать физические закономерности,
которые успешно служат не только
научно-техническому прогрессу, но и
миру вдохновения, миру чувств.
О вечно споре науки и искусства
написал Борис Слуцкий:
Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
мы, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья -
наши сладенькие ямбы,
и в пегасовом полете
ученому.
А. Бородин - портрет
Фото – Энштейн играет на скрипке
М. Чюрленис «Знаки зодиака.
Стрелец» не взлетают наши кони...
То-то физики в почете,
то-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
а скорее интересно
наблюдать, как, словно пена,
опадают наши рифмы
и величие степенно
отступает в логарифмы.
И, может быть, сбудутся слова
Гюстава Флобера, который
предсказывал: «Чем дальше, тем
Искусство становится более научным,
а Наука более художественной;
расставшись у основания, они
встретятся когда - нибудь на
вершине».
.
Разработка урока "Наука и искусство. Знание научное и знание художественное".
Разработка урока "Наука и искусство. Знание научное и знание художественное".
Разработка урока "Наука и искусство. Знание научное и знание художественное".
Разработка урока "Наука и искусство. Знание научное и знание художественное".
Разработка урока "Наука и искусство. Знание научное и знание художественное".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.