Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)
Оценка 4.6

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
02.05.2019
Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)
Урок изобразительного искусства "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки" представляет собой коллективный творческий проект. В ходе урока дети каждый создает свой узор и затем все фрагменты соединяются в единую общую композицию полотенца. В ходе урока дети повторяют символику народной вышивки. В конце урока -защита проектов каждого ряда.
Урок ИЗО 5 класс Скоробогатова А.Г..docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №6 Г. Новый Уренгой Методическая разработка  урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.   Учитель изобразительного искусства и черчения:  Скоробогатова Александра Георгиевна Г. Новый Уренгой Технологическая карта урока Авторы, разработчики:  Скоробогатова Александра Георгиевна Предмет:  Изобразительное искусство  Класс: 5 Тип урока: Комбинированный Тема: «   Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (Коллективный  проект) Технология построения урока: Индивидуальная, групповая.  Время: 45 мин Методы:  По способу подачи информации: ­ словесные: беседа, объяснение, инструктаж; ­ демонстрационные: демонстрация готового образца; ­ практические: выполнение узора в полосе.  По видам деятельности учащихся: творческий  По управлению деятельностью учащихся: ­ эвристическая беседа; ­ алгоритм действий. Педагогические технологии: ­ личностно­ ориентированного обучения; ­ объяснительно – иллюстративного обучения; ­ словесной продуктивной и творческой деятельности; ­ педагогика сотрудничества ( учебный диалог, учебная дискуссия); Планируемые  результаты: Личностные результаты: В ценностно­ориентационной сфере:  Осмысленное и эмоционально­ценностное восприятие визуальных образов  реальности и произведений искусства; В трудовой сфере:  Овладение основами культуры практической творческой работы различными  художественными материалами и инструментами; В познавательной сфере;  Овладение средствами художественного изображения;  Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать,  анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально­ нравственной оценки; Метапредметные результаты: В ценностно­ ориентационной сфере:  Умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другому  восприятию мира; В трудовой  сфере:  Умение эстетически подходить к любому виду деятельности; В познавательной сфере:  Развитие художественно­ образного мышления как неотъемлемой части целостного  мышления человека;  Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти. Предметные результаты: В познавательной сфере:   умение использовать специфику образного языка и средств художественной  выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во  время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных  образов; диалогический подход к освоению произведений искусства; В трудовой сфере:  Применять различные художественные материалы, техники и средства  художественной выразительности в собственной художественно­ творческой  деятельности. Цель: ­ познакомить учащихся   с элементами древних русских символов на узорах полотенца , с  символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.; ­ формировать практические умения и навыки по выполнению    узора в полосе и  симметричного узора; ­ формирование умения использовать приёмы композиции при составлении  узора; ­ создание условий для формирования УУД обучающихся. Основные термины, понятия:  полотенце, вышивка. Задачи:  Образовательные: ­ обрабатывать навык работы с красками,  фломастерами, соблюдать технику  безопасности; ­ закрепить навык работы  в составлении орнамента; ­ совершенствовать знания об окружающем мире (  символика цвета в древней вышивке,  знаки­символы) ­ формировать представления о композиции и о выразительном художественном образе и  некоторых путях его передачи: различными способами и приёмами, цветом,  расположением  узора в симметрии;  Развивающие: ­ развитие моторики рук; ­ развивать логическое и образное мышление , память, внимание через практическую  работу; ­ развитие стремления к творческой самореализации средствами изобразительной  деятельности;  Воспитательные: ­ воспитывать толерантное отношение друг  к другу, взаимное сотрудничество; ­ формирование чувства радости от результатов коллективной деятельности; ­ воспитывать усидчивость, аккуратность. Оборудование: для учеников:  листочки формата А4, разрезанные вдоль;   , бумага  формата А 3, акварельные и гуашевые краски, кисточки,  фломастеры;  для учителя:  презентации по теме, на доске ­выставка репродукций вышитых полотенец. Структура занятия. 1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент. Создание благоприятной рабочей обстановки. 2. Изучение нового материала a) Беседа. b) Показ слайдов и сообщение задач. 3. Практическая работа групп детей. 4. Итог. Защита проектов. Ход урока. Дети входят в класс. ­ Посмотрите внимательно на стол: здесь лежат фишки трёх цветов (зелёный, жёлтый, красный). ­Каждый из вас должен взять по 1 фишке и занять своё место за столом, на котором стоит флажок такого же цвета. Положите ваши фишки в коробку. 1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент. Создание благоприятной рабочей обстановки. ­Здравствуйте,   ребята!   Посмотрите   друг   на   друга,   улыбнитесь,   пожелайте   успешной работы себе, соседу, всему классу, вот таким образом у нас образовалось три группы.  В   каждой   группе   заранее   выбран   помощник   учителя   (координатор   группы),   который раздает   своей   группе   чистые   листочки   и   технологические   карты   с   изображением древнерусской символики на вышивках. 2. Изучение нового материала. Вопрос ­ ?. Есть у каждого в квартире, И побольше и пошире Вафельное и полосатое Ворсистое и мохнатое, Всегда под рукою ­ Что это такое? Ответ. ­ Полотенце. Посмотрев на нашу выставку, вы можете назвать тему нашего урока, о чём мы будем говорить?  Ответ – о вышивке на полотенце.  Утром   лицо   вытиралось   нижним   концом,   где   ромбы   создавали   композицию   восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат. Учитель записывает на доске тему урока: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»  Вопрос­ ? Что такое вышивка? Вышивкой   называют –   украшение   изделий   из   различных   материалов   орнаментальным узором   или   сюжетным   изображением   выполняемыми   нитками   и   другими   материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. ­Мы с вами сегодня будем создавать коллективные проекты вышивки на полотенце. Вопрос : Для чего украшают изделия вышивкой? Вышивка ­ это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в вышивке ­ значит научиться   понимать   человека,   разбираться   в   собственном   прошлом,   знать   и   следовать ценностям своего народа. Посмотрите на репродукции:  обратите внимание, какие цвета используются в вышивке ? (Звучит русская народная музыка) Ответ : красный, белый, зелёный.   Основной     цвет   красный   (символ   огня)   в   народном   представлении   его   значение   – прекрасный, красивый ; белый цвет, как символ красоты и чистоты. В вышивке есть и другие цвета, но основные красный и белый. Помните ли вы из тем прошлых уроков, какие знаки­символы использовались в узорах деревянной резьбы в украшении изб и вышивки на одежде? Ответ : знаки солнца, земли, воды, древа, матери­Земли Берегини, птицы­павы. Солнце почиталось   как   источник   жизни,   обладающей   великой   очистительной   и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак ­ солнцеворот (смена дня и ночи, времен года). Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать­сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду. Считалось, что птица приносит добро человеку . Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам. Хранителем   домашнего   очага   считался конь, воспринимаемый   как   самое   сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение   солнца   по   небу,   которое   днем   мчится   в   колеснице,   запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах. Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они   думали,   что   на  небе   есть   райские   сады,   и   растет   там   чудо­дерево   с  волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием. Животворящая   сила воды   (хляби   земные   и   небесные), питающей   Землю   –   в   виде зигзагообразных полосок. Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую. На полотенце вышивали узор красными нитками ­ это был древний оберег дома от злых духов. Древние   славяне   считали,   что   жизнь   человека   имеет   начало   и   конец   и   полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка­ повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках,   она   позаботилась   о   своём   малыше,   снабдив   полотенце   богатой   защитной символикой. Это полотенце называется родильным. У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное. На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным. И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают   в   могилу.   Это погребальные полотенца.         Погребальные   полотенца   после совершения обряда отдавали в храм, на помин души. Откройте  учебник на странице 42, рассмотрите изображения полотенец и найдите древние символы. (Дети называют символы – Мать –Земля  , птица­пава, ит.д.) Постановка художественной задачи. Выполнить   свой   эскиз   вышитого   полотенца   по   мотивам   народной   вышивки,   используя символику и цветовую гамму в соответствии с древними вышивками. Практическое выполнение задания. Постараться создать композицию из знаков­символов, по­разному решить один и тот же изобразительный мотив. Заранее подготовлена основа для полотенца ­ из тонкой бумаги вырезаны «кружева» и ими украшена  нижняя часть полотенца.      Работа в группах . Сообщение ученикам учебных задач при выполнении композиции:  Соблюдать симметрию (если выбран симметричный узор) 1. 2. Соблюдать чёткое чередование элементов, если выбран узор в полосе. 3. Дать самооценку выполненной работы по следующим критериям: А) целостность композиции Б) насыщенность цветовых оттенков В) аккуратность выполнения работы Г) активность каждого ученика при выполнении работы. Физкультминутка. 1. Учитель (ученики) Трава маленькая­маленькая. (Делают приседания.) Деревья высокие­высокие. (Поднимают руки вверх.) Ветер деревья качает­качает. (Вращаются.) То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.) То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.) То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.) Птицы летят­улетают. (Машут руками­«крыльями».) Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.)        Творческая практическая деятельность учащихся.  (Во время практической работы – целевой обход и консультации учителя). Самоанализ. Защита мини­проектов. Законченные работы вывешиваем на доску. Каждая группа выходит на оценку своих работ по заданным критериям. Итог урока. 1. Выставка работ учащихся и их обсуждение. ­ Посмотрите, какие сказочно­волшебные  полотенца  у вас получились! ­ Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти композиции? 2. Обобщение.   ­ Давайте сравним работы: чем отличаются и чем похожи композиции. ­Какие трудности испытали во время работы? ­ Что нового мы узнали на уроке? (ответы учеников) ­ Чему научились на уроке? (ответы учеников) ­ Где в жизни может пригодиться эта техника? (размышления учеников). 3. Уборка рабочего места. Список литературы Н. А. Горяева Учебник «Декоративно­прикладное   искусство в жизни человека» 5 класс под редакцией Б.М. Неменского.2010 г. Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996. Мифы народов мира. М., 1997. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. Рисунки, использованные в тексте и технологической карте https://yandex.ru/images/search? img_url Приложение 1 Приложение 2 Технологическая карта урока № 1 Изображение   Название  Описание  Солнце  Солнце почиталось как источник жизни, обладающей   великой   очистительной   и охранительной   силой.   К   нему обращались с молитвами о плодородии и   благоденствии.   Изображалось   оно окружностью, цветком. Косой   крест   с   загнутыми   концами   – солярный знак ­ солнцеворот (смена дня и ночи, времен года). 2 3 4 5 Земля Птица  Конь      Земля». Земля, в   представление   русских крестьян,   наделялась   человеческими чертами.   Её   называли   «Кормилица   – мать­сыра «Берегиня» Почиталась она в неразрывной связи с водой   и   растительностью.   Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами   в   поднятых   руках,   внутри которой   произрастало   дерево,   а   у   ног или   по   краю   одежды   проходила зубчатая линия, изображающая воду.   . Считалось,   что птица приносит   добро   Поэтому   на   концах человеку   свадебных всегда вышивались   птицы   в   знак   согласия, любви   и   мира   в   доме,   то   в   образе горделивой   птицы   –   павы,   то   в   виде изящной утицы, плывущей по волнам. полотенец     домашнего Хранителем   очага считался конь, воспринимаемый   как самое сильное домашнее животное. По древней   легенде   коню   отводилась почетная   роль   учувствовать   в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и   ладьи   изображались   на   подзорах   и полотенцах. Дерево  Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную.   Они   думали,   что   на   небе есть райские сады, и растет там чудо­ дерево   с   волшебными   плодами.   Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было   символом   жизни,   единства   рода, его продолжением и благополучием. Вода  (хляби Животворящая   сила воды   земные и небесные), питающей Землю – в виде зигзагообразных полосок. 6             План  работы творческих групп 1.Раздать листы для выполнения узора. Каждый смотрит на обратной стороне листа букву ( С­ означает симметричный узор, в центре  которого  должна быть фигура по заданию  команды, например  ;    буква  Ч­ чередование  повторяющихся   элементов 2.Выполнить узоры, применяя фломастеры, или краски и цветные карандаши. 3.Подготовить защиту своего проекта

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». (5 класс, изобразительное искусство)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2019