Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме. Народный праздничный костюм." (5 класс)
Оценка 4.6

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме. Народный праздничный костюм." (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
5 кл
11.01.2019
Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в  русском народном костюме.  Народный праздничный костюм." (5 класс)
Цель урока. Пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны. Задачи урока. 1. Развивающая - продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. 2. Обучающая - формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью. 3. Воспитательная - воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа. Сохраняющие здоровье технологии: неформальное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, физкультминутка.
Стендовый урок технология+ИЗО..docx
Филиал «МАОУ Аромашевская СОШ им. В.Д. Кармацкого» Новопетровская СОШ. Стендовый урок (технология + ИЗО). Изготовление куклы – берегини в  русском народном костюме.  Народный праздничный костюм. Учитель технологии: Кучерин И. А. Новопетрово, 17.10.2018. Дата: 17.10.2018. Урок № 7                                          5 кл.                                                                                                        Тема:  Стендовый урок (технология + ИЗО). Изготовление куклы – берегини в  русском народном  костюме. Народный праздничный костюм. Цель урока. Пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям  народа нашей страны. Задачи урока. 1. Развивающая ­ продолжить развитие эстетического и художественного вкуса,  творческой активности и мышления учащихся. 2. Обучающая ­ формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов  техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью. 3. Воспитательная ­ воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес к  русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная. Методы обучения: объяснительно­иллюстративный, проблемно­поисковый, самостоятельная  работа. Сохраняющие здоровье технологии: неформальное общение, цветотерапия, музыкальная  терапия, физкультминутка. Оборудование и материалы: 1. Вид используемых на уроке средств ИКТ – ЦОР на CD­ROM  (Презентация о русском народном  костюме и  вышивке, связь композиции костюма и орнаментом в народном искусстве).   2. Необходимое аппаратное и программное обеспечение – компьютер, экран.   3. Таблицы с изображением русского народного костюма. 4. Набор открыток по теме «Русский костюм». 5. Эскизы русских народных костюмов, выполненные учащимися. 6. Образцы выполненных кукол.  7. Таблицы инструкционной карты «Выполнение куклы – закрутки»   8. Кусочки хлопчатобумажных тканей. 9. Тесьма, бусы, нитки, кружева, ленты и др. 10. Музыкальный ряд: русские народные песни. План урока 1. Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой   на работу. Доведение  плана урока.  2. Изучение нового материала Дать первоначальные сведения о русском народном костюм: сарафанная и понёвная форма одежды. 3. Практическая часть, 1. Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники.  Исполнение эскиза, в котором ученик определяет колорит и основной характер костюма. 4. Практическая часть, 2. Изготовление куклы из ткани и ниток – способом «закрутки» а) работа с инструкционными картами;                                                                                                         б) проверка наличия материалов и инструментов;                                                                                       в) распределение по группам;                                                                                                                        г) распределение заданий индивидуально. Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися. 5. Закрепление новых знаний. Проверка усвоения новых знаний. Выставка работ учащихся.  Оценивание выполненных работ. 6. Подведение итогов. Домашнее задание. Информация о домашнем задании, инструктаж по его  выполнению. Выставление оценок за урок. Ход урока Изучение нового материала Учитель ИЗО. Послушайте, сказку. “В некотором царстве в некотором государстве жил был купец удалой молодец.  Плавал по морям,  продавал, да и присматривался где лучше живётся, чья земля краше. Лучше своей земли матушки­ России нигде не увидел. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь,  Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было всего восемь лет. Умирая, купчиха  призвала к себе дочку, вынула из­под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка!.   Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением  оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и ни кому не показывай; а когда  приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе,  чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но…     Учитель технологии. Действительно,  существовал в языческой семье обычай: каждый год  женщина­хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей,  мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого сглаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот  древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних  дней. Кукол­берегинь  делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста, обрезки ткани).  Иногда куклу помещали перед притолокой двери, приговаривая: “Повернись с добром, отвернись  со злом”. Учитель ИЗО. В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от  умершей матери, будет беречь нас всю жизнь. Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион. У  каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились  общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.           Учитель технологии. Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по  конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И  известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в  роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки – куклы были разными.  Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку.  Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.     Учитель ИЗО.  Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь  невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и  использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей,  основная их роль была обрядовая.   История народной куклы, которую использовали в праздники  или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество.    Старинные  виды народной куклы на Руси были следующие:                                                                     Обрядовые : изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).  Куклы­обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек.  Делались такие куклы  для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не  может навредить людям).                                                                                                                          Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды),  размером не больше кулака. Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они  больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина,  древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла  вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда  были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов.                                                                       Куклы­закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или  трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан,  душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.   Наряд  и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый  элемент имеет свое значение: юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с  водой; сорочка — триединство мира; украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом. Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу.  Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут  несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет  в ее семью неприятности и болезни.    Учитель технологии. А, теперь, давайте с вами, ребята, представим, что живем в России не в  двадцатом веке, а где­то в восемнадцатом! Что можете сказать о жизни русской семьи? Какая это  была жизнь? Участники урока высказывают свои мысли. Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века.  Весной и летом ­ тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовки на зиму.  Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. Зато  когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к  нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои  наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она большим  трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье. Учитель ИЗО.  А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей?.  Из чего состояла? Показ репродукций. Правильно, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой,  сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной  распашной одеждой епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными  рукавами. Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник ­ род  плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными  нитями. Посмотрите, какие они были красивые, разных форм! Показ репродукций. И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным  ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток. Сочетание белого и красного цвета ­ отличительная черта как вышивки, так и русской  народной одежды в целом. Учитель технологии.   Физкультминутка. Упражнение для мышц глаз. Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое  положение, считая про себя до трёх. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и  вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя. Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении – налево, вниз, направо,  вверх. Постановка художественной задачи   Учитель ИЗО.  На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма.  Каждый выбирает технику: либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани.   Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента. Определяйте  колорит и характер, вид головного убора.      Беседа. Учитель технологии.   Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли  защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея  выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные  свойства. Вот такую куклу сегодня мы и будем делать. Главной особенностью этой куклы является то, что  делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки,  ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.  Практическая часть.    У каждого у вас на рабочем столе находятся технологические карты: 1. Изготовление куклы из ткани и ниток – способом «закрутки» 2. Изготовление куклы из ткани и ниток – способом­столбик. Будем с вами изготавливать куклы вначале способом «закрутки, а затем способом­столбик. Изготовление куклы из ткани и ниток.    а) работа с инструкционными картами;                                                                                                         б) проверка наличия материалов и инструментов;                                                                                       в) распределение по группам;                                                                                                                        г) распределение заданий индивидуально. Технологическая карта изготовления куклы­закрутки (Приложение 1)                    Изготовление куклы из ткани и ниток – способом «закрутки» Материалы для работы:  Кусочек голубой ткани. 1 деталь ­ размер 30х30 см (туловище) Скрутить ткань валиком и согнуть по полам. Плотная нить синего цвета, длинной 20 см. (руки) Завязать верхнюю часть ткани, оформляя голову. Кусочек белой ткани 1 деталь ­ размер 20х20 см (руки (рукава) ­ блузки)) Скрутить руки из ткани валиком, вставить между голубой тканью. Плотная нить синего цвета, длинной 20 см. (кисти рук), 2 штуки Завязать концы ткани, оформляя кисти рук по 1.5 см. Плотная нить синего цвета, длинной 20 см. (талия) Завязать по середине туловища, оформляя талию. Кусочек ткани для косынки (цветную) 1 деталь размер треугольник со стороной 18 см. Завязать в верхней части куклы. Кусочек ткани для сарафана (цветная) размер 20х10 см. (со сгибом) Одеть на куклу, через голову. Тесьма, длинной 20 см. Завязать на талии, фиксируя сарафан.                                  Технология изготовления куклы – Берегини. (Приложение 2)                    Изготовление куклы из ткани и ниток – способом­столбик.  Народные обрядовые куклы все чаще стали приковывать к себе внимание. Куколка «Берегиня»  дома занимает среди них особое место благодаря своему размеру и назначению. Раньше ее  изготавливали из ненужной ветоши. Современный сувенир предусматривает на детали куклы новую ткань.  Для приготовления куклы ­ Берегини своими руками приготовить:     столбик;  прямоугольник   светлого ситца на обкрутку столбика;  квадрат  светлого ситца на голову и руки; квадрат  из яркой ткани на жилетку;  2 прямоугольника  светлого ситца на грудь и ягодицы;  прямоугольник   из яркой ткани на юбку;  прямоугольник   из яркой ткани на передник; ленточку на пояс и повойник;  треугольник   из яркой ткани на платок, лучше взять трикотаж;  квадрат из яркой ткани, можно – трикотажной на узелок;  нитки белого или красного цвета на скрепление;  наполнитель из ваты или поролона.                                  Процесс изготовления куклы — оберега ­ Берегини  1. Столбик. Берегиня относится к куклам­столбушкам, в ее основе – столбик из ткани.  Прямоугольник скрутить, связать по середине. Если края у рулона получились неровными, лучше  подрезать. Кукла должна потом стоять на столбике .  2. Завернуть столбик в прямоугольник так, чтобы края столбика оказались без срезов. Подвернув  последний обрезной край прямоугольника, обмотать полученный столбик в двух местах (по линии  колен и шеи).  3. Голова. Квадрат опускается центром на столбик и заворачивается симметричными складочками  с лица и спинки куклы. Затем обкручивается ниткой по линии шеи.    4. Руки. Подогнуть внутрь рукава. Краешек рукава завернуть внутрь и сформировать ладонь.  Обкрутить ниткой.  5. Грудь и ягодицы. Скрутить 2 прямоугольника по широкой стороне. Если ткань тонкая, внутрь  можно положить набивку. Один рулончик прикрепляется на уровне груди, второй на линии ягодиц  с разных сторон куклы. Краешки рулончиков обматываются ниткой и приминаются.  6. Полученные формы тела прикрываются кончиками квадрата и прикрепляются ниткой по талии.  7. Жилет. Квадрат надрезается по центру, одевается через голову уголками по плечам. Уголки  туго скатываются. Рукава расправляются и затягиваются краями жилетки. Жилет обматывается по  талии.  8. Юбка. Сложить прямоугольник пополам по длинной стороне. По сгибу протянуть нитку в  несколько сложений или бечевку. Стянуть.    9. Одеть на талию, заложив на спинке края юбки «внахлест». Туго обкрутив ниткой по талии,  перевязать. Опустить юбку вниз и разравнять.  10. Передник. По талию спереди наложить прямоугольник. Сверху – большая часть, снизу –  меньшая. Обмотать по талии, опустить передник вниз.  11. Пояс. Талию обмотать поясом, завязать.  12. Повойник. Проложить по лбу ленту или полоску ткани, завязать на затылке.  13. Платок. Загнув широким краем внутрь, обернуть платок вокруг шеи и завязать сзади.  14. Узелок со счастьем. Связать квадрат поочередно концами, внутрь положить наполнитель.  Привязать узелок к одной или двум рукам.  15. Кукла ­ Берегиня готова.  (Приложение 2) Закрепление новых знаний.  Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить  или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда  будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью. Просмотр и выставка готовых работ.  Рефлексия    Считаю, что сегодняшний урок был не только необычным, но и плодотворным.  я  прошу каждого из вас оценить нашу с вами совместную работу. Если сегодняшний урок технология +  изо вам понравился, вам было всё понятно и  интересно, то приклейте  красный листок; Если урок вам понравился, но было на нём много лишнего и неинтересного, приклейте  жёлтый листок; Если урок вам не понравился, и вы с трудом дождались его окончания, то приклейте на  ветку голубой листок. Всем спасибо за работу. Подведение итогов. Домашнее задание. п. 5­6. с. 21­28. Ответить на вопросы.                                Найти материал на тему «Современные образы в современных народных игрушках». Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выставление оценок за урок.  Приложение 3   

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме. Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в  русском народном костюме.  Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме. Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в  русском народном костюме.  Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме. Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в  русском народном костюме.  Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме. Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в  русском народном костюме.  Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме. Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в  русском народном костюме.  Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме. Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в  русском народном костюме.  Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме. Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в  русском народном костюме.  Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме. Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в  русском народном костюме.  Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме. Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в  русском народном костюме.  Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме. Народный праздничный костюм." (5 класс)

Стендовый урок технология ИЗО "Изготовление куклы – берегини в  русском народном костюме.  Народный праздничный костюм." (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2019