Конспект урока "Символика крымскотатарского орнамента"(5 класс, изобразительное искусство).

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Символика крымскотатарского орнамента.docx
План­конспект урока  ИЗО  на тему «Символика крымско­татарского  орнамента». Выполнил учитель  ИЗО Эдемова Нияре Исаевна Симферополь 2018г. Класс ­   Дата: Тема: «Символика крымско­татарского орнамента». Цель   урока: создание   условий   для   личностной   самореализации   каждого обучающегося в процессе создания композиции древо жизни; способствование развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных компетенций у участников образовательного процесса. Задачи:  Образовательная:  ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; отработать навыки познакомить   с   понятиями   «орнамент», выполнения   эскизов;   углублять   и   расширять   знания   об   истории   и развитии народных художественных промыслов  Развивающая:  развивать   образное   мышление,   внимание   фантазию; развивать способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально­экономическим   условиям;   сформировать   у   учащихся целостное   восприятие   народного   искусства   как   часть   культуры народа; развивать творческое воображение.  Воспитательная:  привитие   интереса   к   культуре   своей   Родины,   к истокам   народного   творчества;   воспитание   усидчивости, аккуратности,   терпения   довести   начатое   дело   до   конца;   воспитать экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда.  Универсальные учебные действия: Личностные УУД:­ умение использовать образный язык изобразительного искусства : цвет,  симметрия, композицию для достижения своих творческих замыслов, ­ способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с  использованием средств изобразительного языка), ­ совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу. Познавательные УУД: ­ самостоятельный поиск и решение художественно­творческой задачи передачи замысла композиции,  ­ самостоятельное создание алгоритма деятельности, ­ самостоятельное создание способов решения проблемы творческого  характера.. Коммуникативные УУД: ­умение слушать и вступать в диалог; ­принятие решения и его реализация; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и условиями коммуникации;  Регулятивные УУД: ­ самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы,  обдумывание замысла, выполнение работу в материале, ­ выражение в словесной форме образного смысла творческой  работы,  ­ оценивание результата своего труда.  Тип урока: комбинированный Методы   проведения   занятий:   рассказ,   объяснение,   беседа,   лекция, демонстрация, самостоятельная работа, фронтальный опрос. Межпредметные связи: ИЗО, история, окружающий мир Объект труда: рисунок древо семьи. Оборудование и учебно­наглядные пособия: Для   учителя:   телевизор,   компьютер,   презентация   в   формате PowerPoint, иллюстрации с изображением орнаментов, композиции.  Для учащихся: краски, кисти, палитра, салфетки, альбомные листы. План урока: 1.Организационно­мотивационный этап; 2.Вводная беседа с демонстрацией, просмотр презентаций. 3.Физкультминутка. 4.Постановка художественной задачи. 5.Выполнение практического задания. 6.Подведение итогов. 7.Рефлексия. Содержание урока: 1. Организационно­ мотивационный этап Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. ­ Проверьте все ли у вас готово к  уроку: альбом, кисти, акварель, простой карандаш, ластик и вода. ­   Ребята   пока   я   шла   к   вам   на   урок,   у   меня   упало   слово   и   все   буквы перемешались. Помогите мне его собрать! (На 1 слайде smart: наорнтме). (После того как учащиеся отгадывают слово, нажать на картинку – появится слово «орнамент»). 2.Вводная беседа с демонстрацией, просмотр презентаций        Вы, конечно, сразу обратили внимание, что сегодня у нас в классе не совсем обычно: что­то вы видели, а что­то видите в первый раз. Оглянитесь еще раз.Какая тема урока, по вашему мнению, у нас сегодня? (Дети отвечают.) Действительно, тема нашего урока – “Декоративное рисование. Создаем  композиции древа жизни,  с помощью крымскотатарсих орнаментов”. Орнамент   (от   лат.   Ornamentum)   —   означает   украшение.   Орнамент   служит украшением   предметов   декоративно   ­   прикладного   искусства.   Исполняется орнамент   средствами   рисунка,   живописи,   скульптуры   в   зависимости   от материала на бумаге, ткани, дереве, кости, камни и т.д. Орнамент появился еще в глубокой древности ­ несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин.                 Крым,  как   и любой   другой   регион   нашей   страны,  издавна   славился изделиями мастеров декоративно­прикладного искусства.  При   этом   на полуострове   была   богатейшая   палитра   направлений,   в которых работали   мастера — керамисты,   виртуозы   кожевенных   и золотых   дел, фантастически   искусные   медники   и,   конечно,   знаменитые   вышивальщицы. В Крыму девочек обучали вышивке с самого раннего детства. Слайд 1          С детства крымско­татарская девочка садилась за ткацкий станок. До     свадьбы она должна была успеть соткать и покрыть вышивкой до 200 м тканей,  входивших в ее приданое. Сюда относились полотенца, которые, кроме  привычного назначения, также развешивались на стенах комнаты невесты.  Платок, в который заворачивали приданое, а также Коран, который клали в  заранее вышитую сумочку. Слайд 2 Юноша давал девушке чистый платок, а та своей вышивкой на нем показывала  свое отношение: маленький цветок – до свидания, пышная и богатая вышивка –  быть свадьбе. Давайте рассмотрим элементы крымскотатарского орнаменты и их значения.  Крымскотатарские орнаменты делятся на группы геометрические,  растительные, зооморфные, солярные.К геометрическим  орнаментам относят: ромб, треугольник, круг.  Слайд4.Растительные: всевозможные стилизованные цветы, плоды, ягоды.  Слайд 5.Зооморфные птицы, рыбы. Слайд 6.Солярные знаки: звезда, солнце,  месяц. Слайд 7. Так как наш урок посвящен созданию древо семьи, сегодня мы рассмотрим Более тщательно растительную группу крымскотатарского орнамента. Кипарис ­ это дерево в культурах мусульманских народов было символом  бессмертия, древом жизни. Слайд 8. Тюльпан (символ молодого мужчины) Слайд 9.Изображение плодов груши,  винограда ­ обозначение деток, плодородия. Слайд 10. Роза ­ обозначает  женщину. Слайд 11. Гранат – плод с большим количеством зёрен внутри символизирует плодородие, изобилие и достаток. Сосуд или кувшин – символ дома.  Треугольник внизу –  символ земли. Слайд 12.Знак солнца – оберег.   Лодка   –   знак   движения,   пути.   Лодка   или   корабль   –   для   тех   людей   кто отправляется в дальний путь или кому предстоит путь жизненный (например, молодоженам), перед кем открывается новая, перспективная карьера. Слайд 13. Ритм   мелких   элементов   –   символизирует   берекет,   ежедневный   труд, приносящий духовное, физическое и материальное благополучие". Слайд 14 3.Физкультминутка.   Игра «Хорошо» Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) Хорошо идти с друзьями? (шагают)Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) Хорошо там, где наш дом? (руки домиком над головой) 4. Постановка художественной задачи.                   Ребята  вы  прослушали  и  просмотрели  информацию  о  крымско­ татарских орнаментах. Теперь  давайте попробуем закрепить ее при помощи рисунка, а предлагаю я вам нарисовать древо своей семьи. Каждый из вас может отобразить своих близких в рисунке. Ваша задача создать древо с помощью элементов орнамента. 5.Выполнение практического задания. 6.Подведение итогов.  Ребята! Вы все молодцы! Мне очень понравились ваши работы. А Вам? Дети смотрят, оценивают работы друг друга, что получилось, а что нет. ­ Получились оригинальные композиции. 7.  Рефлексия. Предлагает продолжить предложение «Сегодня на уроке Я научился … Я узнал … Я закрепил…»

Посмотрите также