Планконспект урока ИЗО на тему «Символика крымскотатарского
орнамента».
Выполнил учитель ИЗО Эдемова Нияре Исаевна
Симферополь 2018г.
Класс
Дата:
Тема: «Символика крымскотатарского орнамента».
Цель урока: создание условий для личностной самореализации каждого
обучающегося в процессе создания композиции древо жизни; способствование
развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных
компетенций у участников образовательного процесса.
Задачи:
Образовательная:
ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; отработать навыки
познакомить с понятиями «орнамент»,
выполнения эскизов; углублять и расширять знания об истории и
развитии народных художественных промыслов
Развивающая: развивать образное мышление, внимание фантазию;
развивать способности профессиональной адаптации к изменяющимся
социальноэкономическим условиям; сформировать у учащихся
целостное восприятие народного искусства как часть культуры
народа; развивать творческое воображение.
Воспитательная: привитие интереса к культуре своей Родины, к
истокам народного творчества;
воспитание усидчивости,
аккуратности, терпения довести начатое дело до конца; воспитать
экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ
культуры труда.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД: умение использовать образный язык изобразительного искусства : цвет,
симметрия, композицию для достижения своих творческих замыслов,
способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с
использованием средств изобразительного языка),
совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу.
Познавательные УУД:
самостоятельный поиск и решение художественнотворческой задачи передачи
замысла композиции,
самостоятельное создание алгоритма деятельности,
самостоятельное создание способов решения проблемы творческого
характера..
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог;
принятие решения и его реализация;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД:
самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы,
обдумывание замысла, выполнение работу в материале,
выражение в словесной форме образного смысла творческой работы,
оценивание результата своего труда.
Тип урока: комбинированный
Методы проведения занятий: рассказ, объяснение, беседа, лекция,
демонстрация, самостоятельная работа, фронтальный опрос.
Межпредметные связи: ИЗО, история, окружающий мир
Объект труда: рисунок древо семьи.
Оборудование и учебнонаглядные пособия: Для учителя: телевизор, компьютер, презентация в формате
PowerPoint, иллюстрации с изображением орнаментов, композиции.
Для учащихся: краски, кисти, палитра, салфетки, альбомные листы.
План урока:
1.Организационномотивационный этап;
2.Вводная беседа с демонстрацией, просмотр презентаций.
3.Физкультминутка.
4.Постановка художественной задачи.
5.Выполнение практического задания.
6.Подведение итогов.
7.Рефлексия.
Содержание урока:
1. Организационно мотивационный этап
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Проверьте все ли у вас готово к уроку: альбом, кисти, акварель, простой
карандаш, ластик и вода.
Ребята пока я шла к вам на урок, у меня упало слово и все буквы
перемешались. Помогите мне его собрать!
(На 1 слайде smart: наорнтме).
(После того как учащиеся отгадывают слово, нажать на картинку – появится
слово «орнамент»).
2.Вводная беседа с демонстрацией, просмотр презентаций
Вы, конечно, сразу обратили внимание, что сегодня у нас в классе не совсем
обычно: чтото вы видели, а чтото видите в первый раз. Оглянитесь еще раз. Какая тема урока, по вашему мнению, у нас сегодня? (Дети отвечают.)
Действительно, тема нашего урока – “Декоративное рисование. Создаем
композиции древа жизни, с помощью крымскотатарсих орнаментов”.
Орнамент (от лат. Ornamentum) — означает украшение. Орнамент служит
украшением предметов декоративно прикладного искусства. Исполняется
орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры в зависимости от
материала на бумаге, ткани, дереве, кости, камни и т.д. Орнамент появился еще
в глубокой древности несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до
появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами
вмятин.
Крым, как и любой другой регион нашей страны, издавна славился
изделиями мастеров декоративноприкладного искусства.
При этом на полуострове была богатейшая палитра направлений, в которых
работали мастера — керамисты, виртуозы кожевенных и золотых дел,
фантастически искусные медники и, конечно, знаменитые вышивальщицы.
В Крыму девочек обучали вышивке с самого раннего детства. Слайд 1
С детства крымскотатарская девочка садилась за ткацкий станок. До
свадьбы она должна была успеть соткать и покрыть вышивкой до 200 м тканей,
входивших в ее приданое. Сюда относились полотенца, которые, кроме
привычного назначения, также развешивались на стенах комнаты невесты.
Платок, в который заворачивали приданое, а также Коран, который клали в
заранее вышитую сумочку. Слайд 2
Юноша давал девушке чистый платок, а та своей вышивкой на нем показывала
свое отношение: маленький цветок – до свидания, пышная и богатая вышивка –
быть свадьбе.
Давайте рассмотрим элементы крымскотатарского орнаменты и их значения.
Крымскотатарские орнаменты делятся на группы геометрические,
растительные, зооморфные, солярные. К геометрическим орнаментам относят: ромб, треугольник, круг.
Слайд4.Растительные: всевозможные стилизованные цветы, плоды, ягоды.
Слайд 5.Зооморфные птицы, рыбы. Слайд 6.Солярные знаки: звезда, солнце,
месяц. Слайд 7.
Так как наш урок посвящен созданию древо семьи, сегодня мы рассмотрим
Более тщательно растительную группу крымскотатарского орнамента.
Кипарис это дерево в культурах мусульманских народов было символом
бессмертия, древом жизни. Слайд 8.
Тюльпан (символ молодого мужчины) Слайд 9.Изображение плодов груши,
винограда обозначение деток, плодородия. Слайд 10. Роза обозначает
женщину. Слайд 11.
Гранат – плод с большим количеством зёрен внутри символизирует плодородие,
изобилие и достаток. Сосуд или кувшин – символ дома. Треугольник внизу –
символ земли. Слайд 12.Знак солнца – оберег.
Лодка – знак движения, пути. Лодка или корабль – для тех людей кто
отправляется в дальний путь или кому предстоит путь жизненный (например,
молодоженам), перед кем открывается новая, перспективная карьера. Слайд 13.
Ритм мелких элементов – символизирует берекет, ежедневный труд,
приносящий духовное, физическое и материальное благополучие". Слайд 14
3.Физкультминутка. Игра «Хорошо»
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо идти с друзьями? (шагают) Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо там, где наш дом? (руки домиком над головой)
4. Постановка художественной задачи.
Ребята вы прослушали и просмотрели информацию о крымско
татарских орнаментах. Теперь давайте попробуем закрепить ее при помощи
рисунка, а предлагаю я вам нарисовать древо своей семьи. Каждый из вас
может отобразить своих близких в рисунке. Ваша задача создать древо с
помощью элементов орнамента.
5.Выполнение практического задания.
6.Подведение итогов.
Ребята! Вы все молодцы! Мне очень понравились ваши работы. А Вам?
Дети смотрят, оценивают работы друг друга, что получилось, а что нет.
Получились оригинальные композиции.
7. Рефлексия.
Предлагает продолжить предложение
«Сегодня на уроке
Я научился …
Я узнал …
Я закрепил…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.