Разработка урока «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»
Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
музыка
6 кл
05.04.2018
Цель урока: сформировать у учащихся умение эмоционально-образно исполнять в ансамбле свадебные обрядовые песни через анализ народной и композиторской песни. Тип урока – когнитивный Вид урока – аналитический Планируемые результаты урока Метапредметные: уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства; уметь анализировать произведения и проводить аналогии с уже изученными Предметные: знать как проходили народные обряды; знать жанры народных песен, уметь творчески анализировать образы народных песен и произведений изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов; уметь давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями; знать историю свадебного обряда; уметь образно передать характер музыкальных произведений. Музыкальный материал: Песня «Замечательный сосед» Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» М. Матвеев «Матушка, матушка, что во поле пыльно» Песня для исполнения «Руки женщины» Оборудование: фортепиано, компьютер, презентация к уроку, проектор, презентация, текст песни.Цель урока: сформировать у учащихся умение эмоционально-образно исполнять в ансамбле свадебные обрядовые песни через анализ народной и композиторской песни. Тип урока – когнитивный Вид урока – аналитический Планируемые результаты урока Метапредметные: уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства; уметь анализировать произведения и проводить аналогии с уже изученными Предметные: знать как проходили народные обряды; знать жанры народных песен, уметь творчески анализировать образы народных песен и произведений изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов; уметь давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями; знать историю свадебного обряда; уметь образно передать характер музыкальных произведений. Музыкальный материал: Песня «Замечательный сосед» Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» М. Матвеев «Матушка, матушка, что во поле пыльно» Песня для исполнения «Руки женщины» Оборудование: фортепиано, компьютер, презентация к уроку, проектор, презентация, текст песни.
- Хамуева Екатерина Владимировна.docx
Конспект урока музыки в 6 классе
«Обряды и обычаи в фольклоре и
по теме
творчестве композиторов» Хамуева Екатерина Владимировна
Цель урока: сформировать у учащихся умение эмоциональнообразно исполнять в ансамбле
свадебные обрядовые песни через анализ народной и композиторской песни.
Тип урока – когнитивный
Вид урока – аналитический
Планируемые результаты урока
Метапредметные: уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства;
уметь анализировать произведения и проводить аналогии с уже изученными
Предметные: знать как проходили народные обряды; знать жанры народных песен, уметь творчески
анализировать образы народных песен и произведений изобразительного искусства, связанных с
обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов; уметь давать характеристику
музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями; знать историю свадебного
обряда; уметь образно передать характер музыкальных произведений.
Музыкальный материал:
Песня «Замечательный сосед»
Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
М. Матвеев «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
Песня для исполнения «Руки женщины»
Оборудование: фортепиано, компьютер, презентация к уроку, проектор, презентация, текст песни.
Ход урока
I .Этап мотивации к учебной деятельности
Добрый день мои друзья!
Снова встрече рада я.
Голосочки разомнем и все дружно запоем!
Исполнение песни «Замечательный сосед» по рядам, отдельно девочки и мальчики.
Надеюсь, что мы создали хорошее настроение на весь урок.
II Актуализация знаний
Сегодня мы вновь обращаемся к народному творчеству.
Вспомните, как оно называется? / Фольклор /
Верно.
Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве
композиторов»
ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору
относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),семейный фольклор
(семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания).
Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники.
Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в
брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того,
религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как
действие, фактически создающее событие.
Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали
древние верования.
Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе
одного из самых красивых обрядов – старинной русской свадьбы.
Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным
обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя
решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые
ночи, гадая на своего жениха.
На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 1315 лет. Все, кто засиделся в невестах или
женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую
пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей
практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим.
Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении
Л.. Зыкиной.
III Постановка проблемы
Беседа по итогам прослушивания
Какое настроение создаёт эта песня?
Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)
Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?
Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения
художников.
Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).
Что вы видите на этих картинах?
Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)
Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?
IV
Первичное решение проблемы
Мы сегодня обратимся к двум свадебным песням с одинаковым текстом.
Вы послушали р. н. п. «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной
Каковы особенности этой песни?
Каковы интонации вопросов дочери и ответов матери?
Послушайте вторую песню, написанную композитором М. Матвеевым на те же народные слова.но в
исполнении Жанны Бичевской
Найдите сходства и различия.
С каким чувством невеста встречает гостей в народной песне, а с каким – в песне композитора?
А как мать относится к происходящему?
В какой из песен преобладает эпический характер, а в какой – драматический?
Сравните настроение картин В. Феклистова и Ф. Журавлева с двумя вариантами исполнения песни.
Что можете сказать?
Это песня – диалог дочери с матерью.
У дочери – взволнованные интонации, а у матери – сдержанные.
(Слушание) Поразному выражены переживания, вторая песня более эмоциональная. В народной песне больше
распевов на один слог, есть ладовая переменность.
В одном случае невеста может быть покорной, готовой смириться с происходящим, в другом –
чувствует смятение, страх, безысходность.
В первом случае она как будто рассказывает о том, что видит, и благословляет дочь, во втором –
интонации матери напоминают интонации человека, трагически смирившегося с безвыходной
ситуацией.
В первой – эпический, во второй – драматический.
Картина В. Феклистова отражает характер народной песни – смирение, а картина Ф. Журавлева –
песни М. Матвеева – смятение.
/Учащиеся анализируют два варианта песни, находят сходства и различия; сопоставляют с
предложенными картинами, строят рассуждения с использованием новых знаний; высказывают свое
мнение; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям/
Давайте попробуем в таблице отразить все различия двух прослушанных песен.
V Реализация проблемы
Заполнение таблицы
Тема дочери
Тема матери
Взволнованное обращение
дочери построено на
повторяющихся
нисходящих и вновь
взлетающих интонациях,
которые не получают
завершения
Смятение,
тревога,
переживание,
драматический
накал чувств
Успокаивающие ответы
матери построены на
неторопливой,
постепенно
спускающейся мелодии,
которая приводит к
устою (устойчивому
звучанию в тонике)
Покорность,
смирение с
безвыходной
ситуацией
Песня звучит напряжённо, в миноре
VI
Первичное закрепление
Какой вывод мы можем сделать?
Народные песни отличает сдержанность переживаний, эпический характер, композиторские –
эмоциональные. Народные песни отличает сдержанность переживаний, эпический характер,
композиторские – эмоциональные. Народные песни отличает сдержанность переживаний, эпический
характер, композиторские – эмоциональные.
Самостоятельная работа с самопроверкой
VII
Давайте обратимся к учебнику на стр. 30.
Рассмотрим мелодический рисунок песен в нотах (нотная запись мелодии в учебниках).
Какая из предложенных мелодий народная, а какая композиторская?
Первая нотная запись – композиторская, вторая – народная (т. к. указан темп, показаны
динамические оттенки, во второй нотной записи видим распевание одного слога на несколько
звуков)
Да.
О том, что свадебная церемония состояла из двух частей и проходила как театрализованное действо,
которое длилось несколько дней, а иногда недель. Подразделялась она на 2 части. Первая часть
посвящалась прощанию девушки с родной семьей и разыгрывалась в доме невесты. Поэтому смятение
и тревогу, переживаемые девушкойневестой во время ожидания свадебного поезда, мы можем услышать в свадебных песнях. Вторая часть – это свадебный пир, который начинался в доме
родителей жениха после обряда венчания. Вы нашли подтверждение нашим выводам?
Прочитайте информацию о том, как проходила свадьба на Руси на стр. 3031 учебника.
VIII
Повторение и закрепление
О чем еще вы узнали?
Я предлагаю вам исполнить песню из прошлого года, потому что она о женщинах и о их суровой доли,
отдадим дань уважения.
Исполнение песни «Руки женщины»
Получилось ли вам передать эмоционально диалог матери с дочерью?
Вам было трудно это сделать?
Почему?
Рефлексия
Что интересного вы сегодня узнали на уроке?
Не всегда.
Да.
Нужно пропустить через себя все, что чувствовали мать и дочь.
Узнали о том, как проходил свадебный обряд на Руси, почему у невесты белое или красное платье,
почему свадебные обрядовые песни были тревожные или грустные.
Я предлагаю вам выполнить домашнее задание: найти иллюстрации картин русских художников, в
которых отражен свадебный обряд и песен как народных, так и композиторских.
Спасибо за урок!
Домашнее задание
Разработка урока «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»
Разработка урока «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»
Разработка урока «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»
Разработка урока «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»
Разработка урока «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.