Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как обмен информацией"
Оценка 4.9

Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как обмен информацией"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
10 кл
20.02.2019
Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как обмен информацией"
Человек — социальное существо. Большое значение в межличностных отношениях имеет общение как способ передачи информации и понимания друг друга. Наука делит общение на две группы: Вербальное. Невербальное. Первая группа — это речь. Человек пользуется своим голосом не только для проговаривания слов. Тоном, громкостью, высотой можно передать различные эмоции и обычно мы отлично понимаем, в каком состоянии находится человек. В русском языке есть множество слов, которые пишутся одинаково, но означают совершенно разные понятия. Ударение и контекст в предложении помогают нам понять, о чем идет речь. Вторая группа — мимика, жесты и направление взгляда. Мышцы лица довольно сложно контролировать без определенного обучения. Мы прекрасно определяем, когда человек печальный, злой, радостный или испытывает отвращение. О многом говорят и жесты. Их можно научиться контролировать в процессе тренировки, но микродвижения для опытного наблюдателя могут многое сказать об истинном состоянии или намерениях оппонента. Еще сложнее контролировать движения глаз, особенно когда человек пытается говорить неправду. Также речь делится на монолог и диалог. В первом случае происходит односторонняя передача информации, во втором — участники попеременно обмениваются данными, высказывают свои мнения.
kak_obmen_informatsiey_urok_10_klass.docx
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок­ объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией. Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией.            Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать            характеристику средствам общения, рассмотреть понятие Невербальное общение.            Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения              как проявления их активности.            Научить понимать важность, необходимость внимания, толерантность в            общении, повысить уровень культуры поведения. Ход урока. I. Оргмомент. Учет посещаемости и готовности класса к уроку. II. Объяснение нового материала. План. 1. Сущность общения. 2. Культура общения. 3. Средства общения. 4. Невербальное общение. 5. Особенности общения в современном мире. При объяснении материала используется мультимедийный учебник, ноутбук,  мультимедийный проектор. Тема урока: Общение как обмен информацией. Обращение к ученице: выйди к доске со своим мобильным телефоном, напиши под мою  диктовку sms­ сообщение любому мальчику из класса: Я вам пишу, чего же боле, Что я могу еще сказать.  Теперь я знаю в вашей воле Меня призреньем наказать. (сообщение отправлено) Вы, конечно, узнали строки из письма Татьяны к Евгению Онегину. (А. С. Пушкин, Евгений Онегин).   Это,   к   сожалению,   увядающий,   но   при   этом   претерпевающий   удивительную метаморфозу эпистолярный жанр. Таким образом люди раньше общались, а сегодня все по другому.   Какова   же   цель   этого   урока?(рассмотреть   средства   общения,   дать характеристику общению в современном  обществе).  Правильно,  сегодня нам предстоит выявить сущность общения, как способа обмена информацией, рассмотреть особенности общения   в   информационном   обществе,   дать   характеристику   средствам   общения, рассмотреть   понятие   Невербальное   общение.   А   вам   к   концу   урока   предстоит сформировать свое отношение к традиционным и инновационным средствам общения. 1. Сущность общения.     Из курса основной школы вы знаете, что общение­ это процесс обмена информацией  между людьми. Сущность общения состоит в:  Получении знаний об окружающем мире  Передаче опыта  Усвоении культурных и нравственных ценностей человечества  Оценке поступков и отношений людей  Усвоение правил поведения  Развитии интересов человека (объяснение материала проходит с использование мультимедийного учебника по  обществознанию), производится краткая запись. Сегодня мы поговорим об общении как обмене информацией, т. е. коммуникативной  стороне общения.Коммуникация­ это передача информации. В общении информация не  только передается , но и формируется, уточняется, развивается. Необходимо четко  понимать специфику информационного обмена между людьми. Во­первых, в процессе общения возникают отношения двух индивидов. Кто по вашему  мнению здесь выступает субъектом? (Субъектами являются оба участника общения). А что является объектом? ( объектом общения является информация).  Особую роль для  каждого участника общения играет значимость информации, это возможно при условии,  что информация понята и осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе  реально даны в единстве деятельность, общение и познание. Во­вторых, характер обмена информацией между людьми определяется возможностью  партнеров влиять друг на друга, т. е. менять и саму информацию. В­третьих, в процессе человеческого общения коммуникатор(направляющий)  и реципиент(принимающий) постоянно меняются местами. Поэтому важно существование  единой системы значений, т. е. «найти общий язык». Для общения важно одинаковое  понимание ситуации общения. А это возможно при общей деятельности. В­четвертых, в общении могут возникать специфические барьеры. Они могут быть  связаны с различным мироощущением, миропониманием, мировоззрением. Приведите примеры подобных барьеров. (Застенчивость одного из партнеров, неприязнь по отношению друг к другу и т. п.) В процессе общения происходит циркуляция информации между партнерами. Если  информационные сигналы направлены множеству адресатов, то это сетевой  коммуникативный процесс. 2.Культура общения. (объяснение материала проходит с использование мультимедийного учебника по  обществознанию) Древние заповеди гласят, что тому , кто хочет получать удовольствие от общения  необходимо:  Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек, с которым вы  общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться.  Уважение к тому, с кем общаетесь, признание того, что человек­ высшая  ценность и общаться с ним надо бережно. Подумайте и укажите свои заповеди общения. (общаться дружелюбно, улыбаться  собеседнику, не перебивать, употреблять в разговоре имя собеседника и т. д.) (работа в парах) Обсуждение результатов. 3.Средства общения. Общение происходит по двум психологическим каналам: словесному(речевому,  вербальному) и эмоциональному(невербальному). Сейчас по ходу объяснения вам необходимо заполнять конкретизирующую таблицу: Особенности речевого(вербального) общения Пр.: Средство общения­ речь Не искажается смысл информации Происходит кодирование и декодирование информации Возможен диалог Особенности невербального общения Пр.: Способы общения: мимика, пантомимика,  зрительный контакт Используется язык жестов Эмоциональная окраска Подсознательность Назовите универсальное средство человеческого общения. (речь). Правильно, речь  является самым универсальным средством коммуникации, с ее помощью меньше всего  искажается смысл сообщения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в  процессе слушания декодирует данную информацию. Точность понимания слушающим  станет понятной для говорящего лишь тогда, когда произойдет смена коммуникативных  ролей, т. е. диалог. Обратимся к тексту учебника на стр. 324: Одна из моделей речевого общения включает пять элементов: 1. кто?­ коммуникатор 2. что?­ сообщение 3. как?­ непосредственно или опосредованно 4. кому?­ адресат 5. с каким эффектом? Речь становится полноценным средством общения в процессе деятельности, также важно  включение в данный процесс невербальных средств. 4.Невербальное общение. (объяснение материала проходит с использование мультимедийного учебника по  обществознанию) В психологии существует понятие невербальное «бессловесное» общение. Оно охватывает  все средства обмена информацией, кроме речи. Невербальные средства общения помогают создать образ партнера, понять его состояние и  настроение, указывают на уровень психологической близости, кратко сообщают нужные  сведения или дополняют словесное общение. Более подробно о невербальном общении вам расскажет наш школьный психолог Лаптева  Елена Федоровна (рассказ психолога сопровождается мультимедийной презентацией) Проведем небольшую физкультминутку, используя жесты невербального общения: 1. человек задумался и отвел глаза (движение глазами вправо, влево) 2. человеку кто­ то понравился он подмигивает ему (моргание глазами) 3. говорим «да» (наклоны головой) 4. говорим «нет» (повороты головы) 5. что­ то не знаем (поднимаем­ опускаем плечи) 6. а вот вошел авторитетный человек (выпрямляем спину) 7. увидели хорошего знакомого (разводим руками в стороны) 8. приветственно машем руками (левой­ правой) Обсуждение получившейся таблицы. 5.Особенности общения в современном мире. В каком обществе мы живем с точки зрения общественных формаций? (в информационном) Да, формирующееся информационное общество характеризуется новыми формами  общения. Изучение специфики обмена информацией в условиях перехода к  информационному обществу только начинается, однако уже сейчас можно изменить  представление о классическом общении. Действительно, еще до распространения компьютеров люди стали общаться с помощью  технических средств. Каких, например?.(телефон, телеграф).Техника облегчает передачу  информации при общении. Даже при современном увеличении объема информации  значительно сокращается время ее передачи. Какие новые средства общения вы можете назвать?(мобильный телефон, SMS­сообщения,  Интернет ит. д.). К этому уроку ученица вашего класса Юрлова Виктория подготовила и  провела социологическое исследование на тему « Пользователи ИНТЕРНЕТА». Сейчас она представит результаты своей работы. Рассказ ученика сопровождается мультимедийной презентацией. Таким образом, с расширением сферы общения с помощью современной техники не только  меняется его способ, но и структура коммуникативного опыта человека. А именно,  приходится постоянно конструировать образ партнера по коммуникации, не видя его  непосредственно. Какие вы видите плюсы и минусы подобного общения?(+ дает свободу,  открытость, простота, экономия времени; ­недостает эмоциональности,  безответственность, негативное воздействие на психику). Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели особенности общения, как обмена информацией и  узнали об особенностях общения в современном мире. Обращение к ученику: Ты ответишь  на присланное тебе sms­ сообщение?( да, но используя при этом человеческую речь) III.Закрепление. Тест: 1. Коммуникация, при которой в качестве знаковой системы используется речь,  называется:             А. вербальной             Б. визуальной             В. кинетической             Г. физической 2. Общение людей с помощью языка называется:             А. мышлением             Б. речью             В. фонетикой             Г. коммуникацией 3. Заполните пропуски в схеме:                                                   4. вставьте пропущенное слово: «     ….. облагораживает и возвышает: в обществе  человек невольно, без всякого притворства держится иначе, чем в одиночестве»  Ответы: А,Б, невербальное, общение. IV. Домашнее задание. П.31,в. №5,стр.328.

Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как обмен информацией"

Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как обмен информацией"

Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как обмен информацией"

Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как обмен информацией"

Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как обмен информацией"

Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как обмен информацией"

Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как обмен информацией"

Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как обмен информацией"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019