Красота окружающего мира, природы в нашем понимании дополняется и той вечной красотой, которую своими руками создали люди в течение веков и тысячелетий. Величественные камни Стоунхенджа, углубленная поэзия белоснежного Тадж – Махала, строгая гармония Парфенона не только радуют взор многочисленных туристов, они несут в себе бесценные знания, гамму эмоций и чувств.
Пролистав фотографии «парков мира», в которых построены макеты самых знаменитых строений всех времен и народов, убеждаемся в том, что все они очень красивые и очень разные! Среди них — и сооружения, ставшие визитной карточкой городов : Собор Святого Петра в Ватикане, афинский Акрополь, египетские пирамиды, дворец императора Таиланда, Тадж-Махал, Пизанская башня, Белый дом и Капитолий, статуя Свободы, Собор Парижской Богоматери, Сиднейская Опера, остров Манхеттен еще с башнями-близнецами и многое-многое другое. Среди них есть помпезные и торжественные здания, загадочные и креативные, лирические и задумчивые. У каждого есть своя история, свои легенды и своя музыка. Ее может услышать каждый, кто внимательно вслушается в тональности настроения, ритмы очертаний, конструкций, полифонические мелодии украшений и декора.Сценарий урока с подбором музыки и иллюстраций
Стоунхендж - фото
Парк мира в Пекине - фото
Водопьянова Т.М.
Урок искусства в 8 классе
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.
Красота окружающего мира, природы в
нашем понимании дополняется и той вечной
красотой, которую своими руками создали
люди в течение веков и тысячелетий.
Величественные камни Стоунхенджа,
углубленная поэзия белоснежного Тадж –
Махала, строгая гармония Парфенона не
только радуют взор многочисленных
туристов, они несут в себе бесценные
знания, гамму эмоций и чувств.
Пролистав фотографии «парков мира», в
которых построены макеты самых
знаменитых строений всех времен и
народов, убеждаемся в том, что все они
очень красивые и очень разные! Среди них
— и сооружения, ставшие визитной
карточкой городов : Собор Святого Петра в
Ватикане, афинский Акрополь, египетские
пирамиды, дворец императора Таиланда,
Тадж-Махал, Пизанская башня, Белый дом и
Капитолий, статуя Свободы, Собор
Парижской Богоматери, Сиднейская Опера,
остров Манхеттен еще с башнями-
близнецами и многое-многое другое. Среди
них есть помпезные и торжественные
здания, загадочные и креативные,
лирические и задумчивые. У каждого есть
своя история, свои легенды и своя музыка.
Ее может услышать каждый, кто
внимательно вслушается в тональности
настроения, ритмы очертаний, конструкций,
полифонические мелодии украшений и
декора.
Когда – то французская писательница
мадам де Сталь в романе «Коринна»
написала, что архитектура собора святого
Петра в Риме подобна «непрерывкой и
закрепившейся музыке». В своих
«Изречениях в прозе» Гете также писал о
том, что «архитектура — это онемевшая
музыка». « Архитектура и музыка - сестры, и
та, и другая создают пропорции во времени
и в пространстве.. .Обеим присущи
материальное и духовное начала: в музыке
мы находим архитектуру, в архитектуре –
музыку» - считал архитектор XX века Ле
Корбюзье. Как же услышать ее, музыку,
воплощенную в камне на века?
Вслед за поэтом , обратимся за помощью к
стихам:
Париж - фото
Собор св. Петра в РимеКто видел Нотр-Дам,
Тот всей душой
Поверил в то, что
Каждый дюйм живой.
И дух Парижа навсегда
Останется в сердцах и душах!
Нет на земле прекрасней места
Париж - летишь на крыльях!
Можно почитать Гюго, главы, посвященные
«Собору Парижской богоматери», рассказы о
городах и их достопримечательностях.
«Застывшая музыка» будет следовать за
нами по гулким улицам и мостовых старых
городов Европы. Она будет вплетаться в
ручейки органных пассажей, когда мы будем
заглядывать в готические соборы. Оперной
арией прозвучит у входа в знаменитый
театр. Она вылетит навстречу из
распахнутого окна знакомой темой из
сонаты или пьесы. Или заставит шагать в
ногу вместе с маршем, закружит в
зажигательном танце.
Среди поросших мхом стен романских
замков вдруг рыцарская баллада напомнит
нам о славных битвах, турнирах и походах.
Веселые или задумчивые звуки волынки
навеют видения о Шервудском лесе, Робин
Гуде, цветущем вереске и зачитанных
романах Вальтера Скотта.
В уютном и красивом австрийском
Зальцбурге
(«Соляной крепости» в
альпийских горах), конечно, будет Моцарт!
Не поздний, не трагический, а легкий и
солнечный из ранних произведений. Их мы
вспомним и у дома, где жил будущий гений,
и в крошечных кафе, где он сиживал в
юности. Любимые арии из моцартовских
опер будут сменять одна другую. А возле
городского собора Святого Руперта все –
таки слух уловит
тихое звучание
Лакримозы.
Как не запутаться в разнообразии мелодий
звучащей Вены: среди них и сонатные
формы Йозефа Гайдна, Бетховена, и песни
Шуберта, и очаровательная музыка «короля
вальсов» Иоганна Штрауса, и атональные
опусы Арнольда Шенберга. Никак нельзя
забыть и о Венской опере, одной из лучших в
мире. Голоса лучших солистов мира звучали
на этой сцене.
Прохаживаясь по Лондонской Бейкер –
стрит можно, если повезет, попасть в такт
замечательной Саундтрека к фильму
«Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Она в
нашем сознании прочно закрепилась за этим
адресом в старинной оркестровке, как и
http://lloretmar.ru/otdyh/16-
sardana-
Сардана – танец в Каталонии,
фото
Робин Гуд – кадр из фильма
Дом Моцартов в Зальцбурге -
фото
Венская опера - фото
«Шерлок Холмс и доктор
Ватсон» кадр из фильмаплещутся
ужасное звучание скрипки знаменитого
детектива.
Улицы Варшавы и на самом деле полны
музыкой любимого сына польской земли,
Фредерика Шопена. Вплоть до самой зимы
на маленькой сцене возле памятника
композитору не смолкает рояль. Над
деревьями старого парка кружат вальсы и
мазурки,
звуки этюдов,
ноктюрнов, баллад.
«Как бьется сердце! И в печали,
На миг былое возвратив,
Передо мной взлетают дали
Санкт-Петербургских перспектив!..
И, опершись на колоннады,
Встают незыблемой грядой
Дворцов гранитные громады
Над потемневшею Невой», - таким видит
город Петра поэт Николай Агнивцев. Душа
города, его музыка у каждого своя. У кого-
то это торжественная классика, как в гимне
Великому городу Глиэра. У других
поэтичная лирика «Белых ночей» Петра
Ильича Чайковского. У третьих - это группа
«Секрет» или ленинградский рок клуб,
Гребенщиков, Цой, Башлачев.
«Я к розам хочу в тот единственный сад, где
лучшая в мире стоит из оград», - писала
Анна Ахматова о решетке Летнего сада в
Петербурге. Решетка достойная таких
стихов появилась в новом месте гуляний в
Петербурге, когда на берегах безымянной
речки, вскоре названной Фонтанкой, разбили
регулярный парк с аллеями, мостиками,
статуями, беседками. Уголок Европы в после
петровской России. Сюда приглашали
иностранных гостей, устраивали праздники,
здесь гулял Пушкин. Легкость и изящество
струящихся линий, мажорный , динамичный
характер творения Фельтона и русских
мастеров вызывает в памяти оркестровую
музыку композиторов XVIII века -
Бортнянского, Хандошкина с их
своеобразной смесью европейских форм и
правил с русской песенной интонацией.
Увертюра Глинки к «Руслану и Людмиле»,
летящая «как на всех парусах», радостным
чувством новизны также внутренне близка
архитектурному образу, ставшему одной из
визитных карточек города на Неве.
Музыку мы обязательно услышим в
печальном звучании дудука, побывав у
монастырей и храмов Армении, увидев
античный Храм солнца – Гарни, купольные
храмы Эчмиадзина, средневековую
жемчужину Гегард. Эту грусть понимают
Памятник Шопену в Варшаве
Санкт-Петербург - фото
Решетка Летнего сада
Армянский храм - фотоСадко с гуслями – кадр из
фильма
Венеция - фото
Самарканд, праздник - фото
Памятник Яну Сибелиусу
окрестные горы, которые знают
многострадальную историю армянского
народа, его песни и предания.
Своими очертаниями и скульптурным
убранством древние храмы Индии никак не
соотносятся с великими пирамидами Гизы и
Южной Америки. Разные инструменты
связываем мы с звучанием небоскребов –
Нью – Йорка, японских пагод, африканской
деревни. Великий Новгород, что раскинулся
у берегов Иьмень – озера, это, конечно,
гусли, которые в память о Садко былинными
напевами связаны с его средневековыми
соборами.
Венеция не мыслится без мелодичных песен
гондольеров, почти профессионально
льющихся над каналами, мостиками,
палаццо. Удивительно, но именно русские
композиторы – Глинка, Чайковский,
подслушали в нем ласковый шепот волн.
Летнюю ночную тишину под звездами
средиземноморья.
«Музыка — идеальный прообраз мира, это
то, что невозможно выразить никакими
словами, никакими философскими
трактатами», - писал таджикский
композитор Фируз Бахор. Прообразом
мироздания всегда была и архитектура,
особенно храмовая. «В старину строили
храм, чтобы почтить память человека. Моя
симфония — мой музыкальный храм», -
говорил Бахор. Он создал музыкальный
памятник жемчужине архитектуры Востока –
городу Самарканду. Симфоническая поэма
«Мараканда» рисует образ города
величественных минаретов, передает
характер его контуров и изысканных
орнаментов. Слушая поэму, зримо
представляешь праздничный город,
музыкантов играющих на больших круглых
барабанах и огромных трубах, великанов на
ходулях, искры кружащихся огней и аромат
южной ночи.
Русский литератор Юрий Борев считает, что
«музыка близка архитектуре огромной
значимостью в ней ритма и далекой от форм
самой жизни формой своих образов».
Современные программисты видят ив
музыке и в архитектуре наличие
универсального «кода», который на
подсознательном уровне понятен любому
человеку. Его понимали древние строители
пирамид и храмов, чувствуют строители
современных мостов, стадионов, вокзалов.
Его воспринимают современники, его
передают будущим поколениям в видезданий, парков, других памятников
культуры. Этот великий «код» земных
ритмов и мотивов воплощенный в виде
музыкальных ритмов, интервалов, тембров
услышат потомки, чтобы передать его
Будущему.