Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
02.04.2017
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс предназначена для учащихся коррекционной школы. Данный урок обобщает и закрепляет знания учащихся с нарушением интеллекта об однородных членах предложения. Учащиеся на данном уроке должны закрепить определение однородных членов, умение находить однородные члены в тексте, знать правописание знаков пунктуации при написании однородных членах предложения. Урок имеет воспитательное значение - воспитывает уважение к людям рабочих профессий, к своему городу.
урок русского кем быть.doc
Урок русского языка
9 класс
Подготовила:
Учитель – дефектолог
Денисенкова Н.А.
ГКОУ СКОШ №10, г.Орска Урок русского языка
9 класс
Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения
Цель:
закрепить знания о знаках препинания при однородных членах предложения;
Задачи урока:
Образовательные
закрепить знания учащихся о признаках однородных членов предложения, о
правилах расстановки знаков препинания при однородных членах
предложения;
закрепить умение учащихся находить однородные члены предложения в тексте;
Коррекционно развивающие –
развивать слуховое и зрительное восприятие на основе упражнений по
умению видеть в тексте и воспринимать на слух однородные члены
предложения;
развивать орфографическую зоркость;
развивать навыки самоконтроля;
обогащать словарный запас учащихся, развивать логическое мышление,
внимание, творческое воображение;
Воспитательные
способствовать формированию представления о жизненном и личном
профессиональном плане, помочь учащимся в определении будущей
профессии.
Тип урока: закрепление знаний учащихся
Оборудование: учебники, тетради, карточкиподсказки, карточки с заданиями,
таблицы, мультимедиа – проектор.
ХОД УРОКА:
№
I.
Ход урока
Примечания
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
«У меня растут года,
Будет и семнадцать,
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?»
(В.Маяковский)
— Скоро перед вами станет вопрос о выборе профессии, вы
должны будете сделать правильный выбор! Уверена, что
сегодняшний урок поможет вам в этом.
1
Слайд 1 II.
III.
1.
2.
Проверка домашнего задания.
1) Упр. 280, стр. 207
Все ли справились с заданием в группе? Какие знаки
препинания вы поставили?
Актуализация опорных знаний и сообщение темы урока
– Какое сегодня число? Записывают дату и место работы в
тетрадь.
Четырнадцатое апреля.
Классная работа.
(проговаривают имеющиеся орфограммы:
Четырнадцатое четверть, четверо,
дцать – десять
апреля запомнить написание
Классная удвоенная С
Работа словарное слово
Словарная работа:
— На слайде карточки, прочитайте их. Какое слово
здесь лишнее? Почему?
Столяр Рубанок Швея Врач Повар Слесарь
Учитель Парикмахер Пожарник
2
3
Назовите одним словом оставшиеся понятия
(профессии людей)
— профессия — это новое словарное слово.
( выделяются и разбираются орфограммы )
Профессия основной род занятий трудовой деятельности,
требующий специальной подготовки и приносящий доход
человеку.
прописываем слово три раза;
Проведем морфологический разбор слова, т.е.
разберем слово как часть речи (таблица – разбор существ.)
Профессия – сущ., что?, неодуш., нариц., ж.р., ед.ч., И.п.
Составим предложение со словом ПРОФЕССИЯ из
разрозненных слов:
Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
Карточка
№1
4
юности
ч…ловек словарное слово
(в) предлог, пишем отдельно
профес…ию словарное слово
каждый
(вы)бирает пишем слитно, у глаголов предлогов не бывает
Какие орфограммы в данных словах?
Запишите предложение в тетрадь (один ученик записывает
предложение на доске)
В юности каждый человек выбирает профессию.
( карточка подсказка для 3 группы:
Юности человек в профессию каждый выбирает )
Синтаксический разбор, т.е. разбор по членам
предложения (разбор у доски)
3.
Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
(Сократ.)
Сообщение темы и целей урока
Каким профессиям обучают в нашей школе? (швея, столяр,
слесарь)
Слайд 5.
5
Слесарь – рабочий, занимающийся ручной обработкой металлов,
сборкой машин и оборудования…
Столяр – рабочий, специалист по обработке дерева.
Швея работница, занимающаяся шитьем.
Посмотрите внимательно на предложение и скажите:
6
Слайд 6
Наши ученики изучают швейное столярное слесарное
дело.
Все ли верно в этом предложении? ( не хватает запятых)
Почему они здесь нужны? (предложение с однородными членами) Где поставим запятые?
Запишите предложение в тетрадь.
Составим схему однородных членов: О, О , О.
— А теперь подумайте и скажите, о чем сегодня пойдет речь.
Сформулируйте тему нашего урока:
Знаки препинания при однородных членах. (доска)
Запишите тему в тетрадь.
Попробуем определить цели нашего урока:
7
Надо знать: Надо уметь:
признаки однородных находить в тексте
членов предложения однородные члены;
правильно расставлять
знаки препинания;
употреблять в своей речи
IV.
Работа по теме урока.
1) Итак, повторим, что мы знаем об однородных членах
предложения?
В этом нам поможет слайд подсказка.
8
Вставь пропущенные слова:
1. Относятся к …. члену предложения.
2. Отвечают на …. вопрос.
3. Являются … членом предложения.
4. Могут быть как …, так и …. членами предложения.
5. Произносятся с интонацией … .
6. Связаны бессоюзной связью или с помощью союзов … .
7. Отделяются друг от друга … .
8. Запятая не ставится при одиночном союзе … .
Давайте, вспомним схемы однородных членов предложения:
доска
Слайд 7
Слайд 7
Карточка
№2
Физминутка (электронная)
Слайд 2) Задание 2 (работа в парах) Найдите пару (карточки)
В первом столбике даны предложения, во втором — схемы
предложений. Вам нужно схемы соединить линиями с нужными
предложениями.
Сверьте, так ли у вас получилось?
10,11,12,13
Слайд 14
Карточка
№ 3
Карточка
№4
Слайд 15
Лётчики летают на грузовых, пассажирских и
военных самолётах.
Повар приготовил обед быстро, но вкусно.
14
Портниха сшила платье, блузку, юбку.
О, но О.
О, О и О
О, О, О.
— Запишите одно понравившееся предложение в тетрадь,
подчеркните однородные члены предложения.
3) Задание 3. Пословицы.
— У вас на столах пословицы. Соберите их. Объясните их
значение.
С ремеслом люди не родятся, но добытым ремеслом
гордятся.
Всякая работа мастера хвалит.
С ремеслом люди не родятся мастера хвалит
но добытым
Всякая работа ремеслом гордятся
15
— Какая из пословиц с однородными членами предложения?
Докажите, что это однородные члены?
Запишите её в тетрадь. Расставьте знаки препинания.
Разберите данное предложение по членам предложения.
Каким членом предложения являются однородные члены?
Каким союзом связаны?
4) Задание 4. (Работа в группах – мальчики девочки)
Работа по учебнику: Упр. 82, стр. 209 (12 предложения) Слайд
16,17
Карточка
№5
16
17
Выбираем свой текст.
В текст необходимо вставить пропущенные слова по смыслу.
Вам помогут слова на доске. Выберите слова к вашим
предложениям.
Слесарное дело
Швейное дело
Хрупкость
Мягкость
Плательная
Шерстяная
Запах
Текстура
Стойкость
Шлифовка
Обрезка
Зачистка
Костюмная
Шёлковая
Стирка
Усадка
Подшивка
Утюжка
Чем будут являться вставленные слова, какие знаки мы
поставим в предложения.
Записываем по 12 предложения.
Швейное дело:
1. Среди синтетических тканей различают: блузочную,
плательную, костюмную.
2. Существуют специальные правила для чистки, стирки,
утюжки изделий из синтетических тканей.
Слесарное дело:
1. Абразивные инструменты и материалы сравниваются по
твердости, хрупкости, стойкости.
2. Доводка, зачистка, шлифовка формы изделия проводятся
абразивными материалами.
Закрепление.
1) Люди всех этих профессий живут и в нашем городе Орске.
Наш город орденоносец.
(22 января 1971г. наш город Орск первым из городов
Оренбуржья награжден орденом Трудового Красного Знамени за
успехи, достигнутые трудящимися города в выполнении задания
пятилетнего плана по развитию промышленного производства и
особенно цветной металлургии. )
Наш город – город трудовой Славы.
V.
1) Слайд 18
Доска
Слайд 19
доска
18
(Указ Губернатора Оренбургской области от 23 июля 2013 г.
N 729ук «О присвоении почетного звания Оренбургской
области «Город трудовой славы» городу Орску».
Почетное звание городам присвоено за большой вклад в
социальноэкономическое развитие Оренбургской области,
трудовой и воинский подвиг жителей в годы Великой
Отечественной войны, проявленные в послевоенные годы
стойкость и мужество при восстановлении и строительстве
объектов народного хозяйства, развитие экономического
потенциала Оренбургской области в современный период.)
2) Орский поэт В.Тихомиров написал стихотворение об Орске
«Город с рабочей судьбою». Там есть такие строчки:
На окраине России
Пограничный город наш.
Он, посвоему, красивый
Скромный труженик и страж.
3) В городе и сейчас трудятся рабочие мастера. Это люди
самых разных рабочих профессий – слесари, токари, сварщики,
сталевары, нефтяники, строители. Всех не перечтешь.
19
Составьте предложение о людях, живущих в Орске.
Запишем предложение (у доски)
В Орске живут и трудятся люди разных профессий.
Разберем предложение.
Есть ли здесь однородные члены? Назови их.
Каким членом предложения являются? (однородные
сказуемые)
Докажите, что это однородные члены? Составьте
схему.
4) — А кем можно устроиться на работу? (санитарка, швея,
нянечка, грузчик, дворник, плотник,…)
— Все мы любим наш город, и от вас зависит, каким он будет
2)
3)
4) через много лет. Сможете ли вы принести пользу своему городу?
С радостью будете идти на работу? Это зависит от правильного
выбора профессии.
VI.
Итог урока.
1) — Наш урок подошёл к завершению.
А справились ли мы с поставленными на уроке задачами?
20
Знаем: Умеем:
признаки однородных находить в тексте
членов предложения однородные члены;
правильно расставлять
знаки препинания;
употреблять в своей речи
2) Проверим по схеме.
Если ответ
да — зеленый квадрат
нет — красный квадрат.
21
Хорошо знаю признаки однородных членов
Могу начертить схему предложения с однородными
членами
Знаю какие знаки препинания надо ставить в предложениях
с однородными членами
Оценки. (аргументировать)
VII.
VIII. Домашнее задание.
22
— Дома вам нужно Упр. 82, стр. 209 (доделать)
Чтобы его выполнить вам нужно посоветоваться с учителями
труда.
(Фальков О., Самойлова А. – 2 предложения.)
— Урок закончен. Всем спасибо
Слайд 20
Слайд 21
Сигнальные
карточки
Слайд 22 Карточка №1 (1 группа)
Расставьте слова по порядку, вставьте пропущенные буквы, уберите скобки,
предложение запишите.
юности, ч…ловек, (в), профес…ию, каждый, (вы)бирает
Расставьте слова по порядку, вставьте пропущенные буквы, предложение
запишите.
Карточка №1 (2 группа)
юности, ч…ловек, в, профес…ию, каждый, выбирает
Карточка №1 (3 группа)
Вставьте пропущенные буквы, предложение запишите.
В юности каждый ч…ловек выбирает профес…ию.
Карточка №2 (устно)
Вставь пропущенные слова:
1. Относятся к …. члену предложения.
2. Отвечают на …. вопрос.
3. Являются … членом предложения.
4. Могут быть как …, так и …. членами предложения.
5. Произносятся с интонацией … .
6. Связаны бессоюзной связью или с помощью союзов … .
7. Отделяются друг от друга … .
8. Запятая не ставится при одиночном союзе … .
Карточка № 3 (1,2 группы)
Соотнеси предложения и схемы
Лётчики летают на грузовых, пассажирских и военных самолётах. О, но О.
О, О, О
Повар приготовил обед быстро, но вкусно.
Портниха сшила платье, блузку, юбку.
О, О и О.
Карточка № 3 (3 группа)
Соотнеси предложения и схемы
Повар приготовил обед быстро, но вкусно.
Портниха сшила платье, блузку, юбку.
О, О, О
О, но О. Собери пословицу. В какой пословице есть однородные члены?
С ремеслом люди не родятся
Всякая работа
мастера хвалит
Карточка № 4
но добытым ремеслом гордятся
Слова – помощники:
Слесарное дело
Карточка № 5
Швейное дело
Хрупкость
Мягкость
Плательная
Шерстяная
Запах
Текстура
Стойкость
Шлифовка
Обрезка
Зачистка
Костюмная
Шёлковая
Стирка
Усадка
Подшивка
Утюжка Дополнительный материал:
Задание 5. Угадай профессию. (дополнительное)
А сейчас, ребята, по опорным словам определите профессии.
23
24
1. Ножницы, ткань, швейная машина. (швея, портной)
Портной работает с тканью, ножницами и швейной машиной.
2. Гвозди, топор, пила (столяр, плотник)
Плотник не работает без гвоздей, топора, пилы.
3. Щи, котлеты, компоты. (повар)
Повар готовит вкусные щи, котлеты, компоты.
Запишите 1 предложение, найдите однородные члены, составьте схему.
( для 3 группы карточки)
Задание 6. « Четвёртый лишний» устно
— Профессии делятся на несколько видов:
Человекчеловек. Это профессии, связанные с медицинским обслуживанием,
обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой.
Человектехника. Это все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и
эксплуатацией техники.
Человек — художественный образ — все профессии, связанные с созданием,
воспроизведением и изучением художественных образов.
Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и
преобразованием природы.
— Прочитайте названия профессий, какая профессия лишняя и почему?
1. Художник, музыкант, водитель.
2. Врач, певец, учитель.
3. Лесник, садовник, продавец.
4. Учитель, слесарь, токарь.
Со словами, которые у вас остались составьте предложения с однородными
членами при помощи союза И.
( Художник и музыкант создают произведения искусства.
Врач и учитель работают с людьми.
Лесник и садовник выращивают растениями.
Слесарь и токарь работают с техникой. )
Назовите однородные члены. Чем они выражены? Карточка №1 (1 группа)
Расставьте слова по порядку, вставьте пропущенные буквы, уберите
скобки, предложение запишите.
юности, ч…ловек, (в), профес…ию, каждый, (вы)бирает
Карточка №1 (1 группа)
Расставьте слова по порядку, вставьте пропущенные буквы, уберите
скобки, предложение запишите.
юности, ч…ловек, (в), профес…ию, каждый, (вы)бирает
Карточка №1 (1 группа)
Расставьте слова по порядку, вставьте пропущенные буквы, уберите
скобки, предложение запишите.
юности, ч…ловек, (в), профес…ию, каждый, (вы)бирает
Карточка №1 (1 группа)
Расставьте слова по порядку, вставьте пропущенные буквы, уберите
скобки, предложение запишите.
юности, ч…ловек, (в), профес…ию, каждый, (вы)бирает
Карточка №1 (1 группа)
Расставьте слова по порядку, вставьте пропущенные буквы, уберите
скобки, предложение запишите.
юности, ч…ловек, (в), профес…ию, каждый, (вы)бирает
Карточка №1 (1 группа)
Расставьте слова по порядку, вставьте пропущенные буквы, уберите
скобки, предложение запишите.
юности, ч…ловек, (в), профес…ию, каждый, (вы)бирает
Карточка №1 (1 группа) Расставьте слова по порядку, вставьте пропущенные буквы, уберите
скобки, предложение запишите.
юности, ч…ловек, (в), профес…ию, каждый, (вы)бирает
Карточка №1 (2 группа)
Расставьте слова по порядку, вставьте пропущенные буквы,
предложение запишите.
юности, ч…ловек, в, профес…ию, каждый, выбирает
Карточка №1 (2 группа)
Расставьте слова по порядку, вставьте пропущенные буквы,
предложение запишите.
юности, ч…ловек, в, профес…ию, каждый, выбирает
Карточка №1 (2 группа)
Расставьте слова по порядку, вставьте пропущенные буквы,
предложение запишите.
юности, ч…ловек, в, профес…ию, каждый, выбирает
Карточка №1 (2 группа)
Расставьте слова по порядку, вставьте пропущенные буквы,
предложение запишите.
юности, ч…ловек, в, профес…ию, каждый, выбирает
Карточка №1 (3 группа)
Вставьте пропущенные буквы, предложение запишите.
В юности каждый ч…ловек выбирает профес…ию. Карточка №1 (3 группа)
Вставьте пропущенные буквы, предложение запишите.
В юности каждый ч…ловек выбирает профес…ию.
Карточка №2
Вставь пропущенные слова:
9. Относятся к …. члену предложения.
10. Отвечают на …. вопрос.
11. Являются … членом предложения.
12. Могут быть как …, так и …. членами предложения.
13. Произносятся с интонацией … .
14. Связаны бессоюзной связью или с помощью союзов … .
15. Отделяются друг от друга … .
16. Запятая не ставится при одиночном союзе … .
Карточка №2
Вставь пропущенные слова:
1. Относятся к …. члену предложения.
2. Отвечают на …. вопрос.
3. Являются … членом предложения.
4. Могут быть как …, так и …. членами предложения.
5. Произносятся с интонацией … .
6. Связаны бессоюзной связью или с помощью союзов … .
7. Отделяются друг от друга … .
8. Запятая не ставится при одиночном союзе … .
Карточка №2
Вставь пропущенные слова:
1. Относятся к …. члену предложения.
2. Отвечают на …. вопрос. 3. Являются … членом предложения.
4. Могут быть как …, так и …. членами предложения.
5. Произносятся с интонацией … .
6. Связаны бессоюзной связью или с помощью союзов … .
7. Отделяются друг от друга … .
8. Запятая не ставится при одиночном союзе … .
Карточка № 3 (1,2 группы)
Соотнеси предложения и схемы
Лётчики летают на грузовых, пассажирских и военных
самолётах.
Повар приготовил обед быстро, но вкусно.
Портниха сшила платье, блузку, юбку.
Карточка № 3 (1,2 группы)
Соотнеси предложения и схемы
Лётчики летают на грузовых, пассажирских и военных
самолётах.
Повар приготовил обед быстро, но вкусно.
Портниха сшила платье, блузку, юбку.
Карточка № 3 (1,2 группы)
Соотнеси предложения и схемы
Лётчики летают на грузовых, пассажирских и военных
самолётах.
О, но О.
О, О, О
О, О и О.
О, но О.
О, О, О
О, О и О.
О, но О. Повар приготовил обед быстро, но вкусно.
Портниха сшила платье, блузку, юбку.
О, О, О
О, О и О.
Карточка № 3 (1,2 группы)
Соотнеси предложения и схемы
Лётчики летают на грузовых, пассажирских и военных
самолётах.
Повар приготовил обед быстро, но вкусно.
Портниха сшила платье, блузку, юбку.
Карточка № 3 (3 группа)
Соотнеси предложения и схемы
Повар приготовил обед быстро, но вкусно.
Портниха сшила платье, блузку, юбку.
Карточка № 3 (3 группа)
Соотнеси предложения и схемы
Повар приготовил обед быстро, но вкусно.
Портниха сшила платье, блузку, юбку.
Карточка № 3 (3 группа)
Соотнеси предложения и схемы
Повар приготовил обед быстро, но вкусно.
Портниха сшила платье, блузку, юбку.
О, но О.
О, О, О
О, О и О.
О, О, О
О, но О.
О, О, О
О, но О.
О, О, О
О, но О. Карточка № 3 (3 группа)
Соотнеси предложения и схемы
Повар приготовил обед быстро, но вкусно.
Портниха сшила платье, блузку, юбку.
Карточка № 3 (3 группа)
Соотнеси предложения и схемы
Повар приготовил обед быстро, но вкусно.
Портниха сшила платье, блузку, юбку.
Карточка № 4
О, О, О
О, но О.
О, О, О
О, но О.
Собери пословицу. В какой пословице есть однородные члены?
С ремеслом люди не родятся
Всякая работа
мастера хвалит
но добытым ремеслом гордятся
Карточка № 4
Собери пословицу. В какой пословице есть однородные члены?
С ремеслом люди не родятся
Всякая работа
мастера хвалит
но добытым ремеслом гордятся
Карточка № 4
Собери пословицу. В какой пословице есть однородные члены?
С ремеслом люди не родятся
Всякая работа
мастера хвалит
но добытым ремеслом гордятся
Карточка № 4 Собери пословицу. В какой пословице есть однородные члены?
С ремеслом люди не родятся
Всякая работа
мастера хвалит
но добытым ремеслом гордятся
Карточка № 4
Собери пословицу. В какой пословице есть однородные члены?
С ремеслом люди не родятся
Всякая работа
мастера хвалит
но добытым ремеслом гордятся
Карточка № 4
Собери пословицу. В какой пословице есть однородные члены?
С ремеслом люди не родятся
Всякая работа
мастера хвалит
но добытым ремеслом гордятся
Слова – помощники:
Слесарное дело
Карточка № 5
Швейное дело
Хрупкость
Мягкость
Плательная
Шерстяная
Запах
Текстура
Стойкость
Шлифовка
Обрезка
Зачистка
Слова – помощники:
Слесарное дело
Костюмная
Шёлковая
Стирка
Усадка
Подшивка
Утюжка
Карточка № 5
Швейное дело Хрупкость
Мягкость
Плательная
Шерстяная
Запах
Текстура
Стойкость
Шлифовка
Обрезка
Зачистка
Слова – помощники:
Слесарное дело
Костюмная
Шёлковая
Стирка
Усадка
Подшивка
Утюжка
Карточка № 5
Швейное дело
Хрупкость
Мягкость
Плательная
Шерстяная
Запах
Текстура
Стойкость
Шлифовка
Обрезка
Зачистка
Костюмная
Шёлковая
Стирка
Усадка
Подшивка
Утюжка столяяр:
— существительное, мужской род,
одушевлённое, 2ое скл.
ПАДЕ
столяроя
м
столярея столяраях
П.
Ед. ч. Мн. ч.
столяяр
столярыя
столярая столярояв
столяруя столяраям
Ж
И.
Р.
Д.
неод.
одуш. столярая столярояв
столяраям
Т.
и
В.
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Разработка урока письма и развития речи "Однородные члены предложения (обобщение)" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.