Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".
Оценка 4.9

Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
06.01.2017
Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".
Цели урока: Обучающие – познакомить детей с буквами «Ш», «ш» и звуком (ш); давать характеристику звуку; учить находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения; Развивающие – развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность; расширять кругозор детей. Воспитательные – воспитывать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности, умение работать в коллективе.
Открытый урок по чтению.doc
Цели урока: Обучающие  – познакомить детей с буквами «Ш», «ш» и звуком (ш); давать характеристику  звуку;  учить  находить   место  звука   в словах;  формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения; Развивающие  –   развивать   связную   речь,   фонематический   слух,   логическое мышление, внимание, память, сообразительность;  расширять кругозор детей. Воспитательные  – воспитывать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности,  умение работать в коллективе.   Оборудование:  учебник   для   1   класса   «Азбука»   авторы   Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агаков,     карточки   с   буквами,     цветовые   сигналы,   схемы   для   слого­ звукового   анализа,   схемы   предложений,   предметные   картинки,   портрет С.Я.Маршака Технические средства обучения: магнитофон, аудиозапись, проектор, экран, презентация  Power Point.                                      Ход  урока. 1. Организационный момент.  ­Начинаем   урок   литературного   чтения.   Все   красиво   встали.   Сначала сядет тот, чье имя начинается с гласного звука. Кто у нас остался? Давид и Дарина.  А   с  какого   звука   начинаются   ваши   имена,  ребята?   (Со   звонкого согласного звука). ­Молодцы , ребята. Давайте вспомним, какое самое главное правило на уроке. ­Внимательно   слушать   учителя   и   товарищей,   не   перебивать   друг   друга, активно участвовать на уроке, поднимать руку и т.д. 2. Актуализация знаний учащихся.            ­Ребята, как вы думаете, какой праздник считается самым шумным и любимым праздником детворы? ­Новогодний праздник. ­А как вы отпраздновали? Что особенно вам понравилось ?  (Пели, танцевали; надевали   праздничные   костюмы;   директор   школы   поблагодарил   ребят   за хорошие успехи в учебе и дал грамоты)   ­Сейчас,   ребята,   Дарина   вам   расскажет   историю,   которая   произошла накануне Новогоднего праздника. Слушайте внимательно. «Гуляли недавно Серёжка, Алёнка и Максим во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом. Алёнка подошла к ёлке и стала её рассматривать, и вдруг как закричит:   ­ Смотрите, смотрите на ёлке  «сыски» висят. Максим как услышал, упал от смеха и кричит: ­ Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне плохо! Сыски! Ха –ха –ха! Тут и Серёжка подключился. Ха­ха­ха! Девчонке 5 лет, уже взрослая , а она «сыски».      Алёнка отвечает: Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски» а получается «сыски»      А Максим ей в ответ: ­ Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: ­«хыхки». Ну что? Правда, здорово: «хыхки» я даже петь могу::     Ох, хыхечка зелёная,     Боюся, уколюся я. Алёнка даже запрыгала от радости. Неправильно! –кричит, надо «сыски», а ты говоришь   «хыхки».   И   давай   спорить   они.Один     кричит   «хыхки»,   другая «сыски». Серёжка  смотрел, смотрел, а потом говорит: ­ Вот чудаки, чего вы спорите?   Ведь   оба   неправы.   Никакие   ни   «сыски»,   никакие   ни   «хыхки»,   а просто – «фыфки». Вот и всё! Интересный   рассказ?   Какое     слово   не   могли   выговорить   дети?   А   вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам? Назовите его. Ознакомление темой и целью урока. ­ Итак, ребята , какая тема сегодняшнего урока? ­   Изучение   звука(   ш)   и   букв,которые   обозначают   этот   звук   на   письме. Научимся читать слоги , слова и предложения с новой буквой . ­Произнесите слово ШИШКИ.  Назовите первый звук. Какой это звук?  СОГЛАСНЫЙ Почему так считаете? (при произношении  воздух встречает преграду) Определите, какой это звук по звонкости и глухости? ГЛУХОЙ Почему так думаете? (состоит из шума) Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару? Как это определить?(«включить»  голос) Какой   парный   глухому   согласному   звуку       Ш       ?               (звонкий     Ж     ) ПАРНЫЙ Постановка проблемы, открытие новых знаний. ­Звук  Ш  не простой, а с секретом.И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующие задания: ­Чтобы   нашей   ёлочке   было   не   грустно   и   одиноко,   украсим   её   красивыми игрушками, но не любыми, а только теми, в названиях которых есть звук  Ш Отгадывание загадок: 1.С неба падают зимою И кружатся над землёю, Лёгкие пушинки Белые снежинки. Повесим игрушку на ёлочку?   Почему нет? (звонкий согласный   Ж   ) 2.Растут они на ёлке, Но это не иголки.            (шишки) Повесим?   Почему да?  (глухой согласный звук   Ш   )   3.Ветки ёлки шелестят, Бусы яркие блестят И качаются игрушки Флаги, звёздочки, хлопушки 4.Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы, Уши больше головы.    (заяц) 5.Висят на ёлке нити пёстрой мишуры И разноцветные шары. Ёщё раз  повторите  названия игрушек, что мы повесили на нашу ёлочку. Что общего во всех словах? Произнесите медленно:    ШШИШКИ    ШШАРЫ    ХЛАПУШШКИ Какой звук   Ш  во всех словах твёрдый или мягкий? Может  быть, случайно так получилось что звук   Ш  твёрдый? Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук   Ш  произносился бы мягко. (Ребята по цепочке произносят слова: карандаш, шуба, шапка, шар, шоколад, бабушка, дедушка, хороший и т. д.)  Получилось? Значит какой вывод можно сделать? Вот вы и открыли секрет согласного звука   Ш        !ТВЁРДЫЙ    Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей. Работа по учебнику. ­Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.Изучим мы звуковую схему слова. ­Что изображено слева? (Шляпа) ­Из скольких звуков состоит слово? ­Произнесите первый звук в слове «шляпа?» ­Дайте характеристику звуку (ш). ­Что нарисовано справа ? (Душ). ­Сколько звуков в слове? ­Произнесите последний звук в слове душ. (ш) ­Дайте характеристику звуку. ­ Я хочу обратить ваше внимание на условное обозначение. Что обозначает этот квадрат? Что мыможем сказать о сегодняшнем звуке? Согласный , глухой, твердый звук.  Знакомство с буквой. ­На   письме   звук   (ш   )обозначается   буквами   Ш,ш(заглавная   и   строчная).   С заглавной буквы мы будем писать имена людей, клички животных, названия деревень и городов и первую букву в предложении. Сравнение звуковой и буквенной   форм слов на основе   двухуровневой модели. Чтение слогов по заданным схемам на стр. 82. ­Чем похожи слоги каждого столбика ? ­Слышим звук (ш). ­Чем   отличаются   слоги   в   отдельных   столбиках?   (в   первом   и   во   втором столбике   закрытые   слоги,   они   начинаются   с   гласного   звука,   в   третьем, четвертом   и   пятом   столбиках   –   открытые   слоги,   которые   начинаются   с глухого согласного звука(ш). ­Какой звук обозначает буква «ша» во всех словах? ­Буква «ша» обозначает один согласный твердый глухой звук (ш). Речевая гимнастика. ­Пришло время сделать речевую гимнастику.          Ша – ша – ша          Наша елка хороша.          Шо – шо – шо          Мы играли хорошо. Закрепление пройденного материала. Ребята,  чтобы наша елка стала еще краше, праздничнее, нам нужно украсить ее красивыми новогодними игрушками. Игрушки эти нам прислал Дедушка Мороз.Чтобы повесить их на елку, нужно выполнить задания.      Задание на внимание.  Прочитайте предложение с доски. На крыше у Шуры жил журавль Жура.  Это  ­ скороговорка. ­Назовите слова со звуком (ш).   1. Составим схему – модель этого предложения.   2. Найдите в предложении слова, которые отличаются парными согласными звуками.                  Шура – Жура   3.Соедини стрелками парные согласные звуки.(На шариках написаны  буквы т, в, ш, ж, д,з, с, ф, г, к) Физкультминутка. Мы снежинки,мы пушинки Покружиться мы не прочь. Мы снежинки, балеринки Мы танцуем день и ночь     Встали вместе все в кружок      Получается снежок. Мы деревья побелили, Крышу пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли     Работа по учебнику.  ­ Чтение слов на розовом фоне и выделение, какими буквами отличаются данные слова. ­Чтение пар слов на голубом фоне и выделение в каждой из нихслова, которе отличается одним «лишним» звуком. ­Чтение   пар   слов   на   желтом   фоне   слева   –   направо   и   справа   –   налево. (Превертыши)   Творческая работа. ­Объясните значение слова «шишки» и составьте 2 предложения. ­Какие  бывают   шишки?  На  елке  у  нас  какие  шишки? (Еловые   и сосновые шишки, шишки от удара).     Мы собирали еловые шишки.     У Мишки на лбу появились две шишки. Чтобы   не   появились   шишки   на   лбу,   нужно   вести   себя   везде   аккуратно, правильно. Нужно выполнить  правила поведения и в школе, идома и т. д. Познавательная игра. ­Я буду называть слова, а вы определите, где в слове новый звук спрятался. Покажие движениями. Если звук (ш) в начале слова – топаем ногами, если в середине – прыгаем, если в конце – хлопаем.       Шуба,   карандаш,   крыша,  шалаш,   хорошо,  ушки,  крошка,   шутки,   фарш, паштет,шиповник,   крылышки,   шаль,   пушок,   шаф,   шелк,   ерш,   шоколад, шимпанзе. Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Жадина». ­Ребята , сейчас мы с вами прочитаем стихотворение С.Я.Маршака. ­С.Я.Маршак – детский писатель.Значит, он писал для вас. Стихотворения и сказки   С.Я.Маршака   нам   уже   знакомы.   Какие   стихи   и   сказки   мы   уже прочитали?  «Сел он утром на кровать,    Стал рубашку надевать.    В рукава просунул руки    Оказалось это брюки.»                                        «Вот какой рассеянный»   «Прибежала мышка – мать,     Поглядела на кровать,     Ищет глупого мышонка,     А мышонка не видать».                                        «Сказка о глупом мышонке». ­А как называется стихотворение, которое сейчас мы прочитаем? ­«Жадина». Внимательно рассмотрим иллюстрацию к стихотворению. О ком мы будем читать? Что уже можно сказать о герое? ­Мы   будем   читать   о   жадном   мальчике.   Это   понятно   по   заглавию   и   по иллюстрациям. Мальчик невеселый, чего – то прячет ит. д.) Чтение стихотворения учителем. Вопросо – ответная работа.                ­Что просили у  Гриши?                ­ Как он отвечал на все просьбы?                ­Дайте характеристику главному герою этого стихотворения.                 ­А с вами не случалось ли такое, как с Гришей? Чтение стихотворения про себя. Чтение по ролям. ­Ребята, а как вы ответили бы на просьбы ребят? (На , пожалуйста ,бери) ­А как называют мальчика или девочку, которого ничего не жалеет? (Доброй)    Задание « Соедини стрелками»                                           согласный                                           звонкий Звук( ш)                          парный                                          всегда мягкий                                          всегда твердый                                           глухой Один из ребят читает правильный ответ. (Ш) – согласный ,глухой, всегда твердый, парный. Итог урока. ­Ребята, наш урок подходит к концу.         *Что нового узнали на уроке?        *Какие открытия сделали?        *Что было особенно интересным?        *Что показалось трудным?        *А что помогло справиться с трудностями? ­Теперь все выйдем к елке и украсим нашу елочку. Работаем дружно, друг – другу не мешаем. (Ребята украшают елку). ­Нравится вам наша елочка? Стала она красивой?  А благодаря чему? ­Благодаря нашим знаниям, благодаря тому, что мы старательно, внимательно изучили  материал  нашего  урока.   Увидев  наши  успехи  к  нам  пришел   Дед Мороз   (игрушечный).Он   подарит   вам   шоколадки   и   споет   песню   «В   лесу родилась елочка» . ь?

Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".

Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".

Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".

Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".

Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".

Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".

Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".

Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".

Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".

Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".

Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".

Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".

Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".

Разработка урока по чтению "Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш".
Скачать файл