Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"
Оценка 4.6

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
doc
Междисциплинарный 4
6 кл—11 кл +1
26.03.2017
Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"
Урок разработан с использованием Технологии развития критического мышления. Подходит для проведения внеурочного мероприятия по химии, экологии, географии, способствует формированию универсальных учебных действий. Тип урока- изучение нового материала Цели: Образовательная- изучить влияние бытовых отходов на окружающую среду и человека, их вторичное использование; Развивающая- развивать умение учащихся излагать свои мысли, актуализировать свои знания, развитие логического мышления, памяти, способности выделять в тексте основные мысли; Воспитательная- формирование интереса к изучению экологии, как средства применения её в жизни и быту, продолжить формирование нравственных качеств у учащихся, формирование экологического воспитания. Форма работы: групповая (учащиеся формируют четыре группы). Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор фломастеры, бумага, раздаточный материал.урок "Бытовой мусор"
урок.doc
Тема: БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ. Тип урока­ изучение нового материала Цели: Образовательная­  изучить влияние бытовых отходов на окружающую среду и  человека, их вторичное использование;  Развивающая­   развивать умение учащихся излагать свои мысли, актуализировать свои   знания,   развитие   логического   мышления,   памяти,   способности     выделять   в тексте основные мысли; Воспитательная­  формирование   интереса   к   изучению   экологии,   как   средства применения её в жизни и быту,  продолжить формирование нравственных качеств у учащихся, формирование экологического воспитания.            Форма работы: групповая (учащиеся формируют четыре группы). Оборудование: раздаточный материал.  компьютер,   мультимедийный   проектор   фломастеры,   бумага, Ход урока 1 час  Организационный момент.­2 мин. Студенты делятся на четыре группы. Доклад дежурного. Вступление:                                                                              (слайд 1) Представьте себе ваше любимое место (природа). Вам там хорошо, комфортно,  это ваше любимое место для отдыха. Но, вот однажды, придя туда, вы не хотите там больше оставаться (возвращаться  туда). Вам там не комфортно, плохо. Почему? (Обсуждение) Из ваших ответов понятно, что данное место загрязнено бытовыми отходами.                                    Тема урока:                      (слайд 2)  БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ. Цели нашего урока:                                                                   (слайд 3) 1. Изучить влияние бытовых отходов на окружающую среду и человека, их  вторичное использование; 2. Научиться применять полученные знания для решения проблемной  ситуации. Что у вас ассоциируется с бытовыми отходами? (Что относиться к бытовым  отходам?)  ПЛАСТИК                                        АЛЛЮМИНИВЫЕ БАНКИ БУМАГА                                           ЖЕСТЬ СТЕКЛО                                            ПИЩА ЦЕЛОФАН                                       ОДЕЖДА И ОБУВЬ ­­­­­­­­­­­­­­ Составление рассказа­предположения по ключевым словам Теперь я вам в группах предлагаю составить небольшие рассказы из 5­10  предложений, используя данные слова: (5 минут) Рассказы могут быть и шуточного характера                                      (слайд 5) ПЛАСТИК                                        АЛЛЮМИНИВЫЕ БАНКИ БУМАГА                                           ЭЛЬБРУС                                             ДАМСКИЕ БЛУЗКИ                       РАЦИОН ОВЦЫ ЦЕЛОФАН                                      ИСКУССТВЕННЫЕ РИФЫ             500 ЛЕТ КРУПНОГАБАРИТНАЯ ТЕХНИКА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Итак, зачитаем ваши рассказы. (Обсуждение.) ­­­­­­­Составление кластеров по теме: «Вторая жизнь ненужных вещей» Ваши рассказы говорят  нам о том, что отходы должны перерабатываться. Чтобы  систематизировать знания по теме «Бытовые отходы», я вам предлагаю составить кластеры. В центре ­ название темы (Бытовые отходы), от неё в стороны – то, что  мы относим к отходам (пластик, пища, бумага, алюминиевые банки, жесть,  одежда и обувь, стекло, целлофан). От каждого из них в стороны ­ вторичное  использование отходов в быту и на производстве (по два варианта ответов).  Вам нужно указать, на что могут быть вторично переработаны или использованы  данные бытовые отходы. (Обсуждение)                                                «Вторая жизнь ненужных вещей».             (слайд 6) 1 2 1 2 1 2 1 2 пластик бумага стекло 1 2 Алюминие вые банки Бытовые                    отходы целлофан 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 пища жесть Одежда  и обувь 1 2 География  Мы с вами, обсудили, как можно вторично использовать отходы, а теперь, давайте  разберем, как остро стоит проблема мусора в других странах. На самом деле,  проблема мусора затрагивает не только наземную, но и водную часть суши. Насколько велика проблема засоренности  водных ресурсов в мире? Это очень большая проблема, на самом деле уже планетарного масштаба. Дело в  том, что в Атлантическом и Тихом океанах океанографическими исследованиями обнаружены огромные, так называемые, смиттевороты. Представьте себе такую  картину: огромная куча пластикового мусора несется по морю и, конечно, не тонет.  Этот мусор циркулирует согласно океанскими течениями и ветрами, накапливается. В океанах обнаружены огромные поля, где годами концентрируется мусор, кругами  плавает по замкнутым течениях, образуя плавучие островки. При этом масштаб  этого явления таков, что их уже видно на спутниковых изображениях. Что делать с  этой проблемой неизвестно, ибо просто собирать – это стоимость бюджета какой­ либо нормальной европейской страны. А какой вклад вы можете внести для решения этой проблемы, пусть даже  самый маленький? В   настоящее   время   утилизация   мусора   в   России   является   одной   из   самых острых проблем.  C начала 70х до конца 90х годов в России количество бытовых отходов увеличилось в 4 раза. Почему    ? 1. Увеличение численности населения. 2. Одноразовая упаковка. 3. Культура упаковки. Сегодня мусорные кучи и свалки являются частью ландшафта городов, сельских и дачных поселков, природных зон отдыха. Такой «пейзаж» внешне выглядит крайне неэстетично,   к   тому   же   происходит   постоянное   отравление   почвы,   тотальное загрязнение воды и воздуха. Свалки и полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), зачастую   нелегальные,   существенно   разрушают   экологию   России.   Основным способом   утилизации   в   нашей   стране   стало   захоронение   ТБО.   В   экономическом плане   такой   способ   утилизации   невыгоден,   он   требует   значительных   бюджетных расходов. Кроме того, безвозвратно теряется огромное количество ресурсов, таких как   макулатура,   стекло,   пластиковая   тара   и   т.д.,   дает   возможность   вторичной переработки этих ресурсов. Почему такой способ утилизации мусора не выгоден? В   плане   экологической   защиты   селективный   сбор   ТБО   трудно   переоценить. Сортировка мусора предотвращает попадание в почву и в воду в случае захоронения экологически опасных отходов (различные батарейки, лакокрасочные материалы и др.). Социальная значимость развития раздельного сбора ТБО как отрасли хозяйства тоже   велика.   Создаются   новые   рабочие   места,   это   способствует   стабилизации внутреннего рынка рабочей силы. И, конечно, хотелось бы видеть на экранах ТВ и в интернете   материалы,   передачи,   рекламные   ролики,   которые   воспитывали   бы   в гражданах нашей страны экологическое сознание. Именно   поэтому   многие   во   многих   государствах   выделяются   колоссальные финансовые   средства   для   решения   проблемы   утилизации   мусора.   Везде   они решаются по­разному. Проводятся социальные проекты, направленные на развитие у населения сознательного отношения к сбору и сортировке отходов. Все эти меры направлены на уменьшение загрязнения окружающей среды. Каждая страна в борьбе с мусорной проблемой имеет свои результаты и достижения. В Европе практика разделения мусора начала активно продвигаться в начале 80­х годов прошлого столетия.  Как утилизируют мусор на разных континентах Германия стала одним из первых государств, где была применена эта практика. Сейчас система разноцветных мусорных контейнеров работает фактически во всех странах мира. В Германии сбором и переработкой мусора занимается отдельная промышленная отрасль. На специальные пункты отходы доставляются в контейнерах. Нормативными актами четко регламентируются требования к мусорным площадкам, транспортировке, таре для сбора и перевозки мусора, его складированию и классификации. Германия   использует   повторно   70%   своих   отходов.  Берлинские   подростки, собирающие   мусор   и   сдающие   его   на   переработку,   получают   финансовое вознаграждение. Нидерландские муниципальные власти выдают специальные купоны экологической лояльности активным участникам программы раздельного мусора. Такой купон дает льготы на оплату коммунальных услуг и жилья. Также законодательно запрещено захоронение ТБО.   В   Барселоне  дети   поощряются   лакомствами,   а   взрослые   –   благодарностью   от властей. Япония разработала уникальную технологию уборки и сортировки бытового мусора. Отходы   делятся   на   две   категории   –   сгораемые   и   несгораемые.   Отдельные   баки существуют и для пищевых отходов. Каждому виду отходов установлено свое время и   день.   Законом   предусматривается   сбор   и   сортировка   мусора,   его   вывоз   и переработка.   Фирмы,   производящие   электронную   и   другую   технику,   обязаны обеспечить условия сбора и переработки произведенных ими приборов по окончании их эксплуатации. В этой стране из переработанного мусора строят даже береговые укрепления и дома. С начала 2000­х годов японское общество охватила настоящая волна: «моттаинай­нэ­э­э» часто можно услышать из уст японцев разных поколений. Это трудно перевести, но смысл в том, что не следует ничего выбрасывать до тех пор,   пока   сохраняются   какие­либо   полезные   свойства,   что   расточительность неуместна» . В Австралии вы не увидите на тротуаре окурок или бумажку. В этой стране также работает программа сортировки мусора. Для каждого вида отходов предусмотрены разноцветные   бачки:   красные   предназначены   для   обычного   мусора,   в   желтые складывается   бумага,   бутылки   (вторсырье),   в   зеленые   –   растения,   синие   бачки предназначены для медицинских отходов. Эти бачки выставляются  на улицу для вывоза   в   определенные   дни   для   каждого   цвета   бачков.   Для   крупногабаритного мусора установлены специальные дни, когда его вывозят специальная техника. Для органических отходов обустроены специальные площадки. Очень оригинальное решение было изобретено в Сингапуре. Сингапур  ­   небольшое   государство,   население   немного   больше   3   миллионов человек.   Столь   небольшая   территория   государства   не   позволяет   устраивать огромные   свалки   с   мусором,   поэтому   эта   проблема   была   решена   весьма оригинальным способом. Неподалеку   от   острова   Сингапур   расположен   остров   Семаку,его   площадь   ­   350 гектаров. Его внешний вид ничем не отличается от любого другого тропического острова. Добраться до него можно на пароме, затратив всего лишь около получаса, поэтому на остров постоянно прибывает большое количество туристов. И главная изюминка   острова,   которая   привлекает   большое   количество   людей   это   не архитектура, не природа, и не памятники. Суть в том, что Семаку создан руками человека, а для его создания был использован мусор. Этот поистине уникальный кусок суши содержит 63 миллиона кубических метров всевозможных отходов. По расчетам ученых, остров Семаку может служить Сингапуру свалкой вплоть до 2045 года.   Несмотря   на   то,   что   Семаку   создан   из   одного   лишь   мусора,   туристов   он встречает не зловонными запахами, которые присущи свалкам, а соленым запахом морской воды. Глаза радует богатая флора и фауна острова. По некоторым данным, здесь   обитает   более,   чем   55   видов   птиц.   Не   вызывает   беспокойства   здоровье животных, обитающих на острове, так как 80 процентов мусора, из которого он состоит, неорганические отходы. Для   того,   чтобы   этого   достичь,   мусор   собирается   в   специально   оборудованные ячейки,   которые   закрываются   толстой   плотной   пластиковой   мембраной.   Сверху ячейки   с   мусором   засыпается   слой   почвы,   которая   пригодна   для   выращивания растений. Столь   необычная   идея   преобразования   груды   мусора   в   достопримечательность, привлекающую   толпы   туристов,   принадлежит   Министру   Окружающей   Среды   и Водных   Ресурсов.   На   воплощение   в   жизнь   данной   идеи   ушло   370   миллионов долларов.   В   дальнейшем   планируется   расширение   острова,   разработчиков привлекает идея создания здесь полей для гольфа. Теперь задание, посмотрим, насколько вы внимательно слушали выступления своих согрупников. Покажите на карте те страны, в которых мусорная проблема стоит наиболее остро. На сегодняшний день в мире по количеству городских отходов лидирует Америка. За 2007 год, каждый американец выбрасывал более 2 килограмм мусора в день, что составило 254 миллиона тонн в год. Это примерно в два раза больше европейца. Большая   часть   этого   мусора,   около   55%,   все   еще   закапывается   в   землю,   12% сжигается в инсенераторах и только 33% используется повторно.  ­­­­­­­­­­­­ Чтение с остановками. (Развивает у учащихся логически размышлять, выражать свою точку зрения.) В доме у каждого из нас регулярно появляется огромное количество ненужных предметов – старые газеты, консервные банки, использованные упаковки, выработанные батарейки, отслужившие свой срок холодильники, телевизоры. Весь этот совсем небезопасный мусор и представляет собой бытовые отходы, которые, в конце концов, оказываются на свалке. Состав и объем бытовых отходов чрезвычайно разнообразны и зависят не только от страны и местности, но и от времени года и многих других факторов. От чего же зависит состав и объем бытовых отходов? (слайд 7) (Обсуждение) Бумага и картон – упаковочные и оберточные материалы, составляют наиболее значительную часть мусора (до 40 % в развитых странах). Заметно увеличило количество бытовых отходов в крупных городах прекращение системы сбора макулатуры в обмен на книги. В последние десятилетия наблюдается усложнение состава твердых бытовых отходов, увеличение содержания в них пластмасс и полимеров, средств бытовой химии, черных и цветных металлов, а также редких элементов, используемых в электронной аппаратуре и приборах культурно-бытового назначения. Однако в России вторая по величине категория мусора – это пищевые отходы (20-38 %). Казалось бы, чего проще – найти пищевым отходам полезное применение. Какое полезное применение можно найти пищевым отходам? (слайд 8) (Обсуждение) Такие попытки предпринимались у нас в стране. Мы помним стоящие в каждом дворе ящики с надписью “пищевые отходы”, содержимое которых предназначалось на корм свиньям. Но эта затея провалилась. Всему виной низкая культура и экологическая безответственность населения. Многие из нас не желали потратить весьма незначительную часть своего времени и отделить пищевые отходы от всех остальных. В результате в такие “пищевые отходы” попадало все что угодно, и сначала свиньи, а уж потом и руководители свиноводческих ферм отказались принять “щедрый” дар города. Из пищевых отходов биотехнологическим путем с использованием микроорганизмов получают компост. Этот продукт не может полностью заменить органические удобрения, но он обладает свойствами улучшать почвенную структуру, повышать устойчивость почвенных агрегатов к водной эрозии и пользуется большим спросом в сельском хозяйстве. Есть три основных варианта обращения с ТБО: 1.Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и  полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнённые слои ТБО пересы­ паются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют ­ их собирают и очищают. Тем не менее метан в атмосферу всё­ таки попадает, а объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый. 2.Сжигание.  При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объем и получить некоторое количество  энергии. 1 т мусора может дать 400 КВт­час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания   эти   заводы   загрязняют   атмосферу.   Кроме   того,   значительное количество образующейся золы требует захоронения.  3.Сортировка   и   переработка.  Это   самый   экологичный   вариант обращения   с   ТБО,   при   котором   не   увеличивается   их   объем   и  снижается расход   первичных   ресурсов.   Перерабатывать   ТБО   выгодно,   на   вторичное сырьё ­ бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. ­ всегда есть спрос. Американский   учёный   А.   Теллер   говорил:   «Мы   не  должны   больше рассматривать   отходы   как   нечто,   подлежащее  уничтожению;   мы   должны научиться видеть в них ещё не использованные источники сырья». (Обсуждение) ­­­­ Теперь в качестве закрепления, давайте заполним «Рыбью кость»  ­­­­Эссе.                                                                                                (слайд 11) Итак, какие же вещи становятся бытовыми отходами? Те, которые быстро портятся: дешевые, выходят из моды, проходит срок  годности и тд. Я вам предлагаю письменно по рассуждать над темой:  «Почему люди покупают  вещи, которые быстро становятся мусором?» (Обсуждение) Подведение итогов. Выставление оценок за активную работу на 2­м уроке. Домашнее задание:                                                                            (слайд 12) Написать сочинение или составить компьютерную презентацию на тему:  «Мои предложения по переработке (или утилизации, вторичному  использованию) бытовых отходов».

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"

Разработка урока по экологии "Бытовые отходы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017