Разработка урока по экономической и социальной географии мира. 10 класс. Развивающиеся государства.
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
10 кл
21.11.2018
Развивающиеся государства, их много и они разнообразны по - своему составу не только населения, но и развития индустрии. Проработав текст, рассмотрев экономическую карту, обозначив политическую ситуацию вокруг отдельных стран, ученикам, при помощи учителя, следует сделать выводы, почему эти государства относятся к развивающимся.
Развивающиеся страны.docx
Донецкая специальная общеобразовательная школа – интернат
№19
МОН ДНР
Составил
Иванов М. М.
учитель
географии
учитель высшей
категории, учитель-методист.
Развивающиеся страны
(методические рекомендации)
Развивающиеся страны (страны третьего мира)характеризуются низким уровнем социально –
экономического развития. Несмотря на их количество (130 государств), огромную территорию и
численность населения (75 % от общего населения планеты), на них приходится менее трети
Валового мирового продукта.
Основные признаки развивающихся стран:
колониальное или полуколониальное прошлое;
аграрно–сырьевая направленность экономики;
многоукладность экономики (доиндустриальный с индустриальным и постиндустриальным);
неоднородность социальной структуры общества;
низкое качество рабочей силы;
зависимость от стран с развитой рыночной экономикой, от инвестиционных кредитов.
1. В чём различия географии
населения и хозяйства
развивающихся стран?
1. Объясните, почему ряд
развивающихся стран, несмотря
на аграрный характер
экономики, не обеспечены
собственными продуктами
питания и вынуждены
импортировать зерно, муку…?
1. Укажите черты сельского
хозяйства развивающихся
стран, которые обусловлены:
а. природными условиями;
б. историческими условиями;
в. социально –
экономическими причинами. 2. Каковы возможные решения
продовольственной проблемы
в развивающихся странах?
Какой из факторов является
ведущим?
2. В чём заключаются
пережитки в сельском
хозяйстве развивающихся
стран?
3. Как решаются вопросы
обеспечения продуктами
питания в этих странах?
4. Как можно улучшить
развитие сельского хозяйства в
странах Африки?
3. Сравните уровень развития
сельского хозяйства в
развивающихся странах
Африки, Азии, Южной
Америки и Океании. Какой
вывод можно сделать? Какая
перспектива развития
сельского хозяйства в
развивающихся странах?
4. Что необходимо для
развития сельского хозяйства?
5. Влияет ли на качество
продуктов питания
экологическая обстановка?
5. Чтобы вы предприняли для
предотвращения экологических
бедствий?
2. Многие развивающие страны
более 45 % всех
государственных
капиталовложений направляют
на развитие промышленности.
Какую государственную
политику отражает такое
распределение средств?
3. Какие факты
свидетельствуют о сдвигах в
размещении и структуре
хозяйства Индии, Бразилии,
Египта, Нигерии, об
углублении международного
географического разделения
труда?
4. Как можно преодолеть
хозяйственную разобщённость
стран Африки? Какие факторы
тормозят развитие
интеграционных процессов?
5. Докажите, что охрана
окружающей среды (экология)
очень важна для
развивающихся стран также
как и для всех развитых стран?
Таблица № 1. Тема урока. Типологические черты стран по уровню социальноэкономического развития.
Блок №1. Введение в тему.
Познавательная задача. Усвоить типологические черты уровня развития стран мира.
Деятельность обучающихся. Усваивают объяснение учителя, работают с текстом, экономической
картой, схемой, выполняют задания.
Краткое содержание блока. Группа развивающихся стран включает около 150 государств Азии,
Африки, Латинской Америки, Океании. В них проживает половина населения планеты..Перед всеми
развивающимися странами стоят жизненно важные задачи преодоления хозяйственной отсталости,
нищеты, неполноценного питания, голода, нехватка питьевой воды огромных масс быстро
увеличивающегося населения. Эти задачи очень сложны, имеют долгосрочный характер и требуют для
своего решения коренных социально – экономических преобразований. Исследования по регионам
развивающихся стран с учётом их своеобразия позволяет выделить общие типологические черты и
особенности экономикогеографического развития этих стран, отражающиеся в территориальной
структуре их хозяйства и расселения.
Вопрос учителя. Каковы типологические черты и какие особенности характерны для
развивающихся стран?
Блок № 2. Типологические черты развивающихся стран.
Познавательная задача. На основе анализа статистических таблиц, текста, карт атласа выделить
основные типологические черты развивающихся стран. Деятельность учащихся. Выполняют задания учителя, совместно с учителем делают выводы,
выявляют типологические особенности развивающихся стран.
Краткое содержание блока.
1. По карте атласа «Минеральные ресурсы» проанализировать разведанные запасы полезных
ископаемых в развивающихся странах.
2. По карте и используя текст, выявить главные страны экспортёры полезных ископаемых из
развивающихся стран.
3. Подумайте, почему для большинства развивающихся стран при высоких запасах угля, нефти,
газа остро стоит топливно энергетическая проблема.
4. Сопоставить карты «Минеральные ресурсы», «Чёрная металлургия», «Цветная металлургия»,
«Машиностроение и металлообработка». Какие выводы можно сделать?
ВЫВОД. В развивающихся странах большинство полезных ископаемых вывозятся. В
большинстве странах экспорт минерального сырья составляет основу их экономического развития,
огромная зависимость от внешнего рынка. В тетрадь ученики записывают: «Преимущественно осваиваются
те территории и использование тех природных богатств, которые традиционно втянуты в экспортную
экономику».
Таблица № 2.
Концентрация экспортных отраслей, определяющих главные направления хозяйства, а
также значительной части населения и производственных мощностей в немногих экономически развитых
районах страны. Нарастание диспропорций между более развитыми экономическими районами и
остальными районами территории страны, где наиболее проявляется социальноэкономическая
отсталость. Ограниченность межотраслевых и межрайонных хозяйственных связей.
ВЫВОД. Для всех развивающихся стран характерно сосредоточение производственных
мощностей, населения в двухтрёх крупных центрах и прилегающих к ним районах. В то же время остальная территория остаётся мало или совсем не освоенноё. Эта тенденция чётко прослеживается в
странах Латинской Америки – Бразилии, Мексике, Аргентине, Венесуэле, Боливии, Уругвае, Парагвае. В
Бразилии выделяются такие промышленнопортовые центры, как РиодеЖанейро, СанПаулу, в то время
как огромнейшая территория Амазонии практически не освоена.
Таблица № 3.
Таблица № 4. Таблица № 5.
Таблица № 6. Таблица № 7.
Характерные черты развивающихся стран мира.
1. Большинство развивающихся стран расположено в тропическом поясе Земли. Он занимает
огромную территорию суши и включает засушливые, влажные и переходные между ними географические
зоны тропиков. Все они, особенно в сравнении с природой умеренного пояса, отличаются
легконарушаемыми и трудновосстановимыми экосистемами (курс географии материков и океанов);
2. Преобладающая часть населения этих стран занята в сельском хозяйстве и в других видах
деятельности, непосредственно зависящих от природных условий и оказывающих прямое воздействие на
природу и природные ресурсы (предыдущий урок по теме «Типологические особенности развивающихся
стран»). 3. Хищническая эксплуатация естественных ресурсов стран. (курс материков и океанов).
4. Продолжение эксплуатации развитыми странами природных богатств полезных ископаемых,
лесных ресурсов.
На основе этих черт учащиеся при помощи учителя формулируют наиболее острые
ресурсные и экологические проблемы, характерные для развивающихся стран.
ПРОБЛЕМЫ:
деградация почв (почвенная эрозия, засоление почв, снижение плодородия…);
деградация лесов, естественной растительности;
качественное ухудшение и количественное сокращение водных ресурсов (особенно грунтовых и
подземных вод);
антропогенное опустынивание;
топливноэнергетическая проблема.
Таблица № 8.
Таблица № 9. Развивающиеся страны – это нарастающие темпы урбанизации при общем слабом
развитии городов. Для географии населения важны проблемы его качества и количества. Численность
населения и его трудовых ресурсов, тип его производства, современные демографические ситуации.
Качество населения включает показатели грамотности, культурного уровня, профессиональной
подготовленности, состояния здоровья, социальной инфраструктуры.
Таблица №10.
Блок 2. Проблемы природопользования и связанные с ним экологические проблемы. Познавательная задача: какие ресурсы и экологические проблемы порождает нерациональное
природопользование?
Деятельность обучающихся: актуализируют ранее полученные знания для ответа на вопрос (при
помощи учителя), участвуют в беседе, отвечают на вопросы, выполняют задания.
Краткое содержание блока. При всём разнообразии развивающихся стран они имеют много
общих черт, связанных со спецификой их природных условий, естественных ресурсов и форм
природопользования, Используя ранее полученные знания, учащиеся при помощи учителя выделяют общие
черты, данные заносят в таблицу.
Особенности
Проблемы
Домашнее
задание. Привести
примеры, Назвать
страны.
1. Проблема
природопользования
1. Экологическая
проблема
2. Проблема
совершенствования
территориальной и
отраслевой структуры
хозяйства
2.
Продовольственная
проблема
Экологическая
проблема
1. Преимущественное освоение тех
территорий и использование тех
природных ресурсов, которые
традиционно наиболее втянуты в
экспортную экономику.
2. Концентрация экспортных
отраслей, определяющих главное
направление развития хозяйства,
населения и производственных
мощностей в немногих более
развитых районах страны.
3. Нарастающие темпы урбанизации
при общем слабом развитии городов
и сосредоточение основной массы
мигрантов в крупных городах.
3. Проблемы
народонаселения,
урбанизации,
занятости населения
3.
Продовольственная
проблема, нехватка
чистой питьевой
воды
Экологическая
проблема
Таблица №11. Качество и количество населения непосредственно влияют на характер освоения природных
ресурсов и территории и характер её заселения. И уровень экономического развития государства. Болевой
точкой всех развивающихся стран является несоответствие, доходящее до противоречия, между
качественными и количественными показателями населения. Это противоречие и определяет главные
социальноэкономические особенности населения развивающихся стран:
= усиление давления населения на природные ресурсы и территорию;
= хроническое недоиспользование быстроувеличивающихся трудовых ресурсов;
= низкий уровень жизни основной массы населения;
= лавинообразный рост крупных городов в результате миграций населения из сельской местности;
= существование обширной зоны географии голода.
Практическая работа. 1. Определить тип воспроизводства населения в развивающихся странах
Карта «Типы воспроизводства населения».
2. Определить особенности размещения населения, используя карту атласа «Плотность
населения».
Таблица № 12. Таблица № 13.
Тема. Основные проблемы развивающихся стран.
Блок 1. Постановка познавательной задачи урока.
Познавательная задача. Основываясь на типологических особенностях, выделить основные
проблемы, характерные для развивающихся стран.
Деятельность учащихся: осознают поставленную познавательную задачу, участвуют в беседе с
учителем, разбирают смысл таблицы «Причины, мешающие преодолению отсталости» Таблица № 14.
Таблица № 15.
Разработка урока по экономической и социальной географии мира. 10 класс. Развивающиеся государства.
Разработка урока по экономической и социальной географии мира. 10 класс. Развивающиеся государства.
Разработка урока по экономической и социальной географии мира. 10 класс. Развивающиеся государства.
Разработка урока по экономической и социальной географии мира. 10 класс. Развивающиеся государства.
Разработка урока по экономической и социальной географии мира. 10 класс. Развивающиеся государства.
Разработка урока по экономической и социальной географии мира. 10 класс. Развивающиеся государства.
Разработка урока по экономической и социальной географии мира. 10 класс. Развивающиеся государства.
Разработка урока по экономической и социальной географии мира. 10 класс. Развивающиеся государства.
Разработка урока по экономической и социальной географии мира. 10 класс. Развивающиеся государства.
Разработка урока по экономической и социальной географии мира. 10 класс. Развивающиеся государства.
Разработка урока по экономической и социальной географии мира. 10 класс. Развивающиеся государства.
Разработка урока по экономической и социальной географии мира. 10 класс. Развивающиеся государства.
Разработка урока по экономической и социальной географии мира. 10 класс. Развивающиеся государства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.