Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс
Оценка 5

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Оценка 5
Занимательные материалы +2
doc
география
7 кл
24.02.2017
Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс
Это урок-конференция, который предполагает предварительную подготовку с учащимися. Урок интересен и важен, т.к. представляет собой не только инсценировку конференции, но и большую работу каждого ученика в группе. Ребята - слушатели имеют возможность запомнить материал в ходе урока и закрепить его в конце урока, работая с картой материка.Урок-конференция "Антарктида - будущий материк людей" является интересным и важным вариантом учебной деятельности.
Урок Антарктида.doc
ГБОУ Лицей № 504 Подготовила Шадрунова Е.А., учитель географии Урок­конференция по теме «Антарктида – будущий материк людей» В   современной   школе   урок   является   основной   формой   организации деятельности учащихся. Но существуют еще уроки, проводимые в нетрадиционной форме. К такой форме я отношу: игра, сказка, конференция, театрализованное представление,   устный   иллюстрированный   журнал.     Цели,   как   традиционного урока, так и уроков, проводимых в нетрадиционной форме, совпадают и включают три аспекта: 1. обучающий  –   это   формирование   специальных   умений   и   общенаучных знаний, навыков, формирование научного мировоззрения; 2.   развивающий  –   учить   выделять   главное,   развивать   мышление, сопоставлять факты и делать выводы, решать проблемы, развивать речь; 3. воспитательный  – формирование системы нравственных, эстетических отношений.   Особенность урока, проводимого в нетрадиционной форме – это иная форма подачи материала, тщательный подбор форм деятельности ученика и учителя.  Форма проведения нетрадиционного урока в разных классах будет меняться, т.к.   уровень   обучения   и   активность   классов   разная.   На   мой   взгляд, нетрадиционный урок гораздо глубже и сложнее по своей сути, нежели обычный. Это связано с его подготовкой, которая включает этапы: 1 этап:  Разработка сценария урока, планирование этапов урока, предварительная подготовка группы учащихся.  Этот этап требует времени учителя, желания учащихся и больших возможностей в подготовке   и   подборе   раздаточного   материала,   дополнительной   информации различного характера, материала для оформления урока, подбор ТСО. 2 этап: Подбор путей развития познавательного интереса. Очень важно, чтобы урок был интересный по содержанию и по форме проведения. В   процессе   подготовки   необходимо   заинтересовать   учащихся.   Сообщить   им заранее о теме и замысле урока, обсудить ход урока, выслушать их пожелания. Распределить   задания   различного   характера   группам   учащихся   –   участников данного урока. На этом этапе придется самому учителю, а на уроке вместе с учащимися, четко выделить границу между знанием и незнанием. Интерес детей – это колоссальная сила.   Их   желание   изменить   устоявшиеся   традиции   урока   очень   велико.   И   это учитель   должен   учесть   при   планировании   уроков.   Ученики   с готовностью будут искать нужную информацию по теме: предлагать элементы наглядности, оформления, использование информационных технологий. И это очень важно – обсуждение будущего урока с ребятами. Учащиеся помогут сформировать урок! Иными словами учащиеся с помощью учителя воплощают свои пожелания, создают структуру уроков, тем самым   подсказывая учителю варианты, которыми может быть представлен урок. Безусловно, не все уроки можно вести таким образом. Учеба   –   это,   прежде   всего   труд,   пусть   даже   монотонный,   привычный. Предназначение нетрадиционного урока – дать стимул детям и учителю в изучении предмета.   Следовательно,   уроки   в   обычной   нетрадиционной   форме   должны чередоваться. Достаточно в год провести 3­4урока, чтобы оценить результат для себя   и   ребят.   Конечно,   важно   представить   себе   будущий   урок,   так   сказать «увидеть» его, чтобы оценить важность и значимость. З этап: Подведение итогов. Поставив вместе с учащимися цель вначале урока, учитель предлагает ученикам подумать   и   над   предлагаемым   конечным   результатом.   В   конце   урока сформировать вывод, а также дать предварительную оценку своей деятельности. Рефлексия   вообще   важна     после   каждого   этапа   урока.   В   конце   урока   нужно сравнить   ожидаемые   результаты   и   реальные.   Учитывается   все:   устные   ответы, отчеты, умение задавать вопросы, анализировать графики, схемы и т.д. отдельными учащимися и классом в целом. Любому уроку можно придать форму необычного, даже уроку­обобщению, контрольной работе, уроку изучения нового материала. Не нужно бояться того, что если новую тему изложите не вы, то класс ничего не поймет.   Это   не   так.   На   любом   уроке   сохраняется   роль   учителя   –   человека, руководящего   процессом,   несущем   ответственность   за   результат.   Но   если   в обычном   уроке   роль   учителя   центральная,   то   в   нетрадиционном,   учитель   – консультант, соучастник процесса. Предлагаю вам попробовать. Я работаю именно так, и мне это нравиться. Конечно, не с каждым классом такая работа получится, не всегда вас будет радовать результат. Но разве совершенные, привычные для нас уроки всегда проходят гладко? Разве всегда мы имеем высокий результат? Данная форма урока – мой поиск путей повышения качества знаний, умений, навыков у учащихся. Считаю, что это один из способов работы над самооценкой учащихся. От   подготовки   и   проведения   уроков   я   получаю   огромное   удовольствие.   Я предлагаю   вашему   вниманию   интегрированный   урок   «Антарктида   –   будущий материк людей». Данный   урок   проводится   при   изучении   темы   «Антарктида»   в   курсе «Географии   материков   и   океанов»   в   7   классе.     Для   проведения   этого   урока требуется предварительная подготовка детей. Класс разбивается на две группы: 1 группа – ученые, 2 группа – слушатели. «Ученые» будут проводить конференцию, т.е. вести урок, а слушатели – создавать в контурных картах краткий конспект – образ материка. Урок «Антарктида – будущий материк людей» ­ это проблемный урок,   так   как   перед   классом   ставиться   проблема   и   проводиться   дискуссия   по разным   вопросам,   касающихся     материка.   В   конце   урока   ребятам   (группе «ученых»)   необходимо   будет   сделать   вывод   и   вынести   вердикт   по   данной проблеме.   Группа   слушателей   должна   в   течение   урока   составить   в   контурных картах краткий конспект материка Антарктида и сдать их на проверку. В ходе урока   слушатели   могут   задавать   вопросы   «ученым»,   на   которые   те   должны ответить.  Цель урока: 1) Дать характеристику материку; 2) Оценить и проанализировать компоненты природы Антарктиды; 3) Расширять кругозор учащихся; 4) Развивать творческие способности учащихся; 5) Прививать интерес к предмету Оборудование: Физическая   карта   Антарктиды,   климатическая   карта   Антарктиды;   портреты Р.Амундсена,   Р.Скота,   Ф.Ф.   Беллинсгаузена,   М.П.   Лазарева;   картинки   или фотографии обитателей Антарктиды;  климатограмма материка. На  компьютере, с использованием проектора и экрана, показать  фильм об Антарктиде, отдельные картинки   и   фотографии.   На   партах   у   ребят   лежат   контурные   карты,   простые карандаши и гелевые ручки. Действующие лица: Профессор                       Вулканолог Климатолог                      Студент­практикант       Почвовед                          Прогнозист Биолог                              Путешественник                  Географ                       Ход урока На доске висит карта Антарктиды. Столы поставлены следующим образом:                                                    ДОСКА За столом присутствуют все ученые, каждый имеет перед собой   материал для доклада. Профессор: Здравствуйте,  коллеги! Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить очень важный вопрос: «Может ли Антарктида стать будущим материком людей? Нам   предстоит   рассмотреть   этот   материк   с   разных   позиций   и   доказать возможность   или   невозможность   его   заселения.   Поэтому   задача   нашей сегодняшней работы – это оценить: 1)удобство географического положения материка;  2)рельеф и сейсмичность;  3)климат и воды;  4)агроклиматические данные для ведения сельского хозяйства;  5) промышленное сырье для основ экономики;  6)обитаемость материка живыми организмами;  7)вывод. Итак, семь вопросов, на которые необходимо дать ответы. Вам, ребята, в процессе нашей работы необходимо все важные сведения о материке отразить на контурной карте (географическое положение, климатические условия, органический мир, а так же запомнить имена людей, которые открыли Южный полюс и исследовали материк   Антарктида).     Так   же   в   ходе   обсуждения   вы   можете   задавать интересующие вас вопросы. Ну что ж, приступим к обсуждению первого вопроса! Слово предоставляется географу». Географ:  Если   мы   посмотрим   на   карту,   то   увидим,   что   положение   материка крайне неблагоприятно: ­ он удален  от других  материков, что  неудобно. (­) Единственным  ближайшим материком является Южная Америка, а островом – о. Огненная Земля, которая отделена от нашего материка проливом Дрейка. Больше никаких связей с другими материками Антарктида не имеет. ­ материк омывается водами трех океанов: Тихого, Индийского и Атлантического. (+) ­   пересекается   тремя   важными   линиями   (0⁰  и   180⁰  меридианами)   и   южным полярным   кругом,   следовательно,   материк   расположен   в   3­х   полушариях: западном,   восточном   и   южном.   Это   значит,   что   материк   расположен   во   всех часовых поясах, но в экстремальных условиях ­ Площадь материка составляет 14 млн. кв. км Итог следующий: материк достаточно велик – большой +, но положение в высоких широтах, на южном плюсе, дает большой ­.  Таким образом, мы получаем два + и два ­. Профессор: Слово предоставляется путешественнику. Может он добавит  новых плюсов   в нашу  копилку. Что  вам   известно  о  существовании  и  открытии   этого материка? Путешественник:  На   Антарктиде   расположен   Южный   полюс.   Материк существует давно. Он является частью древнего материка Гондвана. По теории Альфреда Вегенера в период дрейфа материков Антарктиде повезло меньше всех, т.к.   именно   она   «уехала»   дальше   всех.   Об   Антарктиде   люди   не   знали   вообще ничего. Были лишь предположения о ее существовании. Ее пытались обнаружить многие отважные путешественники прошлого, но безрезультатно. Еще знаменитый Джеймс Кук в свое время предпринял попытку достигнуть материка Антарктиды, но… застрял во льдах. Он был очень огорчен. Именно ему принадлежат слова, которые на 50 лет отбили охоту у желающих открывать новую землю. Он сказал: «Вероятно, на южном полюсе есть некий материк, но вряд ли он когда­либо  будет открыт.   Сильный   холод   и   айсберги   не   позволят   человеку   совершить   это открытие». Затем были Роберт Скот и Руаль Амундсен, которые тоже совершили попытку достигнуть материка и открыть южный полюс. Меньше повезло Роберту Скоту. Он, вместе со своей группой, замерз во льдах. А Руаль Амундсен открыл южный полюс. Это было в. Материк открыли в 1819г  русские путешественники – Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.Лазарев. Им пришлось трудно, но, пробившись сквозь льды, которые окружают материк, они достигли Антарктиды, да еще и провели исследования:   описали   органический   мир   побережья   и   прибрежных   вод,   взяли пробы снега и воды, записали температуру воздуха и др. Географ: Разрешите  добавить? Рассматривая данный материк, мы должны четко для себя разграничить следующие понятия. Есть Антарктида, и Антарктика.  Антарктида – это материк, имеющий берега и определенные размеры. Антарктика   –   это   зона   распространения   плавучих   льдов.   Она   включает   сам материк и прибрежные воды приблизительно до 60⁰ Ю.Ш. Можно задать вопрос? Говорят, существует гипотеза, что Антарктида – это ничто иное как Атлантида, древний материк, на котором жили атланты. Атланты имели рост около 2м, были сильные и выносливые. Они считали себя полубогами, за что прогневали богов. И те решили их наказать, разрушив их материк. Спасая свой материк,  атланты   создали   воздушные   подушки,  которые   смогли   поместить   под основание   материка   и   отбуксировали   его   от   прежнего   положения   достаточно далеко ­ на южный полюс. Именно поэтому, Антарктида ­ самый высокий  материк среди всех материков. Как вы думаете, мой рассказ вымысел или реальность? Прогнозист:    На   Земле     много   загадок   и   тайн.   Мы   живем   среди   этого.   Вся история нашей планеты (ее происхождение и развитие) объяснялась гипотезами. Человечество, однажды появившись на Земле, постаралось сохранить в рукописях, легендах, мифах   некоторые события своей жизни. Вполне возможно, что твоя история – это некий отголосок прошлого, в котором мы можем сомневаться или нет. Профессор: Переходим к следующему вопросу. Слово предоставляется географу. Географ:  О   рельефе   Антарктиды   сложно   говорить,  т.к.  она   полностью   скрыта ледяным панцирем. Это (­). Но если учесть, что материк, по гипотезе А. Вегенера, формировался с другими материками южного полушария в составе Гондваны, то я могу сказать, что его рельеф ничуть не отличается от рельефа других материков. Это значит, что там есть и горы, и равнины, и впадины, и возвышенности. Это (+).  Профессор: Слово предоставляется вулканологу. Вулканолог:  В   западной части Антарктиды есть удивительный вулкан Эребус. Этот вулкан не имеет строгого графика извержения. Разница между извержениями может составлять 30 минут, а может 2 часа, а может сутки. Но извергается он каждый день. Возле вулкана есть лавовое озеро. Так вот лава в озере до конца не застывает, хотя у любого другого вулкана лава застывает в течение нескольких часов. Загадка, правда? Профессор:  Да,   интересно.   А   теперь,   давайте   узнаем   о   климате   Антарктиды. Слово предоставляется Климатологу. Климатолог:  Взгляните   на   карту!   Материк   расположен   на   южном   полюсе. Пересекается   южным   полярным   кругом.   Все   ясно.   Теплым   и   благоприятным климат быть не может. Он отличается суровостью: температура воздуха достигает ­50⁰…­60⁰С.   Здесь   расположен   полюс   холода   с   максимальной   температурой ­89,2⁰С. Даже в летний период температура воздуха на основной части материка не поднимается выше – 30⁰…­25⁰С. Да, очень холодно. Все было бы не так страшно, если бы не было бы ветра. Стоковые сильнейшие ветры дуют от центра к краям Антарктиды   с   чудовищной   силой.   Это   большой   (­).   Добавляю.   Что   ледяной панцирь  материка  не тает  в  течение  всего  года. Высота  льда  достигает   2000­ 4000м. То есть. Помимо собственной высоты, материк имеет добавочную высоту, что делает его самым высоким на Земле. Это (­). Получается, что человек будет постоянно   жить   на   определенной   высоте   как   в   горах.   К   этому   сложно приспособиться с медицинской точки зрения. К тому же лед подтаивает между материком и ледяным куполом, образуя пленку воды. По этой водяной пленке лед сползает к краям материка и, откалываясь, образует айсберги, которые уплывают в море.  Студент:   Скажите,   если   материк   так   высок,   то   получается,   что   он   ближе   к солнцу и, следовательно, можно очень хорошо загореть, даже, невзирая на низкую температуру воздуха? Климатолог: Можно не загореть, а обгореть! Лед и снег очень хорошо отражают солнечную радиацию, поэтому могут обгореть щеки, крылья носа снизу и даже веки. Профессор: Слово предоставляется почвоведу. Почвовед: Если говорить о почвах  материка, то, скорее всего они бедны гумусом, т.е. неплодородны. При низких температурах  воздуха и небогатом животном  и растительном мире плодородный слой просто не может образоваться быстро. Что создает трудности в дальнейшее освоении материка. Это (­) Прогнозист:   Хотя   в  пробе   снега   и   льда   были   обнаружены   споры   древнейших растений: гигантских папоротников, хвощей и плаунов. Это дает нам возможность предположить, что когда­то на материке они произрастали в большом количестве. Это указывает на теплый и влажный климат в прошлом. Студент: Может в Антарктиде обитали еще и динозавры? Прогнозист: Все  может быть. Скелеты древних животных сложно отыскать под такой   глыбой   льда!   Тем   ни   менее   можно   предположить,  что   они   там   есть.   А, следовательно, материк, вероятно, богат полезными ископаемыми. Прежде всего, нефтью, газом, углем, а также, учитывая вулканическую деятельность Эребуса, еще и рудами. Это, несомненно, большой (+)   Профессор: Так какой же вывод мы делаем по  агроклиматическим условиям материка? В Антарктиде не сможет развиваться сельское хозяйство, а ведь людям нужна   еда   каждый   день   для   проживания   на   этом   материке.   А   с  точки   зрения промышленного использования? Неужели все богатство материка так и останется нетронутым под ледяным куполом? Давайте послушаем биолога! Биолог: Несмотря на суровость климата и удаленность материка, Антарктида все же   обитаема.   Из   растительного   мира   преобладают   лишайники   и   мхи,   а   из животного мира ­ млекопитающие: моржи, тюлени, морские котики, Морские львы и леопарды, из птиц ­ полярная крачка, буревестник, альбатрос и др. На побережье Антарктиды и в океанических водах вокруг этого материка обитают пингвины – самые многочисленные из нелетающих птиц. Это Императорский пингвин, пингвин Адели и Антарктический пингвин. В прибрежных водах есть рыба. Все организмы приспособлены к суровым условиям. Птицы питаются рыбой, а для гнездования и выведения   потомства   выбирают   места   на   материке.   У   птиц   имеется   большое количество пуха, который не дает им замерзнуть. Животные тоже питаются рыбой и охотятся на других животных и имеют  толстый слой жира, так как обитают в ледяной воде.    Профессор: Подводя итог нашей конференции, давайте подсчитаем все + и –  Географическое положение   (­; +) Климат  (­), ветер (+, ­) Полезные ископаемые  (+) Животный мир  (+) Растительный мир  (+; ­) Почвы  (­) Воды (+; ­) Воды, конечно, на материке в изобилии, причем она пресная, что очень важно! Но вся она в твердом виде и для того, чтобы ее использовать в хозяйстве, необходимо ее растопить. Вывод  таков: Материк очень экстремален! Но здесь может жить человек,   вернее   сказать   сможет   выжить,   если   создать   для   него   некоторые благоприятные условия: теплый дом, питание, удобное передвижение по материку и возможность работать. Нужно все­таки попробовать изучить более тщательно данный   материк!   Есть   проблема   –   это   перенаселение   людьми   5­ти   материков Земли.   И   есть   один   незаселенный   материк!   Стоит   попробовать   соединить невозможное!  Для этого  нам предстоит разработать несколько проектов, которые мы   предложили   бы   человечеству,   чтобы   в   будущем   заселить   и   освоить Антарктиду, которая по легенде была Землей Атлантов!  Слушатели   представляют   свои   конспекты   учителю   для   проверки.   В контурных   картах   должны   быть   обозначены   географические   особенности материка, климатические данные, на полях карты могут быть подписаны имена первооткрывателей южного полюса и материка Антарктида. По зоне Антарктики ребята подписывают флору и фауну материка. Чем больше информации содержит конспект, тем лучше усвоен урок.  Приложение Антарктика                                                            Антарктида Список литературы 1. География 7 класс, Авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, «Издательство «Просвещение» 2012г 2. «По   материкам   и   океанам»,   Авторы   Н.П.Смирнова,   А.А.   Шибанова, «Издательство «Просвещение» 1988г 3. «География материков и океанов», авторы В.А. Коринская. В.А. Щенев, И.В. Душина,  «Издательство «Просвещение» 1989г 4. Урока   географии   7   класс,   Автор   О.В.   Крылова,   «Издательство «Просвещение» 1990г

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс

Разработка урока по географии "Антарктида - будущий материк людей" 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017