Химия обладает огромными возможностями, создаёт неизвестные ранее материалы, облегчает труд человека, одевает, экономит его время, создаёт уют и комфорт и даже изменяет внешность людей.
Но та же химия может стать опасной для здоровья, даже смертельно опасной…
Писатель – фантаст и учёный – биохимик Айзек Азимов писал: ” Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки…”
Разработка урока в 8м
классе "Предмет химии.
Вещество"
Цели урока:
Обучающая: сформировать
представление о предмете химии. Дать
первоначальные понятия о веществе,
химическом элементе, о простых и
сложных веществах, о трёх формах
существования химического элемента.
Развивающая: развитие логико
смыслового мышления учащихся, памяти,
химического языка, а также умения
осуществлять самостоятельную
деятельность на уроке.
Воспитывающая: воспитывать культуру
умственного труда, развивать
коммуникативные качества личности.
Тип урока: изучение новой темы.Метод обучения: частичнопоисковый,
исследовательский, проблемный.
Организационные формы: беседа,
самостоятельная работа, практическая
работа.
Материальное обеспечение урока:
Компьютер, проектор, экран.
На демонстрационном столе: коллекция
изделий из стекла и алюминия. Железные
опилки, сера, магнит, лист белой бумаги и
стакан с водой.
На столах учащихся: сахар, растительное
масло, песок, алюминий – в пробирках и вода
в колбе, заготовки для оформления
лабораторного опыта.
Мотивация: Актуализация знаний.
Начинаем с вопроса “ Что вам известно о
химии?”
В процессе беседы, подводим разговор в
русло значения химии,
используя стенд “ Химия в нашей жизни”.
Химия обладает огромными возможностями,
создаёт неизвестные ранее материалы,
Облегчает труд человека, одевает, экономит
его время, создаёт уют и комфорт и дажеизменяет внешность людей.
Но та же химия может стать опасной для
здоровья, даже смертельно опасной…
Писатель – фантаст и учёный – биохимик
Айзек Азимов писал: ” Химия – это смерть,
упакованная в банки и коробки…”
Сказанное иногда справедливо не только по
отношению к химии, но и по отношению к
электричеству, бытовой технике, транспорту.
Мы не можем жить без электричества, но
оголённый провод смертельно опасен, мы все
любим смотреть телевизор, но за его задней
панелью напряжение в тысячи вольт, нам
необходим автомобиль, но под его колёсами
часто погибают люди.
Так и использование людьми достижений
современной химии требует высокой общей
культуры, большой ответственности и,
конечно, знаний.
Далее подводим учащихся к мысли, что
современный человек не может обойтись без
того, что даёт ему химия, и чтобы не
уподобиться ребенку, который играет с огнём
и не понимает, с чем он играет, современный
человек должен иметь хотя бы общее
представление о предмете химии. Наша
задача сегодня выяснить, как возникла этадревняя наука и что же является предметом
изучения этой науки?
Изучение нового материала и первичный
контроль:
Демонстрация презентации в программе
PowerPoint “История возникновения химии”
(приложение 1)*.
Что же изучает наука химия? Химия изучает:
(запись на доске и в тетради):
Вещества.
Свойства веществ.
Превращения веществ.
Демонстрация коллекции изделий из стекла и
отдельно алюминия.
вопрос: что общего у всех этих предметов
(демонстрируются пробирки, колбы, стакан).
Ответ: они из стекла;
вопрос: а почему ту же пробирку нельзясделать из алюминия? Чем отличаются стекло
и алюминий? Ответ – свойствами;
Демонстрация: действием магнита на
железные опилки и на серу,
помещаем железные опилки и серу в стакан с
водой.
Фронтальное обсуждение свойств железных
опилок и серы.
Закрепление: выполним лабораторный опыт,
оформляя результат в предложенные формы
заготовки по образцу:
Образец:
Лабораторный опыт.
Тема: Изучение физических свойств
различных веществ.
Цель:________________________________
Результат работы.
1.Прилейте к содержимому каждой из
четырёх пробирок немного воды.
2.Опишите что происходит в пробирке.
3. Из веществ, свойства которых вы только что
описали, укажите те, которые:
а) находятся в одинаковом агрегатном
состоянии;б) практически не растворимы в воде.
4.Сравните по свойствам сахар и песок,
укажите сходства и различия в свойствах этих
веществ.
ВЫВОД: Различные вещества могут обладать,
как _____________, так
И _________________ свойствами.
Вопрос к классу : что такое физическое тело?
Приведите примеры?
Выводы: (запись в тетради)
1.Вещество – это то, из чего состоят
физические тела.
2.Химия – это наука о веществах, их
свойствах и превращениях.
Вопрос: зачем надо знать свойства тех или
иных веществ? Ответ – чтобы применять их с
пользой для себя.
Итог этой беседы подводится к
схеме:Вспомним, что мы знаем из физики:
вещества состоят из молекул, а молекулы из
мельчайших атомов, которые, в свою очередь,
различаются как марки машин : волга,
москвич,
жигули и т.д. Всего таких видов атомов около
118.
Таким образом, запись в тетрадь:
Определенный вид атомов называется
химическим элементом.
Объясняем, что каждый химический элемент
имеет
три формы существования. (переносим схему
с доски в тетради)Например:
Экспрессзакрепление:
1. Предлагается учащимся прослушать
утверждение и поднять правую руку, если
речь идёт о простом веществе, и левую – если
об элементе:
азот не поддерживает горения;
железо обладает способностью
намагничиваться;
содержание кислорода в оксиде серы(IV)
меньше, чем в оксиде серы(VI);
молекула аммиака состоит из азота и
водорода;
сера желтого цвета;
железо входит в состав многих
поливитаминов.2. Дополните схему:
Контроль усвоения:
Тестсамоконтроль с самопроверкой – ответы
заранее заготовлены. (приложение 2).
Об усвоении судим по числу правильных
ответов.
1. Любой предмет, нас окружающий – это:
а) физическое тело;
б) вещество
2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан,
стеклянная колба – это:
а) тела;
б) вещества.3. Вещество – это:
а) то, из чего состоит физическое тело;
б) любой предмет нас окружающий.
4. В каком из предложений, приведенном
ниже, речь идет о стекле как о физическом
теле?
а) он разбил оконное стекло;
б) ваза сделана из стекла.
5. Свойства вещества – это:
а) признаки, по которым вещества сходны или
отличаются друг от друга;
б) цвет вещества.
6. Выпишите какие качественные
прилагательные – хрупкий, короткий,
зеркальный, зловонное, рассыпчатое,
симметричный, пористый, изогнутый,
серебристый, тающий – могут быть
отнесены:
а) к веществам;
б) к телам;
в) и к телам и к веществам.
7. Выберите простое вещество:
а) кислород
б) водав) серная кислота
г) оксид алюминия
8. Выберите смесь веществ:
а) воздух
б) оксид магния
в) алюминий
г) сульфид железа.
Рефлексия и подведение итогов:
В завершение поделитесь своими
впечатлениями об уроке. Для этого допишите
предложения, посвященные сегодняшнему
дню.
Сегодня я
узнал___________________________________
_________
Я
удивился________________________________
_________________
Я хотел
бы_____________________________________
_________
Домашнее задание:
При сообщении ребятам домашнего задания
надо дать разъяснение о порядке его
выполнения. Какие упражнения можновыполнить устно, а какие письменно §1., упр.
1 (устно).
Литература:
1.Габриелян О.С. Химия 8 класс Учебник
для общеобразовательных учреждений
Москва «Дрофа», 2006 г.
2.Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П.,
Яшукова А.В. Настольная книга учителя, 8
класс Москва “Дрофа”, 2002 г.
3.Горковенко М.Ю. «Поурочные разработки
уроков 8 класс» Москва «Вако», 2005 г.
4.Бочарова С.В. «Химия 8 класс. Поурочные
планы» Волгоград.«Учитель – Аст», 2004 г.