Разработка урока по химии 8 класс на тему "Растворы"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
02.03.2018
Задачи:
Образовательные: углубить и расширить знания о растворах; продолжить работу по формированию химических терминов.
Развивающие: способствовать развитию общеучебных умений и навыков классифицировать и выделять характерные признаки, развитию интеллектуальных способностей учащихся; способствовать развитию интереса к химическим знаниям; способствовать формированию умения использовать теоретические знания для объяснения закономерностей, наблюдаемых в повседневной жизни; развитие самостоятельной деятельности на уроке, усиление активности и мотивации.
Воспитательные: воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию; формирование умения работать в группе, в коллективе, где возникает общее решение; уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Здоровьесберегающие: способствовать созданию комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизниЦель урока:
Содержательная: создать условия для обобщения и получения новых знаний о растворах.
Деятельностная: продолжить формирование у учащихся новых способов деятельности (умение отвечать на действенные вопросы, аргументировать свои ответы; обсуждение проблемных ситуаций; умение оценивать свою деятельность и свои знания
Ткачук Т.М Разработка урока химии для 8 класса Растворы.docx
Разработка урока химии для 8 класса
по теме: Растворы. Типы растворов. Растворимость.
Учитель: Ткачук Т.М
Учебный предмет: химия
Класс: 8 класс ( для работы с детьми ОВЗ)
УМК: «Химия 8 » Автор: О.С.Габриелян, Москва, «Дрофа», 2014 год
Тип урока: урок – формирование новых знаний
Форма урока: урок – исследование
Цель урока:
Содержательная: создать условия для обобщения и получения новых знаний о растворах.
Деятельностная: продолжить формирование у учащихся новых способов деятельности (умение отвечать на
действенные вопросы, аргументировать свои ответы; обсуждение проблемных ситуаций; умение оценивать свою
деятельность и свои знания).
Задачи:
Образовательные: углубить и расширить знания о растворах; продолжить работу по формированию химических
терминов.
Развивающие: способствовать развитию общеучебных умений и навыков классифицировать и выделять характерные
признаки, развитию интеллектуальных способностей учащихся; способствовать развитию интереса к химическим знаниям;
способствовать формированию умения использовать теоретические
знания для объяснения закономерностей,
наблюдаемых в повседневной жизни; развитие самостоятельной деятельности на уроке, усиление активности и мотивации.
Воспитательные: воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное;
осмыслить и применить полученную информацию; формирование умения работать в группе, в коллективе, где возникает
общее решение; уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и
аргументировать её. Здоровьесберегающие: способствовать созданию комфортной образовательной среды по сохранению здоровья
учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни
Планируемые образовательные результаты:
личностные: уметь формулировать понятия "растворы", "насыщенные и ненасыщенные растворы", "гидраты и
кристаллогидраты", «растворимость»; объяснять характерные признаки растворов; знать применение растворов в
повседневной жизни;
метапредметные: развитие у учащихся навыков проектной деятельности, навыков исследовательской
деятельности; развитие у учащихся навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами.
предметные: выделять существенные признаки растворов, их приготовление и использование.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оборудование и реактивы: стаканы, ложки, сахар, вода
Дидактические, демонстрационные материалы: презентация Power Point, таблицы растворимости, образцы растворов
или средств для их приготовления из повседневной жизни (лекарственные порошки; чайная сода (бикарбонат натрия) и
уксусная кислота; баночка соленых огурцов (рассол в нем); кастрюля, соль, вода и макароны; чай, сахаррафинад,
сахарный песок, лимон, варенье; коллекция монет.
Используемые технологии:
ИКТтехнологии
1.домашнее задание (тесты на страничке учителя в разделе «Виртуальные факультативы: Химия на «5», Простейшие
тесты для начинающих химиков»);
2.частично – для презентации урока (обработка информации, работа с фото, «Электронным образованием»);
проектная деятельность;
технология с использованием Сингапурской методики (при рефлексии)
технология деятельностного метода обучения
Межпредметные
связи
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы Математика
Физика
Биология
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
УМК
«Химия 8» О.С.Габриелян,
8 класс, М., «Дрофа», 2014.
ПЛАН ФРАГМЕНТА УРОКА:
1 Организационный момент (1 мин);
2 Этап постановки цели и задачей урока (4 мин);
3 Этап первичного усвоения новых знаний (10 мин);
4 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин);
5 Рефлексия (3 мин).
Итого: 20 минут
ХОД ФРАГМЕНТА УРОКА
I. Организационная часть
Цель: организовать направление внимания обучающихся на урок.
Личностные УУД: создание эмоционального фона урока; внутренний настрой учащихся на учебное занятие.
Регулятивные УУД: реакция на звонок; волевая саморегуляция; развитие способности самоконтроля готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята! Вы пришли сегодня ко мне в гости, а я, как гостеприимная хозяйка, приглашаю Вас к столу,
давайте посидим, поговорим о том, что знаем, а может, еще чтото новенького узнаем….
(Учащиеся усаживаются за круглый стол, у каждого стакан кипятку, ложка; на столе сахарный песок, сахар
рафинад, конфеты, лимон и т.д.)
II. Целеполагание и мотивация
Цель: выявить систему опорных знаний и усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала,
формировать способность к работе с содержанием учебной литературой, объектами живой и неживой природы.
Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и
способов действий.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока.
Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге.
Ребята, на столе, помимо чайных принадлежностей и угощений имеются и другие бытовые (кухонные) предметы,
продукты. Ну, обо всем по порядку… Перед каждым из Вас стакан кипятка, необходимого для чаепития. А что это за вещество?Вода.
А какая формула у кипятка?Н2О
А к какому классу соединений вода относится?К оксидам.
А в Ваших стаканах чистая вода?Нет.
(Все ученики берут стаканы, заваривают чай одноразовыми пакетами, кладут сахар, варенье, лимон и т.д.)
А что в ней помимо молекул оксида водорода?Хлор, различные соли….
А часто нас окружают чистые вещества?Нет.
А какие смеси вы знаете?
Воздух, сплавы и т.д.
То есть различные по агрегатному состоянию (сообщениесостав воздуха)
Посмотрите, какая коллекция монет у меня есть (Коллекция Сочинских монет, Екатерининская, советского периода,
современного периода). Известно, что белые монеты делают из нейзильбера (20% меди, 35% никеля, 45% цинка), а
желтые из сплавов меди и никеля (мельхиор), меди и цинка (латуни), алюминиевой бронзы (меди и алюминия) Значит
смеси бывают и твердые (
Но с какими смесями по агрегатному состоянию в жизни мы встречаемся чаще?Жидкими.
Мы пьем чай, а чай это что?Раствор?
Посмотрите, ктото пьет чай с сахаром, ктото с вареньем, лимоном, молоком. То есть химический состав содержимого
Ваших стаканов одинаков?Нет
Чем мы с Вами сейчас занимаемся с химической точки зрения?Приготовлением растворов.
Как Вы думаете, о чем мы сегодня с Вами будем говорить?О растворах
Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока: Растворы. Типы растворов. Растворимость
III. Этап первичного усвоения новых знаний
Цель: привлечь внимание к новым сведениям, выявить осознанное понимание нового материала.
Регулятивные УУД: развитие навыков самостоятельности, инициативы, ответственности за свои действия как условие
самоактуализации личности.
Личностные УУД: осознание значимости отобранного материала; формирование алгоритма своего действия.
Познавательные УУД: умение структурировать знания; поиск и отбор необходимой информации.
А из чего состоит раствор?Из вещества и растворителя?
А что может быть растворителем?Вода, ацетон, спирт, А какие растворы Вы готовите у себя дома? Лекарства, рассол при консервировании, варим еду, гасим соду уксусом
(все вещества на столе).
А когда делаете ремонт (краски, клей), выращиваете урожай (удобрения, отрава) и т.д. и т.п. Часто встречаетесь с
растворами в быту?Да.
Посмотрите, кто –то положил в стакан сахарный песок, а ктото сахаррафинад. У кого сахар быстрее растворился?
У кого песок.
А почему вы мешаете ложкой?Что бы быстрее сахар растворился.
А где сахар быстрее растворится, в теплой или горячей воде?В горячей.
Ребята, вспомните, а когда варите макароны и кладете соль в кипящую воду, вода перестает кипеть?
Да, потому что в кастрюле уже не чистая вода, а раствор, у него своя температура кипения.
Давай, Миша, положи еще ложечку сахара, растворился?Да.
Еще ложечку. (Учитель просит добавлять раствор до тех пор, пока сахар не перестанет растворяться)
Сахар больше не растворяется, в таких случаях раствор называют насыщенным.
А как Вы думаете, как будет называться раствор, в котором, еще может сахар растворяться.Ненасыщенным.
Какие Вы молодцы.А если повысить температуру, добавим кипятку, будет сахар растворяться?Да.
Значит, какой вывод делаем?
С повышением температуры растворимость вещества растет.
А если этот раствор охладить, то получается пересыщенный раствор (если вещество не выпадет в осадок). А как готовят
пересыщенный раствор, прочтете дома.
Из некоторых веществ легко получить кристаллогидраты –глауберова соль, медный купорос. В их состав входит
вода (кристаллизационная
. Подумайте, сульфат меди был бесцветным, а кристаллогидратголубой. Что произошло?
Видимо, химическая реакция, изменение окраскипризнак химической реакции.
До сегодняшнего дня, мы, как ВантГофф, Аррениус, Оствальд, считали что смеси и растворыэто одно и то же. То
есть при изучении физики мы сталкивались с понятием диффузия, и считали, что растворениеэто чисто физический
процесс. Но Менделеев придерживался другой теории. А существование кристаллогидратов являлись доказательством
этой теории. Что же это за теория?
Растворение относят к физикохимическому процессу.
Совершенно верно. А сейчас я раздам Вам таблицы растворимости (образцы КИМов ЕГЭ). Вы прекрасно знаете, что кроме таблицы
Менделеева на любом экзамене по химии можно пользоваться таблицей растворимости. Поэтому Вы прекрасно должны в
ней ориентироваться. (Учитель напоминает, как с ней работать).Вещества делятся на растворимые (растворяется
больше 1 г в 100 г воды, нерастворимые меньше 0,1 г, малорастворимые от 0,1 до 1 г в 100г воды и несуществующие в
водном растворе
Я Вам буду называть вещества, а Вы пользуясь данной таблицей будете говорить какое оно: купоросное
масло«хлеб химической промышленности»серная кислота (не напомните как готовить растворкислоту приливать в
воду или воду в кислоту), поваренная сольпищевая сольхлорид натрия, свинцовый блесксульфид свинца, плавиковая
кислотафтороводородная кислота и т.д.
IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Личностные УУД: выделение и осознание учащимися усвоенного материала и материала, который подлежит усвоению;
воспитание ответственности.
Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, самостоятельный контроль, коррекции.
Задание на дом:
Обязательное:
Изучить параграф 34
Необязательное:
.Приготовить пересыщенный раствор (сфотографировать, представить алгоритм работы)
V. Рефлексия
Личностные УУД: самоанализ своей деятельности
Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в
полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку
В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать
вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование
Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?».
Учитель предлагает учащимся выбрать окончания фраз и подойти к тому углу, где висит вывеска с началом фразы:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно… Я научился…
Учащиеся разбились на 4 группы, уже можно сделать выводы о том, чему больше они научились, узнали и т.д.
Прослушивают высказывания нескольких учащихся (методика Конэрс из Сингапурской технологии).
Спасибо, ребята, за совместную работу. Я думаю, что урок был полезным для Вас, побудил к дальнейшим
действиям. Вы сами себя оценили, наметили план мероприятий по ликвидации пробелов в знаниях. Вы поняли, что все в
Ваших руках! До свидания.
№ Этап урока
1 Организа
ционный
Технологическая карта фрагмента урока по теме
Растворы. Типы растворов. Растворимость.
Деятельность
Универсальные учебные действия
Деятельность
учителя
ученика
Результат
Организует деятель
ность по подготовке
к уроку
Готовят
рабочее
место
Готовность к
уроку
Личностные УУД: создание эмоционального фона
урока; внутренний настрой учащихся на учебное
занятие.
Регулятивные УУД: реакция на звонок; волевая
саморегуляция; развитие способности самоконтроля
готовности к уроку. 2 Целепола
гание и
мотивация
Создает проблемные
ситуации,
необходимую для
постановки учебной
задачи посредством
непринужденной
беседы
Формулирую
т: что
требуется
делать,
вырабатываю
т стратегию
урока
Формули
ровка
учащимися
темы урока и
определение
целей урока
3 Первичное
усвоение
новых
знаний
Знакомит с
различными видами
растворов,
используемых в быту,
предлагает ученикам
их приготовить,
презентация
материала с фактами
из жизни)
4 Информац
ия о
домашнем
задании,
инструк
таж по его
выполне
Объявляет Д/З:
Обязательное:
Изучить параграф 34
Необязательное:
.Приготовить
пересыщенный
раствор
Вспоминают,
что им
известно по
изучае
мой теме
Систематизи
руют
информацию
Делают
предпо
ложения
Восприятие,
осознание
Д/З, запись
Совместно
активизируют
и
воспроизводят
полученную
информацию в
соответствии
с учебной
задачей.
Запись
учащимися
Д/З
дневниках
в
учащихся
заинтересованность
Личностные УУД: осознание границ собственных
знаний;
в
приобретении и расширении знаний и способов
действий.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение
и формулирование познавательной цели и задач
урока.
Коммуникативные УУД: умение участвовать в
учебном диалоге.
Регулятивные УУД:
определять цели учебной деятельности
Регулятивные
навыков
развитие
самостоятельности, инициативы, ответственности за
свои действия как условие самоактуализации
личности.
Личностные УУД:
значимости
отобранного материала; формирование алгоритма
своего действия.
Познавательные УУД: умение структурировать
знания; поиск и отбор необходимой информации.
осознание
УУД:
Личностные УУД: выделение
и осознание
учащимися усвоенного материала и материала,
который подлежит усвоению;
воспитание
ответственности.
Регулятивные
деятельностью,
коррекции.
своей
контроль,
УУД:
самостоятельный
управление нию
5 Рефлексия
учебных
действий
(сфотографировать,
представить
алгоритм работы)
Предлагает учащимся
выбрать окончания
фраз (методика
Конэрс из
Сингапурской
технологии):
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Выбирают
окончания
фразы в
соответствии
с
собственной
внутренней
оценкой
Анализ
результатов
собственной
деятельности;
определение
существующи
х пробелов в
знаниях
Личностные УУД: самоанализ своей деятельности
Регулятивные УУД:
Организация учащимися своей учебной деятельности
в зависимости от обозначенных пробелов в
полученных новых знаниях; умение осуществлять
самоконтроль и самооценку
Разработка урока по химии 8 класс на тему "Растворы"
Разработка урока по химии 8 класс на тему "Растворы"
Разработка урока по химии 8 класс на тему "Растворы"
Разработка урока по химии 8 класс на тему "Растворы"
Разработка урока по химии 8 класс на тему "Растворы"
Разработка урока по химии 8 класс на тему "Растворы"
Разработка урока по химии 8 класс на тему "Растворы"
Разработка урока по химии 8 класс на тему "Растворы"
Разработка урока по химии 8 класс на тему "Растворы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.