разработка урока по химии на тему "Жиры"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка открытого урока по теме: "Жиры" (11 класс) рассчитана для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Форма данного урока комбинированный (урок-конференция), с использованием ролевых игр. В уроке использованы ребусы, кроссворд по предыдущей теме "Карбоновые кислоты". К уроку прилагается готовая презентация.
Иконка файла материала Откр урок Мира 1.docx
Тема урока: " Жиры".  Тип урока:      урок усвоения нового материала  Форма урока: Комбинированный (урок­конференция). Цели урока:  Образовательная:   формировать   представление   о   составе   и   строении   жиров. Рассмотреть физические и химические свойства жиров.  Развивающая:  развивать умение обращаться с веществами, химической посудой, лабораторным   оборудованием.   Развивать   мышление,   умение   анализировать,   сравнивать, делать логические выводы. Воспитательная:  развитие   творческих   навыков,   развитие   навыков   культуры общения, толерантного отношения друг к другу; умение излагать свою точку зрения. Задачи:  Образовательные:  Сформировать   представление   о   жирах   как   биоорганических   веществах,   их классификации, свойствах, способах их переработки и применении.  Развивающие:  Формировать и развивать образовательные компетенции:    развивать   умения,   самостоятельно   добывать   знания,   выделять   главное, обобщать, делать выводы,  навыки работы в паре, взаимодействия с другими людьми. умения организовывать и анализировать собственную деятельность; Воспитательные:     воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать чувство  ответственности и интерес к знаниям; способствовать воспитанию культуры общения. развитию у обучающихся  требовательности к себе, чувству коллективизма; воспитывать   бережное   отношение   к   своему   здоровью, коммуникативные способности учащихся, умение работать в группе.   развивать Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,  видеоролики, химическая посуда, лабораторное оборудование. План урока I.Организационный этап  II.Психологический настрой  III.Проверка домашнего задания IV. Актуализация знаний. Введение в тему. V.Изучение нового материала  VI.Закрепление VII Оценки за урок VIII.Рефлексия IX.Домашнее заданиеI. Организационный этап Ход урока Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к учебным  занятиям. Организация внимания. II. Психологический настрой  Ребята, посмотрите в окно, какая сегодня погода? Какое у вас настроение? Вы готовы к  сегодняшнему уроку? III.Проверка домашнего задания  Для осознанного восприятия новой темы я хочу, чтобы мы с вами вспомнили некоторые  понятия из пройденных тем, значит, переходим к проверке домашнего задания. Вопросы к кроссворду карбоновые кислоты: По горизонтали: 2) Как называются соли уксусной кислоты? 3) Какое название имеет  муравьиная кислота по международной номенклатуре ИЮПАК?  5) Карбоновые кислоты можно получить гидролизом … (это органические соединения  общей формулы R—C N)? 6) Как называется карбоновая кислота по международной  номенклатуре ИЮПАК формулой СН С­СООН ? 9) Карбоновые кислоты можно  ≡ ≡ получить каталитическим окислением первичных … ? 10) До каких кислот окисляются  кислоты, имеющие третичный атом углерода? По вертикали: 1) Как называется функциональная группа –COOH? 4)Тривиальное  название предельной одноосновной кислоты, формула которой имеет вид С15Н31СООН ?  7) Как называется процесс непосредственного введения карбоксильной группы СООН в  органические соединения действием СО2, который используется для получения  карбоновых кислот? 8) Как называются соли муравьиной кислоты?2 а ц е т т ы 7 к а р б о к с и л и р о 5 н и т р и л о в а н 4 п а л ь м и т н о 1 к р б о к с и л ь ф 8 а я 3 м е т н а н о в я в 6 п р о п и о н о в а я я р м е 9 с п и р т о в а 10 о к с о к и с л о т ы   Пальмитиновая                                                        метановаяIV. Актуализация знаний. Введение в тему  Нам каждый день природа дарит  Прикосновенье к алтарю. За жизнь ­  космический подарок – Тебя, Земля, благодарю.  Круговращение планеты,  Прикосновение стихий.  Все ­ север, юг, зима и лето, Дорога, труд, любовь, стихи. Сплетение души и мысли,  Провалы, взлеты вверх и вниз...  Какой же смысл в исканье смысла?  Процесс познанья ­ в этом смысл.  Учитель: У меня на столе "Черный ящик", в котором находится вещество, которое на  нашем уроке станет объектом исследования. Вам необходимо угадать его:  Учитель:  Путешествуя   по   миру,   А.С.   Пушкин   отведал   приготовленный   хорошенькой калмычкой чай с ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ и солью. "Не думаю, чтобы другая народная кухня могла произвести что­нибудь гаже", ­ вспоминал поэт. ­ ОНО, по своим свойствам, бывает разным: твердым, мягким и жидким. ­ У животных ЭТО ­ источник энергии, тепла, воды. ­   ОНО   может   выполнять   структурную   функцию   организма,   регулировать   обменный процесс в клетке. (Это ЖИРЫ) Учитель:  Ребята,   вы правильно угадали название того, что находится в нашем ящике. Люди   давно   научились   выделять   жир   из   натуральных   объектов   и   использовать   его   в повседневной   жизни.   Жир   сгорал   в   примитивных   светильниках,   освещая   пещеры первобытных людей, жиром смазывали полозья, по которым спускали на воду суда.  Жиры   –   основной   источник   нашего   питания.   Животные   пустынь   запасают   жир   как источник воды и энергии. Толстый жировой слой тюленей и китов помогает им плавать в холодных водах Северного Ледовитого океана. Так что такое жиры? Какова роль жиров в природе, для человека?  V.Изучение нового материала  Учитель: Сегодня у нас в гостях  разные специалисты: историк, биолог, эколог,медик,  работник химчистки.Мы посмотрим на жиры с различных точек зрения и придем к общему выводу ­ что же такое жиры.    Эпиграф: Химия везде, химия во всем:  Во всем, чем мы дышим, Во всем, что мы пьем, Во всем, что мы носим,                                                                                                       Во всем, что едим … Девиз урока: «Самое лучшее, что может быть, – это видеть и понимать»"                                                                                                             А.Эйнштейн    Учитель:  Внимательно смотреть, стараться понять и применять к учебной ситуации  знания, которые вы получите, – все это требуется от вас сейчас на уроке. А сейчас я передаю слово нашему историку.    1.История открытия жиров (слово историку)   Историк: Я расскажу об истории открытия жиров.        Впервые элементарный анализ жиров был проведен в 18 веке знаменитым французским ученым Антуаном Лавуазье.       То,   что   в   состав   жиров   и   масел   входит   глицерин,   впервые   выяснил   в   1779   году знаменитый шведский химик Карл Вильгельм Шееле.        Впервые химический состав жиров определил в начале прошлого века французский химик Мишель Эжен Шеврёль, основоположник химии жиров.   В 1813 году Э. Шеврёль установил   строение   жиров,   благодаря   реакции   гидролиза  жиров   в  щелочной   среде.   Он показал, что жиры состоят из глицерина и жирных кислот, причем это не просто их смесь, а соединение, которое, присоединяя воду, распадается на глицерин и кислоты.       В   1854   году   французский   химик   Марселен   Бертло   (1827–1907)   провел   реакцию этерификации,   то   есть   образования   сложного   эфира   между   глицерином   и   жирными кислотами и таким образом впервые синтезировал жир.      Великому химику Бертло был дан еще редкий дар – дар большой любви. Бертло очень любил свою жену, испытывал потребность видеть ее постоянно. В его лаборатории была отгорожена стеклом кабинка, где мадам Бертло читала, вязала, пока ее муж занимался синтезами. Он всегда мог подойти к ней, поговорить, подержать за руку, и это общение вдохновляло «короля органического синтеза» на новые подвиги во благо науки. 2. Определение, общая формула, классификация Учитель:     Жиры  – сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.     Общее название таких соединений – триглицериды Общая формула жиров:  R, R  ʹ Rʺ ­ остатки предельных и непредельных карбоновых кислот от С4 до С24..   Эти эфиры образуются не с одной какой­либо кислотой, а с разными высшими кислотами. В составе жиров обнаружены остатки 300 карбоновых кислот различного строения. Чаще это остатки следующих кислот:Насыщенные (предельные):  стеариновая (C17H35COOH) пальмитиновая (C15H31COOH)    масляная (C3H7COOH)    Ненасыщенные (непредельные)    олеиновая (C17H33COOH, 1 двойная связь) линолевая (C17H31COOH, 2 двойные связи) линоленовая (C17H29COOH, 3 двойные связи) Источники:  Живые организмы (коровы, свиньи, овцы, гуси, киты, тюлени, рыбы: акула, тресковые, сельди)   Масла растений: хлопка, льна, сои, арахиса, кунжута, рапса, горчицы, оливы,  подсолнечника, кукурузы, конопли, клещевины, мака, масличной пальмы, кокоса и других Учитель.   Посмотрите на этот пейзаж. Учитель.   На какие группы мы можем классифицировать жиры по их происхождению.  Составляем обобщающую схему:   По происхождению Жиры Растительные (жидкие)              Животные (твердые) 70­85%                                    50% и более                                  непредельных кислот                      предельных кислот        Пальмитиновая Стеариновая С15Н31СООН С17Н35СООН Эколог: По происхождению жиры подразделяют на животные и растительные. К животным жирам относят свиной и говяжий жиры, барсучье сало, жиры млекопитающих,  рыбий жир.Животные жиры преимущественно твердые. В их составе преобладают остатки предельных кислот. Исключение – жиры рыб и морских животных. Растительные жиры жидкие, их называют маслами. Известны соевое, подсолнечное,  оливковое, облепиховое, кокосовое и другие масла. В  составе растительных жиров  преобладают остатки непредельных кислот.  Но известны и твердые  жиры ­ кокосовое,  пальмовое, пальмоядровое, масло какао. Жидкие жиры содержат 70­85% непредельных кислот, а твердые жиры содержат около 50  и более % предельных кислот. Жиры можно классифицировать по составу на простые ­ если все ацильные остатки  одинаковые, и смешанные ­ если ацильные остатки разные.                                       Жиры                                По составу                         ∕                  \                 простые               смешанные          (говяжий жир )     ( сливочное масло) Остатки карбоновых кислот могут быть одинаковыми (простые жиры) или различными  (смешанные жиры). Природные  жиры  представляют  собой  смеси  простых и  смешанных  эфиров. Учитель.С классификацией мы разобрались, а теперь давайте попытаемся разобраться со  свойствами жиров. Ведь зная свойства жиров, мы сможем объяснить и биологическое  значение, и применение жиров. 3.Физические свойства жиров       Экспериментальная часть. А теперь лабораторная работа. Не забудьте правила техники безопасности при работе.  1 группа 1) растворимость жиров в воде при нормальных условиях; Плотность жиров меньше плотности воды, т.е. меньше 1 г/мл эксперимент:  1.В первую пробирку налить воды и капнуть несколько капель растительного масла. 2.Во вторую опустить небольшой кусочек жира и добавить  воду. результат: капли растительного масла плавают на поверхности воды, и во второй  пробирке жир лежит на дне.  вывод: жиры нерастворимы в воде, легче воды. Растворимость жиров в воде при температуре.  Пробирки   с   растворами   медленно   нагреваем.   Изменилось   содержимое   в   пробирке? Почему?  Вывод:  2.Нагревание ведет к эмульгированию. Раствор мутный из­за примесей.  Если жиры хорошо взболтать с водой, то они образуют эмульсию, т.е. систему в которой  капли жира взвешены в воде. Эмульсия масла в воде быстро разрушается, т.к капли жира, сталкиваясь друг с другом, образуют крупные капли создающие затем слой жира на поверхности воды.Есть вещества, которые, адсорбируясь на поверхности капель, не дают им соединятся, т.е повышают устойчивость эсульсии­ эти вещества называются эмульгаторы. 2 группа      2) растворимость жиров в органических растворителях   Поместите во 1­ю  пробирку ацетон и добавьте  4 капли подсолнечного масла  Налейте во 2­ю пробирку спирт и добавьте  4 капли подсолнечного масла  Хорошо перемешайте содержимое каждой пробирки, взболтайте. вывод: жиры хорошо растворяются в спирте и ацетоне. Видеоролик «Растворимость жиров» 3 группа 3) Исследование непредельности жира.  Поместить                         1. пробирка ­ растительное масло 2 пробирка ­ маргарин во все пробирки добавить раствор перманганата калия, следить за изменением окраски. Учитель:       Жиры ­   это жидкие,   мазеобразные или твердые вещества, легкоплавкие, нерастворимы в воде, хорошо растворимы в неполярных растворителях (ацетоне, бензине,), плохо ­ в низших спиртах. Не имеют точки плавления, плавятся в интервале температур, так как представляют собой смеси разных молекул. Не кипят при  обычных условиях, при высоких температурах разлагаются. Эмульгируются щелочами. Плотность жиров меньше 1 г/мл.   4. Химические свойства жиров      Вопросы к классу:  1. Зная, что жиры – это сложные эфиры, скажите, каким основным свойством они  должны обладать? (гидролиз) 2. Что такое гидролиз? (обмен веществ с водой) 1.   Гидролиз   жира   (водный)   ­   этот   процесс   используется   для   получения   глицерина   и карбоновых   кислот.   Жир   нагревают   с   водой   при   170С   и   повышенном   давлении   в автоклавах. 2.Практическое применение в жизни человека имеет щелочной гидролиз (омыление)   Твердый жир + 3NaOH  глицерин + 3C17H35COONa   ­ мылоМыла – натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот. С17Н35 СООNa – твердое мыло, С17Н35 СООК­ жидкое мыло 3.   Прогорание   –   при   длительном   хранении   происходит   частичный   гидролиз,   при   этом образуется масляная кислота, придающая маслу неприятный вкус и запах. 4.Гидрирование             Жидкий жир +Н2 = Твердый жир     Продукт гидрогенизации масел – твердый жир (искусственное сало, саломас).  Реакция гидрирования лежит в основе получения маргарина.  Маргарин – пищевой жир, состоит из смеси   гидрогенизированных   масел   (подсолнечного,   кукурузного,   хлопкого   и   др.), животных жиров,  молока и вкусовых добавок  (соли, сахара, витаминов и др.)       В   середине   60­х   годов   ХIX   века   во   Франции   был   объявлен   конкурс   на   создание заменителя   сливочного   масла.   Премия   и   патент   были   вручены   химику   Меж   –   Мурье. Первый   маргарин   был   получен   из   говяжьего   жира.   После   разработки   промышленного способа   гидрирования   непредельных   соединений   (1912   г.   Поль     Сабатье   ­   присуждена нобелевская премия) маргарин стали получать из растительных масел.  Физкультминутка: Для  снятия утомления проведем физкультминутку.  Теперь мы далее пойдем  И к применению жиров придем 5. Применение жиров. 1. Жиры используют в пищу.  2. Некоторые   масла   используют   для   изготовления   косметических   средств   (кремов, масок, мазей).  3. Ряд жиров имеют лекарственное значение: касторовое, облепиховое масло, рыбий 4. Высыхающие растительные масла используют для производства олиф. 5. Сырьем   для   производства   маргарина   являются   многие   растительные   масла   и жир, гусиный жир. китовый жир. 6. Животные жиры идут на производство мыла, стеариновых свечей. 7. Жиры используют для получения глицерина, смазочных материалов.      6.Биологическая роль жиров. Слово биологу Жиры входят в состав организма человека, животных, растений, микробов и некоторых вирусов.  В организме жиры выполняют различные функцииСтруктурная функция. Жиры  принимают участие в построении мембран клеток всех органов и тканей. Они участвуют в образовании многих биологически важных соединений.      Энергетическая функция. Жиры  обеспечивают 25­30% всей  энергии, необходимой организму. При полном распаде 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии, что примерно в 2 раза больше по сравнению с углеводами и белками.   Функция   запасания   питательных   веществ.   Жиры   являются   своего   рода   энергетическими   консервами.   Жировыми     могут   быть   и   капли   жира   внутри   клетки,   и «жировое тело» у насекомых, и подкожная клетчатка, в которой сосредоточены клетки – липоциты у человека.  Функция терморегуляции. Жиры плохо проводят тепло. Они откладываются под кожей, образуя у некоторых животных огромные скопления. Например, у кита слой подкожного жира   достигает   1   м.   Это   позволяет   теплокровному   животному   жить   в   холодной   воде полярного океана.       Жиры выполняют еще множество различных функций в клетке и организме. Можно напомнить, что жир – поставщик так называемой эндогенной воды: при окислении 100 г жира   выделяются   107   мл   воды.   Благодаря   такой   воде   существуют   многие   пустынные животные, например песчанки, тушканчики, с этим связано и накопление жира в горбах у верблюда.   Слой   жира   защищает   нежные   органы   от   ударов   и   сотрясений   (например, околопочечная   капсула,   жировая   подушка   около   глаза).   Жироподобные   соединения покрывают   тонким   слоем   листья   растения,   не   давая   им   намокать   во   время   обильных дождей. Многие жиры являются предшественниками в биосинтезе гормонов.  7. Жиры в организме человека.   Жир способен в организме оставаться,  А фигура наша быстро расширяться.    Слово медику      Неправильное питание – причина многих болезней. Недостаточная мышечная нагрузка, малоподвижный   образ   жизни   при   высококалорийном   питании   –   основные   факторы, способствующие появлению людей с избыточной массой. Жировая ткань весьма активна и даже агрессивна. Агрессивность жировой ткани в организме проявляется в ее способности образовывать новое количество жира. Люди, страдающие ожирением, в два раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте 40­50 лет. Не следует перегружать себя избыточной пищей. Ограничивать питание нужно за счет животной пищи, богатой белками и жирами, колбасных изделий, мясных консервов. Жиры лучше получать за счет кисломолочных продуктов, сои, орехов, семечек, растительных масел.  Слово работнику химчистки  Знание химии может облегчить решение бытовых проблем. Дадим вам некоторые советы:   Засаленные манжеты и воротнички можно почистить губкой, смоченной раствором  нашатырного спирта;   Свежие жировые и масляные пятна с любой ткани выводят, проглаживая ткань  утюгом через несколько слоев промокательной бумаги;   С шерстяной ткани жировое пятно удаляют с помощью теплого водного раствора  стирального порошка или нашатырного спирта;   Застарелое пятно натирают смесью мыла с бензином (1:10), а потом чистят это  место с бензином;   Чтобы вывести пятно с шелковой ткани, погружают загрязненный участок на 5­10  минут в раствор, состоящий из нашатырного спирта, глицерина и воды. Затем  изделие промывают в теплой воде .  VI. Закрепление  Тест:  1.Жиры – это:а) сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот,  б) сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот,  в) сложные эфиры одноатомных спиртов и высших карбоновых кислот.  2. Растительные и животные жиры отличаются:   а) по растворимости в воде,  б) составом спирта,  в) составом высших карбоновых кислот.  3. Жиры хорошо растворяются:    а) в органических растворителях,   б) в воде,   в) в растворе кислот.  4. При гидролизе жиров в кислой среде образуются:    а) глицерин и соли высших карбоновых кислот,   б) глицерин и высшие карбоновые кислоты,   в) маргарин и глицерин.  5. Превращение жидких жиров в твердые происходит в результате реакции:  а) гидратации,  б) дегидрирования,  в)гидрирования  6. Мыла – это:   а) натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот,  б) натриевые или калиевые соли уксусной кислоты,  в) продукты гидролиза жиров в кислой среде. 7. Кто из перечисленных учёных синтезировал жир  а) Бутлеров  б) Бертло  в) Шеврёль После  выполнения задания, учащиеся меняются тестами и проверяют друг друга. VII Оценки за урок   VIII Рефлексия Рефлексия – самоосознание себя в деятельности.    ­Я все очень хорошо понял, мне было интересно.   ­Мне все понятно, но материал не всегда интересен.  ­ Я не все понял, но мне было интересно.    ­ Я ничего не понял и на уроке скучал. IX.  Домашнее задание: по данной теме составить по 10 вопросов теста Учитель:  Я думаю, вы поняли   "Какой есть смысл в исканье смыслаБлагодарю вас за урок, и продолжайте процесс познанья на следующих уроках.     Процесс познанья  ­  в этом смысл ".Уральский колледж информационных технологий   «Утверждаю»   Зам. директора по УР                           Бисалиева  Ж.Е.     «____»_____________                                            Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Химия» для учащихся группы №24 специальности 1304000­ Вычислительная техника и программное обеспечение (по видам)  Преподаватель: Сисекенова М.М.Уральск, 2017г.