Данная разработка открытого урока по теме: "Жиры" (11 класс) рассчитана для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Форма данного урока комбинированный (урок-конференция), с использованием ролевых игр. В уроке использованы ребусы, кроссворд по предыдущей теме "Карбоновые кислоты". К уроку прилагается готовая презентация.
Тема урока: " Жиры".
Тип урока:
урок усвоения нового материала
Форма урока: Комбинированный (урокконференция).
Цели урока:
Образовательная: формировать представление о составе и строении жиров.
Рассмотреть физические и химические свойства жиров.
Развивающая: развивать умение обращаться с веществами, химической посудой,
лабораторным оборудованием. Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать,
делать логические выводы.
Воспитательная: развитие творческих навыков, развитие навыков культуры
общения, толерантного отношения друг к другу; умение излагать свою точку зрения.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление о жирах как биоорганических веществах, их
классификации, свойствах, способах их переработки и применении.
Развивающие:
Формировать и развивать образовательные компетенции:
развивать умения, самостоятельно добывать знания, выделять главное,
обобщать, делать выводы,
навыки работы в паре, взаимодействия с другими людьми.
умения организовывать и анализировать собственную деятельность;
Воспитательные:
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать чувство
ответственности и интерес к знаниям;
способствовать воспитанию культуры общения. развитию у обучающихся
требовательности к себе, чувству коллективизма;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью,
коммуникативные способности учащихся, умение работать в группе.
развивать
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,
видеоролики, химическая посуда, лабораторное оборудование.
План урока
I.Организационный этап
II.Психологический настрой
III.Проверка домашнего задания
IV. Актуализация знаний. Введение в тему.
V.Изучение нового материала
VI.Закрепление
VII Оценки за урок
VIII.Рефлексия
IX.Домашнее заданиеI. Организационный этап
Ход урока
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к учебным
занятиям. Организация внимания.
II. Психологический настрой
Ребята, посмотрите в окно, какая сегодня погода? Какое у вас настроение? Вы готовы к
сегодняшнему уроку?
III.Проверка домашнего задания
Для осознанного восприятия новой темы я хочу, чтобы мы с вами вспомнили некоторые
понятия из пройденных тем, значит, переходим к проверке домашнего задания.
Вопросы к кроссворду карбоновые кислоты:
По горизонтали: 2) Как называются соли уксусной кислоты? 3) Какое название имеет
муравьиная кислота по международной номенклатуре ИЮПАК?
5) Карбоновые кислоты можно получить гидролизом … (это органические соединения
общей формулы R—C N)? 6) Как называется карбоновая кислота по международной
номенклатуре ИЮПАК формулой СН ССООН ? 9) Карбоновые кислоты можно
≡
≡
получить каталитическим окислением первичных … ? 10) До каких кислот окисляются
кислоты, имеющие третичный атом углерода?
По вертикали: 1) Как называется функциональная группа –COOH? 4)Тривиальное
название предельной одноосновной кислоты, формула которой имеет вид С15Н31СООН ?
7) Как называется процесс непосредственного введения карбоксильной группы СООН в
органические соединения действием СО2, который используется для получения
карбоновых кислот? 8) Как называются соли муравьиной кислоты?2 а ц е
т
т ы
7 к
а
р
б
о
к
с
и
л
и
р
о
5 н и т р и л о в
а
н
4
п
а
л
ь
м
и
т
н
о
1
к
р
б
о
к
с
и
л
ь
ф
8
а
я
3
м е т
н
а н о в
я
в 6 п р о п и о н о в
а я
я
р
м
е
9 с п и р
т о в
а
10 о к с о к и с л о т
ы
Пальмитиновая метановаяIV. Актуализация знаний. Введение в тему
Нам каждый день природа дарит
Прикосновенье к алтарю.
За жизнь космический подарок –
Тебя, Земля, благодарю.
Круговращение планеты,
Прикосновение стихий.
Все север, юг, зима и лето,
Дорога, труд, любовь, стихи.
Сплетение души и мысли,
Провалы, взлеты вверх и вниз...
Какой же смысл в исканье смысла?
Процесс познанья в этом смысл.
Учитель: У меня на столе "Черный ящик", в котором находится вещество, которое на
нашем уроке станет объектом исследования. Вам необходимо угадать его:
Учитель: Путешествуя по миру, А.С. Пушкин отведал приготовленный хорошенькой
калмычкой чай с ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ и солью. "Не думаю, чтобы другая народная кухня
могла произвести чтонибудь гаже", вспоминал поэт.
ОНО, по своим свойствам, бывает разным: твердым, мягким и жидким.
У животных ЭТО источник энергии, тепла, воды.
ОНО может выполнять структурную функцию организма, регулировать обменный
процесс в клетке. (Это ЖИРЫ)
Учитель: Ребята, вы правильно угадали название того, что находится в нашем ящике.
Люди давно научились выделять жир из натуральных объектов и использовать его в
повседневной жизни. Жир сгорал в примитивных светильниках, освещая пещеры
первобытных людей, жиром смазывали полозья, по которым спускали на воду суда.
Жиры – основной источник нашего питания. Животные пустынь запасают жир как
источник воды и энергии. Толстый жировой слой тюленей и китов помогает им плавать в
холодных водах Северного Ледовитого океана. Так что такое жиры? Какова роль жиров в
природе, для человека?
V.Изучение нового материала
Учитель: Сегодня у нас в гостях разные специалисты: историк, биолог, эколог,медик,
работник химчистки.Мы посмотрим на жиры с различных точек зрения и придем к общему выводу что же
такое жиры.
Эпиграф:
Химия везде, химия во всем:
Во всем, чем мы дышим,
Во всем, что мы пьем,
Во всем, что мы носим,
Во всем, что едим …
Девиз урока: «Самое лучшее, что может быть, – это видеть и понимать»"
А.Эйнштейн
Учитель: Внимательно смотреть, стараться понять и применять к учебной ситуации
знания, которые вы получите, – все это требуется от вас сейчас на уроке.
А сейчас я передаю слово нашему историку.
1.История открытия жиров (слово историку)
Историк: Я расскажу об истории открытия жиров.
Впервые элементарный анализ жиров был проведен в 18 веке знаменитым французским
ученым Антуаном Лавуазье.
То, что в состав жиров и масел входит глицерин, впервые выяснил в 1779 году
знаменитый шведский химик Карл Вильгельм Шееле.
Впервые химический состав жиров определил в начале прошлого века французский
химик Мишель Эжен Шеврёль, основоположник химии жиров. В 1813 году Э. Шеврёль
установил строение жиров, благодаря реакции гидролиза жиров в щелочной среде. Он
показал, что жиры состоят из глицерина и жирных кислот, причем это не просто их смесь, а
соединение, которое, присоединяя воду, распадается на глицерин и кислоты.
В 1854 году французский химик Марселен Бертло (1827–1907) провел реакцию
этерификации, то есть образования сложного эфира между глицерином и жирными
кислотами и таким образом впервые синтезировал жир.
Великому химику Бертло был дан еще редкий дар – дар большой любви. Бертло очень
любил свою жену, испытывал потребность видеть ее постоянно. В его лаборатории была
отгорожена стеклом кабинка, где мадам Бертло читала, вязала, пока ее муж занимался
синтезами. Он всегда мог подойти к ней, поговорить, подержать за руку, и это общение
вдохновляло «короля органического синтеза» на новые подвиги во благо науки.
2. Определение, общая формула, классификация
Учитель: Жиры – сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Общее
название таких соединений – триглицериды
Общая формула жиров:
R, R ʹ Rʺ остатки предельных и непредельных карбоновых кислот от С4 до С24..
Эти эфиры образуются не с одной какойлибо кислотой, а с разными высшими кислотами.
В составе жиров обнаружены остатки 300 карбоновых кислот различного строения. Чаще
это остатки следующих кислот:Насыщенные (предельные):
стеариновая (C17H35COOH)
пальмитиновая (C15H31COOH)
масляная (C3H7COOH)
Ненасыщенные (непредельные)
олеиновая (C17H33COOH, 1 двойная связь)
линолевая (C17H31COOH, 2 двойные связи)
линоленовая (C17H29COOH, 3 двойные связи)
Источники: Живые организмы (коровы, свиньи, овцы, гуси, киты, тюлени, рыбы: акула,
тресковые, сельди)
Масла растений: хлопка, льна, сои, арахиса, кунжута, рапса, горчицы, оливы,
подсолнечника, кукурузы, конопли, клещевины, мака, масличной пальмы, кокоса и других
Учитель. Посмотрите на этот пейзаж.
Учитель. На какие группы мы можем классифицировать жиры по их происхождению.
Составляем обобщающую схему:
По происхождению
Жиры
Растительные (жидкие) Животные (твердые)
7085% 50% и более
непредельных кислот предельных кислот
Пальмитиновая
Стеариновая
С15Н31СООН
С17Н35СООН
Эколог: По происхождению жиры
подразделяют на животные и растительные.
К животным жирам относят свиной и говяжий жиры, барсучье сало, жиры млекопитающих,
рыбий жир.Животные жиры преимущественно твердые. В их составе преобладают остатки предельных
кислот. Исключение – жиры рыб и морских животных.
Растительные жиры жидкие, их называют маслами. Известны соевое, подсолнечное,
оливковое, облепиховое, кокосовое и другие масла. В составе растительных жиров
преобладают остатки непредельных кислот. Но известны и твердые жиры кокосовое,
пальмовое, пальмоядровое, масло какао.
Жидкие жиры содержат 7085% непредельных кислот, а твердые жиры содержат около 50
и более % предельных кислот.
Жиры можно классифицировать по составу на простые если все ацильные остатки
одинаковые, и смешанные если ацильные остатки разные.
Жиры
По составу
∕ \
простые смешанные
(говяжий жир ) ( сливочное масло)
Остатки карбоновых кислот могут быть одинаковыми (простые жиры) или различными
(смешанные жиры).
Природные жиры представляют собой смеси простых и смешанных эфиров.
Учитель.С классификацией мы разобрались, а теперь давайте попытаемся разобраться со
свойствами жиров. Ведь зная свойства жиров, мы сможем объяснить и биологическое
значение, и применение жиров.
3.Физические свойства жиров
Экспериментальная часть. А теперь лабораторная работа. Не забудьте правила техники
безопасности при работе.
1 группа
1) растворимость жиров в воде при нормальных условиях;
Плотность жиров меньше плотности воды, т.е. меньше 1 г/мл
эксперимент:
1.В первую пробирку налить воды и капнуть несколько капель растительного масла.
2.Во вторую опустить небольшой кусочек жира и добавить воду.
результат: капли растительного масла плавают на поверхности воды, и во второй
пробирке жир лежит на дне.
вывод: жиры нерастворимы в воде, легче воды.
Растворимость жиров в воде при температуре.
Пробирки с растворами медленно нагреваем. Изменилось содержимое в пробирке?
Почему?
Вывод:
2.Нагревание ведет к эмульгированию. Раствор мутный изза примесей.
Если жиры хорошо взболтать с водой, то они образуют эмульсию, т.е. систему в которой
капли жира взвешены в воде.
Эмульсия масла в воде быстро разрушается, т.к капли жира, сталкиваясь
друг с другом, образуют крупные капли создающие затем слой жира на
поверхности воды.Есть вещества, которые, адсорбируясь на поверхности капель, не дают им
соединятся, т.е повышают устойчивость эсульсии эти вещества называются эмульгаторы.
2 группа
2) растворимость жиров в органических растворителях
Поместите во 1ю пробирку ацетон и добавьте 4 капли подсолнечного масла
Налейте во 2ю пробирку спирт и добавьте 4 капли подсолнечного масла
Хорошо перемешайте содержимое каждой пробирки, взболтайте.
вывод: жиры хорошо растворяются в спирте и ацетоне.
Видеоролик «Растворимость жиров»
3 группа
3) Исследование непредельности жира.
Поместить
1. пробирка растительное масло
2 пробирка маргарин
во все пробирки добавить раствор перманганата калия, следить за изменением окраски.
Учитель: Жиры это жидкие, мазеобразные или твердые вещества, легкоплавкие,
нерастворимы в воде, хорошо растворимы в неполярных растворителях (ацетоне, бензине,),
плохо в низших спиртах. Не имеют точки плавления, плавятся в интервале температур,
так как представляют собой смеси разных молекул. Не кипят при обычных условиях, при
высоких температурах разлагаются. Эмульгируются щелочами. Плотность жиров меньше 1
г/мл.
4. Химические свойства жиров
Вопросы к классу:
1. Зная, что жиры – это сложные эфиры, скажите, каким основным свойством они
должны обладать? (гидролиз)
2. Что такое гидролиз? (обмен веществ с водой)
1. Гидролиз жира (водный) этот процесс используется для получения глицерина и
карбоновых кислот. Жир нагревают с водой при 170С и повышенном давлении в
автоклавах.
2.Практическое применение в жизни человека имеет щелочной гидролиз (омыление)
Твердый жир + 3NaOH глицерин + 3C17H35COONa мылоМыла – натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот.
С17Н35 СООNa – твердое мыло, С17Н35 СООК жидкое мыло
3. Прогорание – при длительном хранении происходит частичный гидролиз, при этом
образуется масляная кислота, придающая маслу неприятный вкус и запах.
4.Гидрирование
Жидкий жир +Н2 = Твердый жир
Продукт гидрогенизации масел – твердый жир (искусственное сало, саломас). Реакция
гидрирования лежит в основе получения маргарина. Маргарин – пищевой жир, состоит из
смеси гидрогенизированных масел (подсолнечного, кукурузного, хлопкого и др.),
животных жиров, молока и вкусовых добавок (соли, сахара, витаминов и др.)
В середине 60х годов ХIX века во Франции был объявлен конкурс на создание
заменителя сливочного масла. Премия и патент были вручены химику Меж – Мурье.
Первый маргарин был получен из говяжьего жира. После разработки промышленного
способа гидрирования непредельных соединений (1912 г. Поль Сабатье присуждена
нобелевская премия) маргарин стали получать из растительных масел.
Физкультминутка: Для снятия утомления проведем физкультминутку.
Теперь мы далее пойдем
И к применению жиров придем
5. Применение жиров.
1. Жиры используют в пищу.
2. Некоторые масла используют для изготовления косметических средств (кремов,
масок, мазей).
3. Ряд жиров имеют лекарственное значение: касторовое, облепиховое масло, рыбий
4. Высыхающие растительные масла используют для производства олиф.
5. Сырьем для производства маргарина являются многие растительные масла и
жир, гусиный жир.
китовый жир.
6. Животные жиры идут на производство мыла, стеариновых свечей.
7. Жиры используют для получения глицерина, смазочных материалов.
6.Биологическая роль жиров. Слово биологу
Жиры входят в состав организма человека, животных, растений, микробов и некоторых
вирусов. В организме жиры выполняют различные функцииСтруктурная функция. Жиры принимают участие в построении мембран клеток всех
органов и тканей. Они участвуют в образовании многих биологически важных соединений.
Энергетическая функция. Жиры обеспечивают 2530% всей энергии, необходимой
организму. При полном распаде 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии, что примерно в 2
раза больше по сравнению с углеводами и белками.
Функция запасания питательных веществ. Жиры являются своего рода
энергетическими консервами. Жировыми могут быть и капли жира внутри клетки, и
«жировое тело» у насекомых, и подкожная клетчатка, в которой сосредоточены клетки –
липоциты у человека.
Функция терморегуляции. Жиры плохо проводят тепло. Они откладываются под кожей,
образуя у некоторых животных огромные скопления. Например, у кита слой подкожного
жира достигает 1 м. Это позволяет теплокровному животному жить в холодной воде
полярного океана.
Жиры выполняют еще множество различных функций в клетке и организме. Можно
напомнить, что жир – поставщик так называемой эндогенной воды: при окислении 100 г
жира выделяются 107 мл воды. Благодаря такой воде существуют многие пустынные
животные, например песчанки, тушканчики, с этим связано и накопление жира в горбах у
верблюда. Слой жира защищает нежные органы от ударов и сотрясений (например,
околопочечная капсула, жировая подушка около глаза). Жироподобные соединения
покрывают тонким слоем листья растения, не давая им намокать во время обильных
дождей. Многие жиры являются предшественниками в биосинтезе гормонов.
7. Жиры в организме человека.
Жир способен в организме оставаться,
А фигура наша быстро расширяться.
Слово медику
Неправильное питание – причина многих болезней. Недостаточная мышечная нагрузка,
малоподвижный образ жизни при высококалорийном питании – основные факторы,
способствующие появлению людей с избыточной массой. Жировая ткань весьма активна и
даже агрессивна. Агрессивность жировой ткани в организме проявляется в ее способности
образовывать новое количество жира. Люди, страдающие ожирением, в два раза чаще, чем
люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте 4050 лет. Не следует перегружать
себя избыточной пищей. Ограничивать питание нужно за счет животной пищи, богатой
белками и жирами, колбасных изделий, мясных консервов. Жиры лучше получать за счет
кисломолочных продуктов, сои, орехов, семечек, растительных масел.
Слово работнику химчистки
Знание химии может облегчить решение бытовых проблем. Дадим вам некоторые советы:
Засаленные манжеты и воротнички можно почистить губкой, смоченной раствором
нашатырного спирта;
Свежие жировые и масляные пятна с любой ткани выводят, проглаживая ткань
утюгом через несколько слоев промокательной бумаги;
С шерстяной ткани жировое пятно удаляют с помощью теплого водного раствора
стирального порошка или нашатырного спирта;
Застарелое пятно натирают смесью мыла с бензином (1:10), а потом чистят это
место с бензином;
Чтобы вывести пятно с шелковой ткани, погружают загрязненный участок на 510
минут в раствор, состоящий из нашатырного спирта, глицерина и воды. Затем
изделие промывают в теплой воде .
VI. Закрепление
Тест:
1.Жиры – это:а) сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот,
б) сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот,
в) сложные эфиры одноатомных спиртов и высших карбоновых кислот.
2. Растительные и животные жиры отличаются:
а) по растворимости в воде,
б) составом спирта,
в) составом высших карбоновых кислот.
3. Жиры хорошо растворяются:
а) в органических растворителях,
б) в воде,
в) в растворе кислот.
4. При гидролизе жиров в кислой среде образуются:
а) глицерин и соли высших карбоновых кислот,
б) глицерин и высшие карбоновые кислоты,
в) маргарин и глицерин.
5. Превращение жидких жиров в твердые происходит в результате реакции:
а) гидратации,
б) дегидрирования,
в)гидрирования
6. Мыла – это:
а) натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот,
б) натриевые или калиевые соли уксусной кислоты,
в) продукты гидролиза жиров в кислой среде.
7. Кто из перечисленных учёных синтезировал жир
а) Бутлеров
б) Бертло
в) Шеврёль
После выполнения задания, учащиеся меняются тестами и проверяют друг друга.
VII Оценки за урок
VIII Рефлексия
Рефлексия – самоосознание себя в деятельности.
Я все очень хорошо понял, мне было интересно.
Мне все понятно, но материал не всегда интересен.
Я не все понял, но мне было интересно.
Я ничего не понял и на уроке скучал.
IX. Домашнее задание: по данной теме составить по 10 вопросов теста
Учитель:
Я думаю, вы поняли "Какой есть смысл в исканье смыслаБлагодарю вас за урок, и продолжайте процесс познанья на следующих уроках.
Процесс познанья в этом смысл ".Уральский колледж информационных технологий
«Утверждаю»
Зам. директора по УР
Бисалиева Ж.Е.
«____»_____________
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Химия»
для учащихся группы №24
специальности 1304000 Вычислительная техника и программное обеспечение (по видам)
Преподаватель: Сисекенова М.М.Уральск, 2017г.