Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»
Оценка 4.7

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
химия
Взрослым
01.05.2017
Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»
Девиз урока: «Повторение – мать учения». Цели урока: Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация. Развивающая. Развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию. Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.
Урок-обощен. Осн кл неорг.веществ.doc
Конспект урока с использованием информационно­коммуникационных технологий (ИКТ)  Предмет: Химия, урок­повторение. Форма урока: Беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы  учеников, работа у доски, индивидуальная, групповая работа, выполнение лабораторных  опытов.  Тема урока «Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, кислоты,  основания, соли» Класс: 8 Технологии: Компьютер, проектор, интерактивная доска. Девиз урока: «Повторение – мать учения».  Цели урока: Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных  классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация. Развивающая. Развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию,  ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать  информацию. Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в  учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной  психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке. Оборудование и реактивы: На столах учеников: опорные схемы (оксиды, кислоты,  основания), дидактические карточки с заданиями, пробирки с реактивами: индикаторная  бумага, пронумерованные пробирки (1, 2, кислота, основание). ХОД УРОКА  1. Организационный момент, вступительное слово учителя о целях урока  Итак, ребята, на предыдущих уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства  неорганических соединений различных классов.  На доске записана тема (Слайд 1.): «Важнейшие классы неорганических соединений» Учитель. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по этой  теме в занимательной форме. Ребята, если вы обратили внимание на доску, то, наверное, заметили, что от названия  темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять  по мере отгадывания загадок.  Загадки:  «Их получают путем горения  Или сложных веществ разложения.  В них два элемента, один – кислород.  Я отнесу к ним и известь, и лед».  Какие это вещества?  «Они имеют кислый вкус.  В них изменяет цвет лакмус.  с фиолетового на красный».  «В каких веществах у фенолфталеина  Бывает не жизнь, а сплошная малина?»  «Хлориды и нитраты, Сульфаты, карбонаты  Я без труда и боли  Объединю в класс...»  2. Повторение оксидов (Ответ: Оксиды.) (Ответ: Кислоты.) (Ответ: Щелочи.) (Ответ: Соли.) Учитель. Ребята, к нам в гости напрашивается одно вещество. Вы должны отгадать,  кто это? (Слайд 2.) Сценка «Кто я?» Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал», – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир  возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти.  Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные. Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы. Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и  никем не уничтожается. Кто я?                                                                     (Ответ: Вода.) Учитель. (Слайд 3.) К какому классу веществ относится вода? Какие вещества называются оксидами?  Самостоятельная работа «Крестики нолики» Выигрышный путь в обоих случаях составляют формулы оксидов. (После завершения  работы – устная проверка ответов). Карточки с заданиями можно раздать каждому  ученику, используя Слайд 4 можно проверить ответы. Карточка № 1                           Карточка № 2 HNO3 CO2 O2 SO2 SO3 CuO MgO NaOH ZnSO4   KClO3 NaOH Cu(OH)2 N2O3 ZnO Na2O SO2 H2SO4 CO2   3. Повторение оснований Если в формуле заметишь –  Впереди металл стоит  И своей ОН­подвеской  Как большим хвостом вертит,   Ты не думая ответишь:  «Знаю, это – гидроксид».  Но гидроксид – начало названия, А класс веществ – основания. Учитель. Какие вещества называются основаниями? Вспомните классификацию оснований (Слайд 5.).  Учитель: Давайте посмотрим видео «Взаимодействие щелочей с индикаторами» (Слайд 6.). Самостоятельная работа Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и  нерастворимые основания. Карточка № 3 NaOH, HCl, LiOH, Cu(OH)2, H2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3. KОН, H2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2, Pb(OH)2, Al2O3, HNO3. Ученики вместе с учителем проверяют правильность выполнения работы (Слайд 8). 4. Повторение свойств кислот и солей Учитель. Дайте определение кислотам. Как классифицируются кислоты? (Схема 2;  таблица) (Слайд 9) Кислотами называются вещества,  состоящие из атомов Н и кислотных  остатков. Название  кислоты Соляная Азотная Серная Угольная Кремниевая Сернистая Фосфорная Сероводородная H2S Формула  кислоты HCl HNO3 H2SO4 H2CO3 H2SiO3 H2SO3 H3PO4 Солями называются вещества, состоящие из атомов  металлов и кислотных остатков. Кислотный  остаток Cl NO3 SO4 CO3 SiO3 SO3 PO4 S Название солей Формула соли Хлорид Нитрат Сульфат Карбонат Силикат Сульфит Фосфат Сульфид NaCl NaNO3 Na2SO4 Na2CO3 Na2SiO3 Na2SO3 Na3PO4 Na2S Самостоятельная работа Из предложенной таблицы, составить формулы солей и дать им названия (Для вывода  данного задания на Слайде 9 нажимаем слово «Соли» подключается задание. Для проверки формулы соли один раз щелкаем в соответствующей клетке, для проверки названия  щелкаем второй раз). Учитель: Давайте посмотрим видео «Взаимодействие кислот с индикаторами» (Слайд 10). Учитель: Проведем небольшую исследовательскую работу. Перед вами две  пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится кислота. Пока ученики делают практическую работу, один ученик выходит к доске и решает ребус  по технике безопасности (для вывода этого ребуса, в Презентации нажимаем ТБ).   Схема 3 Ученики вместе с учителем проверяют правильность выполнения работы (Слайд 11). Учитель. Ребята, немного прервемся и послушаем в вашем исполнении стихотворную  пьесу «Суд над кислотой». Ученики декламируют заранее подготовленную мини­пьесу. Суд над кислотой СУДЬЯ. Суд мы начнем. Дело здесь непростое.  Суд мы вершим над самой Кислотою.  Скажет пусть речь Прокурор наш сначала:  Как Кислота подсудимой стала?  В чем преступленье ее заключается?  Иль в наказании она не нуждается?  ПРОКУРОР. С жалобой многие в суд обращались,  Что при общении с ней обжигались.  Скажут еще – при ее попадании  Гибнет металл, разрушаются здания.  Мрамор, гранит украшают строения,  Их разрушает она, к сожалению.  Язву желудка она вызывает,  Если в избытке в нем пребывает.  Зубы крошатся, ожоги на коже...  На преступление это похоже.  Если вдруг дождик кислотный прольется,  Многим тогда от нее достается:  Травы пожухнут, лес высыхает,  Рыба в озерах порой исчезает.  Губит природу она без сомненья,  Очень тяжелое то преступление.  Надо сказать, что особенно скверная  Та кислота, что зовем мы все cерная.  Если уж где­то она и прольется,  То чернота лишь вокруг остается.  И, обращая слово к суду,  Требую я наказать Кислоту!  СУДЬЯ. Итак, господа, суд продолжается,  Слово Защитнику предоставляется.  АДВОКАТ. Я заявляю, что это шантаж!  Кого подвергала она опасности,  Тот никогда не учил инструктаж  По технике безопасности!  Чтоб с кислотой без опаски общаться,  Надо лишь знать, как с ней обращаться…  Так, например, чтобы жертвой не стать,  Надо вам знать, что к чему приливать.  Только незнайки не помнят, наверное, Как разбавляют кислоту серную.  Если решили ее разбавлять,  В воду должны вы ее приливать.  Она тяжелее, на дно оседает,  Между молекул воды проникает,  Не будет ожогов и тяжких последствий,  Не будет причин для судов и следствий.  Если незнайка, наоборот,  На кислоту вдруг воду польет,  То, чуть коснувшись, вода закипает –  Брызги летят и в глаза попадают.  Если пролил кислоту на одежду,  Сам виноват, потому что невежда,  Свойства кислот не учил ты прежде,  И результат вот – дыра на одежде.  СУДЬЯ. Свидетели дело сейчас прояснят,  Вызывается фармацевт­гомеопат.  ФАРМАЦЕВТ­ГОМЕОПАТ. Я расскажу вам о пользе кислот,  Может, не знает о них наш народ.  Если ты проглотил аскорбинку,  Твой организм получил витаминку.  Знай, закрывает болезням врата  Аскорбиновая кислота!  Если простыли, болит голова,  Вас аспирин выручает сперва.  Яблоко ешь – кислый вкус красота,  В яблоке – яблочная кислота.  Яблочный уксус по ложечке пейте,  И обязательно вы похудеете.  Уксус столовый на кухне хранится –  Для консервации он пригодится.  Но и компресс из него помогает,  Быстро он жар при простуде снижает.  Фрукты и овощи, щавель, крапива  Кислоты содержат – и это не диво.  Есть в муравьях и крапиве невинная  С виду совсем кислота муравьиная.  Жжет она кожу, но есть в ней и прок –  Ваш ревматизм она вылечит в срок.  Лучше не жуйте косточки вишни  И абрикосов – это все лишнее.  Будет вам плохо – диагноз такой:  Синильной отравлены вы кислотой.  Думаю, что совсем не приукрашу, Если хвалить буду я простоквашу,  Есть в ней молочная кислота –  Молодость ваша и красота.  Аминокислот в организме полки, В цепях они образуют белки.  А без белков нет ни мышц и ни кожи,  Скажите, на что же мы будем похожи?!  СУДЬЯ. Директор завода – свидетель второй,  С серной давно он знаком с кислотой.  ДИРЕКТОР. Вам известно уже, наверное,  Очень важна кислота серная.  И без нее нам, как ни крутись,  Верьте не верьте, не обойтись  При производстве красок и лаков;  Нефть очищает прекрасно от шлаков.  Аккумуляторы автомобилей  Без кислоты бы нам не послужили.  Надо нам ее не судить,  А по достоинству оценить.  СУДЬЯ. Ну а теперь подсудимой слово.  КИСЛОТА. Я объяснить все вам готова,  Если права я, суд пусть решает,  Может, меня он все ж оправдает?  В чем виновата я? Не понимаю...  Что я умею, то выполняю.  Беды все там от меня случаются,  Где люди со мною не так обращаются.  Построили заводы разные,  Летят из труб вещества газообразные,  С водой образуют кислот целый ряд,  Ну а потом нас во всем винят.  Кто виноват в этом? Человек!  Сам сокращает прекрасный свой век!  СУДЬЯ. Слово защитнику предоставляем,  Как поступить с кислотой – решаем!  АДВОКАТ. Много свидетели здесь говорили,  Думаю я, что всех убедили, Что осуждать кислоту не стоит: Что­то разрушит, а больше построит.  Надо учесть все это суду.  Требую я оправдать кислоту!  СУДЬЯ. Так, господа, суд прекращаем,  И кислоту мы сегодня прощаем.  Стоит совет всем хороший дать:  Свойства кислот продолжать изучать! 6. Подведение итогов Учитель. Теперь мы с вами подведем итоги.  И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест. В задании по  вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером  соответствующие точки на рисунке. А теперь эти точки соедините линией. Затем  поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки. Забавная рожица для ответов на вопросы теста. Верхний ряд кружков соответствует  ответу «а», средний – «б», нижний – «в». Если ответы верные, то получается улыбка, как  показано на рисунке Тест Вариант 1. 1) Из предложенного перечня выберите оксид: а) Na2O; б) Na(OH); в) H3PO4. 2) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются: а) основание; б) кислота; в) соль. 3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет: а) бесцветный; б) синий; в) малиновый. 4) Из предложенного перечня выберите щелочь: а) Гидроксид железа (II); б) Гидроксид натрия; в) Гидроксид цинка (II). 5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются: а) Соли; б) Кислоты; в) Основания. Вариант 2. 1) Из предложенного перечня выберите оксид: а) СО2; б) Са(ОH)2; в) K2SО4. 2) Из предложенного перечня выберите щелочь: а) Гидроксид железа(III); б) Гидроксид бария; в) Гидроксид меди (II). 3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет: а) бесцветный; б) красный; в) синий. 4) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются: а) Основания; б) Кислоты; в) Соли. 5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются: а) Соли; б) Кислоты; в) Основания. 7. Домашнее задание Написать по пять формул к каждому классу неорганических соединений  8. Заключение и критерии выставления итоговой оценки Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что  понравилось и не понравилось на уроке? Почему?  (Выслушивается мнение одного­двух учеников. Подводятся итоги.) 1) Если все задания выполнены и большая часть оценок «5» – поставьте «5»;  2) если все задания выполнены, но преобладает оценка «4» – поставьте «4»;  3) если задания сделаны на оценку «3» или «4», или есть прочерки – поставьте «3»;  4) если вы не справились с двумя и более заданиями – поставьте прочерк.  9. Используемая литература 1. О.С.Габриелян Программа курса химии для 8­11 классов общеобразовательных  учреждений. М. Дрофа 2006. 2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2002. 3. Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение. 1988. 4. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс. М.: ВАКО. 2005. 5. Денисова В.Г. Поурочные планы. Химия 8 класс. Волгоград.: Учитель. 2009. 6. http://www.alhimikov.net 7. http://1september.ru/

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Разработка урока по химии: «Важнейшие классы неорганических соединений»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017