Разработка урока по химии"Типы химических реакций на примере свойств воды" (8 класс)
Оценка 5

Разработка урока по химии"Типы химических реакций на примере свойств воды" (8 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
31.03.2017
Разработка урока по химии"Типы химических реакций на примере свойств воды" (8 класс)
Типы химических реакций на примере свойств воды.doc

 

ФИО

Рассказова Ирина Владимировна

название образовательной организации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Савкинская средняя общеобразовательная школа имени Александра Лескова

год и место создания работы

2011 г. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Савкинская средняя общеобразовательная школа имени Александра Лескова

 

Тема урока: Типы химических реакций на примере свойств воды.

Цель: изучить  новые понятия электролиз, фотолиз, фотосинтез, щелочные и щелочноземельные металлы, гидроксиды, условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой, гидролиз; обобщить знания по теме «Типы химических реакций».

 Задачи:

Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.

Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

 

Оборудование: фарфоровая чашка, чашка Петри, вода, пробирки, фенолфталеин, лакмус или метиловыйоранжевый, карбид кальция, оксид кальция, кальций, газированная вода.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. Момент

 

Эпиграф.

 

Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ.

Слайд  2

 

Актуализация знаний

Вода на Земле занимает 70%, но только 2%мировых запасов пресной воды. К 2025г. в странах, испытывающих умеренную или серьёзную нехватку воды, будут жить уже две трети населения планеты.

И хотя в России, кроме рек, сосредоточено также более 26 тыс. км3 пресных вод в озёрах и существует 2000 водохранилищ, объем которых более 1млн. м3 каждое, проблема загрязнения водоёмов и нехватки питьевой воды является одной из актуальных.

 Сегодня вы познакомитесь с удивительными свойствами воды, и повторим  все типы химических реакций.

Слушают учителя , записывают тему урока

Слайд 1

 

 

Слайд 2,3

 

 

 

 

 

 

 

Новый материал

 

?    По каким признакам классифицируют химические реакции?

?    Назовите их?

Слайд 4

Реакция разложения

По числу и составу сходных веществ и продуктов реакции.

Реакции разложения, соединения, обмена, замещения.

 

?    Запишите реакцию разложения воды?

Все правильно, но эта реакция протекает под действием постоянного эл.тока и называется электролизом. ( учитель дописывает условия реакции)

Растения разлагают воду на Н2 и О2 в процессе фотосинтеза.  

Если веточку водного растения ЭЛОДЕИ поместить в прибор, слайд 7  и выставить на яркий солнечный свет, то через 10 – 15 мин. в верхней  части пробирки соберется О2, который образовался в результате разложения воды на свету – фотолиза (фотос – свет, лизос – разложение)

Реакция соединения

Из курса биологии вы знаете, что (Н2) водород образовавшийся в результате биохимических реакций образует с  углекислым газам (СО2) органическое вещество –  глюкозу С6Н12О6.

Весь этот процесс называется  фотосинтезом  

На доске один учащийся записывает уравнение реакции.

 2Н2О  =  2Н + О2

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

(Реакция соединения)

?   А сейчас выполните Л.О.инструкции по выполнению лаб. опыта у вас на столах.  

?       Что вы наблюдаете?

Эту реакцию ваши мамы проводят для того, чтобы приготовить гашеную известь для побелки. Негашеную известь СаО гасят водой, получается гашеная Са(ОН)2. Теперь вам понятно, почему эту реакцию называют гашением извести.

 

?     Что вы наблюдаете?

Оксиды I   и  II группы,  главной подгруппы Периодической системы образуют щелочи при взаимодействии с водой. Металлы II группы Периодической системы (кальций, стронций, барий) их в старину называли землями, поэтому эти элементы называются щелочноземельными.

А вот оксиды неметаллов взаимодействуют с водой, образуя кислоты.

Ребята выполните следующий Л.О.

Газированная вода это раствор углекислого газа или оксид углерода в воде, при этом образуется угольная кислота,  которая неустойчива и разлагается на углекислый газ и воду.

?   Что вы наблюдаете? О чем говорит изменение окраски?

Учащиеся выполняют Л.О. №1 (Приложение1)

Немного оксида кальция положить в фарфоровую чашку и прилить воды, так чтобы вода покрыла оксид кальция.

Немного полученного гидроксида кальция поместите в пробирку и налейте воды,  капните 2 – 3 капли фенолфталеина. 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют Л.О.№2

Налейте газированной воды в пробирку и капните несколько капель метиловыйоранжевый или лакмуса.

 

Основания и кислородсодержащие кислоты называют в химии одним словом «гидроксиды»

Гидроксидами называют кислородсодержащие кислоты и основания.

Вам следует запомнить несложное правило: вода реагирует с оксидом, если образуется растворимый гидроксид (щелочь или кислородсодержащая кислота).

Посмотрите таблицу растворимости.

Записывают правила Слайд 9

 

 

 

 

 

Смотрят таблицу растворимости.

 

Выполните упражнение. Закончите уравнения возможных реакций.

К2О + Н2О =                           SiO2  + Н2О =

SO3 + Н2О =                            ZnO  + Н2О =

Слайд 10

Записывают уравнения реакций на доске и в тетради.

 

Реакция обмена.

Ребята посмотрите еще раз в таблицу растворимости. Обратите внимание на прочерки, которые обозначают, что данное вещество в водной среде разлагается, или, как говорят, гидролизируется (гидро – вода, лизос – разложение).

Обменное взаимодействие вещества с водой, приводящее к их разложению, называют гидролизом.

Слайд 11

Записывают определение.

 

Гидролиз может бать обратимый и необратимый.

Пример: Al2S3  +  6 HOH = 2Al(OH)3  + 3H2S

 

Ребята выполните следующий Л.О.

СаС2  +  2 НОН  =  С2 Н2   + Са(ОН)2

?   Что вы видите? Да идет необратимый процесс гидролиза.

В живых организмах тоже протекает гидролиз органических веществ – жиров, белков, углеводов – это основа их жизнедеятельности.

СЛАЙД 12

 

 

Выполняют Л.О.№3

Иде6т необратимый процесс гидролиза карбида кальция.

 

 

Слайд 13

 

Реакция замещения.

? Какую реакцию мы еще не рассмотрели? (реакция замещения)

Проделайте следующий опыт

?   Что вы наблюдаете?

     Запишите уравнение реакции.

 

Вывод: вода – не только самое важное вещество на Земле, но это и многоликое соединение, обладающее разнообразными химическими свойствами.

Слайд 14

Л.О. Поместите кусочек кальция в воду.

Закрепление

А сейчас выполните проверочную работу. Закончите уравнения реакций и расставьте коэффициенты.

Обменяйтесь работами и сравните ответы, поставьте друг другу оценки.

 

Слайд 15,16

Максимально 8 балов: 1 балл за правильно расставленные коэффициенты, 1 балл за правильно записанное уравнение.

Критерий оценок :

«5» – 8-7 баллов

«4» – 6-5 баллов

«3» –  4 балла

Менее 4 баллов «2»

Итог

Что мы сегодня с вами повторили?

Что нового вы узнали?

Д\З §33 упр. 1,3 Учебник Габриелян О.С.Дрофа 2008г.

 

 

 

 

                                                                                                                                                Приложение 1

Лабораторная  работа №1 «Реакция соединение»

№ опыта

Ход работы
(что нужно сделать)

Наблюдения
(что увидели)

Уравнения
химических реакций, выводы

1

Немного оксида кальция

положить в пробирку №1 и прилить воды,

 так чтобы вода покрыла

 оксид кальция.

Поместите в пробирку лакмусовую бумажку.

 

 

2

Налейте газированной воды в пробирку №2 и поместите  лакмус.

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №2 «Реакции обмена»

№ опыта

Ход работы                        (что нужно сделать)

Наблюдения               (что увидели)

Уравнения химических реакций, выводы

1

Положите маленький кусочек карбида кальция в пробирку №3 и прилейте немного воды.

 

 

2

После окончания реакции  в пробирку поместите лакмус.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №3 « Реакция замещения»

№ опыта

Ход работы                       (что нужно сделать)

Наблюдения                      (что увидели)

Уравнения химических реакций, выводы

1

Налейте воды в фарфоровую чашку и положите кусочек кальция.

 

 

 

2

После окончания реакции в фарфоровую чашку положите лакмус.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Проверочная работа.

1 вариант                                                                        

SO2  + H 2O  =

 

K 2O  + H 2O  =

 

Ba+  H 2O=

 

ZrC  +  H 2O  =

 

 

2 вариант

 

SO3  + H 2O  =

 

Na 2O  + H 2O  =

 

   K  +   H 2O  =

 

BaC2  + H 2O  =

 


ФИО Рассказова Ирина Владимировна название образовательной организации

ФИО Рассказова Ирина Владимировна название образовательной организации

Запишите реакцию разложения воды?

Запишите реакцию разложения воды?

Вам следует запомнить несложное правило : вода реагирует с оксидом, если образуется растворимый гидроксид (щелочь или кислородсодержащая кислота)

Вам следует запомнить несложное правило : вода реагирует с оксидом, если образуется растворимый гидроксид (щелочь или кислородсодержащая кислота)

Итог Что мы сегодня с вами повторили?

Итог Что мы сегодня с вами повторили?

После окончания реакции в фарфоровую чашку положите лакмус

После окончания реакции в фарфоровую чашку положите лакмус
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017