Разработка урока по информатике: "Обработка числовой информации в электронных таблицах." (9класс)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
информатика
9 кл
31.05.2017
Урок позволяет расширить представление учащихся,полученных на предыдущих уроках, о возможностях табличного процессора Excel. Презентация "_Визуализация числовых данных с использованием диаграмм" может быть использована для иллюстрации возможностей табличного процессора Excel от представления условия задачи в табличной форме,оформления таблицы, выполнения вычислений в среде Excel, использование различных видов диаграмм для визуализации результатов вычислений.Разработка урока по теме "Обработка числовой информации в электронных таблицах"
Обработка числовой информации в электронных таблицах.doc
Тема: "Обработка числовой информации в электронных таблицах."
Программа: «Информатика и ИКТ»
Класс: 9 класс
Цели урока:
Обучающие :
познакомить учащихся со способами визуализации данных в
электронных таблицах;
научиться строить математические модели с использованием
диаграмм;
освоить способы редактирования и форматирования диаграмм.
Развивающие:
Развитие умения анализировать задачу и применять полученные
знания в различных примерах.
Воспитательные:
Активизация интереса к приобретению новых знаний, умений и
навыков.
Задачи урока:
Повторить изученный материал;
прививать навыки табличной организации данных и оптимальной
технологии работы с числовой информацией.
Учащиеся должны знать: типы диаграмм в электронной таблице и их
составные части; технологию создания и редактирования диаграмм.
Характеристика урока:
Форма организации: самостоятельная работа с оперативным
контролем и коррекцией результатов.
Тип урока: комбинированный с преобладанием обобщения и
повторения.
Стратегия:
исследовательская,
соревновательная, самоконтроль.
творческая,
индивидуально
Оборудование: проектор, доска, компьютер, презентация к уроку.
Раздаточный материал: варианты задач, таблицы для выставления
оценок.
Межпредметные связи: математика.
I. Организационный момент.
Ход урока:
II. Актуализация знаний.
Какие возможности заложены в электронной таблице? (Ввод и
редактирование данных, вычисления по формулам, форматирование
таблиц, построение графиков и диаграмм).
1 Перечислите основные объекты электронной таблицы. (Ячейка, строка,
столбец, диапазон).
Перечислите основные объекты диаграммы. (Заголовок, область
построения, оси координат, ряд данных, легенда).
Назовите способ наглядного представления числовых данных.
(Диаграмма, график).
III. Теоретический материал урока.
[1] с.130, [2] с.162
Электронные таблицы (ЭТ) используют 14 стандартных типов
диаграмм и 20 нестандартных. Типы диаграмм задаются в зависимости от
обрабатываемых данных и наглядности представления числовых данных.
Тип диаграммы можно подбирать уже после создания табличной модели.
Построение диаграммы осуществляется лишь при наличии числовых
данных. После ввода данных необходимо выделить нужный диапазон и
воспользоваться командой меню Вставка Диаграмма или с помощью
пиктограммы на панели инструментов.
►
Для построения диаграммы используется Мастер диаграмм, в
котором прописаны 4 шага построения диаграмм. Каждое действие при
построении приводит к изменению вида диаграммы в диалоговом окне.
Только после того, как вы убедились в том, что результат соответствует
ожиданиям – нажмите кнопку Готово.
Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно
отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент
диаграммы отдельно. Для редактирования элемента диаграммы
необходимо или
вызвать контекстное меню, в котором выбрать нужный шаг
построения диаграммы,
или
навести указатель мыши на элемент диаграммы, требующий
редакции (всплывающая подсказка поможет выделить нужный объект),
нужные изменения.
двойным щелчком мыши вызвать диалоговое окно и ввести
IV. Выполнение практического задания.
1. На предыдущем уроке была построена электронная таблица и решена
следующая задача: [3] с.142.
Дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик летом жили в Простоквашино,
а папа с мамой слали им письма, посылки, телеграммы и бандероли, которые
доставлял Печкин. Каждое письмо весило в среднем 100 г, каждая посылка –
5 кг, каждая телеграмма – 50 г, каждая бандероль – 500 г.
2 Дядя Фёдор получил 10 писем, 2 посылки, 10 телеграмм и 1 бандероль.
Кот Матроскин получил 4 письма, 1 посылку, 2 телеграммы и 1 бандероль.
Пёс Шарик не получил ни писем, ни телеграмм, но зато получил 4 посылки и
2 бандероли.
Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько и
какой почты получил каждый из трех жителей Простоквашино; сколько
килограммов почты получил каждый; весила вся доставленная Печкиным
почта одного вида; какой общий груз пришлось перенести почтальону
Печкину. Построить диаграммы по полученным таблицам.
Сравним информационные модели: текстовую (условие задачи),
Какая из моделей легче для восприятия информации?
табличную и графическую. Посмотрите на экран. (Демонстрация
презентации.)
Сейчас мы попытаемся оценить наглядность полученных на прошлом занятии
результатов. Для этого откройте одновременно файл Печкин на рабочем
столе и собственный файл с решением этой задачи. Щелкнуть правой
кнопкой мыши на панели задач вызвать контекстное меню. Выбрать
расположить окна слева направо. Сравнить составленные таблицы,
построенные диаграммы. Обратить внимание на наглядность представленной
информации.
Учитель проверяет полученный результат, подходя к каждому ученику.
2. Ученикам раздаются условия двух (трех) задач, аналогичных решенной на
предыдущем уроке. Учащиеся должны самостоятельно решить задачу при
помощи ЭТ, построить диаграммы для визуализации полученных результатов.
Полученные диаграммы выводятся на экран.
Учащиеся самостоятельно оценивают наглядность представленных работ
и выбирают лучшую в каждом варианте, включая свою. Для подведения
итогов каждому ученику выдаётся таблица:
№
варианта
№ компьютера
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
3
Первые справившиеся с заданием помогают учителю ввести полученные
баллы в таблицу, подсчитывают сумму и производят сортировку по
убыванию. По полученным результатам выставляется итоговая оценка.
3 V. Подведение итогов урока.
На экран выводятся работы, получившие наибольшее количество баллов.
Обсуждение наглядности полученных результатов и выставление оценок.
Домашнее задание: Найти в газетах и журналах примеры диаграмм,
вырезать их, наклеить на лист бумаги. Описать информацию, которая
представлена на диаграмме.
Список использованной литературы:
1. [1] Информатика и ИКТ: Практикум. 89 класс / Под ред. проф. Н. В.
Макаровой.– СПб.: Питер, 2007.
2. Информатика и ИКТ: Учебник. 89 класс / Под ред. проф. Н. В.
Макаровой.– СПб.: Питер, 2007.
3. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2.
Программное обеспечение информационных технологий. / Под ред.
проф. Н. В. Макаровой.– СПб.: Питер, 2008. – 430 с.: ил.
4. Макарова Н.Д. Программа по информатике и ИКТ (системно
информационная концепция). – СПб.: Питер, 2007.
5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 8
класса. М.: БИНОМ, 2005.
6. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 811: Методическое пособие /
М.: БИНОМ, 2010.
7. [2] Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 89
классы. – М.: ВАКО, 2006.
8. Гилярова М. Г. Информатика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику
Н.Д. Угриновича Информатика и ИКТ. 8 класс. Волгоград: ИТД
Корифей. 2007
9. [3] Информатика. Задачникпрактикум в 2 т./ Под ред. И. Г.
Семакина, Е. К. Хеннера М.: БИНОМ, 2009.
10.Семакин И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9
класса М.: БИНОМ, 2009.
Приложение:
Задача 1.
Во время каникул весёлые человечки отправились путешествовать на
различных видах транспорта. Незнайка поплыл 50 км на пароходе, проехал 40
4 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Поэт Цветик проплыл на
пароходе 100 км и проехал на поезде 20 км. Торопыжка пролетел на самолете
200 км и проехал поездом 10 км. Доктор Медуница проехала на поезде 30 км
и проплыла на пароходе 60 км. Стоимость проезда на поезде составляет 1
монету за км, на пароходе – 2 монеты, на самолете 4 монеты за км.
Какое расстояние проехал каждый из человечков и сколько денег он
заплатил за дорогу; какое расстояние все человечки вместе проехали на
каждом виде транспорта и сколько им это стоило; сколько денег все
человечки вместе заплатили за все виды транспорта?
Задача 2.
Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись питьем.
Незнайка взял с собой 2 литра кваса и литр газировки, Пончик – литр
газировки и 3 литра малинового сиропа. Винтик и Шпунтик вместе взяли 3
литра кваса и 2 литра газировки, Торопыжка 3 литра газировки, доктор
Пилюлькин – 1 литр кваса и 1 литр касторки. 1 литр кваса в Цветочном
городе стоит 1 монету, 1 литр газировки 3 монеты, 1 литр касторки – 2
монеты, 1 литр сиропа – 6 монет.
Сколько всего напитков взял с собой каждый из человечков и сколько это
ему стоило; какое количество напитка каждого вида взяли все человечки
вместе и сколько потрачено денег всеми человечками вместе?
Задача 3.
Весёлые человечки решили сходить в поход. Пончик испек для всех
пирожки с мясом, яблоками капустой и повидлом и разложил их по пакетам,
кулькам и коробкам. Пирожков с мясом оказалось 3 коробки, 2 кулька и 3
пакета. Пирожков с яблоками – 5 пакетов, 1 кулек и 2 коробки, пирожков с
повидлом – 6 кульков и 1 коробка. Пирожков с капустой – 2 пакета, 1
коробка и 1 кулёк. В коробку вмещается 20 пирожков, в пакет – 25, в кулёк
15.
Сколько всего пирожков испёк Пончик и сколько среди них было
пирожков каждого сорта; сколько пирожков было уложено в упаковку
каждого вида; сколько всего упаковок понадобилось Пончику и сколько
среди них было упаковок каждого вида?
5
Разработка урока по информатике: "Обработка числовой информации в электронных таблицах." (9класс)
Разработка урока по информатике: "Обработка числовой информации в электронных таблицах." (9класс)
Разработка урока по информатике: "Обработка числовой информации в электронных таблицах." (9класс)
Разработка урока по информатике: "Обработка числовой информации в электронных таблицах." (9класс)
Разработка урока по информатике: "Обработка числовой информации в электронных таблицах." (9класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.