Представлена разработка урока по Искусству для 8 класса на тему - Знаки и символы искусства
по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е.Д. Критской
Цель урока
расширить представление детей о жанре натюрморта, познакомить с символикой в натюрморт
развивать умение анализировать форму предметов, воображение, художественно-творческую активность, умение анализировать и давать оценку работам товарищей.развивать умение анализировать форму предметов, воображение, художественно-творческую активность, умение анализировать и давать оценку работам товарищей.
Тема: Знаки и символы искусства
Цели урока:
образовательные: расширить представление детей о жанре
натюрморта, познакомить с символикой в натюрморте.
воспитательные: воспитание эстетического восприятия
окружающего мира, трудолюбия, усидчивости, аккуратности,
дисциплинированности;
развивающие: развивать умение анализировать форму предметов,
воображение, художественнотворческую активность, умение анализировать
и давать оценку работам товарищей.
I. Оргмомент.
II. Вводная часть.
Ход урока.
С первобытных времён различные виды изображений (скульптурные,
живописные, графические) являлись знаковыми и символическими
кодами, которые использовались древними людьми для осуществления
обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный
звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.
Давайте вспомним, что такое знак, и что такое символ, в чём их
отличие?
Ответы детей: знак – это общепринятые условные обозначения
предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить
дорожные знаки или условные обозначения на географических картах,
звуковые сигналы или сирена «скорой помощи», самые разные жесты
и т.п. символ – это предмет, действие и т.п., раскрывающие какойлибо
образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей
переживания, идеи. Символ – это синтез знака и образа.
III. Объяснение нового материала.
В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к
символам в искусстве. Примером может служить средневековое
христианское искусство. На многих средневековых картинах
изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб – символы таинства
причащения; цветы лилии или ириса – символ Богоматери.
Просмотр слайдов с репродукциями, беседаанализ.Выбор колорита, цвета также символичен.
Ученик: краснокоричневый являлся символом всего земного
(глина, земля); красный – цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры;
голубой или синий символизировал всё небесное, святое; зелёный – цвет
надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.
Показ чёрнобелой репродукции картины В. Попкова «Шинель
отца».
Как вы думаете, этой картине нужны краски? (ответы детей).
Сейчас посмотрим, в каких цветах её изобразил художник.
Показ слайда.
Художник использует в основном тёмные тона чёрный и
различные оттенки тёмнозелёного. Шинель – символ памяти об отце,
его военном героическом прошлом. На дальнем плане витают
бесплотные тени вдов, выполненные в скорбномалиновом цвете. Напереднем плане – палитра с красками, самое большое пятно на ней –
красное – символ пролитой крови.
Многие произведения XVIIв. носят символический характер. Иногда
обычные предметы, необычно соединённые в одной композиции,
представляют собой необычные коды. Особенно это характерно для
распространённого в XVII в. Натюрморта, называемого ванитас (суета
сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На
этих натюрмортах изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с
нотами и музыкальные инструменты.
Беседа с учащимися о значении этих предметов, что они могут
символизировать.
(Цветок – жизнь, череп – бренность, часы –
быстротечность времени, рыцарский шлем с перьями (не случайно
среди белых перьев одно красное, оно напоминает, что рыцарь в любое
время может пролить кровь), шпага, вымпел – принадлежность к
знатному роду, книга – образованность).
Как вы думаете, почему именно с музыкой связывают такие
натюрморты? Музыка относится к категории временных видов
искусства, звук отзвучал
значит, умер. С поразительным
разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов
музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Средства
выразительности помогают нам воспринимать музыкальные знаки
(ноты) как символы. Сейчас прозвучит музыкальная иллюстрация
Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», которая
называется «Весна и осень». Эта музыка отражает состояние души
девушки, которую по иронии судьбы обвенчали с другим молодым
человеком. Вы услышите два проведения одной и той же мелодии.
Только в первый раз она звучит «повесеннему», во второй раз «по
осеннему».
Слушание музыки.Используя, какие средствавыразительности, композитор передал
нам состояние души девушки? (Медленный темп, тембр – главную тему
играет скрипка (её звучание приравнивают к интонациям человеческого
голоса), смена мажорного лада в «Весне» на минорный лад в «Осени»).
Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать
мотив судьбы – зерноинтонацию, из которой вырастает Симфония №5
Л.
Что является музыкальным символом,
олицетворяющим собой единство народа, его культуру, гордость за
свою страну?(Государственные гимны).
Бетховена.
В.
IV. Домашнее задание.
Исполнение Гимна России
1)Какими знаками и символами разные виды искусства
рассказывают о мире?
2) Подберите произведения – музыкальные, поэтические или
изобразительного искусства, которые языком знаков и символов
рассказали бы о какомлибо событии вашей жизни, о том, что оставило
след в вашей памяти, душе.
Используемая литература.
Источники: интеллектуальная собственность.
Список литературы:
1. Сергеева Г.П. Искусство. 8 – 9 классы: учебник для
общеобразовательныхотрганизаций/ Г.П. Сергеева, И.Э.
Кашекова, Е.Д. Критская. – 4е изд., перераб. – М.: Просвещение,
2014
2. Сергеева Г.П. Фонохрестоматия Искусство. 8 класс.