Разработка урока по истории Казахстана "Обычаи и обряды казахского народа" ( 7 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
8 кл
06.11.2018
Дата:
Тема урока: Обычаи и обряды казахского народа
Общие цели: Дать понятие о том, что древние обычаи, обряды и традиции отражают духовную жизнь народа.
Задачи:
- Охарактеризовать виды традиционных казахских обычаев и обрядов.
-Развитие познавательного интереса к культуре и истории казахского народа, развитие творческих способностей учащихся.
-Привитие уважения к культуре и традициям казахского народа, воспитание казахстанского патриотизма
Оборудование и наглядность: интерактивная доска, слайд-шоу, кюи Курмангазы
Общие положения Тип урока: комбинированный
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Методы: Частично поисковый метод.
Форма урока: комбинированный
Используемые модули: обучение критическому мышлению, обучение талантлиых и одаренных учеников, ОдО и ОО, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, управвление и лидерство в обучении, использование ИКТ в преподавании и обучении, новые подходы в преподавании и обучении
Ожидаемые результаты уметь работать в группах, развить навыки исследовательской работы с историческими документами, уметь делать выводы .Должны актуализировать свои знания по теме, самостоятельно соотносить информацию, реализовывать в процессе познавательной деятельности коммуникативные умения; анализировать их условия и ресурсы, внутренние различия; должны прийти к выводу по проблемному вопросу.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Вводная часть Эпиграф урока: «Традиции и культура – генетический код нации» (Н.Назарбаев)
Вступительное слово учителя:
- Сәлеметсіздер ме! Здороваются с учителем
Основная часть
Вызов:
Активизация: - Какие вы знаете традиции и обычаи?
Работа с новыми понятиями:
Обычаи - исторически сложившиеся и распространённые в обществе формы действий, повторяющиеся в определённых обстоятельствах.
Они представляют собой показатели образа жизни, принятого в какой-либо социальной среде (коллективе, семье и т.п.)
Традиции (с латинского – «передача») –разновидности (или формы) обычаев, отличающихся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранять неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.
Именно обычаи и традиции (а также привычки и вкусы) и составляют ту совокупность особенностей и отличают этносы друг от друга.
Обряды и ритуалы – составные элементы традиций и обычаев.
Обряд –символизированное действие, в котором проявляются конкретные обычаи и традиции.
Отвечают на вопросы и записывают новые определения
Осмысление:
Работа с учебником
Работа в группах Что же такое «казахское гостеприимство», благодаря которому так много людей остались на этой земле и она стала для них родным домом.
Гостеприимством славятся казахи.
Так было испокон веков,
Обычай у народа есть таков:
Найдет здесь гость и пищу,
И надежный кров!
Пусть даже юрта не богата.
Ведь гость для каждого казаха - это свято!
И сейчас мы вам поведаем легенду, повествующую о том, как зародился казахский обычай "Қонақасы".
Звучит легенда:
Давным-давно, в те времена, когда еще было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу, и с великим усердием пасли, охраняли его стада, табуны и отары.
Совсем одряхлев, старик призвал к себе сыновей и сказал: Скоро умру, дети. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равных стада, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочевок, любите и умножайте скотину, живите дружно и учите добру свое потомство...
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
- Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому ты оставляешь четвертую часть?
Умирающий ответил: Четвертую часть скота я оставлю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и в крове, кто по желанию или по нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля.
Миновали века. Распространились люди по степи. Род старшего сына образовал Старшую орду, среднего - Среднюю, младшего - Младшую. Много переменилось в жизни с тех пор. Но во все века, годы и дни крепок был в степи обычай гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждали привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство – "Қонақасы".
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальности.
3.Работа с презентацией - Изучение нового материала
Образ шанырака - это образ общего дома, всех лю¬дей, проживающих в Казахстане. Если шанырак это дом, а уыки - это народы, то благополучие в нем зависит от каждого из нас, потому что мы все - народ Казахстана.
Ребята, вот наш шанырак, и сейчас все, кто получил уыки, будут укреплять их на нашем шаныраке. А уыки непростые, они символизируют ваши знания о традициях и обычаях казахского народа, строя наш дом. Мы их вывесим на наш шанырак, а вы в своей жизни постарайтесь придерживаться этих истин.
4. Просмотр видеофильма Слушают легенду и смотрят видеофильм «Традиции и обычаи казахского народа»
Заключительная часть:
1. Как называется жилище, приспособленное к кочевому быту казахов? (Юрта)
2. Главное национальное блюдо казахов, которое готовят на любой праздник? (Бешбармак)
3. Как называется кобылье молоко? (Кумыс)
4. Как называется напиток из верблюжьего молока? (Шубат)
5.Что такое конак асы?
6. Что означает ауыз тию?
7. Что означае обычай ерулик?
8. Как называется подарок за добрую весть? (Сүйінші)
9. Что означает обычай калау?
10. Объясните обычай журтшылык
11. Асар – что это?
12. Какое значение огню оказывали казахи ?
15. Когда делают обряд "беташар"?
16. Расскажите об обряде "тусау кесер".
17. Расскажите об обряде " бесікке салу". Отвечают на вопросы
Рефлексия Работа с деревом пожеланий. И последний обряд , с которым мы познакомимся – это бата. Издавна в нашем народе жила непоколебимая вера в благодатную силу слова. Из этой веры родился своеобразный обряд "бата беру" — благословения , пожелание . На доске дерево пожеланий- мы пожелаем друг другу всего самого хорошего. Напишите слово, которое выражает ваше пожелание, и прикрепите к дереву Пишут пожелания и прикрепляют на дерево пожеланий
Домашняя работа Написать эссе на тему: «Казахстан – наш общий дом» Записывают задание в дневник.
Проверил зав.____________________Дата:
Тема урока: Обычаи и обряды казахского народа
Общие цели: Дать понятие о том, что древние обычаи, обряды и традиции отражают духовную жизнь народа.
Задачи:
- Охарактеризовать виды традиционных казахских обычаев и обрядов.
-Развитие познавательного интереса к культуре и истории казахского народа, развитие творческих способностей учащихся.
-Привитие уважения к культуре и традициям казахского народа, воспитание казахстанского патриотизма
Оборудование и наглядность: интерактивная доска, слайд-шоу, кюи Курмангазы
Общие положения Тип урока: комбинированный
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Методы: Частично поисковый метод.
Форма урока: комбинированный
Используемые модули: обучение критическому мышлению, обучение талантлиых и одаренных учеников, ОдО и ОО, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, управвление и лидерство в обучении, использование ИКТ в преподавании и обучении, новые подходы в преподавании и обучении
Ожидаемые результаты уметь работать в группах, развить навыки исследовательской работы с историческими документами, уметь делать выводы .Должны актуализировать свои знания по теме, самостоятельно соотносить информацию, реализовывать в процессе познавательной деятельности коммуникативные умения; анализировать их условия и ресурсы, внутренние различия; должны прийти к выводу по проблемному вопросу.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Вводная часть Эпиграф урока: «Традиции и культура – генетический код нации» (Н.Назарбаев)
Вступительное слово учителя:
- Сәлеметсіздер ме! Здороваются с учителем
Основная часть
Вызов:
Активизация: - Какие вы знаете традиции и обычаи?
Работа с новыми понятиями:
Обычаи - исторически сложившиеся и распространённые в обществе формы действий, повторяющиеся в определённых обстоятельствах.
Они представляют собой показатели образа жизни, принятого в какой-либо социальной среде (коллективе, семье и т.п.)
Традиции (с латинского – «передача») –разновидности (или формы) обычаев, отличающихся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранять неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.
Именно обычаи и традиции (а также привычки и вкусы) и составляют ту совокупность особенностей и отличают этносы друг от друга.
Обряды и ритуалы – составные элементы традиций и обычаев.
Обряд –символизированное действие, в котором проявляются конкретные обычаи и традиции.
Отвечают на вопросы и записывают новые определения
Осмысление:
Работа с учебником
Работа в группах Что же такое «казахское гостеприимство», благодаря которому так много людей остались на этой земле и она стала для них родным домом.
Гостеприимством славятся казахи.
Так было испокон веков,
Обычай у народа есть таков:
Найдет здесь гость и пищу,
И надежный кров!
Пусть даже юрта не богата.
Ведь гость для каждого казаха - это свято!
И сейчас мы вам поведаем легенду, повествующую о том, как зародился казахский обычай "Қонақасы".
Звучит легенда:
Давным-давно, в те времена, когда еще было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу, и с великим усердием пасли, охраняли его стада, табуны и отары.
Совсем одряхлев, старик призвал к себе сыновей и сказал: Скоро умру, дети. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равных стада, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочевок, любите и умножайте скотину, живите дружно и учите добру свое потомство...
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
- Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому ты оставляешь четвертую часть?
Умирающий ответил: Четвертую часть скота я оставлю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и в крове, кто по желанию или по нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля.
Миновали века. Распространились люди по степи. Род старшего сына образовал Старшую орду, среднего - Среднюю, младшего - Младшую. Много переменилось в жизни с тех пор. Но во все века, годы и дни крепок был в степи обычай гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждали привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство – "Қонақасы".
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальности.
3.Работа с презентацией - Изучение нового материала
Образ шанырака - это образ общего дома, всех лю¬дей, проживающих в Казахстане. Если шанырак это дом, а уыки - это народы, то благополучие в нем зависит от каждого из нас, потому что мы все - народ Казахстана.
Ребята, вот наш шанырак, и сейчас все, кто получил уыки, будут укреплять их на нашем шаныраке. А уыки непростые, они символизируют ваши знания о традициях и обычаях казахского народа, строя наш дом. Мы их вывесим на наш шанырак, а вы в своей жизни постарайтесь придерживаться этих истин.
4. Просмотр видеофильма Слушают легенду и смотрят видеофильм «Традиции и обычаи казахского народа»
Заключительная часть:
1. Как называется жилище, приспособленное к кочевому быту казахов? (Юрта)
2. Главное национальное блюдо казахов, которое готовят на любой праздник? (Бешбармак)
3. Как называется кобылье молоко? (Кумыс)
4. Как называется напиток из верблюжьего молока? (Шубат)
5.Что такое конак асы?
6. Что означает ауыз тию?
7. Что означае обычай ерулик?
8. Как называется подарок за добрую весть? (Сүйінші)
9. Что означает обычай калау?
10. Объясните обычай журтшылык
11. Асар – что это?
12. Какое значение огню оказывали казахи ?
15. Когда делают обряд "беташар"?
16. Расскажите об обряде "тусау кесер".
17. Расскажите об обряде " бесікке салу". Отвечают на вопросы
Рефлексия Работа с деревом пожеланий. И последний обряд , с которым мы познакомимся – это бата. Издавна в нашем народе жила непоколебимая вера в благодатную силу слова. Из этой веры родился своеобразный обряд "бата беру" — благословения , пожелание . На доске дерево пожеланий- мы пожелаем друг другу всего самого хорошего. Напишите слово, которое выражает ваше пожелание, и прикрепите к дереву Пишут пожелания и прикрепляют на дерево пожеланий
Домашняя работа Написать эссе на тему: «Казахстан – наш общий дом» Записывают задание в дневник.
Проверил зав.____________________
обычаи и обряды.docx
Дата:
Тема урока: Обычаи и обряды казахского народа
Общие цели: Дать понятие о том, что древние обычаи, обряды и традиции отражают духовную жизнь
народа.
Задачи:
Охарактеризовать виды традиционных казахских обычаев и обрядов.
Развитие познавательного интереса к культуре и истории казахского народа, развитие творческих
способностей учащихся.
Привитие уважения к культуре и традициям казахского народа, воспитание казахстанского патриотизма
Оборудование и наглядность: интерактивная доска, слайдшоу, кюи Курмангазы
Общие
положения
Тип урока: комбинированный
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Методы: Частично поисковый метод.
Форма урока: комбинированный
Используемые модули: обучение критическому мышлению, обучение талантлиых и
одаренных учеников, ОдО и ОО, преподавание и обучение в соответствии с возрастными
особенностями учеников, управвление и лидерство в обучении, использование ИКТ в
преподавании и обучении, новые подходы в преподавании и обучении
уметь работать в группах, развить навыки исследовательской работы с историческими
документами, уметь делать выводы .Должны актуализировать свои знания по теме,
самостоятельно соотносить информацию, реализовывать в процессе познавательной
деятельности коммуникативные умения; анализировать их условия и ресурсы, внутренние
различия; должны прийти к выводу по проблемному вопросу.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Ожидаемые
результаты
Этапы урока
Вводная часть
Основная часть
Вызов:
Здороваются с
учителем
Отвечают на
вопросы и
записывают новые
определения
Эпиграф урока: «Традиции и культура – генетический код нации»
(Н.Назарбаев)
Вступительное слово учителя:
Сәлеметсіздер ме!
Активизация: Какие вы знаете традиции и обычаи?
Работа с новыми понятиями:
Обычаи исторически сложившиеся и распространённые в обществе
формы действий, повторяющиеся в определённых обстоятельствах.
Они представляют собой показатели образа жизни, принятого в
какойлибо социальной среде (коллективе, семье и т.п.)
Традиции (с латинского – «передача») –разновидности (или формы)
обычаев, отличающихся особой устойчивостью и направленными
усилиями людей сохранять неизменными унаследованные от
предыдущих поколений формы поведения.
Именно обычаи и традиции (а также привычки и вкусы) и
составляют ту совокупность особенностей и отличают этносы друг от
друга.
Обряды и ритуалы – составные элементы традиций и обычаев.
Обряд –символизированное действие, в котором проявляются
конкретные обычаи и традиции.
Осмысление:
Работа с
учебником
Работа в
Что же такое «казахское гостеприимство», благодаря которому так много
людей остались на этой земле и она стала для них родным домом.
Гостеприимством славятся казахи.
Так было испокон веков,
Обычай у народа есть таков:
Найдет здесь гость и пищу,
И надежный кров!
Слушают легенду и
смотрят
видеофильм
«Традиции и
обычаи казахского
народа» группах
Пусть даже юрта не богата.
Ведь гость для каждого казаха это свято!
И сейчас мы вам поведаем легенду, повествующую о том, как зародился
казахский обычай "Қонақасы".
Звучит легенда:
Давнымдавно, в те времена, когда еще было совсем мало людей на
свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов,
лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях.
Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу, и с
великим усердием пасли, охраняли его стада, табуны и отары.
Совсем одряхлев, старик призвал к себе сыновей и сказал: Скоро
умру, дети. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой
скот на четыре равных стада, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте
с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочевок, любите и
умножайте скотину, живите дружно и учите добру свое потомство...
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем
выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой
наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому
ты оставляешь четвертую часть?
Умирающий ответил: Четвертую часть скота я оставлю вашему
гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и в крове, кто по желанию или
по нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное
угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и
питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем
достоянии есть и его доля.
Миновали века. Распространились люди по степи. Род старшего
сына образовал Старшую орду, среднего Среднюю, младшего Младшую.
Много переменилось в жизни с тех пор. Но во все века, годы и дни крепок
был в степи обычай гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня и ночи в
жилище казаха, каждого ждали привет и почет, мирный отдых и щедрое
хлебосольство – "Қонақасы".
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились
уклад жизни народа, его привычки, национальности.
3.Работа с презентацией Изучение нового материала
Образ шанырака это образ общего дома, всех людей, проживающих в
Казахстане. Если шанырак это дом, а уыки это народы, то благополучие в нем
зависит от каждого из нас, потому что мы все народ Казахстана.
Ребята, вот наш шанырак, и сейчас все, кто получил уыки, будут укреплять
их на нашем шаныраке. А уыки непростые, они символизируют ваши знания о
традициях и обычаях казахского народа, строя наш дом. Мы их вывесим на наш
шанырак, а вы в своей жизни постарайтесь придерживаться этих истин.
4. Просмотр видеофильма
1. Как называется жилище, приспособленное к кочевому быту казахов?
(Юрта)
2. Главное национальное блюдо казахов, которое готовят на любой
праздник? (Бешбармак)
3. Как называется кобылье молоко? (Кумыс)
4. Как называется напиток из верблюжьего молока? (Шубат)
5.Что такое конак асы?
6. Что означает ауыз тию?
7. Что означае обычай ерулик?
8. Как называется подарок за добрую весть? (Сүйінші)
9. Что означает обычай калау?
10. Объясните обычай журтшылык
11. Асар – что это?
12. Какое значение огню оказывали казахи ?
Отвечают на
вопросы
Заключительна
я часть: 15. Когда делают обряд "беташар"?
16. Расскажите об обряде "тусау кесер".
17. Расскажите об обряде " бесікке салу".
Работа с деревом пожеланий. И последний обряд , с которым мы
познакомимся – это бата. Издавна в нашем народе жила непоколебимая вера
в благодатную силу слова. Из этой веры родился
своеобразный обряд "бата беру" — благословения , пожелание . На доске
дерево пожеланий мы пожелаем друг другу всего самого хорошего.
Напишите слово, которое выражает ваше пожелание, и прикрепите к дереву
Написать эссе на тему: «Казахстан – наш общий дом»
Пишут пожелания
и прикрепляют на
дерево пожеланий
Записывают
задание в дневник.
Рефлексия
Домашняя
работа
Проверил зав.____________________
Разработка урока по истории Казахстана "Обычаи и обряды казахского народа" ( 7 класс)
Разработка урока по истории Казахстана "Обычаи и обряды казахского народа" ( 7 класс)
Разработка урока по истории Казахстана "Обычаи и обряды казахского народа" ( 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.