Разработка урока по истории России: "Культура и духовный климат в эпоху "застоя"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
9 кл—11 кл
13.03.2018
Цели:
• создать условия для понимания того, что культура и духовный климат во второй половине 60-х - начале 80-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции;
• уяснить, что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив;
• уяснить, каково было состояние литературы и искусства в 60-х-80-х гг., а также суть диссидентского движения;
• воспитания эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры, расширение культурного кругозора учащихся.
Предварительная работа – опережающие задания по творческим группам
Оборудование:
• Мультимедийный проектор.
• Раздаточный и дидактический материал.
• Презентация
Понятия: диссидент, правозащитник, «деревенщики», критический реализм, «экология культуры», интеллектуальное (авторское) кино, авторская песня, художники - неформалы, московский концептуализм, соц-арт
Разработка урока по истории России Культура и духовный климат в эпох.doc
Разработка урока по истории России: "Культура и духовный климат в
эпоху "застоя"
Цели:
создать условия для понимания того, что культура и духовный климат во второй половине 60х начале 80х гг.
отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции;
уяснить, что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество
развивалось не только в рамках партийных директив;
уяснить, каково было состояние литературы и искусства в 60х80х гг., а также суть диссидентского движения;
воспитания эмоциональноценностного отношения к памятникам культуры, расширение культурного кругозора
учащихся.
Предварительная работа – опережающие задания по творческим группам
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Раздаточный и дидактический материал.
Презентация
Понятия: диссидент, правозащитник, «деревенщики», критический реализм, «экология культуры», интеллектуальное
(авторское) кино, авторская песня, художники неформалы, московский концептуализм, соцарт
Ход урока (презентация)
I. Организационный момент
Цель: готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Постановка целей урока.Ознакомление с
алгоритмом работы
Ознакомление с раздаточным материалом – таблицы для
заполнения по ходу изучения нового материала
II. Подготовка учащихся к основному этапу работы
Цель: Создать условия для мотивации учения и для понимания цели учебного занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Знакомит с направлениями культурного развития
во второй половине 60х начале 80х гг.
Выдвигают предположение об изменениях в духовной
сфере советского общества со второй половины 1960х г.
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного запоминания
учащимися изучаемого материала через работу творческих групп.
Основной вопрос
Деятельность учителя
Деятельность учащихся Культура и
духовный климат во
второй половине
1960х – начале
1980х гг.
Проблемный вопрос:
Доказать, что несмотря на то, что данный период в
истории называют «эпохой застоя», культура
развивается, появляются новые художественные
средства выразительности, с помощью которых мастера
различных направлений в искусстве изображали свое
видение картины мира
Организация работы по изучению основных вопросов
темы:
Диссидентское, правозащитное движение
Минилекция
Поиск фактов с целью
ответа на поставленный
вопрос через работу
творческих групп
Учащиеся заполняют
таблицы по ходу
изложения «Основные
черты»
Литература
1 творческая группа –
изложение материала с
использованием ИКТ
Театральное искусство
2 творческая группа –
изложение материала с
использованием ИКТ
Киноискусство
3 творческая группа –
изложение материала с
использованием ИКТ
Изобразительное
искусство
4 творческая группа –
изложение материала с
использованием ИКТ
Музыкальное искусство
5 творческая группа –
изложение материала с
использованием ИКТ
Смеховая культура
6 творческая группа –
изложение материала с
использованием ИКТ IV. Этап проверки понимания изученного
Цели:
установить правильность и осознанность изученного материала;
выявить возможные пробелы осмысления изученного через опрос.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организация работы по определению степени
усвоения учащимися во время изучения нового
материала
Учащиеся отвечает на вопросы:
Какие темы преобладали в литературных
произведениях?
С чьим именем связано движение в защиту памятников
истории и культуры.
Какое название получило движение в СССР в защиту
прав и свобод граждан?
Почему в 19651968 гг. в СССР зародилось
диссидентское движение?
Кто из известных деятелей культуры в 70е начале 80х
гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?
Каковы ваши личные впечатления от музыки, кино,
живописи, литературы, театра, смеховой культуры
1960х начале 1980х гг.?
V. Этап обобщения знаний
Цель: создать условия для формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, формирования у них
обобщенных понятий.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Обобщение основных идей по каждому направлению культурного и
духовного развития
Заполнение таблицы «Основные
идеи»
Таблица для заполнения по ходу урока:
Основные
черты
Основные идеи
Литература
Театральное искусство
Киноискусство
Изобразительное
искусство
Размышления о духовном мире современника и ответственности
человека за свой моральный выбор. Раскрытие былых ценностей
крестьянского мира.
Компенсировал отсутствовавшую публичную политическую
дискуссию.
Новые художественные средства и новые подходы к осмыслению
прошлого через прошлое и современность.
Воспроизведение на плоскости холста и в концептуальных
инсталляциях мир идей, а не мир вещей, и главной идеей была свобода.
Музыкальное искусство
Смеховая культура
Диссидентское,
правозащитное движение
Творческое самовыражение. В песнях поднимались философские и
социальные проблемы.
Социальный подтекст. Менялись тональность показа советской
действительности.
Свобода человека рассматривалась как высшая ценность. Неприятие
строя подавлявшего такую свободу
Вывод: Духовный климат конца 1960х начала 1980х гг. отмечен ростом критических настроений в среде
интеллигенции, которые усугублялись серьезными сбоями в работе экономических механизмов и трудностями в
социальной сфере.
Весь «послеоттепельный» период развития культуры насыщен яркими событиями. Интенсивно протекала духовная жизнь,
сформировалось общее культурное поле заинтересованного интеллектуального взаимодействия. Культурная жизнь сама
по себе была общественным явлением, в творческой среде вырабатывались общественно значимые идеи и ценности,
становившиеся достоянием самой широкой аудитории.
VI. Этап информации о домашнем задании
Цель: создать условия для понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Инструктаж по выполнению
домашнего задания.
Задания:
1. А. А. Лёвандовский, Ю.А. Щетинов Россия в XX начале XXI века, п.66
«Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 19651985 гг.»
2. Дополнительный материал – опережающее задание.
Проведение соцопроса:
Какие важные события в жизни вашей семьи связаны с периодом
правления Л.Брежнева?
Каким было материальное положение вашей семьи в период 1964
1982 гг.?
Ощущала ли ваша семья рост благосостояния народа в этот
период? В чем конкретно для вас он проявлялся?
VII. Этап подведения итогов и рефлексия
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, обеспечить усвоение учащимися принципов
самореализации.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Подведение итогов учебного занятия.Характеристика
работы класса.
Оценивают эффективность работы на уроке по 5
балльной системе – «Мишень»
Оценка эффективности работы на уроке.
Ф.И. ученика _____________________
Сделайте, пожалуйста, четыре метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете
результаты, то метка ставится в поле «0», если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.
Разработка урока по истории России: "Культура и духовный климат в эпоху "застоя"
Разработка урока по истории России: "Культура и духовный климат в эпоху "застоя"
Разработка урока по истории России: "Культура и духовный климат в эпоху "застоя"
Разработка урока по истории России: "Культура и духовный климат в эпоху "застоя"
Разработка урока по истории России: "Культура и духовный климат в эпоху "застоя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.