Разработка урока по ИЗО 2 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Оценка 4.7

Разработка урока по ИЗО 2 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
2 кл
24.01.2017
Разработка урока по ИЗО 2 класс  ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Конспект урока по изобразительному искусству для 2 класса по программе В.С.Кузина. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ.doc
ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ­ЛЕБЕДИ» Ц е л и :  ознакомить с произведениями изобразительного искусства; обучать передаче   логической   связи   между   изображаемыми   объектами   композиции, проявлению фантазии; развивать эмоциональную отзывчивость на красоту мира сказок;   воспитывать   любовь   к   русским   народным   сказкам,   к   положительным героям сказок; формировать нравственные начала в личности ребенка. О б о р у д о в а н и е : И з о б р а з и т е л ь н ы й   р я д:   репродукция   картины   В.   Васнецова   «Иван­ царевич   на   Сером   Волке»;   образцы   педагогического   рисунка   «Гуси­лебеди» (карандаш, гуашь). Л и т е р а т у р н ы й   р я д: сказка русская народная «Гуси­лебеди». Ход уроков I. Организация класса.  1. П р и в е т с т в и е   к л а с с а . 2. П р о в е р к а   г о т о в н о с т и   к уроку. 3. С м а ч и в а н и е   к р а с о к . II. Постановка темы урока. У ч и т е л ь. Сегодня на уроке мы побываем в мире сказок. III. Актуализация знаний учащихся. У ч и т е л ь. Я сейчас узнаю, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. Я зачитываю отрывок из сказки, а вы поднимаете руку и говорите ее название, если угадали сказку. 1.  «Стали   они   прыгать.   Коза   перепрыгнула,   а   волк   прыгнул   и   ввалился   в горячую яму. Брюхо у него от огня лопнуло, козлятки оттуда выскочили, все живые, да – прыг к матери!» w Как называется эта сказка? (Ответы детей.) – Верно, называется эта сказка… («Волк и семеро козлят».) w А теперь отгадайте эту сказку. 2. «Жил­был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил   в мешок  и  понес  в  лес.  Принес и бросил его в лесу – пускай пропадает». w Как называется эта сказка? (Ответы детей.) – Верно, это сказка «Кот и лиса». w А эту сказку вы знаете? 3. «Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси­лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда­сюда – нету!» w Как называется эта сказка? (Ответы детей.) – Правильно, это сказка «Гуси­лебеди», ее мы сегодня будем иллюстрировать. IV. Вводная беседа. 1. М и ф о л о г и ч е с к и й   ж а н р. У ч и т е л ь.   Особое   внимание   в   сказках   уделяется   прославлению положительных героев.  w  Картины   каких   художников   на   темы   сказок   вы   видели?  (Ответы детей.) –  Молодцы,   вы   видели   много   картин,   посвященных   сказочным   сюжетам. Картины,   написанные   на   сюжеты   мифов,   сказок   и   былин,   относятся   к мифологическому жанру. Мифы, легенды, предания народов мира составляют важнейший источник художественного творчества.  2. Т в о р ч е с т в о  В. М. Васнецова. В   развитии   русской   культуры   очень   значима   была   роль  Виктора Михайловича  Васнецова.  Его   называют   певцом   русской   сказки.  Он   написал много картин на сказочные и былинные сюжеты. Перед вами репродукции картин Васнецова «Иван­царевич на Сером Волке» и «Аленушка». Рассмотрите их.  w Что вы чувствуете, глядя на эти картины? 3. А н а л и з   р е п р о д у к ц и и  «Аленушка». Самой большой удачей художника В. Васнецова в его работе над сказочными сюжетами,   безусловно,   стала   знаменитая  картина   «Аленушка».   Работая   над ней,   Васнецов   не   ставил   перед   собой   цель   создать   произведение, иллюстрирующее   какую­нибудь   определенную   сказку,   например   широко известную   сказку   «Сестрица   Аленушка   и   братец   Иванушка».   Крестьянская девочка сидит, пригорюнившись на белом камне, над темным лесным омутом. Она захвачена таинственным очарованием лесной чащи с ее сумраком, тишиной, темной гладью поверхности омута, с неподвижно лежащими на ней осенними листьями.   Под   воздействием   этого   очарования   и   сама   Аленушка   как   бы преображается,   превращаясь   из   простой   деревенской   сироты   в   поэтическое существо,   отражающее   в   своем   внутреннем   мире   таинственную   жизнь   леса   и сливающееся с этой жизнью в своих мыслях и чувствах.  На этом полотне образ девочки сливается с поэтическим образом природы. Одухотворенный   уголок   русского   пейзажа   играет   роль   зачина   рус­ ской сказки и переносит девочку из мира одиночества и страданий в волшебный мир сочувствия и добра. 4. А н а л и з   р е п р о д у к ц и и  «Иван­царевич на Сером Волке». Также   прекрасна  картина   «Иван­царевич   на   Сером   Волке».   В   ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану­ царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Иван­царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером Волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса. Пейзажу в этом произведении, как и в картине «Аленушка», придается большое значение. Но как различно его звучание! Ивана­царевича и Елену Прекрасную окружают недобрые силы.   Непроходимой   преградой   к   счастью   встает   перед   ними   дремучий   лес, зловеще   сплелись   причудливые   ветки,   напоминая   костлявые   руки   Бабы   Яги. Вековые деревья­великаны готовы вырвать у царевича его драгоценную ношу. Цветы в этой хмурой, таинственной чаще создают удивительный контраст между светлым и темным, нежным и мрачным. Художнику удалось придать реальному пейзажу черты фантастичности, создать ту особую атмосферу торжественной таинственности, которая присуща сказке. Действительно, рассматривая эти произведения, чувствуешь и понимаешь всю прелесть, красоту сказки, убеждаешься в том, что с помощью рисунка и красок можно изобразить любую фантастическую картину.  V. Изучение нового материала. 1. В ы б о р   к о м п о з и ц и и. У ч и т е л ь. Художник начинает работу с сочинения композиции. Для этого надо вспомнить произведение.  Учитель вместе с детьми вспоминают русскую народную сказку «Гуси­ лебеди». w С чего начинается сказка? w Что наказывали родители дочке? w Выполнила ли девочка то, что просили отец с матерью? w Что произошло потом? w Кого встретила на своем пути девочка, как они ей помогали? w Почему печка, яблоня и речка помогали девочке? w Чем вам нравится главная героиня? w Какой конец у сказки? w Зрительно представьте себе самый интересный, на ваш взгляд, эпизод. Что вы представили? «Девочка прядет – вдруг из­под печки выбегает мышка и говорит ей: – Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девица дала ей кашки. Мышка ей сказала: – Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду». 2. Л о г и ч е с к а я   с в я з ь  изображаемых объектов. У ч и т е л ь. В своих работах вам надо так выполнить рисунок, чтобы была видна   связь   между   изображаемыми   объектами   композиции.   Кроме   того,   вы рисуете сказку, а значит, надо проявить фантазию.  Я выбрала сюжет, когда девочка в поисках брата пришла к избушке в лесу, над   которой   летают   гуси­лебеди.   Ребята,   помните,   что   надо   обязательно нарисовать   гусей­лебедей,   тогда   будет   понятно,   какую   сказку   вы   сегодня иллюстрируете.   Надо   гусей­лебедей   изображать   разного   размера,   потому   что одни находятся к нам ближе, а другие дальше. VI. Педагогический рисунок. Учитель   объясняет    этапы   выполнения   рисунка   и   показывает   на образцах. Урок 1 О б р а з е ц   р и с у н к а  «Гуси­лебеди» (в карандаше). 1.   Сначала   надо   расположить   лист   в   зависимости   от   вашего   сюжета.   Я располагаю лист по вертикали и отмечаю линию горизонта. Отмечаю место, где будут расположены главные герои и их приблизительный размер. 2. Определяю более точно размер героев. Помните, что их надо расположить на   первом   плане,   а   поэтому   нарисовать   крупно.   Внимательно   изображайте фигуру человека. Голова укладывается во всем человеке шесть или семь раз, смотря, кого вы будете рисовать: взрослого или ребенка. Я рисую девочку. Всю высоту человека разделю пополам, а потом каждую половину еще разделю на три равные части. Верхняя часть – голова, она похожа на овал. Чуть ниже отмечу ширину плеч. Выполню платье, из под которого видны лапти. На голове нарисую платок. Вдалеке нарисую избушку; хоть она и больше девочки, но находится дальше, поэтому и рисую ее меньше. 3.   Теперь   можно   выполнить   второстепенные   объекты   –   сосновый   лес, дорожку   к   избушке   и,  конечно,  гусей­лебедей,  летающих   над   лесом.   Крылья летающих лебедей по размеру больше туловища.  4. Прорисую мелкие детали – окошко и ноги у избушки, крылья у гусей­ лебедей, дорожку, ведущую к избушке. Рисунок закончен (см. Приложение). Урок 2 О б р а з е ц   р и с у н к а  «Гуси­лебеди» (в цвете). У ч и т е л ь. На предыдущем  уроке при выполнении  рисунка многими была допущена следующая ошибка… (Назвать имена и фамилии детей.) Удачно выполнена композиция… (Назвать имена и фамилии детей.) Посмотрите еще раз внимательно произведения В. М. Васнецова «Аленушка» и «Иван­царевич на Сером Волке». Сравните   цветовые   тона   этих   картин.   Верно,   вы   начали   различать насыщенные, густые, сочные и вместе с тем нежные переливы красок картин Васнецова,   выразительно   передающих   состояния   природы,   ее   настроение. Попробуйте цветом выразить свои чувства, переживания.  1. Сначала закрашиваю небо, которое книзу будет светлее, голубым цветом с добавлением фиолетового цвета. Это злое место, а значит, цвета всех предметов будут иметь темный оттенок. 2. Теперь  выполняю  в  цвете землю. Вдалеке   трава  не  просто  зеленая, а с голубым   оттенком.   За   счет   голубого   цвета   земля   будет   казаться   дальше.   А вблизи добавлю в зеленый цвет чуть желтого цвета, чтобы земля казалась ближе. 3. Яркими цветами выполню главную героиню. Сарафан выполню красным цветом, а платок – желтым, с красными горошинками. Избушку закрашу светло­ коричневым цветом. 4. Для окрашивания елей в зеленый цвет добавляю коричневый и темно­синий цвета. Прорисую тонкой кистью мелкие детали – у гусей­лебедей, украшения на крыше и окнах избушки. Рисунок закончен (см. Приложение). VII. Самостоятельная работа учащихся. З а д а н и е.   Выполните   иллюстрацию   к   сказке   «Гуси­лебеди»,   используя умение   изображать   гуся   и   помня,   что   сегодня   можно   пофантазировать   над обликом   героев.   Попробуйте   придумать   свою,   не   похожую   на   чью­то, композицию.   Возможно,   кто­то   из   вас   нарисует   момент,   когда   гуси   украли мальчика или когда девочка бежит через лес в поисках братца. А может быть, вы изобразите встречу девочки с яблоней или с печкой, молочной речкой. В любом случае помните, что лист располагается в зависимости от вашей композиции и надо   сразу   продумывать   величину   изображения   героев.   Конечно,   так   как   вы рисуете   иллюстрацию   к   сказке,   то   можно   пофантазировать   над   обликом сказочных птиц. VIII. Итог урока. 1. В ы с т а в к а   р а б о т  учащихся. У ч и т е л ь. На доске выставлены лучшие работы. Чтобы получились такие красивые работы, вы красочно изобразили сказку, кроме того, вы хорошо знали приемы   работы   красками,   чувствовали   наиболее   выразительные   сочетания цветов.  2. О б о б щ е н и е   м а т е р и а л а , изученного на уроке. В о п р о с ы   к л а с с у: w С творчеством, какого художника вы познакомились? w  А   как   называются   рассмотренные   нами   на   уроках   репродукции   картин Виктора Михайловича Васнецова? w  Как называется жанр изобразительного искусства, к которому относятся работы на былинные и сказочные темы? У ч и т е л ь. Верно, это мифологический жанр. Изображая по­своему тот или иной сюжет, вы  непроизвольно проникались уважением   к   героям   сказки,   к   их   смелости   и   доброте.   Великая   народная мудрость, заложенная в сказке, становится близкой и доступной вам, служит примером в жизни.

Разработка урока по ИЗО 2 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс  ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс  ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс  ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс  ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс  ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс  ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017