Разработка урока по ИЗО 2 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
2 кл
24.01.2017
Конспект урока по изобразительному искусству для 2 класса по программе В.С.Кузина. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ.doc
ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
«ГУСИЛЕБЕДИ»
Ц е л и : ознакомить с произведениями изобразительного искусства; обучать
передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции,
проявлению фантазии; развивать эмоциональную отзывчивость на красоту мира
сказок; воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным
героям сказок; формировать нравственные начала в личности ребенка.
О б о р у д о в а н и е :
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: репродукция картины В. Васнецова «Иван
царевич на Сером Волке»; образцы педагогического рисунка «Гусилебеди»
(карандаш, гуашь).
Л и т е р а т у р н ы й р я д: сказка русская народная «Гусилебеди».
Ход уроков
I. Организация класса.
1. П р и в е т с т в и е к л а с с а .
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и к уроку.
3. С м а ч и в а н и е к р а с о к .
II. Постановка темы урока.
У ч и т е л ь. Сегодня на уроке мы побываем в мире сказок.
III. Актуализация знаний учащихся.
У ч и т е л ь. Я сейчас узнаю, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. Я
зачитываю отрывок из сказки, а вы поднимаете руку и говорите ее название, если
угадали сказку.
1. «Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул и ввалился в
горячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, козлятки оттуда выскочили, все живые, да –
прыг к матери!»
w Как называется эта сказка? (Ответы детей.)
– Верно, называется эта сказка… («Волк и семеро козлят».)
w А теперь отгадайте эту сказку.
2. «Жилбыл мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что
беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в
мешок и понес в лес. Принес и бросил его в лесу – пускай пропадает». w Как называется эта сказка? (Ответы детей.)
– Верно, это сказка «Кот и лиса».
w А эту сказку вы знаете?
3. «Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила
братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гусилебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась тудасюда – нету!»
w Как называется эта сказка? (Ответы детей.)
– Правильно, это сказка «Гусилебеди», ее мы сегодня будем иллюстрировать.
IV. Вводная беседа.
1. М и ф о л о г и ч е с к и й ж а н р.
У ч и т е л ь. Особое внимание в сказках уделяется прославлению
положительных героев.
w Картины каких художников на темы сказок вы видели? (Ответы
детей.)
– Молодцы, вы видели много картин, посвященных сказочным сюжетам.
Картины, написанные на сюжеты мифов, сказок и былин, относятся к
мифологическому жанру. Мифы, легенды, предания народов мира составляют
важнейший источник художественного творчества.
2. Т в о р ч е с т в о В. М. Васнецова.
В развитии русской культуры очень значима была роль Виктора
Михайловича Васнецова. Его называют певцом русской сказки. Он написал
много картин на сказочные и былинные сюжеты. Перед вами репродукции картин
Васнецова «Иванцаревич на Сером Волке» и «Аленушка». Рассмотрите их.
w Что вы чувствуете, глядя на эти картины?
3. А н а л и з р е п р о д у к ц и и «Аленушка».
Самой большой удачей художника В. Васнецова в его работе над сказочными
сюжетами, безусловно, стала знаменитая картина «Аленушка». Работая над
ней, Васнецов не ставил перед собой цель создать произведение,
иллюстрирующее какуюнибудь определенную сказку, например широко
известную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Крестьянская
девочка сидит, пригорюнившись на белом камне, над темным лесным омутом.
Она захвачена таинственным очарованием лесной чащи с ее сумраком, тишиной,
темной гладью поверхности омута, с неподвижно лежащими на ней осенними
листьями. Под воздействием этого очарования и сама Аленушка как бы преображается, превращаясь из простой деревенской сироты в поэтическое
существо, отражающее в своем внутреннем мире таинственную жизнь леса и
сливающееся с этой жизнью в своих мыслях и чувствах.
На этом полотне образ девочки сливается с поэтическим образом природы.
Одухотворенный уголок русского пейзажа играет роль зачина рус
ской сказки и переносит девочку из мира одиночества и страданий в волшебный
мир сочувствия и добра.
4. А н а л и з р е п р о д у к ц и и «Иванцаревич на Сером Волке».
Также прекрасна картина «Иванцаревич на Сером Волке». В ней
художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану
царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине
Иванцаревич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером Волке сквозь
дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса. Пейзажу в этом
произведении, как и в картине «Аленушка», придается большое значение. Но как
различно его звучание! Иванацаревича и Елену Прекрасную окружают недобрые
силы. Непроходимой преградой к счастью встает перед ними дремучий лес,
зловеще сплелись причудливые ветки, напоминая костлявые руки Бабы Яги.
Вековые деревьявеликаны готовы вырвать у царевича его драгоценную ношу.
Цветы в этой хмурой, таинственной чаще создают удивительный контраст между
светлым и темным, нежным и мрачным. Художнику удалось придать реальному
пейзажу черты фантастичности, создать ту особую атмосферу торжественной
таинственности, которая присуща сказке.
Действительно, рассматривая эти произведения, чувствуешь и понимаешь всю
прелесть, красоту сказки, убеждаешься в том, что с помощью рисунка и красок
можно изобразить любую фантастическую картину.
V. Изучение нового материала.
1. В ы б о р к о м п о з и ц и и.
У ч и т е л ь. Художник начинает работу с сочинения композиции. Для этого
надо вспомнить произведение.
Учитель вместе с детьми вспоминают русскую народную сказку «Гуси
лебеди».
w С чего начинается сказка?
w Что наказывали родители дочке?
w Выполнила ли девочка то, что просили отец с матерью?
w Что произошло потом?
w Кого встретила на своем пути девочка, как они ей помогали? w Почему печка, яблоня и речка помогали девочке?
w Чем вам нравится главная героиня?
w Какой конец у сказки?
w Зрительно представьте себе самый интересный, на ваш взгляд, эпизод. Что
вы представили?
«Девочка прядет – вдруг изпод печки выбегает мышка и говорит ей:
– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девица дала ей кашки.
Мышка ей сказала:
– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду».
2. Л о г и ч е с к а я с в я з ь изображаемых объектов.
У ч и т е л ь. В своих работах вам надо так выполнить рисунок, чтобы была
видна связь между изображаемыми объектами композиции. Кроме того, вы
рисуете сказку, а значит, надо проявить фантазию.
Я выбрала сюжет, когда девочка в поисках брата пришла к избушке в лесу,
над которой летают гусилебеди. Ребята, помните, что надо обязательно
нарисовать гусейлебедей, тогда будет понятно, какую сказку вы сегодня
иллюстрируете. Надо гусейлебедей изображать разного размера, потому что
одни находятся к нам ближе, а другие дальше.
VI. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на
образцах.
Урок 1
О б р а з е ц р и с у н к а «Гусилебеди» (в карандаше).
1. Сначала надо расположить лист в зависимости от вашего сюжета. Я
располагаю лист по вертикали и отмечаю линию горизонта. Отмечаю место, где
будут расположены главные герои и их приблизительный размер.
2. Определяю более точно размер героев. Помните, что их надо расположить
на первом плане, а поэтому нарисовать крупно. Внимательно изображайте
фигуру человека. Голова укладывается во всем человеке шесть или семь раз,
смотря, кого вы будете рисовать: взрослого или ребенка. Я рисую девочку. Всю
высоту человека разделю пополам, а потом каждую половину еще разделю на три
равные части. Верхняя часть – голова, она похожа на овал. Чуть ниже отмечу
ширину плеч. Выполню платье, из под которого видны лапти. На голове нарисую
платок. Вдалеке нарисую избушку; хоть она и больше девочки, но находится
дальше, поэтому и рисую ее меньше. 3. Теперь можно выполнить второстепенные объекты – сосновый лес,
дорожку к избушке и, конечно, гусейлебедей, летающих над лесом. Крылья
летающих лебедей по размеру больше туловища.
4. Прорисую мелкие детали – окошко и ноги у избушки, крылья у гусей
лебедей, дорожку, ведущую к избушке. Рисунок закончен (см. Приложение).
Урок 2
О б р а з е ц р и с у н к а «Гусилебеди» (в цвете).
У ч и т е л ь. На предыдущем уроке при выполнении рисунка многими была
допущена следующая ошибка… (Назвать имена и фамилии детей.)
Удачно выполнена композиция… (Назвать имена и фамилии детей.)
Посмотрите еще раз внимательно произведения В. М. Васнецова «Аленушка»
и «Иванцаревич на Сером Волке».
Сравните цветовые тона этих картин. Верно, вы начали различать
насыщенные, густые, сочные и вместе с тем нежные переливы красок картин
Васнецова, выразительно передающих состояния природы, ее настроение.
Попробуйте цветом выразить свои чувства, переживания.
1. Сначала закрашиваю небо, которое книзу будет светлее, голубым цветом с
добавлением фиолетового цвета. Это злое место, а значит, цвета всех предметов
будут иметь темный оттенок.
2. Теперь выполняю в цвете землю. Вдалеке трава не просто зеленая, а с
голубым оттенком. За счет голубого цвета земля будет казаться дальше. А
вблизи добавлю в зеленый цвет чуть желтого цвета, чтобы земля казалась ближе.
3. Яркими цветами выполню главную героиню. Сарафан выполню красным
цветом, а платок – желтым, с красными горошинками. Избушку закрашу светло
коричневым цветом.
4. Для окрашивания елей в зеленый цвет добавляю коричневый и темносиний
цвета. Прорисую тонкой кистью мелкие детали – у гусейлебедей, украшения на
крыше и окнах избушки. Рисунок закончен (см. Приложение).
VII. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е. Выполните иллюстрацию к сказке «Гусилебеди», используя
умение изображать гуся и помня, что сегодня можно пофантазировать над
обликом героев. Попробуйте придумать свою, не похожую на чьюто,
композицию. Возможно, ктото из вас нарисует момент, когда гуси украли
мальчика или когда девочка бежит через лес в поисках братца. А может быть, вы
изобразите встречу девочки с яблоней или с печкой, молочной речкой. В любом
случае помните, что лист располагается в зависимости от вашей композиции и надо сразу продумывать величину изображения героев. Конечно, так как вы
рисуете иллюстрацию к сказке, то можно пофантазировать над обликом
сказочных птиц.
VIII. Итог урока.
1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
У ч и т е л ь. На доске выставлены лучшие работы. Чтобы получились такие
красивые работы, вы красочно изобразили сказку, кроме того, вы хорошо знали
приемы работы красками, чувствовали наиболее выразительные сочетания
цветов.
2. О б о б щ е н и е м а т е р и а л а , изученного на уроке.
В о п р о с ы к л а с с у:
w С творчеством, какого художника вы познакомились?
w А как называются рассмотренные нами на уроках репродукции картин
Виктора Михайловича Васнецова?
w Как называется жанр изобразительного искусства, к которому относятся
работы на былинные и сказочные темы?
У ч и т е л ь. Верно, это мифологический жанр.
Изображая посвоему тот или иной сюжет, вы непроизвольно проникались
уважением к героям сказки, к их смелости и доброте. Великая народная
мудрость, заложенная в сказке, становится близкой и доступной вам, служит
примером в жизни.
Разработка урока по ИЗО 2 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Разработка урока по ИЗО 2 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Разработка урока по ИЗО 2 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Разработка урока по ИЗО 2 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Разработка урока по ИЗО 2 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Разработка урока по ИЗО 2 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.