Разработка урока по ИЗО 4 класс " ЮНОСТЬ И НАДЕЖДА"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
4 кл
24.01.2017
Разработка урока по ИЗО для 4 класса., по программе под редакцией Б.М.Неменского.
Конспект урока соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.
В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Юность и надежда.doc
ЮНОСТЬ И НАДЕЖДА
Ц е л и и з а д а ч и : дать представление об изображении в искусстве разных
народов радости детства; познакомить с творчеством некоторых художников и
их произведениях о детях; продолжить формирование навыков изображения
людей; развивать композиционное мышление, творчество и воображение;
укреплять межпредметные связи; прививать аккуратность.
О б о р у д о в а н и е : для учителя – методическая таблица, репродукции;
для учащихся – гуашь или мелки, бумага.
З р и т е л ь н ы й р я д : репродукции картин Веласкеса «Менины»; Гирландайо
«Портрет старика с внуком»; О. А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева»;
В. Серова «Девочка с персиками»; П. Кончаловского «Маргот танцует».
Л и т е р а т у р н ы й р я д : стихотворения «Детские глаза» С. Тру шиной;
«Домой» В. Коржикова; «Ветер на речке» З. Александровой; «Мой змей»
Мориса Карема.
М у з ы к а л ь н ы й р я д : запись детских песен «Антошка» (В. Шаинский – Ю.
Энтин), «Облака» (В. Шаинский – С. Козлов), «Чунгачанга» (В. Шаинский – Ю.
Энтин).
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
Учитель предлагает учащимся прочитать ребус.
О т в е т : детство. II. Беседа по теме урока.
У ч и т е л ь . Сегодня на уроке мы рассмотрим, как в искусстве раскрывается
тема детства и юности, познакомимся с творчеством отдельных художников,
которые обращались к детскому портрету и теме детства.
Особый мир теплых и сокровенных чувств открывается нам в творчестве
художников многих поколений, посвятивших свои полотна изображению детей.
Трудно найти хоть одного известного мастера, которого бы не волновала и не
увлекала эта тема. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Веласкес, Рембрандт, Ренуар,
Рубенс, А. Венецианов, И. Репин, В. Серов, А. Пластов и многие другие в
моменты творческого подъема обращались к этой теме. Дети были источниками
вдохновения, с ними связано немало шедевров мирового изобразительного
искусства. А ведь детей рисовать даже сложнее, чем взрослых.
Заранее подготовленные дети читают стихотворения о детях, их играх и
фантазиях.
ДЕТСКИЕ ГЛАЗА
О эти детские глаза,
Глядящие в меня, как в воду,
В них то веселье, то слеза,
То предвкушение свободы.
Они мне – компас и штурвал,
Они – маяк в житейском море.
В них детских чувств девятый вал
Меня качает на просторе.
Они в беде не предадут
И не разлюбят, не обманут.
Жаль одного: они уйдут,
Как только быть детьми устанут.
В них вдруг исчезнет озорство
И юность робко улыбнется,
Но точно знаю: их тепло
Любовью к нам вернется.
С. Трушина
ДОМОЙ
Мы бродили вдалеке
По морям и по реке,
Где кайман на островке,
Где бананов ящики!
И светились вдалеке
Апельсины в городке, Грелись крабы на песке,
На деревьях – ящерки!
А теперь наш путь прямой –
К сопкам, к берегу, домой,
Где снежок кружит зимой,
Где леса да просеки!
Я смотрю изпод руки:
Где вы, родные дымки?
Шевелись, маховики!
Веселей, колесики!
В. Коржиков
ВЕТЕР НА РЕЧКЕ
Возле речки детский сад,
На лугу ромашки…
Сорок маленьких ребят
Бегают в пятнашки.
По дорожке побеги, побеги, поймайка
Голубые трусики, беленькие майки!
Мы приехали сюда,
Ходим за цветами.
Солнце, воздух и вода
На прогулках с нами.
Одинаковые все, кружат по лужайке
Голубые трусики, беленькие майки.
Мы купаться побежим,
Голышами ляжем,
Ветер, ты посторожи
Трусики на пляже!
Ветер дунул, обманул – и летят, как чайки,
Голубые трусики, беленькие майки.
Кто поймает всех скорей?
Нука, без оглядки!..
Распугали пескарей
Озорные пятки.
Ух, поймали!.. На кусты сели сохнуть стайкой
Голубые трусики, беленькие майки.
З. Александрова
МОЙ ЗМЕЙ
Унеси меня, мой змей,
Прямо в небо поскорей! В небе я хочу кружиться,
В небе я хочу носиться,
И хочу я словно птица,
Улететь за сто морей.
Унеси меня, мой змей,
Прямо в небо поскорей!
Я весь мир хочу увидеть,
Всех детей хочу увидеть,
Чтобы за руки нам взяться,
Чтобы вместе нам смеяться.
Унеси меня, мой змей,
Прямо в небо поскорей!
Морис Карем
– Какие образы рождаются при чтении стихов о детях?
Учитель демонстрирует репродукции картин Веласкеса «Менины»,
Гирландайо «Портрет старика с внуком», О. А. Кипренского «Портрет
мальчика Челищева», В. Серова «Девочка с персиками» и П. Кончаловского
«Маргот танцует».
– Рассмотрите репродукции с изображением детей, выполненные разными
художниками в разное время. Что хотели рассказать зрителю эти художники?
Отличен ли образ детей прошлых лет от современных? Что объединяет их
образы?
III. Знакомство с репродукциями картин о детях.
«Менины» («Придворные дамы», 1656 г.) – произведение испанского
художника Веласкеса. Это групповой портрет, на нем изображена королевская
семья (король Филипп IV и его жена) и придворные королевы и инфанты. В
просторном зале королевского дворца стоит тишина. Рассмотрим картину. По
придворному этикету, пока король безмолвствует, никто не имеет права
говорить. Вдруг распахивается дверь, и в нее вбегает маленькая светловолосая
девочка в неудобном темном платье. Придворные дамы и кормилица стараются
удержать ее от неуместного проявления резвости и нарушения этикета, но
инфанта (принцесса) не слушается, ей хочется бегать и резвиться. Увидев отца и
мать, она внезапно останавливается, а менина, почтительно склонившись,
подносит бокал воды, чтобы успокоить ее.
– Какие детские черты раскрыл художник в картине «Менины»?
(Непосредственность, шалость, озорство, радость детства.)
А вот картина итальянского художника XV века Гирландайо «Портрет
старика с внуком». Автор сравнивает два возраста. С какой любовью и теплом смотрят друг на друга дедушка и его маленький внучек, жившие 500 лет назад!
Так ли уж отличаются они от современных дедушек и их любимых внуков? О
чем они могли говорить?
– Что хотел рассказать зрителю художник? (Знание, опыт даются людям
путем жертв и горя. Только в начале жизни, в детстве, существует
радостный взгляд на мир.)
На темном фоне «Портрет мальчика Челищева» (1809 г.) О. А. Кип ренского
особенно выделяется лицо мальчика. Все внимание художник сосредоточил на
передаче выражения лица. Его привлекательное умное лицо чуть повернуто
вправо, большие темные глаза широко открыты и внимательно, пытливо смотрят
на зрителя, на мир. Это сверстник Пушкина и декабристов, старший брат
Лермонтова. О чем он думает и мечтает?
– Какие черты детского характера изобразил художник? (Надежда на
светлое будущее, мечты о подвигах, путешествиях, открытиях.)
А вот картина В. Серова «Девочка с персиками» (1887 г.) В центре картины
художник поместил девочкуподростка Верушу Мамонтову. Весь облик ее
говорит о живости характера, темпераменте. Девочка сидит за столом в светло
розовой блузе. Перед ней на белой скатерти персики и осенние листья. Комната
озарена осенним светом, идущим через большие окна. Девочка как будто присела
на минутку и тотчас умчится, едва художник закончит ее рисовать. Сразу видно,
что долго сидеть ей труднее, чем бегать, прыгать целый день!
– Чем она похожа на вас? (Ответы детей.)
Детские игры, фантазии захватывают воображение художника П.
Кончаловского в картине «Маргот танцует» (1949 г.) Забыты любимый мяч и
прыгалки ради возможности нарядиться в платье матери. Оно такое яркое и
нарядное, имеет внизу три оборки, и сейчас же ребячья фантазия создает в
воображении девочки увлекательный испанский танец. Маргот танцует и
переносится в своей фантазии в Испанию, придуманную ею страну сказочных
чудес.
– А вы представляете себя кемто другим в ваших играх?
Учащиеся выполняют движения за учителем.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ФАНТАЗИЯ
Я – небесный верхолаз,
Я по небу лазаю, А потом оттуда – раз! –
Опускаюсь на землю.
Ты не веришь? Ну и что ж…
Все равно это не ложь,
А моя фантазия.
А. Барто
IV. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е : изобразить радость детства, мечты о счастье, подвигах,
путешествиях, открытиях.
Учитель демонстрирует таблицу «Строение человеческой фигуры»,
объясняет пропорциональное соотношение частей.
1 2 3
Строение человеческой фигуры:
1 – ребенок 4–5 лет; 2 – ребенок 7–8 лет; 3 – взрослый человек
За масштабную единицу при определении пропорций принимается какаялибо
часть тела, обычно голова (ее высота). Высота всей фигуры человека составляет
7–8 масштабных единиц (включая голову). Размеры длины туловища и головы вместе равны примерно длине ног. Руки на одну единицу длиннее туловища
(доходят до середины бедра). Рука до локтя длиннее предплечья; локоть
находится на уровне талии (примерно на половине туловища). Ширина фигуры в
плечах равна двум единицам. Ноги в коленях делятся на две равные части.
Разница между мужской и женской фигурами: у женщин плечи более узкие и
покатые, таз более широкий, все формы более округлые. У мужчин плечи
гораздо шире бедер.
Пропорции тела детей иные, чем у взрослых. Голова у трехсемилетнего
ребенка составляет пятую или шестую всего роста. Плечи равны полутора
единицам, длина ног равна длине туловища, талия почти не намечена.
Т р е б о в а н и я к р а б о т а м :
– компоновка в листе, соразмерность, соответствие теме урока;
– колорит, композиционное решение;
– завершенность, выразительность;
– название работе.
Для поддержания эмоционального настроя во время работы звучит запись
детских песен.
V. Итог урока.
Экспрессвыставка, оценка работ.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: повторить материал по теме «Искусство объединяет
народы».
Разработка урока по ИЗО 4 класс " ЮНОСТЬ И НАДЕЖДА"
Разработка урока по ИЗО 4 класс " ЮНОСТЬ И НАДЕЖДА"
Разработка урока по ИЗО 4 класс " ЮНОСТЬ И НАДЕЖДА"
Разработка урока по ИЗО 4 класс " ЮНОСТЬ И НАДЕЖДА"
Разработка урока по ИЗО 4 класс " ЮНОСТЬ И НАДЕЖДА"
Разработка урока по ИЗО 4 класс " ЮНОСТЬ И НАДЕЖДА"
Разработка урока по ИЗО 4 класс " ЮНОСТЬ И НАДЕЖДА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.