Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки."
Оценка 4.7

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки."

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
15.02.2018
Разработка урока по изобразительному искусству  в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки."
В разработке урока учащихся знакомят со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Дано понятие «орнамент». Формы и мотивы русских вышивок. Культовое значение элементов орнамента. Даны иллюстрации с элементами орнамента. Также учащимся предлагаются образцы рушников, вышитых умельцами станицы.Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки."
Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки..docx
Тема урока: Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки. Цели:  ­Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент». ­Отработать   навыки   и   умения   при   решении   творческих   задач   на   вариацию   и импровизацию, используя различные материалы. ­Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся. ­Формировать   любовь   к   национальному   искусству,   к   различным   видам   творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору. Оборудование и материалы: репродукции: современные народные художественные  промыслы, музыкальный ряд: русские народные песни. Зрительный ряд: изделия с вышивкой народных мастеров Ход урока І. Организационный момент ІІ. Сообщение темы и цели урока ІІІ. Вступительная беседа учителя 1. Беседа о вышивке как виде народного творчества. 2. Понятие об орнаменте: Формы и мотивы русских вышивок. 3. Культовое значение элементов орнамента. 4. Прослушивание русских народных песен. 5. Демонстрация изделий вышивки Ребята!   Вы  обращали   внимание   на   то,   как   живописен   русский   национальный   костюм?  Это потому, что в его украшении чаще всего применялась вышивка. Вышивка  ­  один   из   распространенных   видов   народного   творчества.   Искусство   создания   на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины,   как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное   белье,   скатерти,   полотенца   и  многое   другое.   Женщины   всех   сословий   вышиванием заполняли   свое   свободное   время.   Такая   работа   считалась   самой   подходящей   для   женщины. Любовное, ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях. На горе­то стоит елочка,  Под горой стоит светелочка.  Во высоком новом тереме,  Во столовой новой горенке,  На дубовой новой лавочке  Все сидела красна девица.  Во левой руке держала пяличко,  Во правой руке ­ иголочку. Она шила, красна девица,  По атласной алой ленточке;  Шила девица приданое,  То приданое немалое. Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда мо­ лодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканым, вышитым и набивным узором. Украшение   костюма   ­   не   пустая   забава.   Это   были   словно   передающиеся   из   поколения   в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента: 1. Слава божеству! Праздник. 2. Просьба плодородия. 3. Благодарность Богу за содеянное. Вышивка   не   только   делала   костюм   красивее   и   богаче,   но   и   имела   другое   назначение.   По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты.  В них преобладают  ромбы, прямоугольники, квадраты.  Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения растений. Они тоже геометризованы и стилизованы (упрощены). В древности образное решение русской народной вышивки зачастую было связано с  религиозными верованиями славян, главным культом которых в период становления и развития  земледелия был культ богини земли плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками. Берегиня ­ хранительница духа рода, посредник между Богом и человеком    Вышивки   выполнялись   различными   нитками:   льняными,   шерстяными,   шелковыми,   реже   ­ металлическими.   Иногда   вышивку   дополняли   блестками,   бисером,   жемчугом,   который   часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники  широко используют богатое  наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским на­ родным орнаментом. ІV.Постановка художественной задачи. Сейчас будем разрабатывать свой орнамент для вышивки под впечатлением народных узоров на одежде. Вспомним, что такое орнамент. Орнамент (от лат. ­ украшение) ­ узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы. Орнамент выполним в технике мозаики, составляя его из одинаковых маленьких кусочков бумаги. V .Работа над эскизом. Сочиняется орнамент в полосе, а также можно орнамент, изображающий древо жизни, коня и птиц, берегини, оберегов с народной вышивки.  VI. Прослушивание русских народных песен.  VII. Подведение итогов. А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце. Мы побывали в гостях у вышивальщиц Древней Руси, узнали много интересного. VIII. Анализ и итог урока IX.  Д\з. завершить работу

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки."

Разработка урока по изобразительному искусству  в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки."

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки."

Разработка урока по изобразительному искусству  в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки."

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки."

Разработка урока по изобразительному искусству  в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки."

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки."

Разработка урока по изобразительному искусству  в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки."

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки."

Разработка урока по изобразительному искусству  в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018