ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Изобразительное искусство 5 класс
«Маски»
Учитель ИЗО: Сергиенко Марина Петровна МОУ-СОШ № 4
Базовый учебник: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А., Островская О.В М.: Просвещение, 2013.
Цель урока: Познакомить с народными традициями и обычаями. Изготовление выразительной маски.
Задачи:
1. Обучающая: крепление и применение знаний и умений, полученных на уроке.
2. Развивающая: активизация учебной, познавательной деятельности, развитие творческих способностей.
3. Воспитывающая: прививать любовь и интерес к народному творчеству, развивать патриотические и толерантные качества личности.
Тип урока: (комбинированный):
Формы работы учащихся: беседа, поисковая деятельность, работа с картами для парной проверочной работы. Взаимопроверка.
Необходимое техническое оборудование и программные средства: компьютер, проектор, экран, колонки.
Материал: бумага белая А4, бумага цветная, картон цветной, клей, ножницы, краски, кисти, фломастеры.
Оснащение урока:
Натурный фонд – различные виды масок. Презентация. Маски.
Музыкальный ряд: Видео. Колядки из фильма «Ночь перед Рождеством». «Вальс снежинок» П.И. Чайковский «Щелкунчик»
Здоровьесберегающие технологии: составление слова по буквам – снятие напряжения с глаз, физминутка с театрализованными элементами, смена видов деятельности.
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
2. Ход урока. Мотивоционно-целевое полагание
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ НА УРОК
Посмотрите: что вы видите? Смайлики. Что они изображают? Улыбку и хорошее настроение.
Улыбнитесь своим товарищам по парте. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
3. Проверка знаний, полученных на прошлом уроке.
Дети, вспомните, о каких художественных промыслах по изготовлению глиняных игрушек вы узнали на прошлом уроке? (Дымково, Филимоново, Каргапольская). Зачем люди делали игрушки? (Древние традиции, обереги, праздники).
Тему традиций мы продолжим на этом уроке.
Тему урока вы узнаете, отгадав загадку.
Люблю на праздник наряжаться, в зверей волшебных превращаться.
Любой костюм могу надеть - вот я котёнок, лев, медведь.
Что на лицо надену я, чтоб не узнали вы меня?
Конечно, это маска и тема нашего урока: «Маски».
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
В чем заключается цель сегодняшнего урока?
Какие задачи надо решить на уроке?
Обратите внимание, у вас на столах лежат карты для парной работы, в которые вы будете вносить полученную информацию на уроке и отвечать на вопросы.
Подпишите их.
4. Изучение нового материала.
Что такое маска и для чего она предназначалась?
Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то.
На протяжении многих веков люди делали маски. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем - традиционные народные зрелища. (слайд 3,4)
Маски имеют очень древнюю историю. С первобытных времен, надевая маски животных и исполняя ритуальные танцы, охотники как бы заманивали и побеждали зверей и страх перед ними, утверждая свое единство с природой. (слайд5)
Где возникли и как применялись первые театральные маски? В античном театре древней Греции и Рима (слайд 6) Средневековом театре в Италии (дель – арте). В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов гистрионов, в XII-XIII в. проникла в церковную драму, применялась и в мистериях. (слайд 7) Восточном театре Китая и Индонезии. (слайд 8) Один из видов традиционного индонезийского театра - театр масок - это разновидность пантомимы.
В глубокой древности маски (от латинского слова “личина”) были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов (слайд 9)
На каких праздниках в наше время можно увидеть карнавальные маски?
Новый год, Рождество, масленица, карнавал, Хэллоуин.
Видео. Колядки из фильма «Ночь перед Рождеством» (слайд 11) Колядующие люди, ряженые - облаченные в маски и вывернутые наизнанку тулупы, устраивали пляски и хороводы, рядились в костюмы нечисти и пугали друг друга, ходили по домам, славили хозяев дома и просили у них угощение. Ряженых часто называли словом «халява», отсюда пошло и выражение «получить на халяву» - то есть даром. (слайд 12) Одним из главных персонажей традиции коляды была Коза. В ее роли обычно выступал самый веселый юноша – он надевал кожух, рога и пускался в пляс впереди толпы колядующих. Присутствие Козы, по старинным поверьям, приносило хороший урожай, обещало плодородие и процветание, отпугивало злые силы. (слайд 13) Одевали и другие маски животных (быка, оленя, медведя, волка, барана, аиста, петуха. Особенно любили делать страшные маски, которые с давних времен называли «рожи» и «хари». (слайд 14)
Рядились также нечестью – чертом, лешим, Бабой-Ягой, демоном, драконом. Наполняя улицы беспорядочным весельем, кривляньем, неимоверным шумом с петушиными криками и кошачьими воплями, ряженые старались напугать нечистую силу, нейтрализовать ее.
6. Динамическая пауза.
Кто хочет поколядовать в масках? Выходите, надевайте маски и хором скажите слова колядок. Учитель просит сделать несколько упражнений с помощью стихотворения - колядки:
Коляда, Коляда, отворяйте ворота.
Доставайте сундучки, подавайте пятачки.
Хоть рубль, хоть пятак, не уйдем из дома так!
Дайте нам конфетку, а можно и монетку.
Не жалейте ничего, накануне Рождество!
Молодцы, хорошо, садитесь.
Со временем маски стали неотъемлемой частью карнавальных и маскарадных костюмов и именно в этом качестве дошли до наших дней. (слайд 15-16)
Новогодние маски (слайд 18)
7. Творческая практическая деятельность
Создание выразительных характерных масок с использованием различного материала и техник. Для выполнение работы используйте: шаблоны масок, краски, цветную бумагу, картон, перья, блестки, мишуру, клей.
Напоминание о правилах работы с ножницами и клеем. (слайд 19).
Выполним проверочные тесты в электронном учебнике. ЭФУ «Лекта» - образовательная платформа. https://reader.lecta.ru/read/8079/data/images/autogen_48649.jpg
https://reader.lecta.ru/read/8079/data/objects/b068520/index.html
Для прорезей глаз используется нож для резки бумаги, которым пользуется только учитель в целях безопасности на уроке.
Музыкальная заставка: «Вальс снежинок» П.И. Чайковский «Щелкунчик»
8. Итог урока. Рефлексия
Учитель предлагает детям выставить свои работы для просмотра. Выходите, кто хочет продемонстрировать свою маску. Расскажите, какой образ хотели передать, что получилось.
Какими эпитетами можно охарактеризовать эти маски?
Какое применение вашим маскам вы бы нашли?
Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Учитель предлагает проверить, как дети запомнили новые слова, звучащие в ходе урока.
Заполнили проверочные карты, передайте их ребятам другого ряда, парты для проверки.
1. Какое слово обозначало «получить даром» - халява. 2. Как называли страшную маску? – рожа, харя. 3. Как называли хождение по избам с песнями? - колядки. 4. Как в древности в переводе с латинского называли маски? - личина. 5. Люди, облаченные в маски на коляду - ряженые. 6. Традиционный персонаж коляды – коза. 7. Слово, зашифрованное на стенах в кабинете - карнавал.
Сообщите, какие оценки вы поставите за ответы своим товарищам. Данные прошу показать смайликами: зелёный – 5, жёлтый – 4, красный – 3.
9. Домашнее задание
Выполнить самостоятельно и украсить новогодние маски.
В заключении, учитель выставляет, с помощью учеников оценки за урок.
Оцените свою работу на уроке масками. Догадались, что это смайлики – мини маски, изображающие комедию и трагедию. (слайд 23)
Все молодцы. Урок окончен.
Коляда, Коляда, отворяйте ворота.
Доставайте сундучки, подавайте пятачки.
Хоть рубль, хоть пятак, не уйдем из дома так!
Дайте нам конфетку, а можно и монетку.
Не жалейте ничего, накануне Рождество!
_____________________________________________________________________
Коляда, Коляда, отворяйте ворота.
Доставайте сундучки, подавайте пятачки.
Хоть рубль, хоть пятак, не уйдем из дома так!
Дайте нам конфетку, а можно и монетку.
Не жалейте ничего, накануне Рождество!
_______________________________________________________
Коляда, Коляда, отворяйте ворота.
Доставайте сундучки, подавайте пятачки.
Хоть рубль, хоть пятак, не уйдем из дома так!
Дайте нам конфетку, а можно и монетку.
Не жалейте ничего, накануне Рождество!
_____________________________________________________________________
Коляда, Коляда, отворяйте ворота.
Доставайте сундучки, подавайте пятачки.
Хоть рубль, хоть пятак, не уйдем из дома так!
Дайте нам конфетку, а можно и монетку.
Не жалейте ничего, накануне Рождество!
_______________________________________________________
Коляда, Коляда, отворяйте ворота.
Доставайте сундучки, подавайте пятачки.
Хоть рубль, хоть пятак, не уйдем из дома так!
Дайте нам конфетку, а можно и монетку.
Не жалейте ничего, накануне Рождество!
_____________________________________________________________________
Коляда, Коляда, отворяйте ворота.
Доставайте сундучки, подавайте пятачки.
Хоть рубль, хоть пятак, не уйдем из дома так!
Дайте нам конфетку, а можно и монетку.
Не жалейте ничего, накануне Рождество!
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Какое слово обозначало «получить даром» |
|
2 |
Как называли страшную маску? |
|
3 |
Как называли хождение по избам с песнями? |
|
4 |
Как в древности в переводе с латинского называли маски? |
|
5 |
Люди, облаченные в маски на коляду |
|
6 |
Традиционный персонаж коляды |
|
7 |
Слово, зашифрованное на доске |
|
|
Оценка |
|
___________________________________________________________________________________
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Какое слово обозначало «получить даром» |
|
2 |
Как называли страшную маску? |
|
3 |
Как называли хождение по избам с песнями? |
|
4 |
Как в древности в переводе с латинского называли маски? |
|
5 |
Люди, облаченные в маски на коляду |
|
6 |
Традиционный персонаж коляды |
|
7 |
Слово, зашифрованное на доске |
|
|
Оценка |
|
_______________________________________________________________________
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Какое слово обозначало «получить даром» |
|
2 |
Как называли страшную маску? |
|
3 |
Как называли хождение по избам с песнями? |
|
4 |
Как в древности в переводе с латинского называли маски? |
|
5 |
Люди, облаченные в маски на коляду |
|
6 |
Традиционный персонаж коляды |
|
7 |
Слово, зашифрованное на доске |
|
|
Оценка |
|
_______________________________________________________________________
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Какое слово обозначало «получить даром» |
|
2 |
Как называли страшную маску? |
|
3 |
Как называли хождение по избам с песнями? |
|
4 |
Как в древности в переводе с латинского называли маски? |
|
5 |
Люди, облаченные в маски на коляду |
|
6 |
Традиционный персонаж коляды |
|
7 |
Слово, зашифрованное на доске |
|
|
Оценка |
|
_________________________________________________________
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Какое слово обозначало «получить даром» |
|
2 |
Как называли страшную маску? |
|
3 |
Как называли хождение по избам с песнями? |
|
4 |
Как в древности в переводе с латинского называли маски? |
|
5 |
Люди, облаченные в маски на коляду |
|
6 |
Традиционный персонаж коляды |
|
7 |
Слово, зашифрованное на доске |
|
|
Оценка |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.