Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
15.02.2018
Разработка урока в 5 классе по теме "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". В разработке включены сведения об истории развития Гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью. Включены иллюстрации. В работе используются картонные формы посуды, которую учащиеся вырезают и наносят на нее роспись из элементов Гжели. Затем оформляется выставка из полученных работ, проводится анализ.Разработка урока в 5 классе по теме "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла".
Гжельская керамика. урок в 5 классе. учитель ИЗО Мерзлякова М.И..docx
5 класс
Тема урока: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Цели урока:
воспитывать нравственноэстетическое отношение к миру, любовь к Родине,
ее истории и культуре.
Задачи урока:
познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных
форм, особенностью росписи;
воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.
развивать творческую активность, навыки работы с художественными
материалами (гуашь, акварель);
формировать умения делать зарисовки элементарного узора по мотивам
Гжельской росписи, в основе которого лежит гжельская роза и мазки разные
по характеру;
учить выполнять зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь
техническими приемами выполнения мазка (всем ворсом кисти с постепенным
поворотом и рисованием концом кисти);
Зрительный ряд: гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением,
схемытаблицы с изображением Гжельских узоров; презентация с
изображением гжельской керамики
Литературный, музыкальный ряд: записи инструментальных мелодий,
В.С.Горичева «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина».
Издательство «Академия развития», Ярославль. 1998г стр.172
Н. М. Сокольникова "Основы композиции" 5 8 класс. Издательство "Титул"
Обнинск 2001 стр. 12.
Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования".
Москва "Просвещение" 1979 стр. 90
Большая советская энциклопедия
Н.А.Горяева. /Под ред. Б.М.Неменского. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь
для 5 класса.
Оборудование и материалы: магнитофон, компьютер, мультимедийная
установка акварель, гуашь, кисти, лист А4, карандаш, вырезанные формы
посуды из картона: кувшин, вазы различной формы, тарелка, чайник Ход урока
І. Организационный момент
Учитель.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
ІІ. Сообщение темы и цели урока
Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
Это гжель.
Кто придумал это слово,
Это слово немудрено
Жгелью раньше гжель звалась,
Была пестрой, а сейчас –
Это чудо синее
На блюдечке раскинуто.
Раз мазок, два мазок,
Завиток и точки…
Расцветут на белой глине
Синие цветочки. Демонстрация презентации с изображением гжельской керамики под
музыку.
ІІІ. Вводная беседа учителя
1. Беседа об истории развития Гжельской керамики, о слиянии промысла с
художественной промышленностью.
2.Знакомство с особенностью гжельской росписи.
Давнымдавно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили
первобытные люди, ктото однажды взял в руки глину и заметил, как она
мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок.
Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много
времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности
обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его
берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили
воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не
только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы... Маленькие,
большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма
была то простая, то замысловатая.
Глиняную посуду назвали керамикой. Это слово произошло от греческого
«керамос», что значит глина.
Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, майолика.
Фаянсовая посуда из белой глины. А вот фарфор тонкий, звучащий
делают из необыкновенно белой глины
Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских
мастеров.
ГЖЕЛЬ (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов
Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость.
Фарфоровые чайники, подсвечники. Часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась, теперь
Известно всем в народе ее названье Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера, на чашку, легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения. Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и
животных, украшенные синей росписью.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском
искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: бело синий. Сами
гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синеесинее. Вот
и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Синеголубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (гжель).
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Изпод белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели.
Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Самый излюбленный узор гжельская роза.
Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана
тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы
разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее
лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни
людей.
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от
других. Это квасники декоративные кувшины с кольцевидным туловом,
высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на
четырех округлых ножках; кумганы подобные же сосуды, но без сквозного
отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружкишутихи («напейся не
облейся»), блюда, тарелки и др.
Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные
веселые, красивые.
Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться
ею.
ІV. Показ приемов работы А сейчас мы с вами попробуем рисовать различные элементы и узоры
гжельской керамики.
Посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу. Необходимо положить на
палитру синюю краску (ведь мастера гжели выполняют свои росписи
кобальтовой краской); смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так,
чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски
одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на
бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого
синего цвета к более бледному.
Такой же эффект можно получить, если на палитре рядом будут лежать синяя
и белая краски, а кисточка возьмет на одну свою сторону белила, а на другую
– синюю краску ( показываю переход оттенков при выполнении мазка).I
Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно
приподнимаясь над бумагой, – концом.
(Учащиеся повторяют движения, учатся рисовать элементы, узоры)
V. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выбирают одну из картонных форм понравившейся посуды,
обводят на своих листах, вырезают и расписывают данное изделие. В это
время демонстрируется мультимедийная презентация и тихо звучит музыка.
VІ. Индивидуальная работа с учащимися
Контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи
учащимся, испытывающим затруднения; контроль объема и качества
выполненной работы.
VІІ. Подведение итогов. Выставка работ.
Вопросы на закрепление темы
Давайте найдем самые интересные по форме предметы.
– Что сумел найти автор необычного в форме этой посуды? Теперь
рассмотрим украшение.
– Какие работы вам больше понравились? Почему?
– В какой из работ наиболее яркая гжельская роспись и роза? Какая?
– Кому по душе нежный рисунок? Почему?
VIII. Домашнее задание.
Рассмотреть посуду:
какая у нее форма, роспись, материал.
Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная,
сувенирная).
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.