Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"
Оценка 4.8

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
15.02.2018
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе  на тему "Гжельская керамика"
Разработка урока в 5 классе по теме "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". В разработке включены сведения об истории развития Гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью. Включены иллюстрации. В работе используются картонные формы посуды, которую учащиеся вырезают и наносят на нее роспись из элементов Гжели. Затем оформляется выставка из полученных работ, проводится анализ.Разработка урока в 5 классе по теме "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла".
Гжельская керамика. урок в 5 классе. учитель ИЗО Мерзлякова М.И..docx
5 класс Тема урока: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Цели урока:  ­воспитывать нравственно­эстетическое отношение к миру, любовь к Родине,  ее истории и культуре.  Задачи урока:  ­познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных  форм, особенностью росписи; ­воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками. ­развивать творческую активность, навыки работы с художественными  материалами (гуашь, акварель); ­формировать умения делать зарисовки элементарного узора по мотивам  Гжельской росписи, в основе которого лежит гжельская роза и мазки разные  по характеру; ­учить выполнять зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь  техническими приемами выполнения мазка (всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти); Зрительный ряд: гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением,  схемы­таблицы с изображением Гжельских узоров; презентация с   изображением гжельской керамики Литературный, музыкальный ряд: записи инструментальных мелодий,  ­  В.С.Горичева «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина».  Издательство «Академия развития», Ярославль. 1998г стр.172 ­ Н. М. Сокольникова "Основы композиции" 5 ­ 8 класс. Издательство "Титул" Обнинск 2001 стр. 12.   ­Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение" 1979 стр. 90  ­Большая советская энциклопедия  ­Н.А.Горяева. /Под ред. Б.М.Неменского. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь  для 5 класса. Оборудование и материалы: магнитофон, компьютер, мультимедийная  установка  акварель, гуашь, кисти, лист А­4, карандаш, вырезанные формы  посуды из картона: кувшин, вазы различной формы, тарелка, чайник Ход урока І. Организационный момент ­Учитель.  Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? ІІ. Сообщение темы и цели урока Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела: Голубыми, синими, нежными, красивыми. ­Это гжель. Кто придумал это слово,  Это слово немудрено Жгелью раньше гжель звалась, Была пестрой, а сейчас –  Это чудо синее На блюдечке раскинуто. Раз мазок, два мазок, Завиток и точки… Расцветут на белой глине Синие цветочки. Демонстрация презентации с изображением гжельской керамики под  музыку. ІІІ. Вводная  беседа учителя 1. Беседа об истории развития Гжельской керамики, о слиянии промысла с  художественной промышленностью. 2.Знакомство с особенностью гжельской росписи. Давным­давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили  первобытные люди, кто­то однажды взял в руки глину и заметил, как она  мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок.  Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много  времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности  обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его  берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили  воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не  только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы... Маленькие,  большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма  была то простая, то замысловатая. Глиняную  посуду назвали   керамикой. Это слово произошло от греческого  «керамос», что значит глина. Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, ­ майолика. Фаянсовая посуда ­ из белой глины. А вот фарфор ­ тонкий, звучащий ­  делают из необыкновенно белой глины  Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских  мастеров. ГЖЕЛЬ (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов  Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. Фарфоровые чайники, подсвечники. Часы,  Животные и птицы невиданной красы.  Деревня в Подмосковье прославилась, теперь  Известно всем в народе ее названье ­ Гжель.  Гордятся в Гжели жители небесной синевой  Не встретите на свете вы красоты такой.  Голубизну небесную, что сердцу так мила  Кисть мастера, на чашку, легко перенесла.  У каждого художника есть свой узор любимый.  И в каждом отражается сторонушка родимая.  Ее трава шелковая, ее цветы весенние  И мастерство волшебное, достойно восхищения. Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и  животных, украшенные синей росписью. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском  искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да прежде всего ­ своим цветом. Он всегда одинаков: бело­ синий. Сами  гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее­синее. Вот  и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Сине­голубые Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре ­ Синяя купель.  Это называется Просто роспись… (гжель). Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из­под белого снежочка Растут синие цветочки. Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели. Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получилась роспись! Самый излюбленный узор ­ гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана  тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы  разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей. Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от  других. Это квасники ­ декоративные кувшины с кольцевидным туловом,  высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на  четырех округлых ножках; кумганы ­ подобные же сосуды, но без сквозного  отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки­шутихи («напейся ­ не  облейся»), блюда, тарелки и др. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные ­  веселые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться  ею.          ІV. Показ приемов работы ­А сейчас мы с вами попробуем рисовать различные элементы и узоры  гжельской керамики. Посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу. Необходимо положить на  палитру синюю краску (ведь мастера гжели выполняют свои росписи  кобальтовой краской); смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так,  чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски  одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на  бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого  синего цвета к более бледному. Такой же эффект можно получить, если на палитре рядом будут лежать синяя и белая краски, а кисточка возьмет на одну свою сторону белила, а на другую  – синюю краску ( показываю переход оттенков при выполнении мазка).I Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно  приподнимаясь над бумагой, – концом.  (Учащиеся повторяют движения, учатся рисовать элементы, узоры) V. Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся   выбирают   одну   из   картонных   форм   понравившейся   посуды, обводят на своих листах, вырезают и   расписывают данное изделие. В это время  демонстрируется мультимедийная презентация и тихо звучит музыка. VІ. Индивидуальная работа с учащимися Контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи  учащимся, испытывающим затруднения; контроль объема и качества  выполненной работы. VІІ. Подведение итогов. Выставка работ.  Вопросы на закрепление темы Давайте найдем самые интересные по форме предметы. – Что сумел найти автор необычного в форме этой посуды?  Теперь  рассмотрим украшение.  – Какие работы вам больше понравились? Почему? – В какой из работ наиболее яркая гжельская роспись и роза? Какая? – Кому по душе нежный рисунок? Почему? VIII. Домашнее задание. Рассмотреть посуду:  какая у нее форма, роспись, материал.  Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная,  сувенирная).

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе  на тему "Гжельская керамика"

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе  на тему "Гжельская керамика"

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе  на тему "Гжельская керамика"

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе  на тему "Гжельская керамика"

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе  на тему "Гжельская керамика"

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе  на тему "Гжельская керамика"

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Гжельская керамика"

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе  на тему "Гжельская керамика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018