Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)
Оценка 4.7

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
08.04.2019
Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)
На данном уроке продолжается изучение творчества В.А.Жуковского. К этому времени учащиеся уже знакомы с биографией писателя, особенностями его творческого метода, а также познакомились с определением романтизма, повторили определения элегии и баллады. В связи с этим на уроке проводится небольшой индивидуальный опрос на повторение в начале урока, чтобы учащиеся могли в последующей работе опираться на эти знания. Урок всецело посвящен анализу баллады В.А.Жуковского «Светлана». С историей создания этой баллады учащихся знакомит учитель, чтобы учащиеся могли увидеть отличия предложенной баллады от европейской, а также от перевода немецкой баллады. Учащимся предлагается зафиксировать в первой части урока характерные признаки баллады, чтобы в последующей части найти эти черты в произведении. Данный урок несет на себе ретроспективный характер, т.е. учащиеся повторяют раннее изученные понятия, определения, что развивает долговременную память, совершенствует навыки анализа стихотворного текста.
Литература Жуковский. Светлана.doc
Тип урока: урок изучения нового материала, обзорный урок. Тема урока: «Творчество В.А.Жуковского. Баллада «Светлана». Цель: углубить представления о роли баллады в творчестве В.А.Жуковского, сделать анализ баллады  «Светлана»; Задачи:  I  .Обучающие:      1)Познакомить учащихся с историей создания баллады В.А.Жуковского «Светлана»; 2)Определить характерные признаки жанра на примере изучаемой баллады; 3)Повторить сведения учащихся о таких понятиях как: экспозиция, завязка, развязка, кульминация;  4)Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста (баллады); 5)Совершенствовать умение создавать устное высказывание диалогического характера путем участия в репродуктивной беседе. II   .Развивающие:  1)Совершенствовать устную связную речь (репродуктивная беседа, индивидуальный опрос); 2)Способствовать развитию воображения, аналитических способностей (через анализ баллады); 3)Содействовать развитию у  учащихся поисковых способностей, быстрой ориентации в тексте. III   .Воспитательные: 1)Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответов товарищей; 2)Воспитывать у учащихся  аккуратность в оформлении письменных работ. Список литературы:  1)Литература. 9класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 1 / [В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин,  И.С. Збарский; под ред.  В.Я.Коровиной. – 17­е изд.– М.: Просвещение, 2010. – 399с. 2)Уроки литературы в 9 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева,О. А. Ерёмина. – 2е  изд. – M. : Просвещение,  2011. – 384с. 3)Серёгина О.С. Создаем конспект урока (современный конспект урока как речевое произведение): Учебное пособие. – Новокузнецк: РИО КузГПА,  2005. – 91с. Оборудование:  1. Учебник литературы (9 класс, В.Я. Коровиной). 2. Проектор. 3. Доска. Этапы урока I.Органи за­ ционный  этап. II.  Повторе ние  изученно го  материал а.  Метод: слово учителя Приём: приветственное слово, ведущее слово  ­ Здравствуйте.  Я рада вас приветствовать на этом уроке. Начинаем  урок. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Василия  Андреевича Жуковского. И подробнее мы остановимся на его  балладе «Светлана». Запишите дату и тему урока: Творчество  В.А.Жуковского. Баллада «Светлана». Метод: слово учителя, опрос Прием: ведущее слово, индивидуальный опрос   ­  На   прошлом   уроке   мы   с   вами   познакомились   с   новым литературным   направлением.   Назовите   определение   романтизма. Власов Кирилл, пожалуйста.    ­   Хорошо.   Вспомните   жанры,   свойственные   для   романтических произведений Жуковского?   ­ Назовите баллады, которые вы уже изучали? Дайте определение жанру баллады. III.  Изучени е нового  материал а. Метод: слово учителя Прием: ведущее слово, сообщающее слово  ­ Сегодня мы будем подробно анализировать балладу «Светлана»,  текст которой вы должны были прочитать дома.   ­ А сначала мы познакомимся с историей создания этого  произведения.   ­ В. А. Жуковский считается одним из отцов русского романтизма.  Деятельность учителя Деятельность ученика Пр им. Слушание Глобальное, оценочное, нерефлексивное слушание Письмо Образец записи в тетради Двадцать пятое октября Творчество В.А.Жуковского. Баллада «Светлана» Слушание  Глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание Говорение  Образец устного ответа ученика: Романтизм – одно из крупнейших направлений в русской и  европейской, а также американской литературе конца 18  первой половины 19 века. Главным предметом  изображения становится человек, личность.  Основными жанрами являются элегия и баллада. Мы в  среднем звене изучали баллады «Кубок» и «Лесной царь». Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого  чаще всего лежит необычный случай, предание или  таинственное происшествие. Слушание  Глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание Благодаря его замечательным переводам, отечественным читателям   стали известны творения европейских романтиков. В 1808 году   Жуковский перевел балладу немецкого поэта Готфрида  Августа   Бюргера «Ленора», переименовав главную героиню в Людмилу.  Перевод имел успех,  но Жуковский продолжал разрабатывать  немецкий сюжет, все больше  приближая его к русской  действительности. В 1812 году поэт  закончил одну из самых  знаменитых своих баллад ­ «Светлана».    ­ Созданная по мотивам произведения Бюргера, «Светлана»,  безусловно, может считаться оригинальным творением Жуковского,  потому что усилен национальный колорит, который создается  деталями быта и картинами русской природы. Поэтому «Светлана»  была воспринята читателями как подлинно народное, русское  произведение. Она была построена на широкой и устойчивой  народной основе: здесь и гадания, приметы, обрядовые песни, и  народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных  сказок. Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А.Жуковского  Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой (сестре  М.А. Протасовой), и преподнесена автором в качестве свадебного  подарка.  ­ Чтобы анализировать балладу, нужны определенные критерии.  Внимание на слайд. Здесь представлены характерные признаки  баллады. Запишем их, пожалуйста.  Характерные признаки жанра баллады 1. Наличие фабульной  основы, сюжета. 2. Напряжённый драматический, таинственный или  фантастический сюжет. 3. Рассказ о поражении или победе человека в его борьбе с судьбой. 4. Символический характер пространства и времени 5. Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых  сил. 6. Нередко (но не обязательно) присутствие фольклорного начала. Однако в русском фольклоре нет аналога европейским народным  Сл айд №  1. Письмо Образец записи в тетрадях учеников:    Характерные признаки жанра баллады 1. Наличие фабульной  основы, сюжета. 2. Напряжённый драматический, таинственный или  фантастический сюжет. 3. Рассказ о поражении или победе человека в его борьбе с  судьбой. 4. Символический характер пространства и времени 5. Непредвиденное вмешательство сверхъестественных,  роковых сил. балладам. Ближе всего им исторические песни, но в них нет фантастики. Поэтому баллада в русской поэзии  стала чисто литературным жанром. Метод: слово учителя Прием: ведущее слово  ­ Хорошо. Записанные вами признаки помогут нам при анализе  произведения Жуковского, к которому мы сейчас и обратимся.  Метод: слово учителя, чтение Прием: ведущее слово, озвученное выразительное чтение  ­ Дома вы должны были прочитать балладу «Светлана». Кто не  прочитал? Сейчас у вас будет возможность это исправить.  Открываем учебник на 132­ой странице. Будем читать по три  строфы. Читаем громко и выразительно. Первые строфу прочту я.  Внимательно слушаем, следим. IV.  Анализ  произвед ения.  6. Нередко (но не обязательно) присутствие фольклорного  начала. Слушание  Глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание Текст баллады: Светлана Раз в крещенский вечерок    Девушки гадали: За ворота башмачок,    Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном    Слушали; кормили Счетным курицу зерном;    Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой,    Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад    Песенки подблюдны. ­ Продолжает Ангелина. Все следим. Хорошо, спасибо. Кирилл  Чтение (озвученное выразительное) продолжает. Данил. Ваня. Анна. Всё спасибо.  Метод: слово учителя, беседа,  чтение, анализ лирического  произведения Прием: ведущее слово, репродуктивная беседа, озвученное  чтение, комплексный анализ лирического произведения  ­ О чем повествует данная баллада? Понравилась ли она вам? Чем  именно?   ­ Фабульная основа сюжета состоит из пяти элементов. Вспомните  определения  экспозиции, завязки, развития действия, кульминации,  развязки. Также найдем их в тексте.  Хорошо.  Слушание  Глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание Письмо Образец записи в тетрадях учеников: Девушки гадают в крещенский вечер. Подруги просят  грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она   гадает на милого, глядясь в зеркало. К ней является  жених и увозит ее венчаться. Неожиданно жених, сани и  кони исчезают, и Светлана оказывается одна у  незнакомой хижины. В избе Светлана видит своего  жениха в гробу. Светлана пробуждается от страшного  сна, и милый друг возвращается к ней.  Говорение, чтение (озвученное)  Образец устного ответа ученика: Экспозиция – ввод в действие, короткий рассказ о  событиях, предшествующих возникновению конфликта.  Завязка ­ экспозиция перерастает в завязку.  Развязка – это часть, в которой подводится итог.  Кульминация – это пик напряжения действия.  Развязка – это завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому  образному завершению конфликт произведения. Экспозиция­ действие происходит в избе в крещенский  вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего  суженого. Завязка – Светлана грустит, она рассказывает  подружками своей печали, оставшись одна, садится к  зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха. Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет  по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви,  то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец ­ Каков символический характер пространства и времени в балладе?  ­ Каким предстает нам сюжет: таинственным или фантастическим?  Найдите в тексте и прочитайте, пожалуйста, строки, передающие  фантастическое начало.   ­ В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил?  ­ В народе  белая голубка – символ счастья, любви, нежности,  защиты, символ благословения господа. А какие еще птицы встречаются в балладе?  ­ Как вы думаете, какую символику они на себе несут? Метод: слово учителя, беседа, чтение Прием: ведущее слово, сообщающее слово, репродуктивная  жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять  видит гроб… Кульминация – мертвец в гробу – ее жених. Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым Действие происходит между явью и сном. Поэтому  границы пространства расширяются. Во время гадания  Светлана засыпает, все страхи оказываются сном В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья.  Светлана грустит из­за длительной разлуки с женихом, в  полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет  узнать, как скоро он к ней вернется. В состоянии  полудремы ей кажется, что жених приезжает и увозит  ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они  приезжают в уединенную хижину, в которой она видит  гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених.  Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от  мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы  отменяются в своей действительности пробуждением  героини. В яви жених здоров и невредим, баллада  оканчивается счастливо. Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает  девушку от мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами.  Как она просыпается и возвращается к исходной  реальности. Встречается петух – некий часовой, заступник, ворон –  предсказатель плохого, страшного. беседа, озвученное чтение  ­ Обычно герой баллады чувствует над собой власть высших  таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной  дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и  душу героя. Он находится и под покровом всегда готового защитить  его и прийти к нему на помощь Творца. В балладе «Светлана»  торжествуют народные начала, носителе которых выступает сама  героиня. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки,  открытой любви, верной народно­религиозным идеалам и  радующейся счастью жить. ­ Опираясь на вышесказанное, более подробно рассмотрим сам текст  баллады. Как вы думаете, почему именно с описания крещенского  гадания начинается баллада?   ­ Крещенские вечера это середина января, самые суровые морозы.  Но с другой стороны, в это время соединялись христианские и  языческие обычаи. Вы что­нибудь знаете о них? Кто может  рассказать?  Верно. До сих пор в России в этот период молодые девушки  забавляются, гадая на жениха, молодёжь ходит колядовать,  наряжаясь в различные страшные костюмы.  ­ Почему не испытывает веселья Светлана?  ­ Выделите в тексте слова и фразы, которые помогают нам понять  настроение Светланы? Как изображается душевное состояние  героини? Подтверди примерами из текста. Слушание  Глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание Говорение Образец устного ответа ученика: Потому что цель Жуковского – создать героиню с  богатым внутренним миром, который будет неразрывен с  народными обычаями Самое яркое событие зимой – Святки, Рождество и  Крещение, когда можно было не только  показать себя  как человека верующего, но и задорно, от души  повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том,  насколько хорошо будет складываться жизнь в браке. Она обручена, это время ожидания замужества, время  перемен, это всегда волнительно. Впереди –  неизвестность, нет точных ответов на  вопросы: Как  сложится ее жизнь в замужестве? Как сложатся  отношения с мужем? Будет ли он любить ее? Что ее  ждет: счастье или несчастье? Говорение, чтение (озвученное)  Образец устного ответа ученика: Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный  огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и  т.д.  («…входит с трепетом в слезах…», «…сердце вещее дрожит… В ней душа как ясный день; тяжко ноет грудь…Светланин дух Смутен сновиденьем… Сердце вещее дрожит; Робко дева говорит» ­ В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них –  дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? ­ До Жуковского героев баллад дорога вела из сумерек, из тьмы в  еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского? Дорога – традиционный образ путешествия по каким­либо пространствам, но и сама жизнь человека. ­  Каким образом Жуковский смог преобразовать жанровую  особенность баллады: заменить трагедию – счастливым завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев  баллад – надеждой на радостную, полную любви жизнь? ­Следующие   образы,   которые   помогают   осмыслить   балладу   –   это птицы. Почему ворон не так страшен Светлане и почему защитником выбран голубь? ­ Присутствие голубка сменяет на рассвете петух. В этот момент Светлана просыпается, и мы понимаем, что наяву ничего плохого не случилось. Вера Светланы в бога спасла ее от трагического конца ­ это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень   важно   было   показать   твердость   духа   Светланы,   ведь   она героиня русской баллады.  Жуковский вел героиню через сумерки, темноту, метель,  смятение чувств к свету, к счастливому завершению  путешествия. Все неспокойные события произошли во сне. Жуковский  отделил реальность от нереальности, чего не было в  других балладах Ворон является во сне, поэтому пророчество не так  страшно. Светлана верит в Бога, верит, что он ее защитит через  посланника ­ голубя. ­ Еще один символ – свет. Что можно сказать про него? Найдите в  тексте строки, описывающие данный символ.  ­ Обратите внимание, что имя героини тоже содержит корень свет. Это славянское имя произошло от прилагательного «светлая». Автор неслучайно нарек так свою героиню. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта вера не дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждении, к любимому суженому. ­ Какими нравственными чертами автор наделяет героиню? Хорошо,  тогда самое время ответить на вопрос, почему баллада имеет  счастливый финал, при таком мрачном содержании?  ­ Спасибо, хорошо. Так мы с вами проанализировали данную  балладу с точки зрения ее жанра, композиционных особенностей,  системы образов. V.  Запись  домашне го  задания.  VI.  Подведе ние  итогов. Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя  ­ Дома вам  нужно будет выучить фрагмент баллады «Светлана»  наизусть (от начала до слов «сядет он за свой прибор ужинать с  тобою». И прочитать комедию А.С. Грибоедова 2горе от ума».  Доклад о жизни и творчестве А.С. Грибоедова готовит Матвеев  Дмитрий. Кто не понял, что нужно сделать дома? Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово учителя  ­ На сегодня наша работа закончена.  ­ Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального  характера русской девушки? Почему?  ­ Критик В.Г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы,  сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший  Свет несет добро, защиту. Света в балладе Жуковского  много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким  огоньком. И пробивающимся сквозь метель. И  искрящимся. И исходящим от луны, даже имя героини  отождествляется со светом. Верность, доброта, простота, доверчивость,  религиозность, покорность. Потому что благодаря своим верным качествам  Светлана награждена за покорность, терпение, Веру в  Бога, надежду на Его помощь. Письмо  Образец записи в дневниках тетрадях учеников: Учить фрагмент баллады «Светлана» до «сядет он за  свой прибор ужинать с тобою». Читать «Горе от ума».  Говорение Образец устного ответа ученика: В балладе «Светлана» побеждает добро, торжествуют  народно­религиозные начала. Жуковский раскрыл в своем  произведении характер русской девушки, открытой и  сердечной, чистой, радующейся жизни. Светлана  достойна счастья, потому что в ней «душа – как ясный  день…» ей Америку романтизма в поэзии…» Согласны ли вы с этим  утверждением, что даёт основания вам это утверждать? Творчество В.А.Жуковского сблизило европейский  романтизм с русскими фольклорными традициями,  способствовало развитию жанра баллады на русской  почве/

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)

Разработка урока по литературе на тему "В. А. Жуковский "Светлана" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019