разработка урока по литературе "Преступление или вынужденный поступок?" по Ф.М. Достоевкому

  • Разработки курсов
  • docx
  • 23.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной разработке по литературе поднимается проблема, которую предложено решить обучающимся - совершил Раскольников преступление или это был вынужденный поступок? На уроке использованы различные методы и формы работы, которые помогут учителю и обучающимся ответить на этот вопрос. В разработке есть все материалы для дискуссии и продуктивной работы учеников.
Иконка файла материала Преступление и наказание. Преступление или вынужденный поступок..docx
Урок литературы в 10 классе Автор: Савельев Владимир Сергеевич Курс: Русская литература 20 века Раздел: Литература второй половины XIX  века  Тема: Преступление или вынужденный поступок?  Учебно­методическое обеспечение:   авторский медиапродукт: презентация эпизоды произведения Достоевского «Преступление и наказание»; Время реализации занятия: 45 минут Цель урока:   определить основную мысль автора, выявить его точку зрения развивать связную и монологическую речь учащихся Образовательные  1. познакомиться с особенностями произведения, изучить основные мотивы Развивающие: 1. Развивать умение анализировать, делать выводы. 2. Развивать навыки работы учащихся в группе. 3. Развитию навыки владения речью. Воспитывающие:  1. Актуализировать личностный опыт учащихся (в разрезе данной темы урока). Обратить их внимание на символику цвета. Проблемный вопрос: 1. Ваше понимание преступления как поступка. 2. Каков смысл преступления в романе Достоевского? 3. Что на самом деле совершил главный герой: преступление или проступок? Тип урока: комбинированный Форма урока: урок­исследование, проблемно­эвристический урок Формы обучения: самостоятельная работа   фронтальная работа  групповая работа№ п/п Этапы  занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 Организационный момент. Целеполагание. Эвристическая беседа на актуализацию личностного опыта  учащихся (в разрезе темы урока) Постановка основного проблемного вопроса урока Проблемно­эвристическая   беседа   с   опорой   на   имеющиеся знания и личностное восприятие. Решение проблемной задачи  Работа в группах: обсуждение и формулировка общих выводов. Выступление и обсуждение Рефлексия. Заключительное слово учителя Задание на дом. Оборудование: ОС Windows, мультимедийный проектор, презентация Временная  реализация 1 минута 4 минуты 1 минута 14 минут 22 минуты 1 минута 1 минута 1 минута Методы:  Объяснительно­иллюстративные  Частично  ­ поисковые  Проблемно­эвристические  Когнитивный Ход урока: Организационный момент. Целеполагание (см. слайд№1, на слайде цель урока). Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к понятию «преступление». Попытаемся раскрыть значение этого понятия, что скрыто за этим словом именно в произведении Достоевского. Обращение   к   теме   урока (см.   слайд№2,   на   слайде   тема   урока,   портрет Достоевского). Тема нашего урока «Преступление или вынужденный  поступок? в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»». Эвристическая беседа на актуализацию личностного опыта обучающихся.  ­ как вы понимаете слово «преступление»? (Ответы учащихся. Тезисная фиксация на доске ответов).  (после ответов учащихся учитель выводит на слайд выдержку из энциклопедии)  Учитель: ПРЕСТУПЛЕНИЕ — виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания (ст. 14 УКРФ). Это наиболее опасное для общества деяние, прямо предусмотренное уголовным законом. (слайд № 3)  ­ как вы понимаете слово «поступок»? (Ответы учащихся, тезисная фиксация на доске ответов). (после ответов учащихся учитель выводит на слайд выдержку из энциклопедии) Учитель: итак,   мы   узнаем   из   научной   литературы,   что   «поступок» — сознательное оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность — в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Личностная форма поведения, в коей   производится   самостоятельный   выбор   целей   и   способов   поведения,   часто противоречащий общепринятым правилам. Поступок — основная единица поведения социального.   В   нем   проявляется   и   формируется   личность   человека.   Реализации поступка   предшествует   внутренний   план   действия,   где   представлено   сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий.  Постановка основного проблемного вопроса урока. Организация групповой исследовательской работы  Учащиеся делятся на 2 группы. Группа 1 разбирает эпизод преступления и находит оправдание   главному   герою,   2   группа   разбирает   эпизод   преступления   и   находит моменты именно самого преступления. (учащиеся работают в группах в течение 10 минут) Учитель: итак, сейчас мы заслушаем аргументы каждой группы. (учащиеся зачитывают, что им удалось найти и обнаружить)  Рабочий момент урока – дискуссия Учитель:  можно ли оправдать главного героя Раскольникова за его поступок или нет, был ли он вынужденным или его можно было избежать? Учитель:  (не смотря на ответы учащихся – преступление или поступок) Почему Раскольников скрыл свой поступок?  (Ответы учащихся: страх, шоковое состояние, личная выгода) Учитель:  давайте,   ребята,   подойдем   к   ответу   с   другой   стороны:   сотни   лет человечество пытается ответить на вопрос: что такое вера, что значит для человека вера   в   Бога?   нужны   ли   человеку   нравственные   заповеди?   И   до   сих   пор   нет однозначного ответа. Величайший писатель нашей страны Ф.М. Достоевский тоже искал ответы на эти вопросы. Роман «Преступление и наказание» ­ это его ответы. Амы   на   уроке   продолжаем   искать   свой   ответ   на   наш   вопрос:   преступление   или вынужденный   поступок?   Каждый   из   нас   должен   высказать   свою   точку   зрения, показать умение доказывать свою позицию. (Учитель предлагает учащемуся прочитать стихотворение) Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Наш век» Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует... Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием палим и иссушен. Невыносимое он днесь выносит... И сознает свою погибель он, И жаждет веры… но о ней не просит. Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как ни скорбит перед замкнутой дверью: «Впусти меня! – Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..» Учитель. – О каком веке идет речь? ­ Если бы мы не знали, что стихотворение написано в 19 веке, могли бы мы это определить точно? Почему? ­ Актуальны ли строчки этого стихотворения сейчас? (Ответы учащихся). Учитель. В уста какого героя романа мы могли бы вложить последние строки этого стихотворения? (ответы учащихся) Учитель. Итак, Родион Раскольников… Что же подтолкнуло героя к преступлению? (ответы учащихся). (учащиеся   должны   прийти   к   выводу,   что   мотив   поступка   и   ситуация, определение понятий «преступление» и «поступок» дают картину для того, что главным   героем   было   совершено   именно   преступление,   но   преступление вынужденное). Рефлексия. Учитель: каково ваше отношение к преступлению, извлекли ли вы что­ то полезного для себя из произведения? Домашнее задание: подготовиться к сочинению по произведению