Разработка урока по литературе "Преступление или вынужденный поступок?" по Ф.М. Достоевкому
Оценка 4.7

Разработка урока по литературе "Преступление или вынужденный поступок?" по Ф.М. Достоевкому

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
русская литература
10 кл
23.01.2017
Разработка урока по литературе "Преступление или вынужденный поступок?" по Ф.М. Достоевкому
В данной разработке по литературе поднимается проблема, которую предложено решить обучающимся - совершил Раскольников преступление или это был вынужденный поступок? На уроке использованы различные методы и формы работы, которые помогут учителю и обучающимся ответить на этот вопрос. В разработке есть все материалы для дискуссии и продуктивной работы учеников.
Преступление и наказание. Преступление или вынужденный поступок..docx
Урок литературы в 10 классе Автор: Савельев Владимир Сергеевич Курс: Русская литература 20 века Раздел: Литература второй половины XIX  века  Тема: Преступление или вынужденный поступок?  Учебно­методическое обеспечение:   авторский медиапродукт: презентация эпизоды произведения Достоевского «Преступление и наказание»; Время реализации занятия: 45 минут Цель урока:   определить основную мысль автора, выявить его точку зрения развивать связную и монологическую речь учащихся Образовательные  1. познакомиться с особенностями произведения, изучить основные мотивы Развивающие: 1. Развивать умение анализировать, делать выводы. 2. Развивать навыки работы учащихся в группе. 3. Развитию навыки владения речью. Воспитывающие:  1. Актуализировать личностный опыт учащихся (в разрезе данной темы урока). Обратить их внимание на символику цвета. Проблемный вопрос: 1. Ваше понимание преступления как поступка. 2. Каков смысл преступления в романе Достоевского? 3. Что на самом деле совершил главный герой: преступление или проступок? Тип урока: комбинированный Форма урока: урок­исследование, проблемно­эвристический урок Формы обучения: самостоятельная работа   фронтальная работа  групповая работа № п/п Этапы  занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 Организационный момент. Целеполагание. Эвристическая беседа на актуализацию личностного опыта  учащихся (в разрезе темы урока) Постановка основного проблемного вопроса урока Проблемно­эвристическая   беседа   с   опорой   на   имеющиеся знания и личностное восприятие. Решение проблемной задачи  Работа в группах: обсуждение и формулировка общих выводов. Выступление и обсуждение Рефлексия. Заключительное слово учителя Задание на дом. Оборудование: ОС Windows, мультимедийный проектор, презентация Временная  реализация 1 минута 4 минуты 1 минута 14 минут 22 минуты 1 минута 1 минута 1 минута Методы:  Объяснительно­иллюстративные  Частично  ­ поисковые  Проблемно­эвристические  Когнитивный Ход урока: Организационный момент. Целеполагание (см. слайд№1, на слайде цель урока). Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к понятию «преступление». Попытаемся раскрыть значение этого понятия, что скрыто за этим словом именно в произведении Достоевского. Обращение   к   теме   урока (см.   слайд№2,   на   слайде   тема   урока,   портрет Достоевского). Тема нашего урока «Преступление или вынужденный  поступок? в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»». Эвристическая беседа на актуализацию личностного опыта обучающихся.  ­ как вы понимаете слово «преступление»? (Ответы учащихся. Тезисная фиксация на доске ответов).  (после ответов учащихся учитель выводит на слайд выдержку из энциклопедии)  Учитель: ПРЕСТУПЛЕНИЕ — виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). Это наиболее опасное для общества деяние, прямо предусмотренное уголовным законом. (слайд № 3)  ­ как вы понимаете слово «поступок»? (Ответы учащихся, тезисная фиксация на доске ответов). (после ответов учащихся учитель выводит на слайд выдержку из энциклопедии) Учитель: итак,   мы   узнаем   из   научной   литературы,   что   «поступок» — сознательное оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность — в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Личностная форма поведения, в коей   производится   самостоятельный   выбор   целей   и   способов   поведения,   часто противоречащий общепринятым правилам. Поступок — основная единица поведения социального.   В   нем   проявляется   и   формируется   личность   человека.   Реализации поступка   предшествует   внутренний   план   действия,   где   представлено   сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий.  Постановка основного проблемного вопроса урока. Организация групповой исследовательской работы  Учащиеся делятся на 2 группы. Группа 1 разбирает эпизод преступления и находит оправдание   главному   герою,   2   группа   разбирает   эпизод   преступления   и   находит моменты именно самого преступления. (учащиеся работают в группах в течение 10 минут) Учитель: итак, сейчас мы заслушаем аргументы каждой группы. (учащиеся зачитывают, что им удалось найти и обнаружить)  Рабочий момент урока – дискуссия Учитель:  можно ли оправдать главного героя Раскольникова за его поступок или нет, был ли он вынужденным или его можно было избежать? Учитель:  (не смотря на ответы учащихся – преступление или поступок) Почему Раскольников скрыл свой поступок?  (Ответы учащихся: страх, шоковое состояние, личная выгода) Учитель:  давайте,   ребята,   подойдем   к   ответу   с   другой   стороны:   сотни   лет человечество пытается ответить на вопрос: что такое вера, что значит для человека вера   в   Бога?   нужны   ли   человеку   нравственные   заповеди?   И   до   сих   пор   нет однозначного ответа. Величайший писатель нашей страны Ф.М. Достоевский тоже искал ответы на эти вопросы. Роман «Преступление и наказание» ­ это его ответы. А мы   на   уроке   продолжаем   искать   свой   ответ   на   наш   вопрос:   преступление   или вынужденный   поступок?   Каждый   из   нас   должен   высказать   свою   точку   зрения, показать умение доказывать свою позицию. (Учитель предлагает учащемуся прочитать стихотворение) Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Наш век» Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует... Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием палим и иссушен. Невыносимое он днесь выносит... И сознает свою погибель он, И жаждет веры… но о ней не просит. Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как ни скорбит перед замкнутой дверью: «Впусти меня! – Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..» Учитель. – О каком веке идет речь? ­ Если бы мы не знали, что стихотворение написано в 19 веке, могли бы мы это определить точно? Почему? ­ Актуальны ли строчки этого стихотворения сейчас? (Ответы учащихся). Учитель. В уста какого героя романа мы могли бы вложить последние строки этого стихотворения? (ответы учащихся) Учитель. Итак, Родион Раскольников… Что же подтолкнуло героя к преступлению? (ответы учащихся). (учащиеся   должны   прийти   к   выводу,   что   мотив   поступка   и   ситуация, определение понятий «преступление» и «поступок» дают картину для того, что главным   героем   было   совершено   именно   преступление,   но   преступление вынужденное). Рефлексия. Учитель: каково ваше отношение к преступлению, извлекли ли вы что­ то полезного для себя из произведения? Домашнее задание: подготовиться к сочинению по произведению

Разработка урока по литературе "Преступление или вынужденный поступок?" по Ф.М. Достоевкому

Разработка урока по литературе "Преступление или вынужденный поступок?" по Ф.М. Достоевкому

Разработка урока по литературе "Преступление или вынужденный поступок?" по Ф.М. Достоевкому

Разработка урока по литературе "Преступление или вынужденный поступок?" по Ф.М. Достоевкому

Разработка урока по литературе "Преступление или вынужденный поступок?" по Ф.М. Достоевкому

Разработка урока по литературе "Преступление или вынужденный поступок?" по Ф.М. Достоевкому

Разработка урока по литературе "Преступление или вынужденный поступок?" по Ф.М. Достоевкому

Разработка урока по литературе "Преступление или вынужденный поступок?" по Ф.М. Достоевкому
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017