Разработка урока по литературному чтению 3 класс по УМК "Школа 2100" Тема: И. ТУРГЕНЕВ. «ГОЛУБИ». СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством И. Тургенева; ввести понятие «стихотворение в прозе»; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности к образным средствам языка; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение произведения; воспитывать любовь к русской природе. Оборудование: портрет И. Тургенева; ребус; схема «Стихотворение»; книги И. Тургенева.
Иконка файла материала Тема.doc19.doc
Т е м а : И. ТУРГЕНЕВ. «ГОЛУБИ».  СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ Цели   урока:  познакомить   учащихся   с   творчеством   И.   Тургенева;   ввести понятие   «стихотворение   в   прозе»;   развивать   навыки   выразительного   чтения, творческие   способности   к   образным   средствам   языка;   развивать   умение выражать   свои   чувства   по   отношению   к   прочитанному,   видеть   настроение произведения; воспитывать любовь к русской природе. О б о р у д о в а н и е :   портрет   И.   Тургенева;   ребус;   схема   «Стихотворение»; книги И. Тургенева.  Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1 .   В ы с т а в к а   р и с у н к о в   «Красное лето». Звучит запись песни Е. Крылатова, Ю. Энтина «Песенка о лете». 2 .   Ч т е н и е   о б р а з н ы х   в ы р а ж е н и й   из   ранее   прочитанных произведений,   которые   поэты   и   писатели   используют   для   описания   летней природы. «Брезжит свет», «сонные березки», «ярким перламутром», «шелковые косы», «зеленоватый рассвет», «росистая влага» и т. д. – Подберите образные выражения к рисункам о летней природе. III. Сообщение темы урока. – Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями о летней природе. Мы   познакомимся   с   творчеством   Ивана   Тургенева.   Знакомо   ли   вам   имя автора? – Иван Тургенев – «взрослый» писатель. Он никогда не писал для детей. Нам предстоит подумать, почему же авторы учебника включили его произведение в свою книгу. Прочитайте ребус и вы узнаете, как называется это произведение. («Голуби».)IV. Изучение нового материала. 1 .   Р е ч е в а я   м и н у т к а . – Прочитайте, соблюдая знаки препинания. Снится ночью пауку Чудо­юдо на суку: Длинный клюв и два крыла, Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это … (птица). 2 .   О п р е д е л е н и е   ж а н р а   произведения И. Тургенева «Голуби». – Просмотрите текст «Голуби». – Как вы думаете, какое по жанру это произведение? Почему? (Может быть это рассказ, так как это короткое произведение, проза). –  Прочитайте   пояснение   в   скобках   после   названия. Что вас удивило? (Проза является одновременно стихотворением.) – Произведение «Голуби» – стихотворение в прозе. Что же это значит? – Вспомните, что должно присутствовать в стихотворении? 3.  П е р в и ч н о е   ч т е н и е   произведения   заранее   подготовленными учащимися. – Объясните значение слов и выражений: Назревала великая гроза – начиналась гроза. Межа – граница между участками земли; она не вспахана. Смутно было на душе – беспокойно, тревожно. Томленье – (глагол «томить») – мучить, изнурять. Рьяный ливень – очень сильный. Голубь потонул за лесом – быстро исчез. – Какое время года описывает автор? – Какие картины вы увидели, когда читали произведение? – Какие признаки стихотворения вы почувствовали, читая это произведение?–  В   данном   произведении   есть   ритм,   настроение,   интонация,   мелодия,   но отсутствует рифма. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Голодно, холодно, Галки, воробьи! Голодно, голуби – Гуленьки мои! Прилетайте в гости, Полны у нас горсти. Клюйте, гостюйте, Не пугайтесь, клюйте! Гуль­гуль­гуль! Е. Благинина 4 .   А н а л и з   п р о и з в е д е н и я  И. Тургенева «Голуби». – Прочитайте первое предложение. Кто скрывается под местоимением «я»? – Какой вид открылся перед рассказчиком? (Ржаное поле.) –  С   чем   автор   сравнивает   ржаное поле? Какие краски он использует? (Спелую рожь автор сравнивает с морем: золотым и посеребренным.) –  Прочитайте второй абзац. В каких словах слышна мелодия?  («Назревала гроза великая».) –  Какое   настроение   возникает   у   вас   при   чтении   этих   строк?  (Тревога, беспокойство.) –  Прочитайте   описание   тучи.   Как   надо   читать   эти   строки?  (Медленно,   с тревогой.) – Как ведут себя птицы? – Прочитайте четвертый абзац. – О чем говорит многоточие? (Долгая пауза, затишье перед грозой.) – Объясните выражение «все изнывало». (Вся природа, все живое.) – Кто же пытался противостоять грозе? (Лист лопуха.) –  Можно   его   назвать   смельчаком?   Как     он   сражается   с   непогодой? (Шепчет и хлопает.) – Прочитайте пятый абзац.– Какие запахи вы почувствовали? (Пахнет полынью.) –  К   кому   обращается   автор?   Какой   прием   использует   рассказчик   для описания грозы? («Золотая змейка» – метафора.) –  Прочитайте   глаголы,   показывающие   начало   грозы.  (Двинься,   покатись, пролейся злая туча.) – С какой интонацией надо прочитать обращение автора к силам природы? (С просьбой, с нетерпением.) – Прочитайте описание голубя, появившегося на фоне грозовой тучи. – Что произошло с птицей? Разве можно «потонуть» за лесом? –  И.  Тургенев,   как   и   в   самом   начале,  «верен   морю»:   голубь   не   исчез,   не пропал, а «потонул». – Как автор описывает начало бури? Почему он пишет: «и пошла потеха»? – Как меняется настроение рассказчика с началом бури?  (Он оживляется, радуется и немного боится.) – Слова какой части речи употребляет И. Тургенев, чтобы показать «потеху» природы? Почему? (Много глаголов.) – Прочитайте описание ветра во время бури. –  Почему   темно­синие   облака   превратились   в   рыжие?  (Свет   молний окрашивает их.) – Чем запахло в воздухе во время бури? (Серой.) –  С   какой   интонацией   (в   каком   темпе)   надо   читать   описание   «потехи» природы? (В быстром темпе.) –  Как   должна   измениться   интонация   на   многоточии?  (Длительная   пауза, темп становится медленнее.) – Где увидел автор голубей, которых наблюдал перед грозой? – Прочитайте описание голубей, спрятавшихся от бури. – Какие чувства у вас возникли при чтении этих строк? –  С   какой   дружбой   сравнивает   рассказчик   дружбу   этих   голубей?  (С лебединой верностью, с настоящей дружбой людей.) – Подберите синоним к выражению «крыло друга». (Плечо друга.) – Почему голуби «нахохлились»? (Намокли и устали.) – Прочитайте последний абзац. – Как надо прочитать первое предложение? (Задумчиво, но радостно, сделав акцент на слове «хорошо».) – А как автор говорит о себе, о своем настроении? (Он грустит, он «один, как всегда». Но он рад за птиц.)–  Почему   меняется   настроение   рассказчика:   в   начале   –   это   «тоскливое томленье», а в конце – «И мне хорошо»? 5 .   В ы р а з и т е л ь н о е   ч т е н и е   произведения «Голуби» И. Тургенева. 6 .   З н а к о м с т в о   с жизнью и творчеством И. Тургенева. – Как вы думаете, одно ли такое стихотворение в прозе у И. Тургенева? – Объясните значение слова «цикл». В литературе цикл – ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами. – Назовите примеры литературных циклов. (У Э. Успенского цикл сказочных повестей о дяде Федоре и его друзьях, у К. Паустовского – цикл рассказов «Мещерская сторона».) – У И. Тургенева таких стихотворений несколько. (Учитель демонстрирует сборник, в который включены «Стихотворения в прозе».) V. Итог урока. – С каким литературным произведением вы сегодня познакомились? – К какому жанру оно относится? – Почему И. Тургенев назвал свое произведение «Голуби»? – Какие чувства у вас возникли при чтении? –  Почему авторы учебника включили это произведение в раздел «Природа летом»? – Что вы можете сказать об авторе – И. Тургеневе? Домашнее задание: рассмотреть иллюстрацию на с. 99 учебника, подобрать строчки   из   текста,   которые   можно   подписать   под   иллюстрацией;   выучить наизусть отрывок стихотворения в прозе «Голуби».