Цели урока: познакомить учащихся с творчеством И. Тургенева; ввести понятие «стихотворение в прозе»; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности к образным средствам языка; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение произведения; воспитывать любовь к русской природе.
Оборудование: портрет И. Тургенева; ребус; схема «Стихотворение»; книги И. Тургенева.
Т е м а : И. ТУРГЕНЕВ. «ГОЛУБИ».
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством И. Тургенева; ввести
понятие «стихотворение в прозе»; развивать навыки выразительного чтения,
творческие способности к образным средствам языка; развивать умение
выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение
произведения; воспитывать любовь к русской природе.
О б о р у д о в а н и е : портрет И. Тургенева; ребус; схема «Стихотворение»;
книги И. Тургенева.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1 . В ы с т а в к а р и с у н к о в «Красное лето».
Звучит запись песни Е. Крылатова, Ю. Энтина «Песенка о лете».
2 .
Ч т е н и е о б р а з н ы х в ы р а ж е н и й
из ранее прочитанных
произведений, которые поэты и писатели используют для описания летней
природы.
«Брезжит свет», «сонные березки», «ярким перламутром», «шелковые косы»,
«зеленоватый рассвет», «росистая влага» и т. д.
– Подберите образные выражения к рисункам о летней природе.
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями о летней природе.
Мы познакомимся с творчеством Ивана Тургенева. Знакомо ли вам имя
автора?
– Иван Тургенев – «взрослый» писатель. Он никогда не писал для детей. Нам
предстоит подумать, почему же авторы учебника включили его произведение в
свою книгу.
Прочитайте ребус и вы узнаете, как называется это произведение.
(«Голуби».)IV. Изучение нового материала.
1 . Р е ч е в а я м и н у т к а .
– Прочитайте, соблюдая знаки препинания.
Снится ночью пауку
Чудоюдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица).
2 . О п р е д е л е н и е ж а н р а произведения И. Тургенева «Голуби».
– Просмотрите текст «Голуби».
– Как вы думаете, какое по жанру это произведение? Почему? (Может быть
это рассказ, так как это короткое произведение, проза).
– Прочитайте пояснение в скобках после названия. Что вас удивило?
(Проза является одновременно стихотворением.)
– Произведение «Голуби» – стихотворение в прозе. Что же это значит?
– Вспомните, что должно присутствовать в стихотворении?
3.
П е р в и ч н о е ч т е н и е произведения заранее подготовленными
учащимися.
– Объясните значение слов и выражений:
Назревала великая гроза – начиналась гроза.
Межа – граница между участками земли; она не вспахана.
Смутно было на душе – беспокойно, тревожно.
Томленье – (глагол «томить») – мучить, изнурять.
Рьяный ливень – очень сильный.
Голубь потонул за лесом – быстро исчез.
– Какое время года описывает автор?
– Какие картины вы увидели, когда читали произведение?
– Какие признаки стихотворения вы почувствовали, читая это произведение?– В данном произведении есть ритм, настроение, интонация, мелодия, но
отсутствует рифма.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Голодно, холодно,
Галки, воробьи!
Голодно, голуби –
Гуленьки мои!
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти.
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гульгульгуль!
Е. Благинина
4 . А н а л и з п р о и з в е д е н и я И. Тургенева «Голуби».
– Прочитайте первое предложение. Кто скрывается под местоимением «я»?
– Какой вид открылся перед рассказчиком? (Ржаное поле.)
– С чем автор сравнивает ржаное поле? Какие краски он использует?
(Спелую рожь автор сравнивает с морем: золотым и посеребренным.)
– Прочитайте второй абзац. В каких словах слышна мелодия? («Назревала
гроза великая».)
– Какое настроение возникает у вас при чтении этих строк? (Тревога,
беспокойство.)
– Прочитайте описание тучи. Как надо читать эти строки? (Медленно, с
тревогой.)
– Как ведут себя птицы?
– Прочитайте четвертый абзац.
– О чем говорит многоточие? (Долгая пауза, затишье перед грозой.)
– Объясните выражение «все изнывало». (Вся природа, все живое.)
– Кто же пытался противостоять грозе? (Лист лопуха.)
– Можно его назвать смельчаком? Как он сражается с непогодой?
(Шепчет и хлопает.)
– Прочитайте пятый абзац.– Какие запахи вы почувствовали? (Пахнет полынью.)
– К кому обращается автор? Какой прием использует рассказчик для
описания грозы? («Золотая змейка» – метафора.)
– Прочитайте глаголы, показывающие начало грозы. (Двинься, покатись,
пролейся злая туча.)
– С какой интонацией надо прочитать обращение автора к силам природы? (С
просьбой, с нетерпением.)
– Прочитайте описание голубя, появившегося на фоне грозовой тучи.
– Что произошло с птицей? Разве можно «потонуть» за лесом?
– И. Тургенев, как и в самом начале, «верен морю»: голубь не исчез, не
пропал, а «потонул».
– Как автор описывает начало бури? Почему он пишет: «и пошла потеха»?
– Как меняется настроение рассказчика с началом бури? (Он оживляется,
радуется и немного боится.)
– Слова какой части речи употребляет И. Тургенев, чтобы показать «потеху»
природы? Почему? (Много глаголов.)
– Прочитайте описание ветра во время бури.
– Почему темносиние облака превратились в рыжие? (Свет молний
окрашивает их.)
– Чем запахло в воздухе во время бури? (Серой.)
– С какой интонацией (в каком темпе) надо читать описание «потехи»
природы? (В быстром темпе.)
– Как должна измениться интонация на многоточии? (Длительная пауза,
темп становится медленнее.)
– Где увидел автор голубей, которых наблюдал перед грозой?
– Прочитайте описание голубей, спрятавшихся от бури.
– Какие чувства у вас возникли при чтении этих строк?
– С какой дружбой сравнивает рассказчик дружбу этих голубей? (С
лебединой верностью, с настоящей дружбой людей.)
– Подберите синоним к выражению «крыло друга». (Плечо друга.)
– Почему голуби «нахохлились»? (Намокли и устали.)
– Прочитайте последний абзац.
– Как надо прочитать первое предложение? (Задумчиво, но радостно, сделав
акцент на слове «хорошо».)
– А как автор говорит о себе, о своем настроении? (Он грустит, он «один,
как всегда». Но он рад за птиц.)– Почему меняется настроение рассказчика: в начале – это «тоскливое
томленье», а в конце – «И мне хорошо»?
5 . В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е произведения «Голуби» И. Тургенева.
6 . З н а к о м с т в о с жизнью и творчеством И. Тургенева.
– Как вы думаете, одно ли такое стихотворение в прозе у И. Тургенева?
– Объясните значение слова «цикл».
В литературе цикл – ряд художественных произведений, которые объединены
общей темой или общими действующими лицами.
– Назовите примеры литературных циклов. (У Э. Успенского цикл сказочных
повестей о дяде Федоре и его друзьях, у К. Паустовского – цикл рассказов
«Мещерская сторона».)
– У И. Тургенева таких стихотворений несколько. (Учитель демонстрирует
сборник, в который включены «Стихотворения в прозе».)
V. Итог урока.
– С каким литературным произведением вы сегодня познакомились?
– К какому жанру оно относится?
– Почему И. Тургенев назвал свое произведение «Голуби»?
– Какие чувства у вас возникли при чтении?
– Почему авторы учебника включили это произведение в раздел «Природа
летом»?
– Что вы можете сказать об авторе – И. Тургеневе?
Домашнее задание: рассмотреть иллюстрацию на с. 99 учебника, подобрать
строчки из текста, которые можно подписать под иллюстрацией; выучить
наизусть отрывок стихотворения в прозе «Голуби».