Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 ПУТЕШЕСТВИЕ 3. МОСКВА НАЧАЛА XIX ВЕКА. ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ. И. А. КРЫЛОВ. «СЛОН И МОСЬКА»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ц е л и : познакомить с творчеством И. А. Крылова; ввести понятия «баснописец», «иносказание»; развивать умение анализа текста, формулировки морали басни; совершенствовать навык выразительного чтения; воспитывать внимательное отношение к слову. Данный урок составлен с учетом требований федеральных государственных стандартов начального общего образования.
Иконка файла материала путешествие 3.doc
ПУТЕШЕСТВИЕ 3. МОСКВА НАЧАЛА XIX ВЕКА.  ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ. И. А. КРЫЛОВ. «СЛОН И МОСЬКА»     Ц   е   л   и   :  познакомить   с   творчеством   И.   А.   Крылова;   ввести   понятия «баснописец», «иносказание»; развивать умение анализа текста, формулировки морали   басни;   совершенствовать   навык   выразительного   чтения;   воспитывать внимательное отношение к слову.  Х о д   у р о к а I. Введение в тему. Ч т е н и е   т е к с т а   у ч е б н и к а  (с. 87). – В какой век собрались путешественники?  – Почему для этого надо переодеться?  – Какие вещи потребовались для этого?  – Каким вы представляете этот век?  II. Работа с текстом «Путешествие третье».  1. С а м о с т о я т е л ь н о е   ч т е н и е  (с. 88–90). 2. А н а л и з   п р о ч и т а н н о г о .   – В какой город попали путешественники?  – Какой они увидели Москву?  – Почему путешественники отправились за незнакомцем?  – Кем оказался незнакомец?  – Поэтов, которые пишут басни, называют баснописцами. Крылов – великий баснописец.  – Какие басни Крылова вы читали?  – Кто из вас помнит басню и может прочитать ее наизусть?  – Куда зашел И. А. Крылов? Что такое книжная лавка?  – Что думает о басне Николай Александрович?  – Почему не согласен с ним Крылов?  – Кто из вас знает, чем басня отличается от любого другого стихотворения?  –  Да, басня – это насмешливое стихотворение. Она высмеивает недостатки людей.  – Кто может быть героем басни: человек или животные?  –  Кто знает, как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?  – Этот прием называется иносказанием (запись на доске).Иносказание придумал Эзоп, живший около трех тысяч лет назад в Древней Греции. Эзоп   был   рабом   и   не   мог   открыто   смеяться   над   людьми,   обладающими властью. Он рассказывал  истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определенного человека.  До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком. Читая басни, мы с вами будем учиться понимать эзопов язык.  В   каждой   стране   есть   свои   баснописцы.   В   России   лучшим   баснописцем считается И. А. Крылов. Вспомним, в какое время жил Крылов. 31 год прожил он в восемнадцатом веке, а 44 – в девятнадцатом. Умер в 75 лет.  3. Р а с с м а т р и в а н и е   п о р т р е т а  (с. 20). – В каком возрасте, по­вашему, художник Брюллов изобразил Крылова?  – Каким вам представляется баснописец? (Добрым, умным, спокойным.)  – Как вы считаете, что такое басня, прочитав монолог писателя? – Раскройте понятие басни (тетрадь, задание 1, с. 37).  III. Работа с басней «Слон и Моська».  – Прочитайте название басни.  – Чему может научить басня с таким названием?  1. С а м о с т о я т е л ь н о е   ч т е н и е   б а с н и .  – Оправдались ли ваши предположения?  2. А н а л и з   б а с н и .   – Где происходит действие?  – Какая история описывается?  – Кто герои басни?  – Как выглядит, что делает, что говорит Моська?  – Опишите слона. – Кого высмеивает автор?  – Есть ли в басне прямо сформулированная мораль?  – Сформулируйте основную мораль басни.  3. Р а б о т а   с   п о с л о в и ц а м и   и   п о г о в о р к а м и . – Прочитайте  пословицы  и  поговорки  в рабочей тетради (задание 2, с. 37). – Выберите подходящую по смыслу пословицу.  IV. Работа с текстом после чтения.  1. Б е с е д а   п о   п р о ч и т а н н о м у .   – Можно ли с подобными моськами встретиться в реальной жизни?– Что осуждает Крылов в этой басне?  2. В ы ч и т ы в а н и е   б а с н и .  Каждая   строка   читается,   комментируется,   ставится   логическое ударение, обозначаются паузы.  3. В ы р а з и т е л ь н о е   ч т е н и е   б а с н и   у ч а щ и м и с я .  Домашнее задание:  1)   Лучшим   иллюстратором   басен   Крылова   принято   считать   художника   Е. Рачева. Я принесла книгу с его иллюстрациями. Мы посмотрим некоторые из них и подумаем, чем они отличаются от тех, что есть в вашем учебнике.  – Где герои басен Крылова больше похожи на людей?  –  Я попрошу вас принести на следующий урок книги с баснями Крылова. Посмотрим, как они проиллюстрированы. А дома обязательно почитайте басни Крылова в книге, изданной для детей. Найдите в этих баснях слова, которые стали крылатыми – так называются слова, которые стали употребляться подобно пословицам и поговоркам.  2) По материалам учебника подготовить рассказ об И. А. Крылове.