Ц е л и : познакомить с творчеством И. А. Крылова; ввести понятия «баснописец», «иносказание»; развивать умение анализа текста, формулировки морали басни; совершенствовать навык выразительного чтения; воспитывать внимательное отношение к слову.
Данный урок составлен с учетом требований федеральных государственных стандартов начального общего образования.
ПУТЕШЕСТВИЕ 3. МОСКВА НАЧАЛА XIX ВЕКА.
ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ. И. А. КРЫЛОВ. «СЛОН И МОСЬКА»
Ц е л и : познакомить с творчеством И. А. Крылова; ввести понятия
«баснописец», «иносказание»; развивать умение анализа текста, формулировки
морали басни; совершенствовать навык выразительного чтения; воспитывать
внимательное отношение к слову.
Х о д у р о к а
I. Введение в тему.
Ч т е н и е т е к с т а у ч е б н и к а (с. 87).
– В какой век собрались путешественники?
– Почему для этого надо переодеться?
– Какие вещи потребовались для этого?
– Каким вы представляете этот век?
II. Работа с текстом «Путешествие третье».
1. С а м о с т о я т е л ь н о е ч т е н и е (с. 88–90).
2. А н а л и з п р о ч и т а н н о г о .
– В какой город попали путешественники?
– Какой они увидели Москву?
– Почему путешественники отправились за незнакомцем?
– Кем оказался незнакомец?
– Поэтов, которые пишут басни, называют баснописцами. Крылов – великий
баснописец.
– Какие басни Крылова вы читали?
– Кто из вас помнит басню и может прочитать ее наизусть?
– Куда зашел И. А. Крылов? Что такое книжная лавка?
– Что думает о басне Николай Александрович?
– Почему не согласен с ним Крылов?
– Кто из вас знает, чем басня отличается от любого другого стихотворения?
– Да, басня – это насмешливое стихотворение. Она высмеивает недостатки
людей.
– Кто может быть героем басни: человек или животные?
– Кто знает, как называется прием, который используют баснописцы, когда
изображают животных, а имеют в виду людей?
– Этот прием называется иносказанием (запись на доске).Иносказание придумал Эзоп, живший около трех тысяч лет назад в Древней
Греции.
Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими
властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И
хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том,
что он высмеивает неприглядные поступки определенного человека.
До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком. Читая басни,
мы с вами будем учиться понимать эзопов язык.
В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим баснописцем
считается И. А. Крылов.
Вспомним, в какое время жил Крылов. 31 год прожил он в восемнадцатом
веке, а 44 – в девятнадцатом. Умер в 75 лет.
3. Р а с с м а т р и в а н и е п о р т р е т а (с. 20).
– В каком возрасте, повашему, художник Брюллов изобразил Крылова?
– Каким вам представляется баснописец? (Добрым, умным, спокойным.)
– Как вы считаете, что такое басня, прочитав монолог писателя?
– Раскройте понятие басни (тетрадь, задание 1, с. 37).
III. Работа с басней «Слон и Моська».
– Прочитайте название басни.
– Чему может научить басня с таким названием?
1. С а м о с т о я т е л ь н о е ч т е н и е б а с н и .
– Оправдались ли ваши предположения?
2. А н а л и з б а с н и .
– Где происходит действие?
– Какая история описывается?
– Кто герои басни?
– Как выглядит, что делает, что говорит Моська?
– Опишите слона.
– Кого высмеивает автор?
– Есть ли в басне прямо сформулированная мораль?
– Сформулируйте основную мораль басни.
3. Р а б о т а с п о с л о в и ц а м и и п о г о в о р к а м и .
– Прочитайте пословицы и поговорки в рабочей тетради (задание 2, с. 37).
– Выберите подходящую по смыслу пословицу.
IV. Работа с текстом после чтения.
1. Б е с е д а п о п р о ч и т а н н о м у .
– Можно ли с подобными моськами встретиться в реальной жизни?– Что осуждает Крылов в этой басне?
2. В ы ч и т ы в а н и е б а с н и .
Каждая строка читается, комментируется, ставится логическое
ударение, обозначаются паузы.
3. В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е б а с н и у ч а щ и м и с я .
Домашнее задание:
1) Лучшим иллюстратором басен Крылова принято считать художника Е.
Рачева. Я принесла книгу с его иллюстрациями. Мы посмотрим некоторые из них
и подумаем, чем они отличаются от тех, что есть в вашем учебнике.
– Где герои басен Крылова больше похожи на людей?
– Я попрошу вас принести на следующий урок книги с баснями Крылова.
Посмотрим, как они проиллюстрированы. А дома обязательно почитайте басни
Крылова в книге, изданной для детей. Найдите в этих баснях слова, которые
стали крылатыми – так называются слова, которые стали употребляться подобно
пословицам и поговоркам.
2) По материалам учебника подготовить рассказ об И. А. Крылове.