Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. ЛЕТОПИСЬ. А. ПУШКИН. «БОРИС ГОДУНОВ» (отрывок), Н. КОНЧАЛОВСКАЯ. «НАША ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА» (отрывок)
Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. ЛЕТОПИСЬ. А. ПУШКИН. «БОРИС ГОДУНОВ» (отрывок), Н. КОНЧАЛОВСКАЯ. «НАША ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА» (отрывок)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
17.02.2017
Данный урок составлен с учетом требований федеральных государственных стандартов начального общего образования.
Ц е л и : познакомить с произведениями о далеком прошлом Руси поэтов А. Пушкина и Н. Кончаловской; ввести понятия «летопись» и «летописец»; развивать навык аналитического чтения; формировать умения рассуждать, сравнивать, делать выводы; воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны.
зарождение литературы.doc
ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. ЛЕТОПИСЬ.
А. ПУШКИН. «БОРИС ГОДУНОВ» (отрывок),
Н. КОНЧАЛОВСКАЯ. «НАША ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА» (отрывок)
Ц е л и : познакомить с произведениями о далеком прошлом Руси поэтов А.
Пушкина и Н. Кончаловской; ввести понятия «летопись» и «летописец»;
развивать навык аналитического чтения; формировать умения рассуждать,
сравнивать, делать выводы; воспитывать интерес к историческому прошлому
своей страны.
Х о д у р о к а
I. Подготовительный этап.
1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я.
– На прошлом уроке мы решили, что будет интересно узнать, с чего
начиналась детская литература. Для этого мы отправимся в опасное и
увлекательное путешествие.
– Как вы думаете, в какой век нам надо отправиться?
2. Ч т е н и е а в т о р с к о г о т е к с т а (с. 33).
– Что увидели ребята за таинственной ширмой?
– Как выглядела машина времени?
– Как профессору удалось создать машину времени?
– Была ли детская литература в X–XV веках?
– Что же читали дети в это время?
– Как вы думаете, что такое летопись?
3. Ч т е н и е у ч и т е л е м а в т о р с к о г о т е к с т а (с. 34).
– Что такое летопись?
– Когда появилась первая русская летопись?
– Кто писал летописи?
– Почему именно монахи?
– Откуда они извлекали исторические сведения?
– Образ какого монахалетописца создал А. С. Пушкин?
– Как называется произведение А. С. Пушкина?
– Что вы знаете о Борисе Годунове? (Борис Годунов жил в эпоху «смутного
времени», перелома веков. Время, наполненное разными событиями, поэтому
было так важно, чтобы летописец все зафиксировал.)
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике (с. 34–35). – Какими вы представляете летописцев? летописи? (Мы видели на
иллюстрации орудия труда летописца – чернильница, светец, перо – и
фотографию скульптуры, изображающей монахалетописца за работой.)
II. Чтение отрывка из трагедии А. Пушкина «Борис Годунов».
– Сегодня мы познакомимся с великолепным отрывком из пьесы Пушкина
«Борис Годунов». В ней рассказывается о событиях истории 1603 года. Мы
узнаем, о чем думал, мечтал монах Пимен, создавая в келье монастыря летопись.
1 . Ч т е н и е о т р ы в к а .
Учитель медленно, выразительно читает отрывок.
– О чем думает Пимен? (Делом своей жизни он считает написание
правдивой летописи.)
– Как он говорит об этом? («Исполнен долг, завещанный от Бога мне,
грешному».)
– Почему монах считает, что его назначение – создание летописи? («Недаром
многих лет свидетелем Господь меня поставил / И книжному искусство
вразумил.)
– О чем мечтал Пимен?
– Зачем нужна летопись? Что говорит Пимен? («Да ведают потомки
православных / Земли родной минувшую судьбу».)
– Без знания прошлого – нет настоящего и будущего. Пимен сохраняет
историю для потомков.
2 . С л о в о у ч и т е л я .
– А. С. Пушкин создал Бориса Годунова в 1825 году, в 1966 году о труде
летописца рассказала Наталья Кончаловская в книге «Наша древняя столица».
– Подумайте, что обязательно должно сохраниться в стихах Н. Кончаловской,
а что изменится, ведь между этими книгами почти 150 лет?
3. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я .
4. А н а л и з п р о ч и т а н н о г о .
– Что общего в отрывках Пушкина и Кончаловской? (Они посвящены
летописцу, занятому своей работой. В них прослеживается одинаковая идея
– сохранение в летописях истории, даже упоминание об освещении схожи – у
Пушкина – лампада, у Кончаловской – тусклый свет (повидимому,
лампадный).)
– Чем отличаются эти произведения? (Язык отрывков различен: отрывок
Пушкина написан напевным, мало рифмованным стилем, напоминающим
сказания. Язык Кончаловской современен.) – Как вы думаете, какое произведение можно отнести к детской литературе?
(Конечно, книгу Н. Кончаловской, специально написанную для детей
школьников.)
III. Обобщение.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 (тетрадь, с. 14).
– Опишите монашескую келью.
2. Р а с с к а з о п и с а т е л е .
– Сегодня мы узнали много нового не только о летописях и летописцах.
– Что нового вы открыли для себя в личности А. С. Пушкина?
– Дополните схему в тетради (№ 2, с. 14) новыми сведениями.
– О чем мы пока не можем рассказать?
– Что объединяет Пушкина и Ишимову? (С этой писательницей мы скоро
встретимся.)
3. В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е текстов Пушкина и Кончаловской.
Домашнее задание: выучить наизусть один из текстов.
Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. ЛЕТОПИСЬ. А. ПУШКИН. «БОРИС ГОДУНОВ» (отрывок), Н. КОНЧАЛОВСКАЯ. «НАША ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА» (отрывок)
Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. ЛЕТОПИСЬ. А. ПУШКИН. «БОРИС ГОДУНОВ» (отрывок), Н. КОНЧАЛОВСКАЯ. «НАША ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА» (отрывок)
Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. ЛЕТОПИСЬ. А. ПУШКИН. «БОРИС ГОДУНОВ» (отрывок), Н. КОНЧАЛОВСКАЯ. «НАША ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА» (отрывок)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.