Разработка урока по музыке на тему "Два напева в романсе Глинки"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок разработан на основе программы «Искусство. Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2013). В качестве организующей основы была использована технология исследовательской деятельности: поиск информации в группе - защита – выводы. Эта логика определяет особенности взаимодействия учителя и учащихся на уроке. Кульминационной точкой урока является публичная презентация своего решения. На уроке используются межпредметные связи с изобразительным искусством, историей, географией.
Иконка файла материала Два напева в романсе Глинки, 7 класс.doc
Ход урока: 1.Этап.   Вход в класс под мелодию песни «Дружба»  Музыкальное приветствие с классом (организационный момент)  Органы дыхания. Вокальная разминка. Исполнение песни «О дружбе» (потому что нужно дружно работать в группах).  Закрепление пройденного материала на основе домашнего  задания.  Открытый урок ­ творческая лаборатория   7 «в» класс тема «Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» ­   Предлагаю   разгадать   музыкальные   загадки   на   определение   музыкальной формы:   К1+К2+К3   К1+П+К2+П  АВС или  АВА1  А  АВ    Сказка: Подарили Серёже новый красивый самокат. И решил Серёжа прокатиться на нем по родному краю.  Рефрен Едет­едет самокат, блестит новенький руль, бегут легко тугие колёса. Едет Серёжа на самокате и поёт весёлую песенку.  Эпизод Вдруг   увидел   Серёжа   на   берегу   озера   косулю   со   своим   маленьким детёнышем.   Остановился   Серёжа,   очарованный   этим   зрелищем.   А   звери напились водицы и побежали в лес.  Рефрен Едет­едет самокат, блестит новенький руль, бегут легко тугие колёса. Едет Серёжа на самокате и поёт весёлую песенку.  Эпизод Вдруг у края дороги увидел Серёжа маленького птенчика, который наверное выпал из гнезда. Серёжа бережно поднял птенчика, залез на дерево и посадил птенца в гнездо. А сам поехал дальше.  Рефрен Едет­едет самокат, блестит новенький руль, бегут легко тугие колёса. Едет Серёжа на самокате и поёт весёлую песенку. (АВАСА – рондо – главную тему исполняют все (рефрен), а эпизоды – группы или солисты хора) 4.   Музыкальная   форма,   в   которой     тема   не   меняется,   а   меняется аккомпанемент (А1+А2+А3) – «ах, вы сени» сыграть на аккордеоне – вариации 5. Расставьте по порядку: экспозиция, разработка, реприза, кода (сонатная). ­ Предлагаю  для работы в нашей творческой лаборатории выбрать 4 группы (получают конверты):1 – музыканты ­ исследователи (во время звучания произведения дирижируют, следят   за   развитием   мелодии,   ее   изменениями,   затем   работают   с   учебником, находят  информацию   по  прослушиваемому   произведению,  заполняют  синквейн, ассоциативный ряд).   2 – художники  рисуют в разной технике (после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок) 3 – теоретики (представляют теоретический материал, приготовленный дома, работа с музыкальным словарем в сети Интернет)  4   ­   аналитики   (работают   с   информацией   ­   анализируют,     обобщают, согласовывают, находят противоречия, делают предположения и выводы). 2 Этап. Представление темы «Источник»  На   столе   лежат   слова   «Глинка,   романс,   баркарола,   Венеция,   два напева». От каждой группы подбегают участники, которые запоминают слова, а затем выясняем тему урока.  ­ Сегодня на уроке мы познакомимся с  музыкальным произведением М.   И.   Глинки   ­   романс   «Венецианская   ночь»,   близкий   по   жанр– баркарола и выясним  его особенности построения. 3. Основной этап. Итак, отправляемся в Италию ­ город Венеция (шторы закрываются, звучит итальянская музыка) ­ Бон джорно»  ­ «Буона сера» (добрый вечер) ­ Стихотворение: Под звуки прошлое встаёт И близким кажется и ясным То для меня мечта поёт То веет таинством прекрасным. (А.Блок)   Звуковое письмо ­ "Венецианская ночь" М. Глинка 4   этап   ­  работа   в   микрогруппах   (каждой   группе   в   конвертах выдаются задания) Задания теоретикам:  1. Рассказ о Венеции. 2. Глинка в Венеции. 3. Как был написан романс. 4.Что такое баркарола, характерные признаки. 4. Итальянские термины (Аndante guasi allegretto, dolcissimo)   (Работа с энциклопедией «Музыка от А до Я», учебником «Музыка. 7 класс», сеть «Интернет»). Задания музыкантам – исследование по тексту ­ стр. 82­86 (записывают на  листе, передают аналитикам) 2 чел. – выясняют музыкальную форму – 82­83стр. 2 чел. – работают с текстом романса (находят первую часть и вторую) 2 чел. – находят в тексте прилагательные, характеризующие романс.2 чел. – найти отличия первого напева от второго ­ стр. 85. Задания художникам –архитекторам ­  анализ цвета романса. Нарисовать  рисунок. Создать Аналитики – сбор информации. На листе ватмана оформить  результаты групп и делают   вывод по произведению, создают     ассоциативный ряд  – слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. 5 этап ­ Защита «решений»  Во   время   рассказа   группам   предлагаются   видеоматериалы,   картины, портреты, размещенные учителем на  слайдах. Сообщения теоретиков:  1. Венеция ­ Венеция построена на сваях из лиственницы, произрастающей в Альпах, которая почти не гниёт в воде и из которой получают смолу. Исторический   центр   расположен   на   118  островах  Венецианской   лагуны, разделённых 150  каналами  и  протоками, через которые переброшено около 400  мостов.  Если   спросить   любого   человека   о   том,  что   он   знает   об   этом городе, то, скорее всего, вы услышите в ответ: “О, там красивые каналы и прекрасная архитектура!”. В   Венеции   есть  Университет,   консерватория   (1916),   много   Музеев   (в   том числе Галерея Академии искусств), оперный театр «Фениче» (1792). Островная Венеция — морской курорт, центр международного туризма мирового   значения,   место   проведения  международных   кинофестивалей, художественных и архитектурных выставок. Внутригородские перевозки на моторных   судах,  гондолах,   баржах.   Вдоль   каналов   и   узких   кривых   улиц располагаются богато декорированные церкви и дворцы. В   2008   г.   было   наводнение   ­   Венеция   постепенно   уходит   под   воду.   На протяжении XX века Венеция довольно быстро (до 5 мм в год) погружалась в лагуну, в результате суша погрузилась на 23 см. На постепенное затопление города   также   влияет   возрастающее   давление   наземных   объектов:   зданий   и сооружений, людей и т. д.  2. М. И. Глинка – гениальный русский композитор, основоположник русской классической музыки (1804­1857). 25 апреля 1830 г. Глинка уехал в Италию. Об   этой   поездке   он   давно   мечтал,   стремясь   "усовершенствоваться   в искусстве".   Предполагалось,   что   теплый   климат   Италии   улучшит   его расстроенное здоровье.          В Италии Глинка с большим увлечение занимался пением, знакомился с лучшими   певцами   и   композиторами,   сочинял   арии   в   итальянской   манере. Прожив в Италии около 4­х лет, он поехал в Германию. Учитель   дополняет  –  в  Италии   жили   великие   итальянские   композиторы  _ Джузеппе   Верди,   Дж.   Россини,   оперные   певцы   Лучано   Паваротти   и   др., музыкальными терминами пользуются музыканты – форте, пиано, крещендо, диминуэндо. 3. Фе фил Матв евич  описал историю создания этого лирического шедевра: Толст йоо — русский музыкальный критик и композитор оо ео«Однажды, засидевшись поздно вечером на балконе, любуясь громадным беломраморным   собором,   освещенным   яркою   луною,   и   вдыхая   с наслаждением   мягкий   бархатный   воздух   осенней   миланской   ночи,   мы разговорились   о   возможности   выражения   звуками   различных   душевных настроений. Над головами нашими на прозрачно­голубом небе парил яркий месяц, а под ногами скользили, шуршали шелковыми платьями и лепетали черноокие миланки – поэтические наши помыслы обратились к сим последним. ­ Хорошо было бы, заговорил Михаил Иванович, написать романс нечто вроде баркаролы. Разговор на этом и окончился. – Вскоре мы расстались. В одном из писем Глинка писал, между прочим: «А помнишь ли наш разговор на балконе? Я стою на своем – непременно передам звуками если не самую картинку, то впечатление, производимое подобной обстановкою». 4.Баркарола  (итал.  barcarole,   от   barca —   лодка) —   первоначально   песня венецианских   гондольеров   (называлась   также   гондольерой).   Музыкальный размер 6/8.   Движение   мелодии   мягкое,   «колеблющееся»,   однообразный ритмический   рисунок   сопровождения,   изображающий   покачивание   водной глади, лад минорный, характер лирический. Особое распространение получил в XIX в.: баркарола звучала как в операх, так и в вокальном и фортепианном творчестве русских и зарубежных композиторов. Музыканты:    Восторженное   любование   композитором   красотой   ночного пейзажа,   рождает   в сознании   слушателей   покой   и умиротворение,   а также множественные зрительные ассоциации. 1. 2. Двухчастная, куплет повторяется 3 раза. В каждом куплете два напева. 1 напев ­ первые 4 сточки куплета 2 напев – вторые 4 строчки  Прелестная, радость, красота, дыхание весны, нежная, воздушная,  весенний ветер, весенняя ночь. Первый – мажор, второй – минор, но затем опять возвращается в мажор 3. 4.   скорости     темп, Теоретик – итальянские термины (Аndante guasi allegretto ­средний по   шагу  dolcissimo – очень нежно) Художники:  мы показали в разной технике романс «Венецианская ночь»:   графика,   живопись   (краски),   цветные   карандаши.   Цвета преобладают темные, таинственные. Выставка работ. соответствующий спокойному   ­ Предлагаю спеть романс. 1 напев – исполняют 1 ряд, второй – 2 ряд. Аналитики заполняют таблицу. 6 этап ­ Подведение работы аналитиков.  Глинка   –   венецианская   весенняя   ночь­дыхание   весны,   Брента   – тишина­спокойствие – два напева.7 этап. Самооценка – о работе групп (по критериям)  участие в совместном поиске проблемы ­1­5; защита ­1­5; 8. Итог урока  1. Игра ­Кто? Как? Где? Когда? Почему?».  «Бумажный мячик» ­ можно скатать из бумаги (газеты) плотный бумажный мячик   и,   задавая   вопрос,   кидать   его,   например,   ученику,   а   тот,   отвечая, возвращает его учителю или кидает тому, кто знает ответ .   компьютерная   музыка, Вывод:  Появляются   новые   течения:    электронная   музыка.   И   вот   в   музыке   XXI  века,   такой   сложной   и противоречивой, прошедшей через множество новых течений, все чаще и чаще звучат голоса из прошлого…Вальсы Штрауса, мазурки и полонезы Шопена, романсы М. Глинки… Домашнее задание – прочитать стихотворение Пушкина «Я здесь, Инезилья» Грацио! «Mille grazie!  «Чи ведья» (увидимся). Чао, бамбино! Аривердерчи! Дополнительно – игры