Данный урок разработан на основе программы «Искусство. Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2013).
В качестве организующей основы была использована технология исследовательской деятельности: поиск информации в группе - защита – выводы. Эта логика определяет особенности взаимодействия учителя и учащихся на уроке. Кульминационной точкой урока является публичная презентация своего решения.
На уроке используются межпредметные связи с изобразительным искусством, историей, географией.
Ход урока:
1.Этап.
Вход в класс под мелодию песни «Дружба»
Музыкальное приветствие с классом (организационный момент)
Органы дыхания. Вокальная разминка.
Исполнение песни «О дружбе» (потому что нужно дружно работать в
группах).
Закрепление пройденного материала на основе домашнего задания.
Открытый урок творческая лаборатория
7 «в» класс
тема «Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»
Предлагаю разгадать музыкальные загадки на определение музыкальной
формы:
К1+К2+К3
К1+П+К2+П
АВС или АВА1
А
АВ
Сказка: Подарили Серёже новый красивый самокат. И решил Серёжа
прокатиться на нем по родному краю.
Рефрен
Едетедет самокат, блестит новенький руль, бегут легко тугие колёса. Едет
Серёжа на самокате и поёт весёлую песенку.
Эпизод
Вдруг увидел Серёжа на берегу озера косулю со своим маленьким
детёнышем. Остановился Серёжа, очарованный этим зрелищем. А звери
напились водицы и побежали в лес.
Рефрен
Едетедет самокат, блестит новенький руль, бегут легко тугие колёса. Едет
Серёжа на самокате и поёт весёлую песенку.
Эпизод
Вдруг у края дороги увидел Серёжа маленького птенчика, который наверное
выпал из гнезда. Серёжа бережно поднял птенчика, залез на дерево и посадил
птенца в гнездо. А сам поехал дальше.
Рефрен
Едетедет самокат, блестит новенький руль, бегут легко тугие колёса. Едет
Серёжа на самокате и поёт весёлую песенку. (АВАСА – рондо – главную тему
исполняют все (рефрен), а эпизоды – группы или солисты хора)
4. Музыкальная форма, в которой
тема не меняется, а меняется
аккомпанемент (А1+А2+А3) – «ах, вы сени» сыграть на аккордеоне – вариации
5. Расставьте по порядку: экспозиция, разработка, реприза, кода (сонатная).
Предлагаю для работы в нашей творческой лаборатории выбрать 4 группы
(получают конверты):1 – музыканты исследователи (во время звучания произведения дирижируют,
следят за развитием мелодии, ее изменениями, затем работают с учебником,
находят информацию по прослушиваемому произведению, заполняют синквейн,
ассоциативный ряд).
2 – художники рисуют в разной технике (после прослушивания и анализа
музыкального произведения “перевести” его на язык красок)
3 – теоретики (представляют теоретический материал, приготовленный дома,
работа с музыкальным словарем в сети Интернет)
4 аналитики (работают с информацией анализируют,
обобщают,
согласовывают, находят противоречия, делают предположения и выводы).
2 Этап. Представление темы «Источник»
На столе лежат слова «Глинка, романс, баркарола, Венеция, два
напева». От каждой группы подбегают участники, которые запоминают
слова, а затем выясняем тему урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкальным произведением
М. И. Глинки романс «Венецианская ночь», близкий по жанр–
баркарола и выясним его особенности построения.
3. Основной этап.
Итак, отправляемся в Италию город Венеция (шторы закрываются, звучит
итальянская музыка)
Бон джорно»
«Буона сера» (добрый вечер)
Стихотворение:
Под звуки прошлое встаёт
И близким кажется и ясным
То для меня мечта поёт
То веет таинством прекрасным. (А.Блок)
Звуковое письмо "Венецианская ночь" М. Глинка
4 этап работа в микрогруппах (каждой группе в конвертах
выдаются задания)
Задания теоретикам:
1. Рассказ о Венеции.
2. Глинка в Венеции.
3. Как был написан романс.
4.Что такое баркарола, характерные признаки.
4. Итальянские термины (Аndante guasi allegretto, dolcissimo)
(Работа с энциклопедией «Музыка от А до Я», учебником «Музыка. 7 класс»,
сеть «Интернет»).
Задания музыкантам – исследование по тексту стр. 8286 (записывают на
листе, передают аналитикам)
2 чел. – выясняют музыкальную форму – 8283стр.
2 чел. – работают с текстом романса (находят первую часть и вторую)
2 чел. – находят в тексте прилагательные, характеризующие романс.2 чел. – найти отличия первого напева от второго стр. 85.
Задания художникам –архитекторам анализ цвета романса. Нарисовать
рисунок. Создать
Аналитики – сбор информации. На листе ватмана оформить результаты
групп и делают вывод по произведению, создают ассоциативный ряд –
слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам.
5 этап Защита «решений»
Во время рассказа группам предлагаются видеоматериалы, картины,
портреты, размещенные учителем на слайдах.
Сообщения теоретиков:
1. Венеция Венеция построена на сваях из лиственницы, произрастающей
в Альпах, которая почти не гниёт в воде и из которой получают смолу.
Исторический центр расположен на 118 островах Венецианской лагуны,
разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено около
400 мостов. Если спросить любого человека о том, что он знает об этом
городе, то, скорее всего, вы услышите в ответ: “О, там красивые каналы и
прекрасная архитектура!”.
В Венеции есть Университет, консерватория (1916), много Музеев (в том
числе Галерея Академии искусств), оперный театр «Фениче» (1792).
Островная Венеция — морской курорт, центр международного туризма
мирового значения, место проведения международных кинофестивалей,
художественных и архитектурных выставок. Внутригородские перевозки на
моторных судах, гондолах, баржах. Вдоль каналов и узких кривых улиц
располагаются богато декорированные церкви и дворцы.
В 2008 г. было наводнение Венеция постепенно уходит под воду. На
протяжении XX века Венеция довольно быстро (до 5 мм в год) погружалась в
лагуну, в результате суша погрузилась на 23 см. На постепенное затопление
города также влияет возрастающее давление наземных объектов: зданий и
сооружений, людей и т. д.
2. М. И. Глинка – гениальный русский композитор, основоположник русской
классической музыки (18041857). 25 апреля 1830 г. Глинка уехал в Италию.
Об этой поездке он давно мечтал, стремясь "усовершенствоваться в
искусстве". Предполагалось, что теплый климат Италии улучшит его
расстроенное здоровье.
В Италии Глинка с большим увлечение занимался пением, знакомился с
лучшими певцами и композиторами, сочинял арии в итальянской манере.
Прожив в Италии около 4х лет, он поехал в Германию.
Учитель дополняет – в Италии жили великие итальянские композиторы _
Джузеппе Верди, Дж. Россини, оперные певцы Лучано Паваротти и др.,
музыкальными терминами пользуются музыканты – форте, пиано, крещендо,
диминуэндо.
3. Фе фил Матв евич
описал историю создания этого лирического шедевра:
Толст йоо — русский музыкальный критик и композитор
оо
ео«Однажды, засидевшись поздно вечером на балконе, любуясь громадным
беломраморным собором, освещенным яркою луною, и вдыхая с
наслаждением мягкий бархатный воздух осенней миланской ночи, мы
разговорились о возможности выражения звуками различных душевных
настроений.
Над головами нашими на прозрачноголубом небе парил яркий месяц, а под
ногами скользили, шуршали шелковыми платьями и лепетали черноокие
миланки – поэтические наши помыслы обратились к сим последним.
Хорошо было бы, заговорил Михаил Иванович, написать романс нечто
вроде баркаролы.
Разговор на этом и окончился. – Вскоре мы расстались. В одном из писем
Глинка писал, между прочим: «А помнишь ли наш разговор на балконе? Я
стою на своем – непременно передам звуками если не самую картинку, то
впечатление, производимое подобной обстановкою».
4.Баркарола (итал. barcarole, от barca — лодка) — первоначально песня
венецианских гондольеров (называлась также гондольерой). Музыкальный
размер 6/8. Движение мелодии мягкое, «колеблющееся», однообразный
ритмический рисунок сопровождения, изображающий покачивание водной
глади, лад минорный, характер лирический. Особое распространение получил
в XIX в.: баркарола звучала как в операх, так и в вокальном и фортепианном
творчестве русских и зарубежных композиторов.
Музыканты: Восторженное любование композитором красотой ночного
пейзажа, рождает в сознании слушателей покой и умиротворение, а также
множественные зрительные ассоциации.
1.
2.
Двухчастная, куплет повторяется 3 раза. В каждом куплете два напева.
1 напев первые 4 сточки куплета
2 напев – вторые 4 строчки
Прелестная, радость, красота, дыхание весны, нежная, воздушная,
весенний ветер, весенняя ночь.
Первый – мажор, второй – минор, но затем опять возвращается в мажор
3.
4.
скорости
темп,
Теоретик – итальянские термины (Аndante guasi allegretto средний
по
шагу
dolcissimo – очень нежно)
Художники: мы показали в разной технике романс «Венецианская
ночь»: графика, живопись (краски), цветные карандаши. Цвета
преобладают темные, таинственные. Выставка работ.
соответствующий
спокойному
Предлагаю спеть романс. 1 напев – исполняют 1 ряд, второй – 2 ряд.
Аналитики заполняют таблицу.
6 этап Подведение работы аналитиков.
Глинка – венецианская весенняя ночьдыхание весны, Брента –
тишинаспокойствие – два напева.7 этап. Самооценка – о работе групп (по критериям)
участие в совместном поиске проблемы 15;
защита 15;
8. Итог урока
1. Игра Кто? Как? Где? Когда? Почему?».
«Бумажный мячик» можно скатать из бумаги (газеты) плотный бумажный
мячик и, задавая вопрос, кидать его, например, ученику, а тот, отвечая,
возвращает его учителю или кидает тому, кто знает ответ .
компьютерная музыка,
Вывод: Появляются новые течения:
электронная музыка. И вот в музыке XXI века, такой сложной и
противоречивой, прошедшей через множество новых течений, все чаще и чаще
звучат голоса из прошлого…Вальсы Штрауса, мазурки и полонезы Шопена,
романсы М. Глинки…
Домашнее задание – прочитать стихотворение Пушкина «Я здесь,
Инезилья»
Грацио! «Mille grazie!
«Чи ведья» (увидимся).
Чао, бамбино! Аривердерчи!
Дополнительно – игры