Разработка урока по наглядной геометрии

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала urok_naglyadnoy_geometrii_vo_2_klasse_2.doc
Урок наглядной геометрии во 2 классе Описание методической разработки. Название – методическая разработка урока наглядной геометрии  во 2 классе по теме «Угол. Виды углов ». Этот урок первый по счёту при изучении данной темы, по типу – урок изучения и первичного  закрепления нового материала. К данному уроку учащиеся уже знакомы с такими геометрическими фигурами: отрезок, луч,  ломаная, круг, многоугольник, шар, цилиндр, конус, пирамида. Они могут построить отрезок, луч,  окружность (при помощи циркуля) На этом уроке учащиеся учатся видеть углы, вершину и стороны угла, обозначать вершину  латинской буквой и правильно читать название угла. Кроме того, они учатся различать прямые и  непрямые углы. Методы, используемые на уроке:  частично – поисковый метод, наглядно – иллюстративный,  проблемный. Прослеживается деятельностный подход в обучении (при организации практической  работы на уроке). Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Роль учителя на данном уроке – быть соучастником происходящего, умело подводить детей к  новому материалу, опираясь на их опыт, и в то же время – координировать и направлять работу. Оборудование: угольники, счётные палочки, карточки со словами «угол», «вершина угла»,   «стороны угла», «прямой», «непрямой», раздаточный материал, тесты, кроссворд, компьютер,   мультимедиа проектор, презентация Power Point.    Тема урока:  Угол. Виды углов.    Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.  Цель: формирование общего понятия об угле, видах углов.  Задачи:  ­ учить различать прямой, острый и тупой угол;  ­ учить сравнивать углы путём наложения друг на друга; ­ развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, анализировать,  ­ развивать внимание, воображение учащихся.    Ход урока:    I. Организационный момент.  Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Дружно сели. Хорошо закроем двери, Шум оставим за дверями,  И начнём урок мы с вами. А теперь проверь, дружок: Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? 1Все ль внимательно глядят? II. Вступительное слово.  Дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы вместе с Весёлой Точкой продолжаем наше  путешествие по стране Геометрии. (Слайд 3). ­ Что вы знаете о ней? (Работа с картой «Страна Геометрия»). ­ Из какого языка пришло к нам это слово? ­ Что оно обозначает? (Проводится словарная работа. Приложение 2). «Гео» ­ земля, «метрио» ­ измерять. Геометрия – «землемерие». Появление геометрии было связано с разными измерительными работами при проведении  дорог и строительстве зданий. Возникли  правила, относящиеся к геометрическим измерениям. ­ Где мы побывали с вами на предыдущем уроке? Что интересного мы узнали? ­ Какие сегодня мы с вами посетим места? ­ Ребята! Вы слышите, кто­то шуршит? Кто бы это мог быть? На мой компьютер пришло  видеопослание. Давайте посмотрим его. (Детьми просматривается отрывок из мультфильма  «Мышонок – бездельник». (Слайд 4). ­Ребята! Скажите, пожалуйста, за что ёжик обиделся на мышонка?  ­ Почему у него нет друзей? Давайте оставим его у себя на уроке и покажем, что труд и знания приносят пользу.   III. Актуализация знаний.  Чтоб все на уроке прошло без запинки его мы начнем, ну конечно, с разминки. С собой мы возьмём  хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи. 2) Игра «Четвёртый лишний». (Слайд 5).    ­ Посмотрите на фигуры в каждой рамке. Какая из них лишняя? Почему? (Учащиеся называют  лишние фигуры, обосновывают свой выбор).  ­ Разделите все оставшиеся фигуры на две группы. Как это можно сделать? (Оставшиеся фигуры  можно разделить на две группы: линии и многоугольники.)  ­ Назовите виды линий и многоугольников, известные вам. (Линии: прямая, ломаная, кривая.  Многоугольники: квадрат, трапеция, прямоугольник, четырёхугольник, пятиугольник,  шестиугольник, многоугольник).  2IV. Сообщение темы и целей урока. И прекрасна, и сильна Геометрия – страна. Продолжается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять –  Тему новую узнать…  1) ­ Тему урока вам подскажет кроссворд. Кроссворд «Геометрический». (Слайд 6).  Работаем на карточках, в паре. (Проверка по презентации). 1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).  2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг).  3) Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка).  4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).    ­ Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите её. (Угол).  ­ Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим словом? Где вы встречались с углами? ­ Ребята, а кто из вас стоял в углу? За что вас туда ставили?  Но мышонка мы не будем наказывать, а наоборот, мы его как дорогого гостя усадим в угол. Да не в  простой угол, а в «красный», что означает «красивый, хороший, светлый».  (Проводится  словарная работа. Приложение 2) (Слайд 7­8).«Красный угол» ­ считается самым почётным местом в доме.  Издавна дорогих  гостей усаживали на лучшее место в доме. Оно находилось в святом углу, т.е. в углу, где висят  иконы: каждое утро и вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда  украшали вышитыми рушниками и цветами.  V. Физкультминутка. Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. VI. Введение новых знаний. 1) Знакомство с углом. (Практическая работа.  По ходу рассказывания сказки дети совместно с  учителем изготавливают модель угла). (Слайд 9). ­ Жила, была Точка. Однажды захотелось  точке погулять по дорожке прямой. Шла, шла,  вдруг остановилась и задумалась. ­ Ребята  посмотрите,  как изменилась прямая?  (Превратилась в два луча с одним началом). ­ Решила продолжить она свой путь, да не может сдвинуться с места. Стала Точка звать на помощь. Пришли ножницы и сделали так ­ раз:                                          (  разрезается прямая). ­ И получилось…                                                          ­ Что же ребята получилось?  (два луча)                                              3­ Не захотели половинки Точки жить отдельно друг от друга и решили вновь они соединиться. И половинки прямой последовали их примеру.   Получилось так! ­ Что за фигура получилась? (угол) ­ Стала Точка важной, и  назвали её …«Вершиной угла». А лучики чуточку обиделись. Они тоже себя считали «важными». Их решили назвать … (сторонами) ­ Спорят лучики друг с другом, кто из них главнее и важнее. То сближаются так: (показ на моделях острого угола) 4то разбегаются вот так:  (показ на моделях тупого угла). А когда у лучей проходят споры и заканчиваются ссоры, они просто замирают на месте вот так:   ( показ прямого угла). ­ Так что же у нас получилось? (Модель угла). И вот получился  У нас уголок: Красивый, весёлый, Две стенки имеет, И в точке игривый, Смешной хохолок. 2) Так что же такое угол? (Слайд 10). Угол  – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. Лучи – это стороны угла. Точка – это вершина угла       В жизни мы тоже каждый день встречаемся с различными углами. Ведь угол ­  это перелом, изгиб, колено, локоть.  ­ А где ещё можно встретиться с углами? (Слайд 11­12). ­ Углы окружают нас и в повседневной жизни. Посмотрите на рисунки: уголок  соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и  угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван.  ­ Обернитесь, рассмотрите наш класс. Приведите свои примеры, где можно найти углы  вокруг нас.  4) Практическая работа. Построение модели прямого угла.  (Слайд 13). ­ Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Возьмите лист бумаги. Сложите его пополам, а потом ещё раз пополам. Обведите линии сгиба  карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре).  ­ Сколько углов получилось? (Четыре).  ­ Это особенные углы. Может быть, кто­то знает название этих углов? (Эти углы прямые).  ­ На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами.  Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть.  ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. (Слайд 14 – 15). 5) Определение  прямого угла. Работа в паре. (Слайд 16).  ­ Весёлая Точка вам приготовила задание. Она скучает по летней поре и нарисовала  рисунок.  ­ Посмотрите на него, она выделила на нём некоторые углы. Вы найдите и покажите только прямые углы. (На слайде отмечены для проверки  некоторые из них).    5Проверка осуществляется с использованием презентации  (Слайд 16).  Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. ­ Удобно ли вам было находить прямые углы? Почему? ­ Не всегда удобно определять прямой угол на глаз или с помощью модели угла. Для этого  используют линейку­угольник. Чтобы определить прямой угол или нет, нужно совместить  вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке­угольнике.  ­ Какой же угол из трёх предложенных прямой? (Нижний; сиреневый).  ­ Почему вы так решили? (Вершина и стороны угла совпали с прямым углом на линейке­ угольнике). 6) Виды углов. (Слайд 17).   1) ­ На рисунке видно, что бывают и другие углы непрямые. Каким цветом выделен угол  больше прямого? (Голубым).  ­ Меньше прямого? (Зелёным).  (Слайд 18).    2) ­ Каждый из углов имеет своё название. Острый угол – это угол, который меньше  прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого.  ­ Рассмотрите рисунки. Какое правило работы важно помнить, при определении вида угла с помощью линейки­угольника? (Нужно совмещать вершину и одну сторону угла с вершиной  и стороной прямого угла на линейке­угольнике). 3) Упражнение в нахождении  углов при помощи прямоугольного треугольника или модели прямого угла (по выбору). У вас на столах есть вот такая карточка. 1 2 3 4 5 Придвиньте к себе поближе. Внимательно рассмотрите. Вы должны будете определить, под какими номерами изображены прямые углы? (№2, №4). Острые? (№3, №5). Тупые? (№1).   Работу можно выполнять в парах. Постарайтесь выполнить быстро, но правильно. Взаимопроверка по карточкам: Прямые углы ­ №2, №4. Острые углы ­ №3, №5. Тупые углы ­ №1.   8) «Проверь себя!»  (Слайд 19).  6Угол – это … (Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с  общим началом).    (Слайд 20) .   Стороны угла – это … а) отрезки; б) лучи; в) прямые. (Стороны угла – это лучи).  На рисунке изображён угол … а) КОМ; б) ОМК; в) КМО. (Угол КОМ).  Острый угол … прямого, а тупой угол … прямого. (Острый угол меньше прямого, а тупой  угол больше прямого).   (Слайд 21).  Какого вида эти углы? (Тупой, острый, прямой).    1) V. Итог урока. Рефлексия  ­Кто доволен своей работой на уроке, хорошо усвоил знания по теме урока и умеет их  применять, встаньте, как первый человечек. (Приложение 1). ­Кто считает, что усвоил знания, но ему нужна помощь при выполнении заданий, встаньте,  как второй человечек. (Приложение 1). ­Кто не доволен своей работой – как третий. (Приложение 1). ­ Я вижу, что в основном дети старались и работали хорошо.  ­ Что вы узнали нового, интересного?   ­ Какое задание понравилось больше всего?  Домашнее задание.  Выберите для себя одно из двух заданий: 1. Придумать сказку  про углы.  2.Игра «Весёлый конструктор».   (Слайд 22).    ­ Придумайте и нарисуйте различные предметы, используя круги, овалы, точки, лучи и  углы. (Слайд 23). ­ Давайте вернёмся к нашей карте и ответим на вопрос, который прозвучал в начале нашего урока. Кто помнит его? ­ Так в каком же уголке нашей необычной страны мы побывали? (Городе углов). ­ Всё мы узнали про углы? ­ А хотите? ­ Что бы вы хотели узнать про них? ­ Этим мы займёмся на следующих уроках. ­ Ребята! Мы совсем забыли с вами про мышонка. Посмотрите, что хочет он нам сказать.  (Просмотр отрывка из мультфильма). (Слайд 24). Почему Мышонок так изменился? Подружитесь, ребята с геометрией. Ведь вы ещё только в начале плавания по морям и  океанам нового для вас Геометрического царства. Счастливого вам плавания! Спасибо за урок! (Слайд 25). 7Очень жаль, что путь недолог, Возвращаться нам пора, Но на следующем уроке, Вновь продолжится игра. 8