Разработка урока по обществознанию 6 класс по теме "Конституция России-основной закон государства"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
6 кл
28.03.2017
Урок изучения нового материала. Урок-путешествие по станциям: понятие "конституция", история создания Конституции, страницы Конституции РФ. На уроке учащиеся работают в группах и отвечают на проблемный вопрос.
Цели урока: - познакомится с этим законом;
- проследить историю складывания Конституцию в мире и в России;
- научиться работать с юридическими документами
Конституция 6кл..docx
Урок обществознания «Конституция России – основной закон государства»
6 класс
Учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
МОУ «СОШ №15 г. Балашова Саратовской области»
Глубокова Ольга Вячеславовна.
__________________________________________________________________
Конспект урока обществознания. 6 класс.
Тема урока: «Конституция России – основной закон государства» (с
использованием ИКТ)
Тип урока: Урок изучение нового материала. Урокпутешествие.
Цель урока: формирование у учащихся правовой культуры.
Задачи урока:
Образовательная: разъяснить сущность основного закона страны; проследить
историю создания конституций в мире и в России; охарактеризовать основные
разделы конституции.
Развивающая: развивать навыки групповой работы и выполнения проблемных
заданий; учить анализировать полученную информацию; делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию чувства патриотизма и любви к
своей Родине, воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону
государства.
Методы: наглядный, словесный, игровой, проблемный.
Формы организации: познавательной деятельности: индивидуальная,
коллективная (групповая).
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная
презентация к уроку «Конституция России – основной закон государства».
Раздаточный материал: плакат «Права и свободы человека», текст
Конституции.
Учебник А.И. Кравченко «Обществознание» 6 класс М., «Русское слово»
Оформление доски.
Тема: Конституция России.
Эпиграф: Благо народа – Высший закон (римское изречение).
Проблемные вопросы:
1) Почему Конституцию называют основным законом государства?
2) Для чего человеку нужна Конституция? Станции:
1. Понятие «Конституция»
2. История создания Конституции.
3. Страницы Конституции РФ.
Домашнее задание: Напишите права школьников будущего.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
Здравствуйте. Сегодня на уроке мы рассмотрим очень интересную
и важную тему.
II. Мотивация учебной деятельности.
А начнем мы с небольшой притчи. Послушайте её и ответьте на
вопросы (карточка №1).
Вопросы: 1) О чем рассказывает эта притча?
2) В чем её смысл?
[В любом государстве должны быть законы. Законы не обманывают.
Им надо доверять.]
Вопросы: 1) А как вы думаете, что такое закон?
[ Закон – это важный юридический документ. Правила, записанные в
нем, обязательны для всех.]
2) Может ли государство существовать без законов? Почему?
[Нет. В государстве начался бы беспорядок, который несет
страшную, разрушительную силу.]
В нашей стране среди множества законов выделяется один,
имеющий особое, чрезвычайно важное значение. Это – Конституция.
III. Постановка темы, целей урока.
Поэтому тема нашего урока «Конституция России». (слайд №1)
Цели урока: познакомится с этим законом;
проследить историю складывания Конституцию в мире
и в России;
научиться работать с юридическими документами.
Эпиграф: «Благо народа Высший закон» (римское изречение)
IV. Введение в новый материал. Задание: послушайте разговор, который произошел между двумя
подростками (карточка №2).
Вопрос: на какой вопрос подростки не смогли ответить?
[Почему конституция является основным законом]
Давайте поможем им найти ответ на этот вопрос.
Постановка проблемных вопросов.
Итак, сегодня на уроке мы должны ответить на следующие
проблемные вопросы: (слайд №2)
1) Почему Конституцию называют основным законом государства?
2) Для чего человеку нужна Конституция?
V. Новая тема.
Для того, чтобы разобраться в тех вопросах, которые мы наметили, я
предлагаю всем совершить путешествие в удивительную страну под названием
Конституция.
1. Первая наша остановка будет на станции под названием «Понятие
Конституция» (слайд №3)
Этот термин произошел от латинского слова и обозначает «устройство,
постановление».
Вопрос: А что определяет эта книжечка? (показать брошюру).
Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте текст учебника на стр.46.
[Выслушиваются ответы учащихся, а затем открывается слайд №4]
Задание: А теперь по этому кластеру попробуйте сформировать определение
«Конституция».
Молодцы! Теперь вы знаете что такое «Конституция» и мы можем двигаться
дальше.
2. История создания Конституции.
вторая наша остановка будет на станции под названием «История создания
Конституции в мире и в России» (слайд №5)
[Учитель показывает презентацию по этому вопросу]
Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех
О Конституции 1993 г. (рассказ учителя)
пор этот день является государственным праздником нашей страны.
Вы должны знать, что государственные праздники отличаются от всех
остальных. Они призваны продемонстрировать силу и значение государства. Конституция 1993 года была принята на всенародном референдуме –
всенародное голосование, в результате которого юридическую силу приобрел
новый закон.
Эта Конституция – демократического государства, т.к. она была
принята самим народом.
3. Конституция – основной закон страны.
Продолжаем наше путешествие. Сейчас мы попадем на страницы самой
Конституции.
Задание. – Откройте содержание конституции. Давайте выясним, из каких
частей она состоит (слайд №6)
1) Преамбула (это вводная, вступительная часть).
Задание. Давайте почитаем её (ученик читает вслух).
Вопрос: О чем говорится в ней?
[В ней говорится об уважении к Отечеству, необходимости процветания и
благополучия России. Дается краткая характеристика условий, целей
принятия Конституции. ]
2) Основная часть включает 9 глав и 137 статей.
Задание. Давайте прочитаем название глав и коротко их охарактеризуем.
В этих главах закреплены:
1г. Основы конституционного строя / Россия – демократическая республика,
которая признает, соблюдает и защищает права и свободы человека.
2г. Дается характеристика прав и свобод человека и гражданина РФ
3г. Характеристика федеративного устройства
4г. Глава государства – президент. Описываются его полномочия, механизм
его выбора.
5г. Федеральное собрание – это парламент нашей страны.
6г. Расписаны полномочия правительства. Осуществляется исполнительная
власть.
7г. Идет разговор о правосудии, которое осуществляется судом.
8г. Рассказывается об органах самоуправления, которые обеспечивают
самоуправление в РФ.
3 часть – это заключительные и переходные моменты.
Вопрос: А какую из глав, по вашему мнению, можно выделить особенно? [Права и свободы человека и гражданина]
Правильно. Обратите внимание на ст. 17, в которой говорится, что
Конституция признает основные права и свободы, они принадлежат человеку
от рождения и неотчуждаемы. И главная задача Государства – признание,
соблюдение и защита этих прав.
Вопрос: Так какие же права и свободы гарантирует нам Конституция?
Если их обобщить, то можно выделить 3 группы:
1 группа
человек не сможет жить (ст. 2028)
2 группа
гражданские (личные) – это исходные, самые главные, без которых
политические – к ним относятся права, которые позволяют
→
→
→
социальноэкономические и культурные – к ним относятся права,
гражданам участвовать в политической жизни страны (ст. 2933)
3 группа
связанные с благосостоянием человека, его условием жизни. (ст. 3444)
Работа в группах.
Задание. А теперь вам такое задание. Каждая группа должна в тексте
Конституции (2 глава) найти те права, которые соответствуют вашей группе
прав и свобод. И представить свои результаты (с названием статей).
Ответы учащихся.
1 группа – «Личные (гражданские) права»
2 группа – «Политические права»
3 группа – «Социально экономические, культурные права»
Подведение итогов: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием, вы
хорошо поработали.
Игра (на закрепление прав и свобод).
А теперь давайте проведем игру, которая называется «Найди свою семью».
Правила игры: Каждый из вас берет из коробочки по 1 язычку и отыскивает
«свою семью», т.е. занимает место, где стоят таблички с названием групп прав
и свобод. В итоге у вас должно получиться три семьи.
Итог игры: участники объявляют о составе своей семьи.
(Если позволяет время, можно провести еще одну игру: «Полет на
воздушном шаре»)
Правила игры: 34 человека становятся на лист бумаги (корзина воздушного
шара). Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названием прав человека. Нужно оставить
только 3 , чтобы шар набрал высоту.
Вопрос к участникам: почему оставили эти (мешочки) права?
Ответ: жизнь, свобода, здоровье – главные ценности человека.
VI. Решение проблемных вопросов.
Ну а теперь мы можем вернуться к нашим проблемным вопросам.
1) Почему Конституцию называют главным вопросом страны?
Потому, что именно Конституция устанавливает, характеризует порядок
в стране, чтобы нам жилось спокойно, удобно.
Если хочешь знать, что такое порядок – открой Конституцию. Там четко
сказано, как устроена государственная власть, полномочия президента, права
и обязанности и многое другое.
2) Для чего человеку нужна Конституция?
Для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственном государстве,
ощущать себя гражданином. Ведь в Конституции закреплены основные права
человека. Если они соблюдаются – это гарантия свободной жизни.
Конституция нужна, чтобы законы не противоречили друг другу и не
нарушали права граждан.
VII. Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие.
Вопросы: 1) Вспомните, какие станции вы посетили?
2) Что вам запомнилось больше всего?
3) Что нового вы сегодня узнали?
Общий вывод учителя: Сегодня мы доказали, что Конституция – основной
закон страны, что она нужна, её необходимо знать и уважать. Древние
римляне говорили: «Благо народа – высший закон». А уважение к закону в
нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции.
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.
Придумайте основные права школьников будущего. Притча о законах.
Китайский философ IV в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию
на его реформы, издал указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие
Приложение
Карточка №1.
сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов.
Суть указа такова: каждого, кто перенесёт бревно от северных ворот столицы
к южным, обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная.
Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили, что награда увеличивается до
50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту
операцию. Он пронес бревно от одних ворот к другим. И ему, действительно,
было вручено 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы
народ поверил, что законы не обманывают. Так Шан Ян обучил общинников
доверять законам.
Вопросы:
1. О чем рассказывает эта притча?
2. В чем ее смысл?
Карточка №2
Разговор подростков.
«Никита, вот скажи мне, почему Конституция какойто особый закон? –
спросила Лена. –Я слышала, что конституция – это основной закон. А
почему?»
«Естественно основной, это ясно как дважды два!» убежденно
произнес Никита. – Потому …
И мальчик растерянно замолк, так и не найдя ответа.
Разработка урока по обществознанию 6 класс по теме "Конституция России-основной закон государства"
Разработка урока по обществознанию 6 класс по теме "Конституция России-основной закон государства"
Разработка урока по обществознанию 6 класс по теме "Конституция России-основной закон государства"
Разработка урока по обществознанию 6 класс по теме "Конституция России-основной закон государства"
Разработка урока по обществознанию 6 класс по теме "Конституция России-основной закон государства"
Разработка урока по обществознанию 6 класс по теме "Конституция России-основной закон государства"
Разработка урока по обществознанию 6 класс по теме "Конституция России-основной закон государства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.