Урок обществознания по теме "Избирательное
право". 9-й класс
Воронина Светлана Николаевна, учитель истории и
обществознания
Разделы: Преподавание истории и обществознания
Цели урока:
В области знаний – учащиеся познакомятся с основами избирательного права в Р.Ф.,
принципами избирательного права в демократическом обществе.
В области умений и опыта – учащиеся приобретут навыки работы с текстовой
информацией, получат опыт работы в группах.
В области ценностей – ученики могут задуматься и высказать свое отношение по
вопросам значимости выборов как демократического института и важности активной
гражданской позиции в реализации избирательного права, учащиеся задумаются об
ответственности граждан за последствия участия или не участия выборов в органы
власти.
Планируемые результаты: учащиеся должны
знать, что такое «избирательное право» и чем отличается активное избирательное
право от пассивного избирательного права;
уметь анализировать принципы избирательного права, иллюстрируя свои позиции
конкретными фактами;
уметь грамотно анализировать источники избирательного права и применять их в
жизни
формирование у учащихся активной мотивации для участия в выборах.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урокпрактикум, групповая работа.
Методы проведения урока: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично
поисковый, практический.
Методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности:
словесные (рассказ, беседа);
наглядные (применение ИКТ);
практические (работа с документом, составление таблицы, заполнение схемы);
контроль и самоконтроль.
Основные понятия урока: избирательное право, активное и пассивное избирательное
право, выборы, избирательная система, принципы избирательного права.
Оборудование урока:
мобильный компьютерный класс (один компьютер на группу); презентация к уроку;
раздаточный материал (рабочий лист, задания для работы в группах, документы,
Конституция Р.Ф.);
Структура урока:
Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.
Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.
Усвоение новых знаний и способов действия.
Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
План урока:
1. Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока
– Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи на этот урок.
– Работать мы с вами будем по группам. Вы работали раньше в группах?
– Давайте вспомним правила работы в группах: друг друга не перебивать, давать
высказаться каждому, не мешать остальным группам
– У каждой группы есть рабочий лист, с которым вы и будете работать по ходу урока, так
же есть таблица для оценок, в которую вы будете выставлять баллы, в конце урока мы
подведем итоги, запишите в эту таблицу свои фамилии.
– Сегодня мы с вами будем учиться добывать знания, посмотрим, что у нас из этого
выйдет.
– Итак, начнем работать.
– Первой задание на рабочем листе определить тему урока.
– Внимание на доску – Приложение 5
(Слайд 1)
– Какой город изображен на слайде? Где он находиться? (Афины, Греция)
– Почему на уроке обществознания я вам показываю Древние Афины?
– Далее перед вами расписание на 1день недели – выберите для себя. (Слайд 3)
– Представьте вы пришли в магазин выберите следующие продукты (Слайд 4)
(Учащиеся выбирают свои варианты и объясняют свой выбор) – В каком случае вы можете выбирать понастоящему? (Только тогда когда есть право
выбора)
– Так почему АФИНЫ? Родина ДЕМОКРАТИИ. Что такое демократия?
– Власть народа. В чем она выражается? Управление – как? – голосовать, ходить на
выборы.
Скажите, о каких государствах являющихся законодателями права, вы еще можете
рассказать? Италия,Рим;Англия.
В республиканский период формируется система ценностей и правовой статус римского
гражданина.
Служение общественным интересам признается первейшим долгом каждого человека. Из
этой обязанности идеология civitas выводила целый комплекс моральных добродетелей.
Доблесть (virtus) стала олицетворением храбрости, смелости и выносливости, трудолюбия
и достоинства, справедливость (jus) непреклонной честности и соблюдения законности.
Большое значение придавалось верности долгу (fides), исполнению долга по отношению к
богам, родным, родине (pietas), согласию между патрициями и плебеями (concordia) и
свободе (libertas). Наградой за заслуги перед civitas становился почет и всенародное
одобрение (honos).
Вместе с системой ценностей был сформирован комплекс обязанностей римского
гражданина. Наиболее важным считалось участие в политической жизни и военных
кампаниях. В 17 лет молодой человек принимался в центурию и с момента принесения
присяги получал право голосовать в комициях. Для занятия государственных постов
предъявлялись дополнительные требования достижение необходимого возраста и участие
в нескольких военных кампаниях. Другие обязанности отправление жреческих
должностей, разработка вопросов культа и права, запись выдающихся событий считались
достойными римского гражданина. Помимо этого община гарантировала своим членам
необходимый прожиточный минимум, который обеспечивался земельным наделом.
Полная гражданская правоспособность слагалась из трех основных состояний:
состояния свободы (status libertatis); состояния гражданства (status civitatis); семейного
состояния (status familiae).
В случае смерти, по причине тяжелых правонарушений или пленении римское
гражданство утрачивалось. В республиканский период его получали по решению народных
собраний, асів. и. э. по решению императора. Первое значительное расширение числа
римских граждан произошло в IV в. до н. э. за счет части латинских городов. Их жители
получили не только имущественные права, но п политические участвовать в выборах
должностных лиц, становиться сенаторами. Вів. до it. э. римское гражданство
распространилось на всех италийских союзников, а в начале III в. и. э. по эдикту
императора Каракаллы па все свободное население империи.
По мнению исследователей, в древнем Риме «имело место равенство граждан в смысле
юридической правоспособности, ответственности перед законом, но не было равенства в
политической и социальной сфере»1. Решающая роль в этом принадлежала цензу, который
имел целыо обеспечить, говоря словами Аристотеля, «геометрическое», или
«пропорциональное», равенство: «сумма» прав граждан должна была равняться
Англия.
Депутаты нижней палаты парламента представляли в основном небольшие города и
поселения (часто \"гнилые местечки\") Система выборов осуществлялась таким
образом, что депутаты фактически назначались земле евласникамы Лондон с
полумиллионным населением имел только четыре места в парламенте, а в \"карманных\" местечках проживали тричетыре избиратели, которые выбирали
своего депутата депутатского места часто торга валы В палату общин могли быть
избраны лица, которые имели годовой доход в городах не менее 500 фунтов, в селах
не менее 300 фунтов Право избирать в 1832 году имело лишь 5% взрослого населения
(247 тыс человек) В 1793 году депутатов избрали 160 избирателей Реформа 1832 года
ликвидировала 56 сельских \"гнилых местечек\", снизила ценз для избирателей до 10
фунтов стерлингов и передала городам 143 места в палате общин Право избирать
получило 376 тыс. человек (из 12 млн населенияло 376 тис. чоловік (з 12 млн
населення).
Демократизация избирательного права оказалась в реформе 1867 года, проведенной
под влиянием чартистского движения В результате этого еще больше сократилось
представительство городков и небольших городов Имущественный ценз в графствах
снизился до 5 фунтов стерлингов годового дохода, избирательные права получили
новые городские слои, в том числе ремесленники и рабочие Города получили 340 из
650 мест в палате общин, избирательный корпус достиг 3 млн.
№1. Запишите тему урока
– Ктото уже может сформулировать тему урока – запишите в рабочих листах.
– Если нет, смотрим следующий слайд (Слайд 5)
– Итак, тема нашего урока «Избирательное право» (Слайд 6)
– Если у вас есть слово право – выборы, вы близки к ответу.
– Оценивать себя вы тоже сами будете – если вы считаете, что вы близки были к теме
урока – ставите себе 1б., выставляете в листы для оценок.
2. Актуализация знаний, подготовка к основному этапу
№2. Сформулировать понятие «Избирательное право»
– Для того чтобы выполнить задание №2 на рабочем листе берем Приложение 1 (понятие
из разных словарей)
– Заполните схему в рабочем листе – за каждый верный ответ 1б.
Проверяем – Слайд 7
1) Порядок формирования выборных органов, т.е. избирательная система
2) Право граждан избирать и быть избранными.
– Мы с вами выяснили, что такое избирательное право, что оно бывает – активным и
пассивным.
– Как вы это усвоили, сейчас проверим – задание 2.2 Разминка
Разминка: продолжите фразу
1. Чтобы реализовать свое активное избирательное право мы должны… (проголосовать) –
когда мы голосуем, то называемся – избирателями, всех избирателей называют
электоратом (от латинского elector – избиратель)
2. Чтобы реализовать свое пассивное избирательное право мы должны… (выдвинуть свою
кандидатуру на выборах) – когда выдвигаем свою кандидатуру, то называемся –
кандидатами (Слайды 89)
3. Усвоение новых знаний и способов действия
№3. Какие выборные государственные органы РФ (кого выбирают в нашей стране?) – Теперь давайте выясним, кого мы можем выбирать.
– Сейчас будем работать с документами: прочтите статьи Конституции Р.Ф. ст.81, ст.96,97,
ст.130; и Приложение 2 (Устав Ставропольского края ) и заполните схему
Проверяем (Слайд 10)
– Итак, мы выбираем Президента Р.Ф., Федеральные органы власти (депутатов
Государственной Думы), органы управления субъектов федерации, органы местного
самоуправления
№4 Кто может выбирать?
– А теперь ответе на вопрос: Вы можете участвовать в выборах?
– А кто может выбирать?
– Сначала мы разберем вопрос – что такой референдум?
Референдум – всеобщее голосование для решения важного государственного вопроса.
(Слайд 11)
Группа заработает дополнительный балл, если ответит – какие вопросы решаются на
референдуме?
Подсказка – государственный праздник, какой? (День Конституции)
– Конституция была принята на референдуме.
Работаем с документом – Приложение 3
– Прочитайте выдержки из закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Р.Ф.» ст. 4
Кто имеет право избирать и быть избранным.
Кто не имеет права избирать и
быть избранным
Гражданин Р.Ф., достигший возраста 18лет,с 18лет
быть депутатом представительного муниципального
органа
Призванные судом
недееспособными
Содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда
Быть избранным с 21 года депутатом Государственной
Думы и быть избранным президентом с 35 лет
Заполните таблицу (за каждый верный ответ – 1б.) (Слайд 12)
№5. Как проходят выборы? (принцип избирательного права) (Слайд 13)
– Теперь узнаем, как проходят выборы, т.е. выясним принципы избирательного права – те
требования, при соблюдении которых выборы признаются законными – правила по
которым проходят выборов
Работа с законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Р.Ф. ст. 3 (Приложение 4) – за каждый верный – 1 балл. (Слайд 14)
Заполняем таблицу Принципы избирательного права:
Принцип всеобщего избирательного права.
Принцип равного избирательного права.
Принцип прямого избирательного права.
Тайное голосование.
Принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании.
4. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
– Проверим, как вы усвоили с помощью заданий – каждой группе дается ситуация, за
выполнение этого задания – 5 баллов
Выполните задание (анализ ситуаций)
Задание для учащихся:
Проанализируйте ситуацию, описанную в задаче.
Соотнесите ситуацию с принципами избирательного права.
Определите, нарушен ли принцип избирательного права в данной ситуации. Свой
ответ аргументируйте.
Ситуация 1 (группа 1)
11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. Б
выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие,
«бродячие инородцы» (неоседлые народы).
Ответ: при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего
избирательного права, по которому право голосовать предоставляется независимо от
пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.
Ситуация 2 (группа 2)
Гражданка Ф., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии
предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж
находится в больнице и явиться на избирательный участок не может. Гражданке были
выданы два избирательных бюллетеня.
Ответ: нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и
непосредственно, без какихлибо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в
государственные органы.
Ситуация 3 (группа 3)
Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопилось большое
количество желающих проголосовать. Председатель избирательной комиссии предложил
собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и
им нечего скрывать друг от друга.
Ответ: нарушен принцип тайного голосования. Гражданин должен голосовать лично и
не передоверять свое право другим лицам.
Ситуация 4 (группа 4)
Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов
участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с переносным ящиком для
голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, потребовал проголосовать. Ответ: нарушен принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании.
Если гражданин по какимлибо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не
может заставить его сделать это.
(Слайд 15 – ответы ситуаций)
5. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия
– Мы с вами сегодня узнали, что такой избирательное право – право участвовать в
управлении страной – выбирать органы власти. Обратимся к началу урока – АФИНЫ –
родина демократии…
Мы имеем право по Конституции с. 32 избирать и быть избранными.
На протяжении веков люди боролись – за это право, а сейчас многие не хотят
воспользоваться своими правами. Нужно ли идти на выборы? Почему? Что на выборах
зависит от избирателя?
№6. Зачем ходить на выборы?
– Ответьте на вопрос: Нужно ли идти на выборы и почему? (Ответы учащихся)
– Как вы считаете – урок у нас в вами получился? Мы научились добывать знания? Вы
время на уроке провели с пользой? Вам понадобятся добытые вами знания на уроке в
дальнейшей жизни?
– Это самое главное, вы меня сегодня порадовали, спасибо вам за доставленную радость от
общения с вами, всего самого наилучшего.
6. Подведение итогов урока
– Баллы переведенные в оценки, вы подсчитаете сами – переведете и оценки вам поставит
ваш учитель в журнал.
– Еще раз спасибо за урок.
Разработка урока по обществознанию 9 класс
Разработка урока по обществознанию 9 класс
Разработка урока по обществознанию 9 класс
Разработка урока по обществознанию 9 класс
Разработка урока по обществознанию 9 класс
Разработка урока по обществознанию 9 класс
Разработка урока по обществознанию 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.