Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Социальная структура"
Оценка 4.6

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Социальная структура"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание
8 кл
08.02.2018
Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Социальная структура"
Понятие социальная культура .Цели и задачи социальной культуры.Какие функции выполняет одежда в обществе?Понятие имидж.Концепция определения социальной культуры в обществе.Социальный статус общества.Политические возможности человека и личности.Демографические свойства.Экономическое положение.Понятие структура.Исторические факты, аргументы,выводы. Социальные структура с точки зрения науки.Открытия, мифы исследователей и научных людей.
сойиальная структура.docx
Тема: Социальная структура. Цель: Разъяснить   ученикам   сущность   социальной   структуры   общества,   показать   особенности социальных   статусов,   социальных   отношений   и   ролей   в   обществе,   сформировать   умения анализировать поведение людей с точки зрения изученных социологических категорий, научить анализировать свой социальный статус и определять манеры своего поведения. План урока: 1.Социальная структура общества — знакомимся с понятием. 2.Социальный статус личности. Чем мы отличаемся друг от друга? 3. Что такое социальная роль?   1.Изучение   нового   материала   целесообразно   начать   с   погружения   учеников   в   суть рассматриваемой проблемы.   Учитель    разъясняет сущность понятия «структура» и просит объяснить. что представляет собой структура обыкновенного кирпичного дома? Ученики понимают, что все составляющие части дома взаимосвязаны между собой. Подобное происходит в обществе. Ребята зачитывают первый абзац параграфа и записывают в тетради собственное определение понятия «социальная стратификация». 2.Ученикам следует пояснить, что статус — это социальное положение человека в обществе, которое характеризуется: — профессией; — экономическим положением; — политическими возможностями; — демографическими свойствами. групповую работу): Ребятам предлагается выполнить следующее задание (можно предложить коллективную или 1) Подумайте, чем различаются между собой примитивные общества и современные с точки зрения статусности (количества статусов)? Какой вывод можно сделать? 2) Можно ли утверждать, что структура общества определяется общественным разделением труда? Почему? Поясните свои рассуждения. (Ученики должны понять, что в обществе один и тот же человек не может выполнять все функции: быть и врачом, и юристом, и водителем автобуса. В обществе необходима специализация, но и важна кооперация, так как эти люди не могут жить друг   без   друга:   юристу   нужно   лечиться,   и   он   обращается   к   врачу,   а   врачу   необходима юридическая консультация, и он пойдет к юристу.) В науке принято считать, что социологическое значение слову «статус» придал в конце XIX в. английский историк Г.Д. Мейн. 3) Охарактеризуйте статус лиц по нижеприведенным отрывкам: Карточка №1 «Гай Юлий Цезарь родился в 100 г. до н. э. Эту дату сообщают античные писатели. Это был  известный римский политический деятель и полководец. Он родился в 12­й день месяца  квинтилия, который впоследствии в его честь был переименован в июль. Он происходил из  патрицианского рода Юлиев, древнего и знатного, но бедного. Юлий Цезарь получил прекрасное  образование, Ко рое в те времена заключалось в изучении греческого, литературы, философии,  истории и в овладении on' торским искусством. Он быстро достиг выдающиха~ успехов в  красноречии. В 63 г. он стал верховным жрецом (понтификом). Будуч консулом, он смог вопреки упорному  противодействию ната провести в жизнь два аграрных закона в пользу вете ранов и неимущих  граждан. Как лидер партии популяров, он стремился заменить власть сената единоличной властью. Его имя стало  отождествляться   с   понятием   «император».   Позднее   все   римские   императоры   сами принимали титул «цезарь» и присваивали его своим сыновьям».  Источник:  Федорова Е. В. Люди императорского Рима. М., 1990­ Словарь античности / Пер. с нем. М., 1989. Карточка 2.     «Известный русский историк С. Ф. Платонов родился в семье типографского служащего 16 июня 1860 г. в Чернигове. В   городе   на   Неве   он   прошел   путь   от   гимназиста  (1870—1879)   и  студента  (1879—1882)  до профессора  и  академика — главы петербургской школы русских историков. Талант педагога­ историка был замечен при дворе. Платонов был приглашен преподавателем истории в царскую семью. События 1917 г. он воспринял как историческую аномалию, вызванную войной, нищетой и разрухой. Историк полагал, что установление власти большевиков — явление временное. Его политические   взгляды   не   оставались   неизменными.   До   революции   Платонов  придерживался либеральных буржуазно­монархических позиций. После 1917 г. его воззрения шли в направлении буржуазной демократии». Источники: Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. 4) Охарактеризуйте героев известных вам по литературе произведений с точки зрения их социального положения. Свои доводы подтвердите ссылками на источники. 5) Разъясните статус ваших родителей, знакомых. 6) Представьте собственный статусный портрет. При   выполнении   предложенного   выше   задания   можно   воспользоваться   следующей   схемой: территориальные статусы (горожанин, беженец, бомж...)  пол (женщина/мужчина)   возраст (ребенок, взрослый, пожилой)   раса (негроидная, европеоидная, монголоидная)   национальность   здоровье (инвалид, здоровый...)   профессия Для   уяснения   вопроса   о   социальной   группе   ребятам   предлагается   выделить   любую   группу людей по социально значимым критериям (доход, власть, образование, возраст, раса и т. д.). Учитель после проведенного анализа выполненных выше заданий обращает внимание на то, что люди,   имеющие   разный   статус,  отличаются   друг   от   друга   в   поведении,   внешности.   Для   под­ тверждения   этой   мысли   ученикам   предлагается   обратиться   к   дополнительному   тексту   §17 «Одежда и статус» (с. 114). После прочтения отрывка статьи Д. Моррис ребята должны ответить на следующие вопросы: 1)Какие функции выполняет одежда в обществе? 2) Каким образом люди демонстрировали свои привилегии в обществе с помощью одежды? 3) Проанализируйте взаимосвязь одежды и статуса в современном обществе. К каким выводам вы приходите? Приведите конкретные примеры. 4)Можно   ли   сказать,   что   в   России   сегодняшней   демонстрационная   функция   одежды доминирует, а ее стиль регламентируется очень жестко с позиции статусности? Ребята должны усвоить, что статус требует от человека определенного поведения. Социологи  говорят о существовании статусных прав и обязанностей Ребятам предлагается определить, какими правами и обязанностями наделены: ­ учитель обществознания;  ­родитель; ­президент страны; ­ученик. Отождествление себя с чем­то или кем­то называется статус идентификацией. Сокращение межстатусной дистанции направляется фамильярностью. В этом случае можно привести примеры того, как ученик непочтительно разговаривает с учителем. В понимании ребенка необходимо закрепить еще  одно  цонятие —  имидж  — совокупность представлений, сложившихся общественном мнении о том, как должен вести себя человек   в соответствии   со своим статусом (это определение дано в учебнике) 3.Завершение   рассмотрения   этой   темы   необходимо   осуществить   уяснением   еще   одного важного понятия — социальна роль. Так называют способ поведения человека в соответствии со статусом. Ученикам предлагается выписать на листке бумаги полный набор своих статусов и определить свой главный статус. Ученикам   можно   предложить   разыграть   некоторые  статусы  показав   особенности   манеры поведения людей. Так ребята уясняют смысл социальных ролей в обществе. Например,  группа 1 показывает родителя;  группа 2 — директора школы;  группа 3 — чемпиона мира по боксу;  группа 4 — крупного предпринимателя. Р. Мертон ввел в науку важное понятие — ролевой набор. Оно означает совокупность ролей, которые ассоциируются с одним статусом. Ребятам предлагается проанализировать ролевой на­ бор ученика, крупного бизнесмена и пенсионера. В   конце   урока   следует   закрепить   изученные   новые   понятия,   подвести   итоги.   (Социальная структура общества включает в себя совокупность статусов, полей, социальных групп.) Д/з: § 17, вопросы и задания после темы. Выполнение задания №7 следует поручить 5 ребятам  индивидуально. Каждый из них должен проанализировать любой роман или другое литературное  произведение. В классе, где отдельные ученики не могут справиться с заданием, лучше организовать работу по группам .

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Социальная структура"

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Социальная структура"

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Социальная структура"

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Социальная структура"

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Социальная структура"

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Социальная структура"

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Социальная структура"

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Социальная структура"

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Социальная структура"

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Социальная структура"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2018