Разработка урока по обществознанию на тему "Потребитель и его права" 9 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
обществознание
9 кл
03.07.2017
Данная разработка по обществознанию на тему "Потребитель и его права" для учащихся 9 класса. В начале урока в ходе игры учащиеся выясняют кто такой потребитель, а затем в ходе групповой работы определяют права потребителя. закрепляя материал урока дети выполняют тест по теме.разработка урока
ПОТРЕБИТЕЛЬ И ЕГО ПРАВА 9 КЛАСС.doc
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
( 9 КЛАСС )
« ПОТРЕБИТЕЛЬ И ЕГО ПРАВА» Технологическая карта урока
Цель: Познакомить учащихся с правовым статусом потребителя и его основными
правами по российскому законодательству.
Задачи:
раскрыть понятие «Потребитель» по Закону о защите прав потребителя;
развитие у учащихся креативного мышления, аргументированного ведения
диалога;
развитие навыков самовыражения и рефлексивного мышления;
совершенствование навыков работы в группе;
воспитание потребительской культуры на основе полученных знаний.
Основные понятия и термины: Закон о защите прав потребителя, изготовитель,
продавец, исполнитель, потребитель, права потребителя.
Формы организации учебной деятельности: урок новых знаний с элементами
индивидуальной творческой работы и работы в группах.
Методы обучения: метод стимулирования интереса, элементы исследовательской
работы и мозгового штурма, игровые методы.
Демонстрация презентации ПОТРЕБИТЕЛЬ.ppt
План и содержание урока:
1. Вводно – мотивационный этап. Постановка учебной задачи.
2. Этап собственно учебных действий
А) участники правовых отношений в области защиты прав потребителя. Игра «Кто
есть кто ?»
Б) Потребитель – король рынка. «Построение» понятия потребителя. Решение
задач на применение понятия «Потребитель».
В) Права потребителя. Творческая работа в группе.
3. Этап контроля и коррекции знаний. Развитие умений учащихся: Вести познавательную деятельность в группе,
осуществлять контроль и самоконтроль учебной деятельности, использовать
имеющиеся знания в новой ситуации, выделять главное, публично выступать, развитие
своего творческого потенциала.
Приемы деятельности учителя: Организация работы в группах, стимулирование
интереса, формирование умения и навыков работы с источниками, развитие
пространственного и творческого мышления учащихся.
Организация деятельности учащихся: работа в группах, работа с источниками,
деятельность по созданию творческих плакатов, деятельность по рефлексии.
Источники информации: Закон о защите прав потребителя.
Методическое обеспечение:
плакаты № 1« 15 марта – Всемирный день
потребителя » и № 2 « 7 февраля 1992 – Закон РФ о защите прав потребителей »;
карточки с названиями участников правовых отношений ( изготовитель,
продавец, потребитель, исполнитель); атрибуты для игровой ситуации: кукла, ценник,
деньги, расческа; «одежда потребителя»: из цветного картона вырезаны части одежды,
на которые прикреплены надписи корона ( надпись – гражданин), 2 рукава ( надписи :
на 1 собирается приобрести , на 2 – пользуется), нагрудник ( надпись – приобрел), 2
чемодана ( надписи: на 1 – товары, на 2 – услуги), фартук ( надпись – для семейных,
личных нужд) ; ситуации по правам потребителя для работы в группах, 4
чистых больших листа ( полуватмана); карточки с алгоритмом работы в группе;
необходимый иллюстративный материал для создания творческих плакатов группами
(газеты, журналы и т.д.); ножницы, клей, фломастеры, скотч; листы для проведения
рефлексии ( по количеству человек в классе ).
Домашнее задание: привести из жизни своей семьи или СМИ примеры нарушений
основных прав потребителя.
Конспект занятия
1. Вводно – мотивационный этап урока Учитель: Сегодня мы с вами начнем наш урок о взрослом и серьезном с
незатейливой всем знакомой детской сказки.
«Жили – были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Как – то снесла курочка
яичко – да непростое, а золотое. Дед билбил, баба билабила, да так и не разбили.
Мышка бежала, хвостиком вильнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет
бабка, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, снесу я вам еще яичко, да
не золотое, а простое ».
Иногда и мы попадаем с вами в такие ситуации, когда товар, который мы купили,
оказывается некачественным, продукты быстро портятся. В сказке хорошо там все
проблемы решила курочка Ряба. А кто защитит нас?
В правовом государстве это сделает Закон. Ребята, а в нашей стране есть Закон,
который защитил бы нас в тех случаях, когда мы купили недоброкачественный
товар или нам оказали недоброкачественные услуги? ( ответы детей )
Да, такой Закон есть. Это Закон о защите прав потребителей, который был принят
в нашей стране 7 февраля 1992 г. ( вывешивается плакат № 1 ).
Ребята, исходя из названия самого Закона, давайте определим задачи нашего
урока.
( Работа с плакатом по вопросам:
Кто такой потребитель?
Каковы его права? )
Сегодня на уроке мы и должны решить с вами эти две задачи.
2. Этап собственно учебных действий
1. Учитель: Этот Закон, как и другие, регулирует правовые отношения. В данном
случае правовые отношения, которые возникают при продаже товаров и оказании услуг. Для того, чтобы выяснить, кто же является участником этих правовых отношений, я
предлагаю поиграть в игру «Кто есть кто?».
Игра «Кто есть кто?»
( описание )
А) из класса вызываются 4 участника игры, на спины которых прикрепляются
карточки с названиями: изготовитель, потребитель, исполнитель, продавец;
Б) участникам раздаются соответственно их ролям атрибуты: изготовителю –
куклу, продавцу – ценник, потребителю – деньги, исполнителю – расческу. Им тихо
объясняется, что они должны продемонстрировать без слов классу: изготовитель
собирает куклу, продавец – берет куклу у изготовителя, осматривает и вешает на нее
ценник, далее предлагает всем для покупки; потребитель – рассматривает куклу,
ценник и покупает ее за деньги; затем потребитель отдает куклу исполнителю и молча
«просить» изменить ей прическу; исполнитель выполняет просьбу по оказанию услуги –
делает новую прическу кукле.
В) предлагается задание классу: «Сейчас каждый мой помощник будет без слов
играть роль одного из участников правовых отношений, возникающих по Закону о
защите прав потребителя. Ваша задача – определить, как называется каждый из
«героев» игры.»
Г) после проигрывания ситуаций классу предлагается определить, как называется
каждый из участников ( при правильном ответе участник поворачивается спиной к
классу и демонстрирует карточку со своим названием). При этом учитель
комментирует каждый ответ учащихся:
«Первый участник – собирает товар, изготавливает его – он изготовитель. Второй
участник – предлагает этот товар всем к продаже – он продавец, третий – платит
деньги, приобретая товар. Он удовлетворяет какую – либо свою потребность – он
потребитель. Четвертый – оказывает услугу потребителю, исполняя его потребность –
он исполнитель.
Ребята, как вы думаете, кого из участников этих правовых отношений можно
назвать королем рынка ? Почему ? » ( ответы детей . Комментарий учителя:
Потребителя. Так как у него есть потребности в товаре, какой – либо услуге. А остальные лишь удовлетворяют эти потребности. Не будет потребителя с его
потребностями – не будет и всех остальных.)
2. Учитель: Так кто же он, потребитель – король рынка? Кого мы можем назвать
потребителем. Давайте попытаемся составить образный портрет потребителя ( трое
участников игры садятся на места, остается только «потребитель», которого в ходе
выявления полного определения понятия учитель одевает в «костюм потребителя»)
А) Прежде всего, потребитель – это человек. Но раз мы говорим о правовых
отношениях, то в данном случае мы человека будем грамотно называть гражданином.
Давайте «коронуем» нашего потребителя короной с надписью Гражданин.
Б) Ребята, как вы считаете, какие нужно совершить действия гражданину, чтобы
стать потребителем?
( Ответы детей, обсуждение ответов, продолжение создания «образа потребителя»:
одевается последовательно после ответов детей следующие детали – рукава,
нагрудник, чемоданы, фартук ).
Вот и наш король рынка! Так кто же ты – потребитель? ( обращение к ученику,
игравшему эту роль) . Попробуй, используя слова на своей одежде, сформулировать
теперь полное определение понятия «Потребитель», которое используется в нашем
Законе.
( Ответ: потребитель – это гражданин, который собирается приобрести, приобрел
или пользуется товарами и услугами для семейных, личных нужд.)
В) Учитель: Спасибо нашему потребителю. А мы давайте, исходя из полученного
понятия, определим, кто из героев сказок и литературных произведений является
потребителем.
«Пошла муха на базар и купила самовар…» Является ли героиня сказки К.
Чуковского потребителем? (Да,она совершила покупку ).
«..Ей с поклоном старик отвечает:
« Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха. Не дает старику мне покоя:
Надобно ей новое корыто;
Наше – то совсем раскололось.
Отвечает золотая рыбка:
« Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто.
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.»
Является ли герой этой сказки А.С.Пушкина потребителем? (Нет, т.к.
старик не платил рыбке за услуги ).
А будет ли являться потребителем Робинзон Крузо на необитаемом
острове? ( Нет, т.к. он ничего не покупает).
3. Учитель: «Потребители – это все мы, » заявил в Конгрессе 15 марта 1962 г.
Президент США Джон Кеннеди и провозгласил четыре основных права потребителя. С
тех пор на планете стало одним Всемирным праздником больше ( вывешивается плакат
№ 2 ).
Давайте выясним, какие же это четыре основных права потребителя имеем мы с
вами. Для этого мы с вами разделимся на 4 группы ( деление класса ).
Задание для каждой группы будет состоять в следующем: в течение 15
минут…
1. Прочитать предложенную ситуацию и выяснить, о каком праве потребителя идет
речь ( приложение )
2. Сформулировать данное право.
3. Оформить плакат, который бы отражал суть данного права ( напишите название
права потребителя, создайте рисунок или коллаж, отражающий основные моменты
этого права ).
4. Работу группы представьте классу, объяснив всем право потребителя с
помощью своего плаката.
Группам раздаются: алгоритм работы;
полуватманы для плаката, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей,
скотч, газеты, журналы для вырезания.
4. Работа в группах по выполнению задания. Учитель координирует работу и
консультирует по возникающим вопросам.
По истечении времени слово предоставляется каждой
группе для
презентации своей работы.
Плакаты прикрепляются на доску.
Учитель комментирует итоги работы групп.
3. Этап контроля и коррекции знаний
Учитель: Спасибо всем группам за хорошую работу. А теперь вернемся к
нашим задачам урока.
( Обращается вновь к плакату № 1, вместе с учениками выясняет,
ответы на поставленные в начале урока задачи с проговариванием
основных моментов занятия ).
Если тебе Потребитель имя,
То гордись правами своими.
Вспоминай их, смотря на плакат,
Когда ты идешь в торговый ряд.
Выполнение теста в форме ОГЭ ПОТРЕБИТЕЛЬ И ЕГО ПРАВА6.ppt
А теперь давайте вместе оценим вашу работу на уроке ( раздаются листы для
рефлексии ). Для этого вы на данных листах нарисуйте кружок соответствующего
цвета:
красный – мне понравилось на уроке, и я активно работал;
зеленый – урок был как всегда, и я работал как обычно;
синий – урок не заинтересовал меня, и я не работал. Домашнее задание: Приведите из жизни своей семьи или СМИ примеры
нарушений основных прав потребителя.
Ситуация № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ
Однажды одна престарелая дама, проезжая на велосипеде мимо ресторана
«Макдоналдс», решила перекусить. Сунула монетку в автомат, схватила стаканчик и
…неожиданно опрокинула напиток на себя. Кофе оказался чересчур горячим!
Дама тут же поняла, что ее потребительские права на………… серьезно ущемлены.
И судебные заседатели полностью с ней согласились, присудив в качестве компенсации
морального ущерба выплатить пострадавшей дневную выручку всех «Макдоналдсов»
данного штата.
С тех пор на стаканчиках сети знаменитых ресторанов стали писать
предостережения: осторожно, не обожгитесь!
Ситуация № 2
История американки Лесли Уитли очень хорошо знакома всем табачным
предприятиям. Уже умирая от рака легких, бывшая курильщица выиграла иск в 20
миллионов долларов к двум крупнейшим корпорациям – «Филипп Моррис» и
«Рейнолдс Табакко Холдинг». Она настояла на судебном расследовании, в результате
которого выявились серьезные нарушения в производстве сигарет. Американские судебные эксперты решили дело в пользу Лесли Уитли. Так она смогла защитить свое
право на……………
Ситуация № 3
Владельцы автомобилей в нашей стране , наверное, еще помнят одну из
нашумевших историй, связанных с постановлением правительства РФ, которое
запретило использование автомобилей с правым рулем.
При таком раскладе многие просто вынуждены были бы отправить свои авто на
свалку. Конфедерация по правам потребителей ( КонфОП) запросила тогда у
правительства документы, которые бы доказывали, что такие машины на самом деле
опаснее обычных. В результате, постановление в конце концов было отменено. Так,
КонфОП защитила право на ………………
Ситуация № 4
Откусив первый кусок своего любимого яблочного пирога, Венди Куин
почувствовала приступ тошноты. В пироге была запечена большая черная муха. На
следующий день Венди отправилась в пекарню, где была сделана покупка, с куском
пирога. Ей тут же были возвращены деньги. Но Венди этого показалось мало. Поэтому
ее муж отнес злополучный пирог в местное отделение по охране здоровья. Через две
недели Венди получила письмо от администрации пекарни с извинениями. В письме,
кроме того, рассказывалось о мерах предосторожности, принимаемых против таких
неприятных происшествий. В конце письма ей предлагалось 5 фунтов в возмещение
морального вреда. Так было нарушено право потребителя на …..
Ответы к ситуациям
№ 1 право на полную информацию о товаре или услуге
№ 2 – право на безопасность при использовании товаров
№ 3 – право на выбор товара
№ 4 – право на качество товара
Разработка урока по обществознанию на тему "Потребитель и его права" 9 класс
Разработка урока по обществознанию на тему "Потребитель и его права" 9 класс
Разработка урока по обществознанию на тему "Потребитель и его права" 9 класс
Разработка урока по обществознанию на тему "Потребитель и его права" 9 класс
Разработка урока по обществознанию на тему "Потребитель и его права" 9 класс
Разработка урока по обществознанию на тему "Потребитель и его права" 9 класс
Разработка урока по обществознанию на тему "Потребитель и его права" 9 класс
Разработка урока по обществознанию на тему "Потребитель и его права" 9 класс
Разработка урока по обществознанию на тему "Потребитель и его права" 9 класс
Разработка урока по обществознанию на тему "Потребитель и его права" 9 класс
Разработка урока по обществознанию на тему "Потребитель и его права" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.