Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
25.01.2017
Конспект урока составленный по учебнику: Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 3 класс («Обитатели Земли»): учебник: в 2 ч. Ч. 1. М.: Баласс.
В разработке урока содержится разнообразный научный и занимательный материал по естествознанию, дидактические игры, направленные на развитие познавательных способностей, мышления, памяти учащихся и воспитание биосферной этики.
Растения.doc
РАСТЕНИЯПРОИЗВОДИТЕЛИ
Ц е л ь : познакомить учащихся с различными группами растений и
особенностями их строения.
О б о р у д о в а н и е : гербарий, иллюстрации с изображением высших растений
(мхи, хвощи, плауны, папоротники, хвойные, цветковые), цветков, плодов и
способов размножения семян.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Б л и ц о п р о с.
Учитель. Какую группу растений вы изучали на прошлом уроке?
Дети. Водоросли одноклеточные и многоклеточные.
Учитель. Что мешает водорослям жить на суше?
Дети. Сухость и сила тяжести.
Учитель. С какими задачами может справиться любая клетка слоевища?
Дети. Любая клетка слоевища может дышать, всасывать воду и образовывать
органические вещества.
Учитель. Как и в каких условиях водоросли размножаются?
1й ученик. Водоросли могут размножаться только в воде.
2й ученик. Одноклеточные водоросли размножаются путем деления
взрослых клеток.
3й ученик. Многоклеточные водоросли могут размножаться спорами или
специальными половыми клетками.
2. Ч т е н и е д и а л о г а героев на с. 78.
3. В ы п о л н е н и е задания.
Учитель. Вы знаете, что любому растению нужны свет и вода. Но не всем
клеткам они доступны. Поэтому нужно разобраться, что окружает клетки
водоросли и растения суши.
Что вы можете сказать о водоросли?
Дети. Каждой клетке водоросли доступны и свет, и вода.
Учитель. Теперь внимательно рассмотрите растение суши. Что можете
сказать о нем? Дети. Клеткам надземной части доступен только свет, а клеткам подземной
части – вода.
4. П о с т а н о в к а п р о б л е м н о г о в о п р о с а.
Учитель. Как вы думаете, почему наземное растение состоит из различных
клеток? (Ученики высказывают свои предположения.)
III. Совместное открытие знаний.
Вариативное объяснение нового материала.
В а р и а н т I
1. Ч т е н и е и а н а л и з т е к с т а учебника.
Школьники читают текст учебника о понятии «орган», его роли в
жизнедеятельности высших растений, и отвечают на вопросы учителя.
Учитель. Почему у наземных растений выделяют надземные части и
подземные части?
Дети. На суше вода и свет находятся в разных местах, поэтому надземные
части тянутся вверх, к свету, а подземные – вниз, к воде.
Учитель. Одинаковы ли клетки у наземных растений?
Дети. Нет, клетки у наземных растений разные.
Учитель. Объясните, почему.
Дети. Каждая клетка занимается своим делом: одни клетки – фотосинтезом,
другие – всасыванием.
Учитель. Что нужно еще делать клеткам, какие новые заботы появились у
наземных растений?
Дети. Надо передавать вещества от одних клеток к другим, защищаться от
высыхания.
Учитель. Что такое органы растений?
Дети. Органами называют части тела, выполняющие сложные задачи.
Учитель. Назовите органы наземных растений. Дети. Лист, стебель, корень.
Учитель может использовать схему дерева, чтобы отметить на ней
органы растений и их роль.
Учитель. Вам необходимо разобраться, за какую работу отвечает каждый
орган растения. Обратитесь за помощью к учебнику, прочитайте информацию о
листьях. (Дети читают.)
Учитель на модели отмечает листья.
Учитель. В чем заключается главная задача листьев?
Дети. Они кормят все растение.
Учитель. Что такое фотосинтез?
Чтобы детям было легче вспомнить, можно использовать схему на с. 85.
Дети. Фотосинтез – это образование органических веществ из кислорода,
воды и углекислого газа под действием солнечного света.
Учитель помечает на схеме рядом с листьями: фотосинтез.
Учитель. Теперь прочитайте информацию о стебле. (Дети читают.)
Учитель помечает на схеме: стебель.
Какова главная задача стебля?
Дети. Борется с земным притяжением: дает опору листьям и подставляет их
солнечным лучам.
Учитель помечает на схеме: стебель – опора.
Учитель. Какую функцию выполняют сосуды?
Дети. Связывают разные части растения. По одним сосудам вверх
поднимаются вода и минеральные вещества, по другим опускаются органические
вещества. Учитель. Как нужно дополнить схему? Стебель – это не только опора, но и
связующая часть между листьями и корнем.
Учитель помечает на схеме: стебель – передача веществ.
Учитель. Теперь прочитайте о корне. (Дети читают.)
Учитель помечет на схеме: корень.
Учитель. Какие задачи у корня?
Дети. Корень всасывает из почвы воду и растворенные в ней вещества и
поддерживает стебель.
Учитель. Из чего состоит корень?
Дети. По строению он похож на стебель, но на кончиках корней имеется
множество выростов – волосков, которые помогают всасывать воду.
Учитель помечает на схеме: корень – удерживает стебель, всасывает
воду и минеральные вещества. В а р и а н т II
1. Р а с с к а з у ч и т е л я.
Учитель. На предыдущем уроке вы выяснили, почему водоросли не могут
жить на суше. Что им мешает?
Дети. Сухость и сила тяжести.
Учитель. Древние растения, пытавшиеся выйти на сушу, стали искать способ
преодолеть эти две неприятные вещи.
Вспомните, почему многоклеточным растением быть лучше, чем
одноклеточным. Каждая клетка занята своим делом, вместе им легче. Но может
ли одна клетка бороться с тяготением? Нет. Может ли одна клетка защищать
всю водоросль от высыхания? Нет. Это может сделать группа клеток. Группа
клеток, занятая в теле одним и тем же делом, называется тканью.
Но ткани не могут сами справляться со своей работой. Нежные клетки с
хлорофиллом не могут заниматься фотосинтезом, если не будут защищены от
высыхания. Сосуды проводящей ткани нужно поддерживать, чтобы они не
перегибались. Поэтому ткани соединены в органы – части тела, выполняющие
сложные задачи.
Когда у растений возникли покровные, опорные и проводящие ткани,
оказалось, что слоевище водорослей – неудобная форма тела.
Стебель – жесткая и устойчивая трубочка, которая у растений существует
издавна. Но у него есть свои недостатки. Много клеток находится внутри, и они
не способны к фотосинтезу. Поэтому появились листья.
(Главная задача листьев – фотосинтез; стебель служит для опоры и
доставляет воду к листьям, а органические вещества – от листьев.)
Но растению нужно не только тянуться к свету, но и доставать из почвы воду
и минеральные вещества, а еще удерживать все растение. Поэтому у растений
появился корень.
Части растения, то есть его органы, изображены на рисунке на с. 7.
Дети рассматривают рисунок.
2. Б е с е д а.
Учитель демонстрирует цветы и семена на иллюстрациях. Учитель. Как вы думаете, у всех ли растений есть семена и цветы? (В случае
затруднения учитель может напомнить о водорослях.)
Дети. Нет. У водорослей нет цветов и семян.
Учитель пишет н а д о с к е: царство растений.
Учитель. Вы изучаете царство растений, познакомились с водорослями.
Учитель подписывает н а д о с к е: водоросли.
Учитель. Первичные растения, вышедшие на сушу, не имели всех тех
органов, которые есть у современных наземных растений.
Древние наземные растения – мхи – не имеют корней и сосудов, плауны и
папоротники хотя и имеют корни и сосуды, но также предпочитают селиться
около воды. Как вы думаете, почему?
Дети. Все эти растения не имеют цветов и размножаются спорами, а спорам
нужна водная среда.
Учитель. Рассмотрите эти растения на иллюстрациях в учебнике на с. 83.
Ученики рассматривают иллюстрации. Учитель записывает н а д о с к е:
мхи, папоротники, плауны, хвощи.
Летом на Руси праздновали день Ивана Купалы. Существовало поверье, что в
ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник. Тот, кто его найдет, будет счастлив
и богат. Как вы думаете, были такие счастливчики, которые видели цветок
папоротника?
Дети. Нет, у него нет цветов. Папоротник размножается спорами.
Учитель. Хвойные растения размножаются семенами, но цветов у них тоже
нет. Хвойные растения изображены на с. 82.
Учитель записывает н а д о с к е: хвойные.
Высшая ступень развития растений – цветковые растения. Почему они так
называются? Какой орган появляется у этих растений?
Дети. Цветок.
Учитель. Цветок – самый совершенный орган размножения. Кто помогает
опылять цветы?
Дети. Насекомые.
Учитель. Эта работа так понравилась насекомым, что цветковые стали самой
многочисленной группой растений.
IV. Первичное закрепление.
Обучение способам самостоятельного применения знаний. 1. В ы п о л н е н и е задания.
Учитель. Рассмотрите рисунок на с. 78. Кто помогает опылять растения?
(Учитель опрашивает учеников.)
1й ученик. Птицы.
2й ученик. Бабочки.
3й ученик. Шмели.
4й ученик. Жуки.
2. В ы п о л н е н и е задания.
Учитель. Рассмотрите рисунки на с. 80.
Какие плоды распространяются ветром, какие – животными, чем они
отличаются?
1й ученик. Животными – земляника, орешник, голубика, рябина, кедр,
яблоко (плоды яркие, съедобные), репейник (цепляется к шерсти).
2й ученик. Клён, одуванчик – ветром (лёгкие семена с парашютом или
крылом).
V. Итог урока.
Учитель. Как тело наземных растений приспособилось к жизни на суше?
Дети. Оно разделено на органы и ткани.
Учитель. Почему настоящими растениями суши можно назвать лишь хвойные
и цветковые растения?
Дети. У них есть корень, стебель, листья, и они размножаются семенами.
Учитель. Вы познакомились с представителями царства растений
(обращает внимание учащихся
н а д о с к у): водоросли, мхи, плауны,
папоротники, хвощи, хвойные и цветковые растения. Все они прекрасно
приспособились к жизни в своих условиях среды.
Домашнее задание: читать текст на с. 78–83.
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.