Аннотация.
Представленная разработка ориентируется на учебнометодический комплект А.А.
Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс. Результативность при изучении темы урока
достигается благодаря деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды
деятельности (слушание, беседу, рассматривание иллюстраций, иллюстрирование,
работу в группах). Активные методы обучения формируют у учащихся умения
самостоятельно приобретать знания, а не получать их в готовом виде. На уроке дети
закрепляют умения ориентироваться в больших объемах информации, работают с
разными источниками (текстовыми, иллюстративными, ИКТ). Кроме предметных
умений у учащихся формируются и общеучебные компетенции: работа с текстом,
умение сравнивать, обобщать, приводить аргументы, примеры. Развивается внимание,
память, мышление, речь, кругозор учащихся. Данная разработка позволяет
осуществлять дифференцированный подход к учащимся, организовать посильную и
эффективную деятельность для всех детей. Для каждого ученика на уроке есть
возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость.
Тема урока «Экологическая безопасность?» связана с личным опытом учащихся,
который они могут расширить, применить в нестандартных ситуациях. Прочное
усвоение знаний обеспечивается применением наглядности, без которой невозможно
получить полные представления по теме.
Тема урока: Экологическая безопасность.
Цель урока: формирование у учащихся знаний об экологической безопасности.
Задачи:
1. Познакомить с понятиями «экология», «цепи загрязнения», «экологическая
безопасность».
2. Выяснить пути поступления загрязняющих веществ в организм человека.
3. Составить правила экологической безопасности.
4. Формировать познавательную активность, навык самостоятельной работы и работы в
группе, ответственность за результат своего труда, понимание его значимости.
5. Развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его
выражать и доказывать, уважать мнение товарищей, учить применять полученные
знания на примере конкретных жизненных ситуаций.
6.Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: комбинированный, урокпроект.
Оборудование:
учебник для 3 класса " Окружающий мир" часть 2;
рабочая тетрадь " Окружающий мир";
мультимедийное оборудование;
1 презентация к уроку.
Раздаточный материал:
конверты с дополнительным материалом;
лист самооценки.
задания для работы в группах;
Использование ИКТ: слайды, выполненные в компьютерной программе PowerPoint.
Этапы урока и их продолжительность.
1.Организационный момент 1 мин.
2. Актуализация знаний 3 мин.
3. Создание проблемной ситуации 3 мин.
4. Целеполагание 3 мин.
5. Открытие новых знаний 17 мин. (физмин.)
6. Презентация продуктов проекта 10 мин.
7. Рефлексия 3 мин.
8. Самооценка и оценка учителем 3 мин.
9. Итог урока 2 мин.
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ
Ребята! Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Вы
побудете в роли работников научноисследовательского института. Приглашаю всех на
ученый совет. Желаю вам творческих успехов.
СЛАЙД 1 «НИИ «…»
СЛАЙД 2 « Ни пуха, ни пера!»
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Несколько уроков назад мы с вами начали работать во 2 части учебника по окр. миру.
Возьмите в руки учебник, полистайте те страницы, которые мы уже читали. Все они
объединены в один большой раздел. Как он называется? (Наша безопасность).
Давайте теперь вспомним, что для нас может быть опасным и где эти опасности мы
можем в жизни встретить и заполним кластер «Виды безопасности».
(заполнение кластера)
СЛАЙД 3 «Виды безопасности 1»
III. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Как вы считаете, все ли виды безопасности мы назвали? (Нет)
СЛАЙД 4 «Фото»
Посмотрите на эти фотографии. Как вы думаете, о чем они говорят? (О загрязнении
окружающей среды, об экологии…)
2 А что такое экология? Давайте посмотрим значение этого слова в толковых
словариках. (Смотрят в словаре)
Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей
средой.
Термин предложил в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель.
С середины 20 века в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология
приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и
охраны живых организмов.
СЛАЙД 5 «Экология …»
Значит, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (Об экологии)
А как вы думаете, может ли быть экология опасной для человека? Почему?
(То что изображено на картинках вредно для природы, а значит, и для человека,
значит экология может быть опасна).
Тогда что нам делать, если окружающая природа может быть опасной?
(Значит надо придумать правила безопасного поведения в окружающем мире.)
Заполним наш кластер до конца. (Заполняется последний лепесток – экологическая
безопасность.)
СЛАЙД 6 «Виды безопасности 2»
Сформулируйте тему нашего урока. (Экологическая безопасность).
СЛАЙД 7 «Тема урока»
IY. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(Составление таблицы: «Знаю – Хочу узнать – Узнал»)
Знаем ли мы что такое экологическая безопасность? (Нет. Мы знаем, что такое
безопасность, знаем, что такое экология. Надо узнать, что такое экологическая
безопасность.)
Изучая проблему экологической безопасности на какие вопросы вы еще хотели бы
получить ответ?
(Как загрязняется окружающая среда? Как она влияет на
человека? Может быть есть какието правила безопасного поведения.)
Давайте заполним таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал».
СЛАЙД 8 «Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Тогда какую цель урока мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, что такое
экологическая безопасность.)
СЛАЙД 9 «Цель урока»
3 Посмотрите, сколько у вас возникло вопросов по теме «Экологическая безопасность».
Чтобы ответить на них, наш ученый совет будет работать по 4 направлениям:
«Исследователи», «Эксперты», «Иллюстраторы» и «Экспериментаторы».
СЛАЙД 10 «Направления работы»
Разделимся на 4 группы. (Дети делятся на группы).
Давайте повторим правила работы в группе.
СЛАЙД 11 «Правила работы в группе»
Y.ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
1. Работа с учебником
Откройте учебник на стр. 31. Рассмотрите рисунок на этой странице. Что на нем
изображено? (Дети объясняют рисунок)
Прочитайте самостоятельно пункт1. Какой новый термин вы встретили, работая на
этой странице? (Цепь загрязнения.)
Как вы понимаете что значит «цепь загрязнения»? (Дети делают вывод, что «цепь
загрязнения» это цепочка рисунков или других знаков, которые пошагово
объясняют к чему может привести загрязнение чего либо. Например, загрязнение
реки.)
Откройте стр. 32. Прочитайте пункт 2 статьи учебника, рассмотрите рисунок и
постарайтесь ответить на вопрос: Какие существуют пути поступления загрязняющих
веществ в организм человека? (Дети отвечают на вопрос, опираясь на рисунок, что
загрязнения в организм человека поступают через воду, через воздух и через
продукты питания.)
СЛАЙД 12 «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека»
Прочитайте пункт 3 статьи учебника и найдите ответ на вопрос: Что такое
экологическая безопасность?
Итак, как вы понимаете что значит «экологическая безопасность»?
СЛАЙД 13 «Экологическая безопасность»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Работа в группах.
Теперь, используя текст статьи учебника на стр. 3336, Рабочую тетрадь и
дополнительный материал в конвертах каждая группа выполняет свою работу. Она
4 написана на карточке зеленого цвета. Открывайте конверты, доставайте карточки,
читайте задания. (Дети достают все необходимое, читают задания.)
Какое задание у группы «Исследователи»? (Составить цепи загрязнения воздуха,
воды, продуктов питания. Результаты записать в Рабочую тетрадь на стр. .)
Какое задание у группы «Эксперты»? (Составить правила экологической
безопасности. Результаты записать в Рабочую тетрадь.)
Какое задание у группы «Иллюстраторы»? (Нарисовать знаки экологической
безопасности. Результаты записать в Рабочую тетрадь.)
Какое задание у группы «Экспериментаторы»? (Провести опыт по очистке воды.
Результаты записать в Рабочую тетрадь.)
При работе в группах мы всегда пользовались планом действий. Давайте повторим
план действий вашей работы.
СЛАЙД 14 «План действий»
1. Обсуждение задания.
2. Выполнение задания.
3. Оформление задания.
4. Формулирование вывода.
5. Применение результата.
Последний пункт плана «применение результата» мы обсудим, когда работа в группах
будет закончена.
Самостоятельная работа детей в группах.
Вам на самостоятельную работу в группах 15 минут.
YI. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТА
Итак, уважаемые ученыеисследователи, познакомьте нас с результатами вашей
работы. (Дети представляют свои результаты работы.)
Как вы думаете, где мы можем применить наши полученные результаты: цепи
загрязнения, правила экологической безопасности, знаки, а также рассказ и показ опыта
по очистке воды? (Оформить уголок экологической безопасности, рассказать об
этом своим родственникам, друзьям, знакомым, своим сверстникам в школе.)
YII. РЕФЛЕКСИЯ
Вернемся к нашей таблице «Знаю – Хочу узнать – Узнал». На какие вопросы вы хотели
получить ответ?
СЛАЙД 15 «Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
5 (Дети читают вопросы:
Что такое экологическая безопасность?
Как загрязняется окружающая среда?
Как попадают в организм человека вредные вещества?
Какие бывают правила экологической безопасности?)
Что же такое экологическая безопасность? (Экологическая безопасность – это
защита от вредного воздействия окружающей среды.)
Как загрязняется окружающая среда? (…)
Как попадают в организм человека вредные вещества? (…)
А как мы можем защититься от вредного воздействия окружающей среды?
(Соблюдать правила экологической безопасности.)
Может быть, вы узнали еще чтото интересное? (Дети могут назвать цепи
загрязнения, пути поступления загрязняющих веществ в организм человека, очистка
воды с помощью фильтров…)
Значит вам удалось узнать гораздо больше, чем хотелось? (Да.)
YIII. САМООЦЕНКА И ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ
Заполните лист самооценки. (Каждый оценивает себя сам, получает оценку товарищей
по группе, итоговую отметку выставляет учитель.)
IX. ИТОГ УРОКА
Понравился ли вам сегодняшний урок? (Да)
Всем большое спасибо за плодотворную работу!
СЛАЙД 16 «Спасибо за работу!»
Поднимите руки те, кому хочется продолжить работу по теме «Экология и
экологическая безопасность»?
Тогда я приглашаю вас на занятия кружка «Основ проектной деятельности».
X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(Дети получают дифференцированное домашнее задание)
Подготовьте рассказ на тему «Человек, помоги природе!»
Прочитать текст учебника стр. 3136, ответить на вопросы.
Рабочая тетрадь стр. 20 № 6.
6
Разработка урока по окружающему миру и презентация по теме "Экологическая безопасность" (3 класс)
Разработка урока по окружающему миру и презентация по теме "Экологическая безопасность" (3 класс)
Разработка урока по окружающему миру и презентация по теме "Экологическая безопасность" (3 класс)
Разработка урока по окружающему миру и презентация по теме "Экологическая безопасность" (3 класс)
Разработка урока по окружающему миру и презентация по теме "Экологическая безопасность" (3 класс)
Разработка урока по окружающему миру и презентация по теме "Экологическая безопасность" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.