Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"
Оценка 4.6

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
правоведение
10 кл
24.09.2017
Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"
Данный урок является одновременно уроком обобщения уже полученных знаний, а так же уроком изучения нового материала. Учащиеся в ходе урока сами должны прийти к выводу, что право на жизнь является одним из основополагающих естественных прав человека. Прямое его следствие – целый ряд других социальных прав: на медицинский уход, на источник существования и др. Вместе с тем, есть ряд проблем, напрямую связанных с правом на жизнь, относительно которых в данный момент не существует общепринятого решения (проблема смертной казни, вопросов о допустимости эвтаназии и абортов).Разработка урока в 10 классе по правоведению
право на жизнь.docx
МБОУ вечерняя школа при ФКУ ИК­1 ГУФСИН России по Нижегородской области ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ Тема: «ПРАВО НА ЖИЗНЬ» (10 класс) Подготовила: учитель истории  и обществознания Варакина Е.Н. п.Сухобезводное 2015­2016 учебный год «ПРАВО НА ЖИЗНЬ» Цель урока: Продолжать знакомство учащихся с правами человека. Задачи:   учебная   – определить   значение   права   на   жизнь.   Познакомиться   с   понятием «эвтаназия».   Продолжать   развивать   основные   компетенции:   предметную, информационную. воспитательная –  осознать  ценность   человеческой   жизни,  воспитать   чувство терпимости,   толерантности,   сострадания.   Продолжать   развивать   основные компетенции: социальную, нравственную.  развивающая ­ формировать и развивать навык ведения дискуссии. Развивать у учащихся умение аргументировать свою точку зрения, сравнивать свой выбор с выбором других, выделять главное. Ключевые   компетентности  на   данном   уроке:   социальная,   коммуникативная,  предметная информационная, нравственная.  Урок   направлен   на   развитие   следующих   качеств   учащихся:   когнитивные (познавательные), креативные, коммуникативные, мировоззренческие. Тип урока: комбинированный компетентностный с элементами дискуссии. План урока: 1. Игра «Полёт на воздушном шаре» 2. Право на жизнь: неоднозначность проблемы 3. Эвтаназия: непростое решение 4. «Трансплантация сердца» 5. Синквейн Эпиграф урока: Важнее спасти жизнь одного человека, Чем построить семиярусную Пагоду в честь Будды. (Восточное изречение) 1. В начале нашего урока я предлагаю вам несложную игру. Представьте себе, что  вы совершаете полет на воздушном шаре. Ваш воздушный шар падает. Чтобы  спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков с  песком, а остальные сбросить. Мешки – это ваши права. Всего их 10. Какие вам  не нужны? Не правда ли, трудный выбор. ( должно остаться право на жизнь) Итак, мы убедились, что право на жизнь – самое важное, и если оно не соблюдается, то в остальных правах человека нет смысла! 2. Право на жизнь является одним из основополагающих естественных прав  человека. Прямое его следствие – целый ряд других социальных прав: на  медицинский уход, на источник существования и др. Вместе с тем, есть ряд  проблем, напрямую связанных с правом на жизнь, относительно которых в  данный момент не существует общепринятого решения. Это, в частности,  проблема смертной казни, вопросов о допустимости эвтаназии и абортов. Проблема смертной казни На протяжении веков право на жизнь, свободу и равенство было привилегией лишь  части населения. И человечество проделало долгий путь к признанию всеобщности и  бесспорности этого права человека. Первым шагом на этом пути стал запрет  людоедства. Далее последовал отказ от человеческих жертвоприношений. В давние  времена этот жестокий обычай был распространен у многих народов. Приносили  жертвы богам, умершим владыкам, победителям. Постепенно жертвоприношение  людей стало заменяться жертвоприношением животных. Самым древним обычаем, будто бы направленным на защиту жизни человека, являлась кровная месть по принципу талиона: око за око, зуб за зуб, смерть за смерть. Этот  обычай был распространен среди многих народов и до сих пор не изжит до конца. В эпоху древнего мира и средневековья ни одни человек не был уверен в том, что право на жизнь будет защищено. Правители, короли, феодалы решали вопросы жизни и смерти своих подданных по своему усмотрению. Простые люди тоже нарушали права друг друга. В истории можно найти множество примеров, когда жизнь людей и даже детей   не   ценилась.   Например,   в   Древней   Спарте   ребенок,   появившийся   слабым, лишался права на жизнь. Его осуждали на смерть, сбрасывая со скалы или оставляли на горном хребте умирать. Это было крайне несправедливо, но законы в Спарте были неумолимо суровы. О естественном праве человека на жизнь впервые заговорил Джон Локк ­ великий английский философ. В учении о праве он развил теорию естественного права как закона природы, требуя мира и безопасности для всего человечества. «Мы считаем очевидной истиной то, что все люди созданы равными, что от создателя они   наделены   неотъемлемыми   правами,  среди   которых   право   на   жизнь,  свободу   и стремление к лучшей доле». Право   на   жизнь   защищается   целым   комплексом   международных   законов:   были приняты такие акты, как запрещающий и осуждающий агрессию, или конвенция об обращении с военнопленными, конвенции и договоры о запрещении различных видов оружия   массового   уничтожения.  В   рамках   ООН   были   приняты   и   такие   акты,  как конвенция, осуждающая и запрещающая геноцид, то есть истребление целых групп людей   по   национальному   признаку,   или   резолюция,   осуждающая   и   запрещающая государственный   терроризм,   когда   террор   становится   орудием   государственной политики. В   настоящее   время   смертная   казнь   отменена   законом   в   37   странах.   Среди   них Австрия, Австралия, Германия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция. В 27 странах смертная казнь не применялась последние 10 лет и больше. Общей   тенденцией   последних   лет   является   движение   в   сторону   ограничения применения смертной казни и отказ от нее. Проблема допустимости абортов К абортам вряд ли можно относиться однозначно, т.к. в этом явлении приходят в противоречие права еще не родившегося ребенка и права женщины. У общества в целом   в   отношении   к   абортам   существуют   две   тенденции:   с   одной   стороны, активизируются движения, выступающие за запрещение абортов, с другой стороны, они, к сожалению, все чаще применяются на практике. Вообще в РФ разрешен аборт на сроках беременности от 12 до 22 недель женщинам, признанным безработными или имеющими   безработного   мужа;   женщинам,   не   имеющим   жилья,   проживающим   в общежитии или на частной квартире, а также женщинам, чей семейный доход меньше прожиточного   минимума.   В   то   же   время   аборт   вряд   ли   приведет   к   желаемому результату,   а   скорее   даже   усугубит   положение,   поскольку   эти   операции   будут проводиться нелегально, что создает реальную угрозу жизни и здоровью женщины. За последние годы аборт приобрел множество защитников. Примечателен тот факт, что основным аргументом в пользу этих операций является утверждение,   что   аборт   не   представляет   собой   нарушение   права   на   жизнь,   ведь уничтожаемый плод не развитый человек с умом и душой, а лишь какой­то жалкий сгусток   человеческих   клеток.   По   этому   вопросу   нет   единого   мнения   даже   среди людей   с   самыми   высокими   моральными   принципами.   Каждый   должен   иметь   свое собственное мнение по этому поводу. Обобщая сказанное, я хотела бы рассказать вам историю, историю неродившегося ребенка. «...Он открыл глаза ­ вокруг было темно и душно. Он пошевелил отекшей рукой и понял, что жив...» «Слава Богу, на этот раз уцелел, ­ подумал он. ­ Когда­нибудь алкоголь убьет меня!» Но внезапно навалилось удушье, он отчаянно забился, пытаясь вынырнуть,   сбросив   путы,   обвивающие   его,   как   змеи.   Но   мрак   сгущался.   Еще мгновение ­ и мысли его оборвались... В 6 часов утра усталый доктор вышел из операционной. Операция была очень сложная и   опасная!   Пришлось   делать   аборт   женщине   на   пятом   месяце   беременности: несчастная в состоянии сильного алкогольного опьянения пыталась свести счеты с жизнью. Ребенка, увы, спасти не удалось...». Проблема эвтаназии ­ευ  «хороший» + θάνατος «смерть») — практика  Эвтаназия (или эйтаназия) (греч.  прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым  заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, удовлетворение просьбы без  медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий Серьезные травмы, полученные при ДТП, ломают человека не только физически, но и морально. Именно   в   это   время   человек   склонен   к   самоубийству,   но   не   всегда   он   может совершить   его   сам.   И   возникает   вопрос,   нужно   ли   врачу   помогать   больному   в самоубийстве. К этой проблеме не может быть однозначного отношения. Есть множество аргументов как в защиту этого явления, так и против него. С   одной   стороны,   эвтаназия   является   актом   милосердия,   поскольку   прекращает страдания человека, чьи дни уже и так сочтены, и, более того, совершается по его просьбе. С другой ­ это все­таки убийство, которым врач уничтожает последний шанс человека выжить. Очевидно, что легализация эвтаназии не только снижает цену человеческой жизни, но и   открывает   одновременно   возможность   совершения   под   этой   маской   обычных убийств. В большинстве   стран  мира  эвтаназия  запрещена  законом. Врача, совершившего  ее, судят за умышленное убийство. Пионером   в   области   легализации   добровольной   смерти   стали Нидерланды.   В 1984 году Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. В 2003 году эвтаназия помогла расстаться с жизнью   200   смертельно   больным   пациентам,   а   в 2004   году —   360   пациентам.   С апреля 2005 года в бельгийских аптеках появились специальные наборы для эвтаназии, позволяющие   упростить   процедуру   добровольного   ухода   из   жизни.   В   набор стоимостью   примерно   60   евро   входит   одноразовый   шприц   с ядом и   другие необходимые   для инъекции средства. Набор   для   эвтаназии   может   заказать   только практикующий врач,   который   должен   указать   точную дозировку отравляющего вещества. Оформить заказ можно после обращения в одну из 250 бельгийских аптек, имеющих   соответствующую   лицензию. По   закону   в Бельгии может   подвергнуться эвтаназии   человек   старше   18   лет,   страдающий   неизлечимым   заболеванием.   После нескольких   письменных   запросов,   подтверждающих   твердую   решимость больного, врач может   провести   эвтаназию.   Согласно   официальной   статистике   в   40 процентах   случаев   эвтаназию   проводят   на   дому   у пациента.   В   России   эвтаназия являетсяпреступлением и   будет   квалифицироваться   как   умышленное убийство в соответствии с частью 1­й статьи 105­йУголовного Кодекса РФ. При назначении меры наказания лицу, виновному в эвтаназии (естественно, если не будут доказаны иные причины   лишения   жизни)   будет   учитываться   смягчающее   обстоятельство   в соответствии с пунктом «д» части 1­й статьи 61­й Уголовного Кодекса РФ, а именно: совершение преступления по мотиву сострадания. Среди известных людей отметим З.Фрейда, который из­за неизлечимой формы рака нёба  с  помощью   доктора   Шура   совершил   эвтаназию   в  своём   лондонском   доме  23 сентября 1939 г., прежде пережив 19 операций по удалению опухолей под местной анестезией (общий наркоз в таких операциях в то время не применялся). Но не все люди осуждают и отрицают эвтаназию. Если верить газетным сообщениям, в некоторых   европейских   странах   эвтаназия   перешла   в   разряд   полулегализованных явлений. Суд, рассмотрев дело, либо признает врача невиновным, либо назначает ему минимальное для этого вида преступлений наказание.  3. Бывают ситуации, когда человек не видит другого выхода. Тогда он сам решает это   и   осуществляет.   А   может   ли   кто­либо   другой   вместо   самого   человека решить,   что   ему   лучше   умереть:   не   страдать   от   неизлечимой   болезни,   не доставлять мучений близким, не отнимать силы и время у врачей, не занимать дорогостоящей медицинской аппаратуры, избавить государство от обузы? Предлагаю разделиться вам на 2 группы: тех, кто докажет что эвтаназия допустима и тех, кто против неё. Задание группам: подобрать аргументы «за» и «против» Работа с текстом «Малютка Тэсса» 1. Зачитывается 1 часть текста. Вопросы к ней: ­Если бы вы были родителями Тэссы, то какое решение приняли бы? ­Повлияло бы на ваше решение то, что у Тэссы повреждён мозг? 2. Зачитывается вторая часть текста. Вопросы: ­Что должны были делать врачи? Они могли бы: А) выполнить желание родителей Б) сделать операцию без согласия родителей В) обратиться к закону и лишить родителей Тэссы родительских прав 3. Зачитывается 3 часть текста. Вопросы: ­Если бы вы были судьёй, разбирающим дело Тэссы, то что бы вы решили? 4. Зачитывается вердикт суда. Вопросы: ­Изменилось бы ваше мнение об этом деле, если бы вы знали, что Тэсса будет обречена на боль и страдания на протяжении всей жизни? ­Как вы думаете, почему подобные дела сложно решить при помощи закона? 4. Итак, подобные истории убеждают нас, что КАЖДЫЙ человек имеет право на жизнь. Но ведь далеко не каждый человек способен принести пользу обществу, быть национальным   героем,   нобелевским   лауреатом,   народным   артистом   и   т.д.   Люди разные:   кто­то   создаёт   национальное   богатство,   а   кто­то   его   расхищает;   кто­то открывает лекарство от смертельной болезни и спасает тысячи обречённых, а кто­то совершенно бездумно может отнять человеческую жизнь, и даже не одну, за бутылку водки; кто­то воспитывает десятки чужих детей, любя их как своих собственных, а кому­то нет дела даже до собственного чада, и он растёт сам по себе, как трава в огороде… Предлагаю вам представить себя вершителями судеб человечества и поиграть. Игра «Трансплантация сердца» Список пациентов, поступивших в Центр по пересадке сердца 1. Мужчина, 29 лет. Бизнесмен. Может оказать клинике финансовую поддержку. 2. Девочка, 10 лет. Умственно отсталая. Страдает ДЦП. 3. Женщина, 62 года. Мать шестерых детей. 4. Мужчина. 33 года. Руководитель религиозной секты. 5. Девушка, 19 лет. Студентка. Неоднократные попытки самоубийства. 6. Мужчина, 42 года. Азербайджанец. Строительный рабочий. Получил травму во  время работы в России. 7. Женщина, 56 лет. Врач­онколог. Разрабатывает новые средства лечения раковых опухолей. 8. Мужчина, 37 лет. Заместитель министра финансов, еврей. 9. Женщина, 22 года. Спортсменка, золотая медалистка, член олимпийской  сборной. 10.Мужчина, 31 год, полицейский, ранен во время задержания особо опасного  преступника. Вопросы к игре: 1. Кто и как определяет, полезен ли для общества тот или иной человек? 2. К чему это может привести? 3. Что   вы   будете   чувствовать,   если   кого­то   из   близких   или   друзей   сочтут бесполезными для общества и на этом основании лишат медицинской помощи, правовой защиты, социального обеспечения? 4. Являются ли осуждённые  полезными членами общества? 5. Синквейн. Это   «стихотворение»,   состоящее   из   пяти   строк.   В   нем   человек   высказывает   свое отношение к проблеме.  Порядок написания синквейна:  1. Первая строка ­ одно ключевое слово, определяющее содержание.  2. Вторая ­ два прилагательных, характеризующих данное понятие.  3. Третья ­ три глагола, показывающих действие понятия.  4. Четвертая строка ­ короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.  5. Пятая ­ одно ключевое слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Например:  Жизнь Неповторимая, сложная Учит, наказывает, проходит Данный богом дар Борьба.

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"

Разработка урока по праву на тему "Право на жизнь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2017