Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"
Оценка 4.7

Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
09.07.2017
Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"
Цель: • уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия. Задачи: 1. Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи; 2. Определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия; 3. Уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи. 4. Развивать коммуникативные навыки;
Разработка урока по русскому языку.docx
Разработка урока по русскому языку, 7­й  класс. "Деепричастие как часть речи"  Цель:   уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола,  причастия, наречия. Задачи:  1. Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи; 2. Определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль  деепричастия; 3. Уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием  деепричастий как в устной, так и в письменной речи. 4. Развивать коммуникативные навыки; Ход урока:  Разминка: I. Графический диктант (составление схем предложений, зачитываемых учителем);  Взаимопроверка графического диктанта; II. Скороговорка (запись на доске): Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали. Чтение и проговаривание скороговорки. ­ Назовите в этой скороговорке деепричастия (стуча, бренча). ­ Докажите, что это деепричастия. ­ Доказательство. Работа в группах: III. Сравнительная характеристика причастия и деепричастия (как особых форм  глагола). Совместное заполнение таблицы (в группах) № вопроса причастие деепричастие 1.От какой части речи образуются? 2. На какие вопросы отвечают? 3. Что обозначают? 4. Признаки каких частей речи сочетают в  себе? 5. Как изменяются? 6. Имеют суффиксы: Чем отличаются по морфемному составу? 8. Какими членами предложения могут быть? 9. На какой вопрос отвечают как член  предложения? 10. Какую часть речи распространяют в  предложении 11. Как обособляются? 12. Роль как средства выразительности                                               III а. Совместное обсуждение таблицы. № вопроса причастие деепричастие 1. От какой части речи образуются? 2.На какие вопросы  отвечают? 3. Что обозначают? 4. Признаки каких  частей речи сочетают в себе? 5. Как изменяются? От глагола Какой? Каков? Что делая? Что сделав? Признак предмета по Добавочное действие действию Глагола прилагательного Глагола наречия По родам, числам, Не изменяется падежам ­ущ­(­ющ­);­ащ­(­ящ­); ­вш­,­ш­;­им­(­ем­, ­ом­);­ енн­(­ен­), ­нн­(­н­), ­т­ ­а­ (­я­); ­вши­ ­ши­ ­в­; ­учи­ (уст.) Имеет окончание Не имеет окончание Определение, сказуемое обстоятельство Какой? Каков? Как? Когда? Почему? глагол 6. Имеют суффиксы: Чем отличаются по  морфемному составу? 8. Какими членами  предложения могут  быть? 9. На какой вопрос  отвечают как член  предложения? 10. Какую часть речи  распространяют в  предложении Существительное, местоимение 11. Как  обособляются? 12. Роль как средства  выразительности После определяемого существительного Всегда обособляется Художественное определение; украшает имя и “придает красоту Украшает глагол, дополняет его другими действиями; образу” “создает живописную картину действия” IV. Работа с текстами: Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и  деепричастные обороты: 1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”: … Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая,  В прекрасное дитя… 2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом… 3. Н.А. Некрасова “Однажды…”: …И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок…; 4. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как­нибудь… 5. Э.А. Асадова “Лес”: …Ежась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши­маслята, Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь, вокруг пенька! 6. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”: Отговорила роща золотая Березовым веселым языком, И журавли, печально пролетая. Уж не жалеют больше ни о ком… 7. С.Я.Маршака “Словарь”: Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руках свой потайной фонарь… 8. И.А.Бунина “***”: В саду листки берез, без шороха срываясь, Средь тонких паутин, как бабочки, блестят И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь, На блеклую траву беспомощно летят… V. “Найди пару”: Представитель от каждой группы получает карточку с незаконченным текстом пословицы.  Обладателям второй половины пословицы необходимо найти свою пару: …, по волосам не плачут …, не умоешься Что имеем, не храним, … …, не всегда брани дорогу …, не суйся в воду Пирога ждать,… Снявши голову, … Не замочив рук, … …, потерявши, плачем. Спотыкаясь,… Не зная броду, … …, не евши, спать V.а “Аукцион фразеологических оборотов”. Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий: Работать хорошо ­ Засучив рукава Работать плохо Спустя рукава  Бежать быстро, (мчаться) Сломя голову Уйти (остаться ) ни с чем, не  добиться желаемого Не солоно хлебавши Без особого на то желания Скрепя сердце. ­ Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые  словосочетания)? (Обстоятельствами) ­ Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? (Нет, даже если в их  составе есть деепричастие).  ­Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть  деепричастия? (Наречия) ­ Что объединяет наречия и деепричастия? (неизменяемость, не имеют окончания,  синтаксическая роль, вопрос как к члену предложения, зависят от глагола). VI. Одинаковы ли деепричастия? У Л. Козыря есть четверостишие: Холмы, вырастая и в сумерках тая и думу какую­то в складках тая, о том и молчат, что совсем не простая, совсем не простая планета моя. От каких глаголов образованы деепричастия? … в сумерках та?я (таять) и думу какую­то в складках тая? (таить),… VII. Коварство деепричастного оборота. В сочинении ученика были такие предложения: “ … Открыв окно, запахло соснами. Сидя  у окна, в комнату влетел воробей…” ­ Нет ли здесь ошибки? Совместное составление предложений. Запись в тетрадь правильных вариантов. VIII. Редактирование. Отредактировать данный текст, заменить 3­4 синтаксических  конструкции на деепричастные обороты. 1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось.2.  Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.3. Вот задрожала осиновая  роща.4. Листья становятся мутного цвета. 5. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой  травы летят через дорогу. 6. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекая  воздух. 7. Заметались беспокойные муравьи, сбились в кучу. 8. Вспыхивает молния,  ослепляет зрение и освещает нас. 9. Над самой головой раздается оглушительный гул,  который заставляет нас трепетать.    чтение отредактированных текстов подведение итогов урока. Рефлексия работы. Домашнее задание : Решение кроссворда “Деепричастие”.  Задание. Выбрать из З предложенных вариантов то слово, которое обладает  названным признаком. По горизонтали: 3. Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай. 6. Деепричастие, образованное от непереходного глагола: увидев, присев, назван. 7. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав. 8. Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать. 9. Деепричастие совершенного вида, образованное с помощью суффикса ­я: читая, унеся,  унося. 10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: Смеясь, он  рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы.  Выждав момент, он ринулся в бой. 11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: Забыв дома ключ, он  сильно разволновался. Придя в школу, Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним  произошло. Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено. По вертикали: 1. Деепричастие совершенного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывая. 2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывая. 4. Деепричастие несовершенного вида: перебежав, запираясь, вымывшись. 5. Деепричастие, образованное от переходного глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив.

Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"

Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"

Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"

Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"

Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"

Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"

Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"

Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"

Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"

Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"

Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"

Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"

Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"

Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2017