Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
09.07.2017
Цель:
• уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия.
Задачи:
1. Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи;
2. Определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия;
3. Уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи.
4. Развивать коммуникативные навыки;
Разработка урока по русскому языку.docx
Разработка урока по русскому языку, 7й
класс. "Деепричастие как часть речи"
Цель:
уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола,
причастия, наречия.
Задачи:
1. Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи;
2. Определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль
деепричастия;
3. Уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием
деепричастий как в устной, так и в письменной речи.
4. Развивать коммуникативные навыки;
Ход урока:
Разминка:
I. Графический диктант (составление схем предложений, зачитываемых учителем);
Взаимопроверка графического диктанта;
II. Скороговорка (запись на доске):
Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.
Чтение и проговаривание скороговорки.
Назовите в этой скороговорке деепричастия (стуча, бренча).
Докажите, что это деепричастия.
Доказательство.
Работа в группах:
III. Сравнительная характеристика причастия и деепричастия (как особых форм
глагола). Совместное заполнение таблицы (в группах)
№ вопроса
причастие деепричастие
1.От какой части речи образуются?
2. На какие вопросы отвечают?
3. Что обозначают?
4. Признаки каких частей речи сочетают в
себе?
5. Как изменяются?
6. Имеют суффиксы:
Чем отличаются по морфемному составу?
8. Какими членами предложения могут быть?
9. На какой вопрос отвечают как член
предложения?
10. Какую часть речи распространяют в
предложении
11. Как обособляются?
12. Роль как средства выразительности
III а. Совместное обсуждение таблицы.
№ вопроса
причастие
деепричастие
1. От какой части речи
образуются?
2.На какие вопросы
отвечают?
3. Что обозначают?
4. Признаки каких
частей речи сочетают в
себе?
5. Как изменяются?
От глагола
Какой?
Каков?
Что делая?
Что сделав?
Признак предмета по
Добавочное действие
действию
Глагола
прилагательного
Глагола
наречия
По родам, числам,
Не изменяется
падежам ущ(ющ);ащ(ящ);
вш,ш;им(ем, ом);
енн(ен), нн(н), т
а (я);
вши ши
в; учи (уст.)
Имеет окончание
Не имеет окончание
Определение, сказуемое
обстоятельство
Какой?
Каков?
Как?
Когда?
Почему?
глагол
6. Имеют суффиксы:
Чем отличаются по
морфемному составу?
8. Какими членами
предложения могут
быть?
9. На какой вопрос
отвечают как член
предложения?
10. Какую часть речи
распространяют в
предложении
Существительное,
местоимение
11. Как
обособляются?
12. Роль как средства
выразительности
После определяемого
существительного
Всегда обособляется
Художественное
определение; украшает
имя и “придает красоту
Украшает глагол,
дополняет его
другими действиями;
образу”
“создает живописную
картину действия”
IV. Работа с текстами:
Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и
деепричастные обороты:
1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”:
…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя… 2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
3. Н.А. Некрасова “Однажды…”:
…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…;
4. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью какнибудь…
5. Э.А. Асадова “Лес”:
…Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепышимаслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!
6. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”:
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…
7. С.Я.Маршака “Словарь”:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь…
8. И.А.Бунина “***”:
В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…
V. “Найди пару”: Представитель от каждой группы получает карточку с незаконченным текстом пословицы.
Обладателям второй половины пословицы необходимо найти свою пару:
…, по волосам не плачут
…, не умоешься
Что имеем, не храним, …
…, не всегда брани дорогу
…, не суйся в воду
Пирога ждать,…
Снявши голову, …
Не замочив рук, …
…, потерявши, плачем.
Спотыкаясь,…
Не зная броду, …
…, не евши, спать
V.а “Аукцион фразеологических оборотов”.
Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты,
в составе которых сохранились формы деепричастий:
Работать хорошо Засучив рукава
Работать плохо Спустя рукава
Бежать быстро, (мчаться) Сломя голову
Уйти (остаться ) ни с чем, не
добиться желаемого Не солоно хлебавши
Без особого на то желания Скрепя сердце.
Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые
словосочетания)? (Обстоятельствами)
Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? (Нет, даже если в их
составе есть деепричастие).
Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть
деепричастия? (Наречия)
Что объединяет наречия и деепричастия? (неизменяемость, не имеют окончания,
синтаксическая роль, вопрос как к члену предложения, зависят от глагола).
VI. Одинаковы ли деепричастия?
У Л. Козыря есть четверостишие:
Холмы, вырастая и в сумерках тая
и думу какуюто в складках тая,
о том и молчат, что совсем не простая,
совсем не простая планета моя.
От каких глаголов образованы деепричастия? … в сумерках та?я (таять)
и думу какуюто в складках тая? (таить),…
VII. Коварство деепричастного оборота.
В сочинении ученика были такие предложения: “ … Открыв окно, запахло соснами. Сидя
у окна, в комнату влетел воробей…” Нет ли здесь ошибки?
Совместное составление предложений. Запись в тетрадь правильных вариантов.
VIII. Редактирование. Отредактировать данный текст, заменить 34 синтаксических
конструкции на деепричастные обороты.
1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось.2.
Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.3. Вот задрожала осиновая
роща.4. Листья становятся мутного цвета. 5. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой
травы летят через дорогу. 6. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекая
воздух. 7. Заметались беспокойные муравьи, сбились в кучу. 8. Вспыхивает молния,
ослепляет зрение и освещает нас. 9. Над самой головой раздается оглушительный гул,
который заставляет нас трепетать.
чтение отредактированных текстов
подведение итогов урока. Рефлексия работы.
Домашнее задание : Решение кроссворда “Деепричастие”.
Задание. Выбрать из З предложенных вариантов то слово, которое обладает
названным признаком.
По горизонтали: 3. Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай.
6. Деепричастие, образованное от непереходного глагола: увидев, присев, назван.
7. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав.
8. Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать.
9. Деепричастие совершенного вида, образованное с помощью суффикса я: читая, унеся,
унося.
10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: Смеясь, он
рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы.
Выждав момент, он ринулся в бой.
11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: Забыв дома ключ, он
сильно разволновался. Придя в школу, Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним
произошло. Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено.
По вертикали:
1. Деепричастие совершенного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывая.
2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывая.
4. Деепричастие несовершенного вида: перебежав, запираясь, вымывшись.
5. Деепричастие, образованное от переходного глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив.
Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"
Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"
Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"
Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"
Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"
Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"
Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.