Разработка урока по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корнях слов»
Оценка 4.8

Разработка урока по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корнях слов»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
30.11.2017
Разработка урока по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корнях слов»
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 6 классе на тему: «Чередующиеся гласные в корнях слов» (обобщение) с целью повторения и закрепления знаний, умений, навыков, способов деятельности, связанных с правописанием чередующихся гласных в корнях слов. Планируемые предметные результаты: - овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных -раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-; - овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием; - овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях.
Разработка урока по русскому языку.doc
Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Чередующиеся гласные в корнях слов» (обобщение) 1.Организационный момент.   Приветственное слово учителя: ­   Здравствуйте,   ребята!   Улыбнёмся   друг   другу   и   постараемся   сохранить   хорошее настроение на весь день. Сегодня на уроке вы должны показать своё умение работать и взаимодействовать в команде. Я надеюсь на вашу продуктивную работу. 2.Мотивация к учебной деятельности. ­   Ребята,   перед   вами   карточки   с   текстом.   Давайте   прочитаем   текст   и   ответим   на вопросы. У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу  приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал:  сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов) ­ Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор. ­ Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста? ­  Вот и нам  с вами  сегодня  на  уроке  предстоит приложить усилия,  чтобы обобщить знания по одной важной теме. 3.Актуализация знаний. Подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «На какие правила пропущены гласные в словах?» («Гласные в корнях с чередованием»). ­ Вставьте пропущенные буквы в тексте и  назовите их. ­Сформулируйте тему урока («Чередующиеся гласные в корнях слов»). ­ Запишите в тетрадях число, «Классная работы»,  тему урока. ­ Прочитайте эпиграф к уроку: (слайд 5). Закрепляем, что учили. Вспоминаем, что забыли. Эти корни надо знать Исключительно на «5». 4.Постановка учебной проблемы. ­  Ребята, чем  же мы сегодня  будем  заниматься на  уроке  и какие  цели поставим  на сегодняшний   урок?   (Повторить   правила   по   пройденной   теме,   выполнить   различные упражнения  с чередованием гласных в корнях слов и проверить наши знания). 5. Подготовка к обобщению понятий, правил. ­ Для того чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередованием, давайте вспомним правила   их   правописания.  Ведь   в   правописании   существует   свой   порядок   и   дисциплина. Например,   когда   имеешь   дело   с   корнями,   самое   трудное   –   это   правильно   написать безударную гласную. Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне.  Во избежание ошибок давайте составим алгоритм действий:  1.   Вижу   безударную   гласную.   2.   Определяю   морфему.   Если   корень,   проверяю   вид безударной   гласной:   проверяемая,   непроверяемая,   чередующаяся.   3.   Вспоминаю   условие написания для данного вида. Фронтальный опрос –  Какие корни с чередованием  гласных А­О вам известны?  (­раст­/ ­рос­, ­ращ­; лаг­/ ­лож­, ­кас­/­кос­, ­гар/­ гор­, ­ зар­/­зор­); –  В чем особенность правописания таких корней?  (их нельзя проверить родственным словом); – От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова? (от последующей буквы (от наличия суффикса А после корня), от ударения). 6.   Воспроизведение   учащимися   знаний   и   способов   действия   применений приобретённых знаний, выполнение упражнений. Задание 1. «Восстанови таблицу» Восстановить деформированную таблицу: установить соответствие между условиями и корнями (1 ряд ­ от ударения, 2 ряд – от последующей буквы, 3 ряд – от суффикса А). (Ответы: от ударения: 3. ­зар­, ­зор­; 5. ­гар­, ­гор­; От последующей буквы: 2. ­раст­, ­рос­, ­ращ­; От наличия суффикса    Теперь   ваша   задача   состоит   в   том,   чтобы   рассказать   про   корни:   один   учащийся приводит   примеры,   подтверждающие   правило,   второй   –   исключения   из   правила,   третий должен обобщить всю информацию и выступить перед классом.  А    после корня: 1. ­кас­, ­кос; 4. ­лаг­, ­лож­) «Словарное   богатство   русского   языка».    Запись определений     слов­исключений   со   слайдов   презентации   (выгарки,   изгарь,   пригарь, ростовщик, полог, подлог).   Задание 2. «Отгадайте загадки». Карточка 1. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А­О в корне и   Работа   со   справочником. объясните их правописание.  1. Без огня г..рит, без крыл летит, без ног б..жит. 2. На кусте выр..с, по рукам пок..тился, на зубах очутился.  Карточка 2. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А­О в корне и объясните их правописание.  1. Х..л..дное  имя, х..л..дный  и дом. На х..л..де жгучем г..рит огоньком. 2. Зах..чу, так покл..нюсь, а пол..нюсь, так повалюсь.  Карточка 3. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А­О в корне и объясните   их   правописание.   1.   Что   без   огня   г..рит?   2.   По   з..ре   з..рянской   к..тился   шар вертлянский: никому его ни обойти, ни объехать. Задание 3. «Спешите видеть!» (работа с сигнальным карточками О//А). Работа   с   сигнальными   карточками.   У   каждого   члена   команд   в   руках   сигнальные карточки   с   чередующимися   гласными   О   и   А.   Нужно   поднять   вверх   карточку   с     буквой, соответствующей орфограмме. Затем показать соседу и проверить результат. ПодрОсток,   вырАщивать,   низкорОслый,   предлАгать,   излОжение,   загОрелый,   зАря, отрАсль, полОг, рАстёт, РОстов, слАгаемое, озАрить, Ростислав. 7. Проверка творческого индивидуального домашнего задания. Задание 1. «Кроссворд» (презентация) Отгаданное   слово   записать   в   тетрадь,   графически   объяснить   правописание, исключения отметить.  Задание 2. Ребусы (файлы с картинками на доске). Задание 3.  «Подбери однокоренные слова»  На доске 3 раза записано слово ЗАГОРАТЬ по вертикали, по 8 учащихся от каждой  команды выходят по очереди к доске и записывают подходящее слово с чередующейся  гласной в корне.  8. Обобщение понятий и правил темы. ­ Ребята, давайте повторим правила написания корней с чередующимися гласными О//А. 9. Итог урока. Выставление оценок. Рефлексия (прием «Комплимент»).  ­Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке? ­Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока? ­Оцените работу своих одноклассников, собственную работу на уроке. 10. Домашнее задание. Запись домашнего задания на доске: Параграф №.., упражнение №… Составить и записать в тетрадь 10 словосочетаний с  чередующимися гласными в корнях слов, графически отметить правописание.

Разработка урока по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корнях слов»

Разработка урока по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корнях слов»

Разработка урока по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корнях слов»

Разработка урока по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корнях слов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017