Разработка урока по русскому языку на тему "Обращение" (5 класс).
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
16.02.2018
Данный материал содержит разработку урока по русскому язку в 5 классе на тему "Обращение". Главное на уроке дать обучающимся определение об обращении; познакомиться со звательной интонацией обращения; формировать навыки постановки знаков препинания при обращение, развивать письменную и устную речь обучающихся, прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи; воспитывать ответственность за сказанное слово.
Разработка урока - 5 кл..doc
Тема: Обращение.
Цели урока:
Обучающие:
дать определение об обращении; познакомиться со звательной интонацией
обращения; формировать навыки постановки знаков препинания при обращении.
развивать письменную и устную речь учащихся.
Развивающие:
Воспитательные:
прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной
речи; воспитывать ответственность за сказанное слово.
Оборудование: проектор, экран, портрет И.Крылова, компьютер
Ход урока
I.
Организационный момент
Учитель:
Проверьте, друзья! Готовы ли начать урок? Всё на месте, всё в
порядке: книги, ручки и тетрадки?
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вспомним литературных героев,
которые вам подскажут тему нашего урока. А какая тема, мы сейчас
попробуем узнать.
Для этого давайте послушаем ваших товарищей. Они подготовили сценку.
II.
Объяснение новой темы.
Басня И.Крылова «Кукушка и Петух».
Слайд1 (иллюстрация из басни).
(выходят 4 ученика и начинают рассказывать наизусть басню И.Крылова «Кукушка и петух»
по ролям).
СЛАЙД 2 (ПОРТРЕТ И.Крылова)
«Как милый Петушок, поешь ты громко, важно!»
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!»
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». «А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова…
Скажите название басни и автора.
(ОТВЕТЫ РЕБЯТ)
Вы, конечно, без труда узнали строки знаменитого баснописца И.Крылова.
И.Крылов на примере своих героев, что хотел нам показать? (ответы учащихся)
СЛАЙД 3. (на экране басня И.Крылова).
Какими словами обращаются герои басни друг другу?
Как эти слова называются? (ответы учащихся)
Значит, обращение – это обращение с речью кому – то или чему – то.
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема? (ответы)
А какая цель нашего урока, чему мы должны научиться на уроке? (ответы)
СЛАЙД 4(ТЕМА урока, цели на урок).
Правильно. Тема нашего урока обращение. Мы сегодня должны узнать, что такое
обращение, когда используются обращения, чем они выражаются, есть
синтаксическая функция или нет и, какие знаки препинания употребляются при
обращениях. Давайте в тетрадях запишем число и тему нашего урока.
Учитель.
Попробуем прочитать этот текст без обращений. Что произойдет? (ребята читают и делают
вывод).
СЛАЙД 5 (текс басни без обращений).
(Нет, нельзя, потому что становится непонятным, кто кому обращается).
Где в предложении может находиться обращение?
Чем может быть выражено обращение?
СЛАЙД 6 ( схемы обращений) Обратите внимание, есть обращения, которые состоят из одного слова и из
несколько слов.
Как оформляется обращение на письме?
( запятыми, а если находится в начале предложения и произносится с
особой интонацией, то ставится восклицательный знак)
IV . Закрепление нового материала.
СЛАЙД 7(найти в предложениях обращения)
«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай».
«Соседушка, я сыт по горло». «Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый».
«Ты сер, а я, приятель, сед…»
Вывод об обращении (сначала делается учениками, а потом учитель
обобщает).
СЛАЙД 8 (СОСТАВИТЬ ДИАЛОГ ПО РИСУНКУ).
Составьте диалог из 23 предложений.
(Выборочно проверяются 3 работы)
СЛАЙД 9 (ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ).
Ребята, читайте и любите басни И.Крылова.
Ребята читают и любят басни И.Крылова.
Ребята, чем отличаются эти предложения?
Вывод (о подлежащем и обращении).
V.
Физкультминутка.
(ВЫХОДИТ одна ученица и обращается к одноклассникам).
Ребята, мы читали и писали, а давайте отдохнем
Физминутку проведем.
СЛАЙД 10.
Эй, ноябрь, эй, декабрь! Принесите холода.
И тогда мы все, ребятки,
Будем надевать перчатки.
Будем так их надевать.
А потом вот так снимать.
Учитель.
Обратили внимание, что и в словах физминутки встретились обращения.
Назовите их.
Какой предмет (одушевленный или неодушевленный предмет)
обозначает обращение?
(Вывод. Можно обратиться не только к одушевленным предметам, но и
неодушевленным. С помощью обращений можем выразить своё отношение к
тому, к кому обращаемся с речью).
А вы, ребята, как обращаетесь друг другу?
Значит, ребята, когда мы употребляем слова, когда мы обращаемся комуто, мы
должны быть очень осторожными, чтоб не поранить человека словом, чтоб не задеть
за живое, как мы говорим.
VI. Обобщение темы урока.
СЛАЙД 11 (ВЫВОД – СХЕМА)
Вывод (делают сами дети). Обращения бывают распространенные и
нераспространенные, могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.
На письме они выделяются запятыми, а если стоят в начале предложения и
произносятся с особой интонацией, то после них ставится восклицательный знак.
VII. Рефлексия
Что интересного вы узнали?
Для чего мы изучаем обращения?
Где мы можем применить эти знания? VIII. Подведение итога
СЛАЙД 12 (ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ)
Объяснение домашнего задания. ( 1 ГРУППА написать сочинение про Новый год, используя
обращения в предложениях, 1 группа – упр. 313, составить синквейн со словом обращение – по
желанию).
Разработка урока по русскому языку на тему "Обращение" (5 класс).
Разработка урока по русскому языку на тему "Обращение" (5 класс).
Разработка урока по русскому языку на тему "Обращение" (5 класс).
Разработка урока по русскому языку на тему "Обращение" (5 класс).
Разработка урока по русскому языку на тему "Обращение" (5 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.