Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема и основная мысль текста"
Оценка 4.7

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема и основная мысль текста"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
01.05.2017
Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема  и  основная мысль текста"
Разработка урока по русскому языку на тему "Тема и основная мысль текста" Цель урока: уточнить представления учащихся об особенностях текста как единицы речи, развивать умение составлять план текста, исходя из темы, опираясь на основную мысль. Формировать устойчивую мотивацию к обучению.
Тема и основная мысль текста..doc
02.05.           Русский язык  Тема урока: «Тема и основная мысль текста». Цель урока: обучающая ­ сформировать у учащихся общее понятие о теме и основной мысли текста, на основе осознания  его  основных  признаков;   формировать   навык  правильного  построения  и   использования текстов в устной и письменной речи. развивающая    коммуникативной речи; ­   содействие   в   развитии   у   учащихся   словесно­логическое   мышление,   воспитательная   ­  создание   условий   для   приобретения   учащимися   знаний   для   решения познавательных и практических задач. Тип урока: урок изучение нового материала. Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ. Технология: информационно­коммуникационная.  Методы: словесный, наглядный, частично­поисковый, практический,                   самостоятельная работа. Оборудование: дифференцированные задания­карточки.   Межпредметная связь: с познанием мира. Мотивация посредством включения в решение познавательных заданий. Применение знаний при выполнении упражнений и заданий. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  1. Организационный момент.             Психологический настрой. Прозвенел звонок, начался урок, Все за парты тихо  сели, на меня все посмотрели. 2. Этап. Актуализация знаний.  1) Проблемный вопрос.                 ­   Отличительные признаки предложения и текста?  2) Минутка чистописания. ЕЕ  есс   сее   Ее   Ее  Еле­еле  Елзар  едет­едет на базар.   ­ Что такое предложение? ­ Спиши простое предложение. Выполни синтаксический разбор.          Солнышко скрылось за лесом, и облака на небе вспыхнули красным  пламенем.           Я   не  видел  реки  великолепнее   Енисея.  (6 слов) (повест, невоскл, простое,   распр, полное) 3. Этап. Изучение нового материала. 1) Создание проблемной  ситуации. ­ Пошел ежик в первый класс, Нужно написать рассказ, Но предложения  дружить не хотят, Помогите ,ребята, в рассказ их собрать. Карточка № 1. Как подружить животных? Мы аккуратно  завернули  колючих  ежат в мягкие  тряпочки и поднесли  к кошке. На этот раз Мурка спокойно лежала рядом. Ёжики  уткнули  мордочки в тёплый  кошкин  живот. Малыши  сосали  молочко у новой мамы. Так кошка выкормила  лесных  зверят.  Однажды лесник  принёс  троих  ежат. У них погибла мать.   Мы решили спасти  ежат и подсадили  голодных  зверьков  к кошке  Мурке. Она  тронула  их  лапкой   и резко  отпрыгнула.   Прочитайте  и скажите, получился ли у ежика текст. Поставьте предложения в нужном порядке и  прочитайте рассказ. ­ Получился ли рассказ? Можно ли то, что мы составили, назвать текстом?   2)    Проблемный вопрос.             ­ Что такое текст? Назовите основные признаки текста.  ­ Сегодня мы вспомним, что такое текс, какие признаки имеет текст, план текста и как его  составлять, что выражают тема и главная мысль текста. Признаки текста: 1. Тема. 2. Основная  мысль. 3. Смысловая связь между предложениями. 4. Определенный порядок предложений. 5. Возможность заголовка.          3)  Кластер «Текст».  ­ Текст – это связанные по смыслу предложения. ­ В тексте последовательно излагаются какие­нибудь события, описываются   предметы, рассуждается о чем­нибудь.  ­ Текст имеет заголовок, тему, основную мысль. ­ В тексте есть начало, основная часть, заключение (концовка) ­ По тексту можно составить план. ­ Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Карточка № 2. Текст Мурка и  ежата. Однажды  лесник принес  троих  ежат.  У них погибла  мать. Мы решили  спасти ежат и посадили   голодных  зверьков  к кошке  Мурке.  Она  тронула  их лапкой  и резко  отпрыгнула. Как подружить животных?  Мы аккуратно завернули  колючих ежат в  мягкие тряпочки и поднесли   их  к кошке. На этот раз  Мурка спокойно лежала рядом. Ёжики уткнули мордочки  в тёплый кошкин  живот. Малыши  сосали  молочко  у  новой  мамы.  Так  домашняя кошка  выкормила  лесных   зверят. ­ Давайте  составим план  текста.   План текста.  1. Прочитайте текст целиком. 2. Разделим текст на смысловые части: начало: рассказывается, как лесник принес ежат, конец –  как кошка стала второй мамой. Остальное это основная часть. 3. Читаем первую часть. Выделяем главное. В этой части говорится, что ребята решили спасти  ежат. 4. Читаем вторую часть. В этой части говорится , что ребята решили подружить  ежат.. 5. Читаем третью часть. В этой части говорится что кошка стала второй мамой 6. Проверяем себя: наши заголовки  отражают главное в части  текста, заголовки не повторяются, ничего важного мы не пропустили.    4. Этап. Углубление и систематизация материала. Карточка № 3  Прочитайте текст, докажите что это текст. Вопросы: 1. Определите тему и главную мысль текста. 2. Что отражает заголовок тему или главную мысль текста? 3. Почему в тексте  выделены три части?  О чем в них говорится? 4. Составьте план текста. Придумайте к каждой части заголовок. Запишите. Летнее утро.       Я стою  возле цветущего  клеверного поля. Разноцветный ковер его переливается, меняет окраску.  В самой  дали сияет ослепительным  блеском золотая кайма.     Взлетел жаворонок. Серый  комочек в первых  лучах  солнца стал золотым. Яркие  искры заиграли   в каплях  росы  на цветах. Что за чудесные звуки  разлились  по земле? Это  подлетели пчелы.  Они  зажужжали   над  чашей  цветов.  Проснулся кузнечик. Понеслась  и его  скрипучая  музыка.  Теперь   всё  поле  поёт.     Все рады  тёплому  летнему  утру.  Радостно и мне.  План: 1. Цветущее поле. 2. Чудесные  звуки. 3. Радость летнему утру. Работа по карточке № 6.  Прочитать, составить план. Выписать предложение, в котором  заключена основная  мысль.  Работа по учебнику. 1) Чтение правила. 2) Выполнение упражнения 595.  Прочитай, о чем говорится в тексте?  Списать  последний  абзац, подчеркнуть антонимы.   Только надо знать, когда цветок  раскрывается и когда закрывается.  3) Выполнение упражнения 596. Работа в парах комментированное  письмо.  – На какую тему написаны стихи?   Морфологический разбор слова льётся. Льётся – глагол? Что делать?  Нач. форма ­литься,  Несовершенный вид,  1 спряжение,  настоящее время,  3 лицо,   ед. число.  Лазурь что делает? Льётся­ сказуемое.  Объяснение  слов  лазурь –синева, светло­синий цвет,  багряный – насыщенный  красный  цвет. Работа над словарным словом: каникулы. ­ Вы  любите каникулы?  Я расскажу вам о каникулах  в разных  странах  мира. В   Чехии каникулы  у школьников  бывают  только  зимой  и летом.  Летние каникулы  продолжаются всего два месяца. Зимние каникулы в школах  Китая  продолжаются  с конца  декабря до начала  февраля.  В это время   в стране  отмечается  китайский  новый  год.   В Индии самые  жаркие месяцы – май и июнь, кроме  того, в мае  начинается  сезон  дождей, поэтому   в школах  объявляют  каникулы.  Занятия возобновляются в начале июля, когда спадает жара, следующие каникулы в декабре. и учеба продолжается до марта. Летние каникулы в Австралии начинаются за неделю до рождества. Запишите словарное слово, составьте с ним распространенное сложное предложение.  Рефлексия  Карточка № 1.  Вставьте пропущенные слова в предложение. _________________ называется связное высказывание, состоящее из двух или нескольких _________________ , объединённых одной _______________, тесно связанных между собой грамматически и по смыслу. Анализ урока. Дом. задание по карточке  № 6. Списать. Вставить пропущенные  буквы. Приложение.  Карточка  № 1 Задание:  составьте определение, вставив  пропущенные  слова.  _________________  называется  связное  высказывание, состоящее из двух  или нескольких   _________________ ,   объединённых  одной  _______________, тесно   связанных  между  собой   грамматически  и по  смыслу. Карточка № 2  Как подружить животных? Мы аккуратно  завернули  колючих  ежат в мягкие  тряпочки и поднесли  к кошке. На этот раз Мурка спокойно лежала рядом. Ёжики  уткнули  мордочки в тёплый  кошкин  живот. Малыши  сосали  молочко у новой мамы. Так кошка выкормила  лесных  зверят.  Однажды лесник  принёс  троих  ежат. У них погибла мать.   Мы решили спасти  ежат и подсадили  голодных  зверьков  к кошке  Мурке. Она  тронула  их  лапкой   и резко  отпрыгнула.   Карточка № 3 Мурка и  ежата. Однажды  лесник принес  троих  ежат.  У них погибла  мать. Мы решили  спасти ежат и посадили   голодных  зверьков  к кошке  Мурке.  Она  тронула  их лапкой  и резко  отпрыгнула. Как подружить животных?  Мы аккуратно завернули  колючих ежат в  мягкие тряпочки и поднесли   их  к кошке. На этот раз  Мурка спокойно лежала рядом. Ёжики уткнули мордочки  в тёплый кошкин  живот. Малыши  сосали  молочко  у  новой  мамы.  Так  домашняя кошка  выкормила  лесных   зверят. Карточка № 4 Летнее утро.       Я стою  возле цветущего  клеверного поля. Разноцветный ковер его переливается, меняет окраску.  В самой  дали сияет ослепительным  блеском золотая кайма.     Взлетел жаворонок. Серый  комочек в первых  лучах  солнца стал золотым. Яркие  искры заиграли   в каплях  росы  на цветах. Что за чудесные звуки  разлились  по земле? Это  подлетели пчелы.  Они  зажужжали   над  чашей  цветов.  Проснулся кузнечик. Понеслась  и его  скрипучая  музыка.  Теперь   всё  поле  поёт. Карточка № 5.  Упражнение  596. Задание:  Прочитайте, определите, на какую тему написаны эти стихи? Какие слова использовали  авторы?  Объясните написание выделенных  слов. 1.  Лес, точно терем  расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою  стеной Стоит над  солнечной  поляной.                                               (И. Бунин) 2. Пустеет воздух, птиц не слышно боле: Но далеко  ещё  до первых  зимних  бурь, И льётся  чистая  и тёплая  лазурь На отдыхающее  поле.                                                 ( Ф. Тютчев)   Карточка № 6. Задание:  Прочитай текст, определи тему и  главную  мысль  текста.  Выпиши  предложение, в  котором заключена   главная  мысль  текста. Составь и запиши  план  текста.         Отпр..вляйся    (за)город,    (при)сядь где­нибудь   (в)т..нёчке,  (по)старайся   (не)шуметь  и    (по)наблюдай  природу за  её   р..ботой.   (При)слушайся    (к)песне  ветра,   (к) журч..нию    б..гущего   (по)камушкам  в..сенне..о    руч…йка.  (В)см..трись   (в)лё..кие   облачка,  л..тящие  (по)небу,   (в)волны, которые   (про)б..гают   (по)поверхности   синего  л..сного  озера,  и спр..си  себя:  «Как всё  это происходит?» Любой  (из)окружающих  нас  предметов  может расск..зать целую   историю.  Огонь   (в)камине¸   жучок, п..лзущий  (по)веточке,   цв..ток   (на)окошке  ­  всё это  может  (по)ведать   многое    (о)невидимой р..боте   природы.   Если,  не  зная  ответа,  ты (по)стараешься  найти  его,  понять  то,  что кажется  непонятным,  ты (на)учишься  знать и любить  многие науки.  Карточка № 6. Задание:  Прочитай текст, определи тему и  главную  мысль  текста.  Выпиши  предложение, в  котором заключена   главная  мысль  текста. Составь и запиши  план  текста.         Отпр..вляйся    (за)город,    (при)сядь где­нибудь   (в)т..нёчке,  (по)старайся   (не)шуметь  и    (по)наблюдай  природу за  её   р..ботой.   (При)слушайся    (к)песне  ветра,   (к) журч..нию    б..гущего   (по)камушкам  в..сенне..о    руч…йка.  (В)см..трись   (в)лё..кие   облачка,  л..тящие  (по)небу,   (в)волны, которые   (про)б..гают   (по)поверхности   синего  л..сного  озера,  и спр..си  себя:  «Как всё  это происходит?» Любой  (из)окружающих  нас  предметов  может расск..зать целую   историю.  Огонь   (в)камине¸   жучок, п..лзущий  (по)веточке,   цв..ток   (на)окошке  ­  всё это  может  (по)ведать   многое    (о)невидимой р..боте   природы.   Если,  не  зная  ответа,  ты (по)стараешься  найти  его,  понять  то,  что кажется  непонятным,  ты (на)учишься  знать и любить  многие науки.  Карточка № 6. Задание:  Прочитай текст, определи тему и  главную  мысль  текста.  Выпиши  предложение, в  котором заключена   главная  мысль  текста. Составь и запиши  план  текста. Отпр..вляйся    (за)город,    (при)сядь где­нибудь   (в)т..нёчке,  (по)старайся   (не)шуметь  и    (по)наблюдай  природу за  её   р..ботой.   (При)слушайся    (к)песне  ветра,   (к) журч..нию    б..гущего   (по)камушкам  в..сенне..о    руч…йка.  (В)см..трись   (в)лё..кие   облачка,  л..тящие  (по)небу,   (в)волны, которые   (про)б..гают   (по)поверхности   синего  л..сного  озера,  и спр..си  себя:  «Как всё  это происходит?» Любой  (из)окружающих  нас  предметов  может расск..зать целую   историю.  Огонь   (в)камине¸   жучок, п..лзущий  (по)веточке,   цв..ток   (на)окошке  ­  всё это  может  (по)ведать   многое    (о)невидимой р..боте   природы.   Если,  не  зная  ответа,  ты (по)стараешься  найти  его,  понять  то,  что кажется  непонятным,  ты (на)учишься  знать и любить  многие науки.

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема и основная мысль текста"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема  и  основная мысль текста"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема и основная мысль текста"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема  и  основная мысль текста"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема и основная мысль текста"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема  и  основная мысль текста"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема и основная мысль текста"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема  и  основная мысль текста"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема и основная мысль текста"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема  и  основная мысль текста"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема и основная мысль текста"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема  и  основная мысль текста"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема и основная мысль текста"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема  и  основная мысль текста"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема и основная мысль текста"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тема  и  основная мысль текста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017