Разработка урока по русскому языку на тему "Вид глагола" (5 кл.).

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по русскому языку на тему "Вид глагола". На этом уроке через развитие фантазии вспоминается информация о видах глагола, при помощи сопоставления полученных знаний выявляется различие данных видов. Для усвоения темы применяются различные задания. Раздаточный материал находится в приложении 1.
Иконка файла материала Вид глагола.docx
Разработка урока русского языка в 5 классе «Вид глагола» Автор: Косенок Ю.В. Тема: Вид глагола. Класс: 5 Предмет: русский язык. УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /  М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 4­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015 Тип урока: урок усвоения новых знаний. Вид деятельности: коллективная, групповая Планируемые результаты: предметные: уметь различать виды глагола. Метапредметные: личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают  личностный смысл учения; регулятивные: самостоятельно определяют цель учебой деятельности; ищут  средства её осуществления; познавательные: ориентируются в своей системе знаний и осознают  необходимость нового знания; коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами  монологической и диалогической речи. Задачи: ­ дать понятие о видах глагола, их смысловых и морфемных различиях; ­ сформировать умение правильно использовать глаголы несовершенного и  совершенного вида в речи ­ знать, что приставки указывают на совершенный вид, а суффиксы – ива­(­ ыва) являются признаком глагола несовершенного вида; ­ выстраивать композицию рассуждения. Оборудование: ­ раздаточный материал, презентация.  I.Мотивация к учебной деятельности. Сценарий урока ­ Здравствуйте!  ­ Ребята, повернитесь к нашим гостям и поздоровайтесь с ними.­ А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь.  ­ Присаживайтесь. ­ Ребята, покажите, пожалуйста, ваше настроение! ­ На этом уроке мы продолжаем с вами путешествовать по городу  «Глаголия». ­ Во время нашего путешествия мы будем собирать «секреты», которые  помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания. Поэтому вы должны быть дружными, активными и внимательными. В этот раз нам в город «Глаголия» просто так не попасть! Нужно решить правильно  несколько заданий! II. Актуализация знаний Задание 1. Нужно вспомнить, что такое глагол. Задание 2. Определить написание –тся и –ться в конце глаголов. (на доске) вооружиться   знаниями,   храбро   сражается,   познакомиться   с   другом,   мило улыбается. Задание 3. Расставьте правильно ударение в каждом слове и произнесите его. звонить клала баловать облегчить Устно составить с ними словосочетания. Задание 4.  Расшифровать тему урока (Первая цифра указывает на порядок буквы при счёте, а вторая – букву, находящуюся в алфавите)   1) 1­3; 2­10; 3­5. 2) 1­4; 2­13; 3­1; 4­4; 5­16; 6­13; 7­1. Слайд 1 III. Целеполагание. ­ А теперь нам нужно назвать цели нашего визита в город. 1. Узнать что такое вид. 2. Узнать какие бывают виды глагола.  3. Учиться различать их.4. Правильно использовать эти виды в речи. IV. Физминутка. Минутка отдыха. V. Изучение нового материала. - О! Да нас уже встречают! Слайд 2 Выступает первый ученик: Глагол Совершенного Вида Говорят (и это лестно), Что я выгляжу чудесно: Шляпа, галстук и костюм, А в глазах – природный ум, Нос с горбинкой, ясный взгляд. (Все восторженно глядят!) Весь начищенный, степенный. ВИД мой самый СОВЕРШЕННЫЙ. Я к тому ж не поленился И неплохо потрудился: Сделал нынче столько дел! Суп сварил, с горы скатился И при этом не разбился, Кипятком не обварился, Лишь немного похудел! Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела свершил, то есть уже закончил, завершил. И отвечает на вопросы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Слайд 3 Выступает второй ученик: Глагол Несовершенного Вида Всем вокруг сегодня ясно, Что я выгляжу ужасно:Сам не брит, костюм измят, Уши в стороны торчат, Нос крючком, потухший взгляд. (Все сочувственно глядят!) Суетливый, нестепенный… Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ! Когда вид глагола НЕСОВЕРНЕННЫЙ, он отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид и называется несовершенным, что Глагол действие ещё не завершил, он его только начал, но не закончил, не завершил. Посмотрите внимательно на их внешность, видимый облик. -Чем еще два этих глагола отличаются друг от друга? - Чем-то ещё отличаются? - Вопросами, которые они задают. -Спасибо вам наши Глаголы. 1. Работа с учебником. Стр. 215 № 606 устно (в голубом прямоугольнике) -Что нового вы еще узнали о видах глагола? - Что глагол одного вида соответствует глаголу другого вида. И поэтому называют видовой парой. № 606. Запишите следующие пары глаголов, обозначая их вид. (Учащиеся записывают видовую пару по цепочке на доске, определяя вид.) 1) Стелить – постелить, бежать – пробежать, путать – перепутать. 2) Решать – решить, освещать – осветить, опоздать – опаздывать.  3) Вырезать – вырезать, насыпать – насыпать. 4) Класть – положить, ловить – поймать. 2. Работа в паре. Слайд 4 Задание: исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным  употреблением вида глагола. (Приложение 1.)   Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и,   наконец,  отправлялись.  Пошли  они,  пошли,   как   вдруг  замечали,   что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», ­ сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.­ Они нашли бы ее ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Давайте поможем им исправить ошибки. Запишите текст, исправьте вид выделенных глаголов. Слайд 5 Учащиеся по цепочки зачитывают исправленные предложения. (исправленный текст)         Однажды Кот и Пес решили пойти на прогулку в лес. Долго  собирались и, наконец, отправились. Шли они, шли, как вдруг заметили,  что заблудились. Сначала они испугались, но потом успокоились. «Надо  сесть, съесть бутерброды, а там видно будет», ­ сказал Пес. И правда,  после еды звери повеселели и быстро нашли дорогу домой.  ­ Отлично, ребята! А теперь нам нужно возвращаться! Слайд 6 ­ Ой, кто это?  ­ Нам перегородили дорогу суффиксы –ыва­, ­ива­ и –ова­, ­ева­. ­ Как вы, ребята, думаете, что они хотят? ­ Чтобы мы узнали, как с их помощью образуются новые слова. 3. Работа с учебником. Стр. 216 (голубой прямоугольник) ­ Что мы узнали об этих суффиксах?  Стр. 217 № 609 Запишите данные глаголы сначала в форме 1­го лица ед.ч., а  затем в неопределённой форме и в форме пр.вр. Я чувствую – чувствовать, чувствовал. Я разгадываю – разгадывать, разгадывал. Я танцую – танцевать, танцевал. Я рассматриваю – рассматривать, рассматривал.VI. Физминутка. Минутка отдыха. VII. Итоги ­ Вот мы и вернулись из путешествия в наш класс. Теперь давайте вспомним, что нового мы с вами узнали о глаголе. ­ Что он бывает совершенного и несовершенного вида.  ­ Как вы отличите совершенный вид от несовершенного? ­ По вопросу. ­ Что такое видовая пара? ­  Пара совершенного и несовершенного вида. ­ Что вы узнали о суффиксах –ыва­, ­ива­ и –ова­, ­ева­? ­ Если суффикс в личной форме глагола сохраняется, пишем –ыва­, ­ива­, а  если нет ­  –ова­, ­ева­. VIII.  Проверка усвоенных знаний. Тест.  Слайд 7 1. В каком ряду все глаголы совершенного вида? А) поговорить, приезжать, знаю Б) скажет, продолжить, дадут В) сказали, сдают, покататься Г) разыскал, кладут, продадут 2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида? А) ухожу, даю, бросаю Б) испугался, шел, прибежал В) ждал, едем, помочь Г) прилетел, рассказывает, жмурится. 3. В каком варианте глагол с суффиксом –ева-? А) обмен…вался Б) огляд…вался В) разво…вался Г) отсутств…валОтвет: 1) б 2) а 3) в  IХ. Рефлексия.  Слайд 8 Сегодня на уроке я узнал(а)…  Сегодня на уроке я научился(лась)…  Сегодня на уроке мне было сложно… Сегодня на уроке мне было легко… ­ Где можно применить новые знания? ­ Какое у вас настроение? Х. Оценивание. ХI. Домашнее задание.  Слайд 9 Домашнее задание: § 74, упр. 610 (образовать видовые пары, используя  суффиксы –ыва­, ­ива­). Слайд 10Приложение 1. Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и,   наконец,  отправлялись.  Пошли  они,  пошли,   как   вдруг  замечали,   что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», ­ сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой. __________________________________________________________________ Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и,   наконец,  отправлялись.  Пошли  они,  пошли,   как   вдруг  замечали,   что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», ­ сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.__________________________________________________________________ Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и,   наконец,  отправлялись.  Пошли  они,  пошли,   как   вдруг  замечали,   что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», ­ сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой. Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и,   наконец,  отправлялись.  Пошли  они,  пошли,   как   вдруг  замечали,   что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», ­ сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.