Разработка урока по русскому языку на тему "Вид глагола". На этом уроке через развитие фантазии вспоминается информация о видах глагола, при помощи сопоставления полученных знаний выявляется различие данных видов. Для усвоения темы применяются различные задания. Раздаточный материал находится в приложении 1.
Разработка урока русского языка в 5 классе «Вид глагола»
Автор: Косенок Ю.В.
Тема: Вид глагола.
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /
М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской,
П.А.Леканта. – 4е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности: коллективная, групповая
Планируемые результаты:
предметные: уметь различать виды глагола.
Метапредметные:
личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают
личностный смысл учения;
регулятивные: самостоятельно определяют цель учебой деятельности; ищут
средства её осуществления;
познавательные: ориентируются в своей системе знаний и осознают
необходимость нового знания;
коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами
монологической и диалогической речи.
Задачи:
дать понятие о видах глагола, их смысловых и морфемных различиях;
сформировать умение правильно использовать глаголы несовершенного и
совершенного вида в речи
знать, что приставки указывают на совершенный вид, а суффиксы – ива(
ыва) являются признаком глагола несовершенного вида;
выстраивать композицию рассуждения.
Оборудование:
раздаточный материал, презентация.
I.Мотивация к учебной деятельности.
Сценарий урока
Здравствуйте!
Ребята, повернитесь к нашим гостям и поздоровайтесь с ними. А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Присаживайтесь.
Ребята, покажите, пожалуйста, ваше настроение!
На этом уроке мы продолжаем с вами путешествовать по городу
«Глаголия».
Во время нашего путешествия мы будем собирать «секреты», которые
помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания.
Поэтому вы должны быть дружными, активными и внимательными. В этот раз
нам в город «Глаголия» просто так не попасть! Нужно решить правильно
несколько заданий!
II. Актуализация знаний
Задание 1. Нужно вспомнить, что такое глагол.
Задание 2. Определить написание –тся и –ться в конце глаголов.
(на доске)
вооружиться знаниями, храбро сражается, познакомиться с другом, мило
улыбается.
Задание 3. Расставьте правильно ударение в каждом слове и произнесите его.
звонить
клала
баловать
облегчить
Устно составить с ними словосочетания.
Задание 4. Расшифровать тему урока (Первая цифра указывает на порядок
буквы при счёте, а вторая – букву, находящуюся в алфавите)
1) 13; 210; 35.
2) 14; 213; 31; 44; 516; 613; 71.
Слайд 1
III. Целеполагание.
А теперь нам нужно назвать цели нашего визита в город.
1. Узнать что такое вид.
2. Узнать какие бывают виды глагола.
3. Учиться различать их.4. Правильно использовать эти виды в речи.
IV. Физминутка. Минутка отдыха.
V. Изучение нового материала.
- О! Да нас уже встречают!
Слайд 2
Выступает первый ученик:
Глагол Совершенного Вида
Говорят (и это лестно),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах – природный ум,
Нос с горбинкой, ясный взгляд.
(Все восторженно глядят!)
Весь начищенный, степенный.
ВИД мой самый СОВЕРШЕННЫЙ.
Я к тому ж не поленился
И неплохо потрудился:
Сделал нынче столько дел!
Суп сварил, с горы скатился
И при этом не разбился,
Кипятком не обварился,
Лишь немного похудел!
Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ,
что Глагол все эти дела свершил, то есть уже закончил,
завершил.
И отвечает на вопросы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО
СДЕЛАЮ?
Слайд 3
Выступает второй ученик:
Глагол Несовершенного Вида
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:Сам не брит, костюм измят,
Уши в стороны торчат,
Нос крючком, потухший взгляд.
(Все сочувственно глядят!)
Суетливый, нестепенный…
Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!
Когда вид глагола НЕСОВЕРНЕННЫЙ, он отвечает на
вопросы: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ
ДЕЛАТЬ?
НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид и называется несовершенным, что
Глагол действие ещё не завершил, он его только начал, но не
закончил, не завершил.
Посмотрите внимательно на их внешность, видимый облик.
-Чем еще два этих глагола отличаются друг от друга?
- Чем-то ещё отличаются?
- Вопросами, которые они задают.
-Спасибо вам наши Глаголы.
1. Работа с учебником.
Стр. 215 № 606 устно (в голубом прямоугольнике)
-Что нового вы еще узнали о видах глагола?
- Что глагол одного вида соответствует глаголу другого
вида. И поэтому называют видовой парой.
№ 606. Запишите следующие пары глаголов, обозначая их вид.
(Учащиеся записывают видовую пару по цепочке на доске, определяя вид.)
1) Стелить – постелить, бежать – пробежать, путать – перепутать.
2) Решать – решить, освещать – осветить, опоздать – опаздывать.
3) Вырезать – вырезать, насыпать – насыпать.
4) Класть – положить, ловить – поймать.
2. Работа в паре. Слайд 4
Задание: исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным
употреблением вида глагола. (Приложение 1.)
Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались
и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что
заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться,
съедать бутерброды, а там видно будет», сказывал Пес. И правда, после еды
звери повеселели и быстро находили дорогу домой. Они нашли бы ее ещё быстрее, если бы так не запутались в видах
глаголов. Давайте поможем им исправить ошибки. Запишите текст, исправьте
вид выделенных глаголов.
Слайд 5
Учащиеся по цепочки зачитывают исправленные предложения.
(исправленный текст)
Однажды Кот и Пес решили пойти на прогулку в лес. Долго
собирались и, наконец, отправились. Шли они, шли, как вдруг заметили,
что заблудились. Сначала они испугались, но потом успокоились. «Надо
сесть, съесть бутерброды, а там видно будет», сказал Пес. И правда,
после еды звери повеселели и быстро нашли дорогу домой.
Отлично, ребята! А теперь нам нужно возвращаться!
Слайд 6
Ой, кто это?
Нам перегородили дорогу суффиксы –ыва, ива и –ова, ева.
Как вы, ребята, думаете, что они хотят?
Чтобы мы узнали, как с их помощью образуются новые слова.
3. Работа с учебником.
Стр. 216 (голубой прямоугольник)
Что мы узнали об этих суффиксах?
Стр. 217 № 609 Запишите данные глаголы сначала в форме 1го лица ед.ч., а
затем в неопределённой форме и в форме пр.вр.
Я чувствую – чувствовать, чувствовал.
Я разгадываю – разгадывать, разгадывал.
Я танцую – танцевать, танцевал.
Я рассматриваю – рассматривать, рассматривал.VI. Физминутка. Минутка отдыха.
VII. Итоги
Вот мы и вернулись из путешествия в наш класс. Теперь давайте вспомним,
что нового мы с вами узнали о глаголе.
Что он бывает совершенного и несовершенного вида.
Как вы отличите совершенный вид от несовершенного?
По вопросу.
Что такое видовая пара?
Пара совершенного и несовершенного вида.
Что вы узнали о суффиксах –ыва, ива и –ова, ева?
Если суффикс в личной форме глагола сохраняется, пишем –ыва, ива, а
если нет –ова, ева.
VIII. Проверка усвоенных знаний. Тест.
Слайд 7
1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?
А) поговорить, приезжать, знаю
Б) скажет, продолжить, дадут
В) сказали, сдают, покататься
Г) разыскал, кладут, продадут
2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?
А) ухожу, даю, бросаю
Б) испугался, шел, прибежал
В) ждал, едем, помочь
Г) прилетел, рассказывает, жмурится.
3. В каком варианте глагол с суффиксом –ева-?
А) обмен…вался
Б) огляд…вался
В) разво…вался
Г) отсутств…валОтвет: 1) б 2) а 3) в
IХ. Рефлексия.
Слайд 8
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Сегодня на уроке я научился(лась)…
Сегодня на уроке мне было сложно…
Сегодня на уроке мне было легко…
Где можно применить новые знания?
Какое у вас настроение?
Х. Оценивание.
ХI. Домашнее задание.
Слайд 9
Домашнее задание: § 74, упр. 610 (образовать видовые пары, используя
суффиксы –ыва, ива).
Слайд 10Приложение 1.
Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались
и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что
заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться,
съедать бутерброды, а там видно будет», сказывал Пес. И правда, после еды
звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
__________________________________________________________________
Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались
и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что
заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться,
съедать бутерброды, а там видно будет», сказывал Пес. И правда, после еды
звери повеселели и быстро находили дорогу домой.__________________________________________________________________
Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались
и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что
заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться,
съедать бутерброды, а там видно будет», сказывал Пес. И правда, после еды
звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались
и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что
заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться,
съедать бутерброды, а там видно будет», сказывал Пес. И правда, после еды
звери повеселели и быстро находили дорогу домой.