Тема урока: Это непростое простое предложение. (Предложения односоставные и двусоставные)
Цель урока:
Систематизировать знания о двусоставном и односоставном предложениях.
1. Углубить знания о грамматической основе предложения и ее строении.
2. Развивать умение находить односоставные предложения, отличать их от двусоставных и понимать их роль в тексте.
3. Повторить сведения о строении текста, о синонимах.
4. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
5. Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока: ИНМ
Методы: проблемный диалог, фронтальный опрос, исследовательская работа, самодиктант, анализ материалов презентации.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями;
1) материалы презентации, выполненные с помощью программы PowerPoint;
2) таблицы «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения».
Ход урока:
Оформление доски: Число, классная работа, в середине – пусто для самодиктанта; по бокам –
сзади – д/з
На компьютере высвечиваются стихи Бунина:
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес опустевший и больной.
Грибы сошли, но пахнет крепко
В оврагах сыростью грибной.
Ход урока
I. Оргомент.
Слово учителя: За окном поздняя осень. Ноябрь. Прочитаем стихи Бунина об этом времени года!
Чтение выразительное.
Как мастерски передает поэт. Приметы осени! Попробуем их запомнить и грамотно передать. Напишем самодиктант по тексту стихотворения.
Откройте тетради, запишите число, классную работу. Для темы оставьте свободной строчку.
II.Самодиктант (письмо по памяти)
По памяти написали стихи, один у доски. Выполнили синтаксический разбор двусоставного предложения. Прокомментировали.
Я предлагаю вам посмотреть отрывок из замечательного фильма. Вы мне попробйте сказать, для чего мы посмотрели этот эпизод. О чем идет в нем речь? Как связан с уроками русского языка?
III. Формулирование темы учениками. (Пока тема на доске не записана!)
1.Вызов интереса: просмотр отрывка из фильма «72 метра» - «Великий могучий русский язык».
- Как можно озаглавить эпизод? О чем идет речь в этом эпизоде? (Капитан распекает матроса Легкоступова. Необходимо правильно пользоваться русским языком, соблюдая его нормы: тельняшка, шинель. Русский язык велик и могуч. Для всего в русском языке есть множество слов, разных синтаксических конструкций. От перестановки слов меняется интонация: Наша Маша мыла раму. Мыла раму наша Маша. Есть подлежащее, сказуемое, из которых складывается предложение. А есть предложения из одного слова: Моросит. Вечереет. Смеркается.)
2.- Давайте, ребята, исправим слова Легкоступова. Запишем:
Тельняшка - тело
Шинель
Ботинки
(высвечиваются на экране)
- Итак, сегодня мы продолжим разговор о непростом простом предложении.
3.Запись предложений из фильма и разбор:
Маша мыла раму. Моросит. Вечереет. Смеркается.
- Какие из них можно назвать синонимами?
(Полдень. Было знойно и тихо (категория состояния!). Земля дрогнула от глухого близкого раската. Через минуту громыхнуло еще сильнее (В учебнике есть – упр.163 – первый абзац).
3.Побуждающий диалог (у доски).
Учитель |
Ученики |
- Выпишите грамматические основы предложения, подчеркните главные члены.. |
Полдень. Было знойно и тихо. Земля дрогнула. Громыхнуло. |
- С какой проблемой вы столкнулись? |
- Не во всех предложениях можно выделить два главных члена. В предложении может быть один главный член. |
- Каким может быть один главный член? |
- Это может быть подлежащее – полдень, и сказуемое – было знойно и тихо, громыхнуло. |
- Итак, по наличию грамматической основы мы увидели два типа предложений: односоставные и двусоставные.(Как называются предложения с одним главным членом? С двумя главными членами?). Какие предложения можно назвать однос? Какие двус? |
Односоставные. Двусоставные. |
- Какая будет тема урока? Запишите ее в тетради. |
|
- …Попробуйте сформулировать свои выводы в виде определения. |
|
4.Запись темы.
5.Один ученик делает выводы:
- (В русском языке существуют разнообразные типы предложений. По строению грамматической основы ПП бывают однос. и двус.
Односоставными называются такие простые предложения, грамматическая основа которых выражена одним главным членом: или подлежащим, или сказуемым. В предложении Дни поздней осени бранят обыкновенно подлежащего нет, отсутствие не создает неполноты предложения, поскольку важен не источник сообщения, а само сообщение. Двусоставными называются ПП, грамматическая основа которых выражена двумя главными членами – подлежащим и сказуемым. И односоставные, и двусоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными в зависимости от того, поясняется ли главный член дополнительными словами или нет).
6.- Каковы цели изучения этой темы?
(Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных. Развивать умение находить односоставные предложения и понимать их роль в тексте. Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются. Попробуем сами использовать односоставные предложения.
Учитель: Цели: систематизировать знания о двусоставном и односоставном предложениях.
Углубить знания о грамматической основе предложения и ее строении.
1. Повторить сведения о строении текста, о синонимах.
2. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
- Мотивация.
- А зачем это нам? (Чтобы речь была богаче. Пригодится в жизни. На ЕГЭ знания об односоставных предложениях тоже понадобятся.)
IV. Систематизация знаний по теме.
1.Сравнение ученической формулировки с текстом в рамке учебника на с. 133.
- Есть ли какие-то уточнения, дополнения к вашему определению?
- Чем можно дополнить определение в учебнике? (Уточнить, какими главными членами может быть выражена грамматическая основа в односоставном предложении, привести примеры.
2.- Приведите примеры односоставных (с главным членом подлежащим и главным членом сказуемым) и двусоставных предложений из упр.163, 164 (развиваются умения определять вид предложения по строению грамматической основы).
Для этого карандашами подчеркнем в книге грамматические основы: 1) прохладно, тихо, пасмурно; 2) раскрылись почки и остановились; 3)зелень; 4) ходят овцы
На пару – пар –
5)веточки; 6) появились листики; 7)грустно смотреть; 8) листья закроют
(4 однос и 4 двус)
3.У доски записать одно, разобрать, оценить (технология самооценивания!)
V. Развитие умений.
1. Исследовательская работа в группах. Слайд.
Средний ряд берет стулья и пересаживается к крайним рядам. Получаются группы по три человека (средний ряд остается полностью пустой).
Даны 6 предложений, напечатанных на полосках бумаги.
1. Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи.
2. Вам не видать таких сражений.
3. Вот смерклось.
4. Были все готовы заутро бой затеять новый.
5. Умремте ж под Москвой!
6. Недаром помнит вся Россия про день Бородина.
-Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы.
По какому принципу вы их поделили?
(Принцип разделения – состав основы предложений. Предложение двусоставное и односоставные. Для этого обозначьте грамматические основы). Кто правильно выполнил? Кто ошибся? Надеюсь, в следующий раз все справитесь на «5»!
Проверка. Слайд «Проверьте себя!»
2.До этого мы работали с готовыми текстами. А теперь давайте попробуем собрать рассыпанные предложения в текст, записать, определить тему текста, тип речи. 3. Запись текста из отдельных предложений. «Рассыпанные предложения».
Слайд.
Провиант
Контекстные синонимы –
Тема
Тип речи
3.Развитие речи. Упр.166 – творческое списывание – закрепляется умение выявлять односоставные предложения и составлять предложения, соответствующие теме и структурным особенностям текста «О вкусах не спорят?».
Вкус – это чувство красивого, изящного. Склонность, интерес, пристрастие к чему-нибудь. Это представление о красивом.
VI. Подведение итогов урока.
-Почему о простом предложении можно сказать: это непростое простое предложение?
- Назовите ключевые слова темы (Строение грамматической основы, односоставные предложения, двусоставные предложения).
- В начале урока прозвучал проблемный вопрос: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?». Вы читали отрывки из произведений, разбирали эти тексты, обратили внимание на то, что в художественных и публицистических текстах очень часто встречаются односоставные предложения. Как меняют односоставные предложения произведение?
(Первые имеют один главный член (Зима. Без труда не вынешь и рыбку из пруда), вторые – два (Я изучаю русский язык). Но односоставные предложения так же хорошо справляются с обязанностью сообщать, как и двусоставные. В самом деле, в двусоставном предложении «Я изучаю русский язык» говорящий от своего имени сообщает, что он изучает русский язык, а в односоставном «Без труда не вынешь рыбку из пруда» действие распространяется на всех: чтобы получить что–то, каждый должен потрудиться. Как видим, мысль, выраженная односоставным предложением, тоже полноценная, неусеченная).
1. Решение проблемы урока.
- ОТВЕТ: при помощи односоставных предложений художественные произведения становятся ярче, действие описывается динамичней).
VIII. Домашнее задание.
1. Выучить определение.
2. Упр. 165 – выборочное осложненное списывание – закрепляется умение разграничивать односоставные и двусоставные предложения.
VII. Выставление оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.