Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)
Оценка 4.9

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
27.07.2019
Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)
Задачи урока: Образовательные: - выработать умения различать производные и непроизводные предлоги; - научиться использовать производные и непроизводные предлоги в устной и письменной речи. Развивающие: - развивать творческую, речевую и мыслительную активность обучающихся. Воспитательные: - формировать познавательный интерес, мотивацию к обучению через разнообразие используемых приёмов; - воспитывать культуру коммуникативного общения обучающихся. Формируемые на уроке компетенции: Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. Формирование языковой и лингвистической компетенций: формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоение основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Формирование культуроведческой компетенции: осознание родного языка как формы выражения национальной культуры. Планируемые результаты Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: Способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать в группе; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. Предметные: Знать о признаках непроизводных и производных предлогов; Уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи, Учиться правильно писать производные предлоги и омонимичные им другие части речи (следующие уроки) Развитие УУД: личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию. коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме. познавательные УУД: опознавание и анализ производных предлогов, уместное употребление их адекватно ситуации речевого общения. регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников. Методы обучения: - репродуктивный; - проблемный; - поисковый. Оборудование: - Русский язык. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с.: ил.
урок 7 класс русский язык.docx
Учитель: Зайцева И.В.   Предмет: русский язык Дата: 27.02.2018 Тема урока: Производные и непроизводные предлоги Тип урока: Урок изучения нового материала Цель урока: ­ знакомство с производными и непроизводными предлогами. Задачи урока: Образовательные: ­ выработать умения различать производные и непроизводные предлоги; ­ научиться  использовать производные и непроизводные предлоги в устной и  письменной речи. Развивающ   ­ развивать творческую, речевую и мыслительную активность обучающихся. Воспитательн   ­ формировать познавательный интерес, мотивацию к обучению через разнообразие  используемых приёмов; ­ воспитывать культуру коммуникативного общения обучающихся. Формируемые на уроке компетенции:  ые   :  ие   :  Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности  участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.  Формирование языковой и лингвистической компетенций: формирование  способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоение основных  норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и  грамматического строя речи учащихся.  Формирование культуроведческой компетенции: осознание родного языка как  формы выражения национальной культуры. Планируемые результаты  Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное  отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской  культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление  национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.  Метапредметные: Способность определять цели предстоящей учебной  деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и  формулировать выводы; умение работать в группе; способность участвовать в  речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.  Предметные: Знать о признаках непроизводных и производных предлогов;  Уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи,  Учиться правильно писать производные предлоги и омонимичные им другие  части речи (следующие уроки) Развитие УУД:  личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию.  коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать  свою точку зрения по поставленной проблеме.  познавательные УУД: опознавание и анализ производных предлогов, уместное  употребление их адекватно ситуации речевого общения.  регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать  выводы, оценивать себя и одноклассников. Методы обучения: ­ репродуктивный; ­ проблемный; ­ поисковый. Оборудование: ­ Русский язык. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.М. Рыбченкова,  О.М. Александрова, О.В. Загоровская и др.]. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 207  с.: ил. Ход урока. Организационный момент.  I. ­ Здравствуйте, ребята! Этот урок необычный: его проведем мы (ФИ.О), учителя – дублеры. Запишите число, заголовок «Классная работа» (+ пожелание, мотивация к работе)    (слайд 1) Слайд: Фото Б. Шоу и высказывание. (слайд 2) – Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя  Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся  этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть  идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две  идеи». Ваши идеи сегодня будут очень  кстати. Обмениваясь идеями, мы сможем сделать для  нас понятной довольно сложную тему.  Знание этой темы понадобится вам для сдачи  экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах. Мы продолжаем изучение предлога. А какая именно тема  сегодня – мы узнаем позже,  прежде вспомним, что изучили  на  прошлом уроке. II. Актуализация знаний (записывают в тетрадях ответы. Например:1)А). 1. (слайды 3)       Тестовый опрос. 1)Предлог это… А) самостоятельная часть речи; Б) служебная часть речи; В) не является частью речи. 2)Предлоги отвечают на вопросы… А) Что? Кто? Б) Какой В) Что делает? Г) сколько? Д) не отвечает на вопросы (слайд 4) 3) Предлоги… А) обозначают предмет; Б) обозначают признак предмета; В) обозначают действие? Г) выражают зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. (слайд 5)       4)Предлоги… 1)Изменяются по числам, родам, падежам; Б)имеют наклонение; В) имеют вид и время; Г) выражают различные отношения ( временные, целевые, причинные,  пространственные) (слайд 6)       5. Предлог в предложении обычно бывает… 1) сказуемым; Б) подлежащим; В) второстепенным членом предложения; Г) не является членом предложения, но входит в его состав. (слайд 7)       2. Итак, предлог …  1. Не отвечает на вопросы 2. Ничего не обозначает 3. Не является членом предложения.  (слайд 8)       3. Речевая   разминка.   (Подготовка   к   ЕГЭ.   Задание   13   – правописание производных предлогов, а так же есть в задании 7­ неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом) (слайд 9) 4. Четвертый лишний. 1) язык, речь, о, слово  (о –предлог) 2) под, и, от, в   (и –союз) 3) благодаря, с, вопреки, мимо. Учитель: В третьей строчке все слова предлоги, но  какие это предлоги  мы с вами  знаем? Ученики: …… Учитель: А почему не знаем? Ученики: …… II. Целеполагание. Стоит отметить, что предлоги требуют к себе очень внимательного отношения. Давайте вспомним правильное употребление предлога  ПО. Задание:   Найдите   ошибки   в   употреблении   предлога   и   запишите   правильный вариант. 1)Мы встретимся по окончанию фильма. (По окончании) 2) Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город.(По  прибытии) 3) По приезду домой мы принялись разбирать вещи.(По приезде)   производными  и  непроизводными предлогами Учитель: А давайте попробуем определить какая же цель сегодняшнего урока,  какими предлогами мы должны (слайд 10) познакомиться :   узнать: что производные предлоги образуются  путём перехода самостоятельной части речи в служебные научиться: отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи. III. Первичное восприятие нового материала. (слайд 11) Учитель: Вот мы с вами и подошли к теме нашего урока. «Непроизводные и  производные предлоги». Запишем тему в тетрадь.  ­ Пришло время делиться идеями. Можно ошибаться, только не бояться. (слайд 12) ­ Как вы понимаете эти термины (что значит производный)? Давайте откроем  толковый словарь и узнаем значение этого слова (учитель зачитывает из  толкового словаря или помещает выдержку на слайде с указанием названия, авторов словаря Производный – это…). ­Если вернуться к заданию «Четвертый лишний», как бы вы распределили эти  предлоги, пока еще не совсем ясно. ­Поработаем со словосочетаниями. (слайд 13) Перед вами два столбика со словосочетаниями. Искать около дома                                   Бродить вокруг да около Изучить в течение дня                             Попасть в течение реки Забыть вследствие болезни                     Внести изменения в следствие значит,  слова из 1 столбика являются предлогами. Теперь определим, чем  ­ В каком столбике выделенные слова предлоги, а в каком ­ самостоятельные части  речи. (Версии) ­ По каким признакам мы определяем предлоги? (связывают слова, к ним нельзя  задать вопрос, без зависимого слова синтаксической роли не выполняют) Вывод:   являются слова из 2 столбика (наречие, существительное с предлогом) ­ Из какой части речи образовался предлог около, из какой ­ в течение, в следствие. Давайте проверим свои предположения. (слайд 14) А вот как называются такие предлоги вы найдете ответ в учебнике на стр…. ­ …. Работа с материалом учебника. ­ Как образуются производные предлоги? (информацию найти в учебнике) (слайд 15) ­ От каких частей речи образуются производные  предлоги? (информацию  найти в  учебнике) ­ Какие предлоги относятся к  непроизводным? (информацию найти в учебнике) (не образованные из самостоятельных частей) (  слайды 16­17) ­ Какие предлоги состоят только… ­ Что общего у производных и непроизводных предлогов? (служат для связи слов)    (слайд 18) Задание (в тетради).Распределите предлоги в 2 группы Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при  (выполнить взаимопроверку в паре с соседом и оценить товарища  нет ошибок – «5», одна ошибка –«4») (Щелчок слайда) Учитель:    вариант ответа.)  IV. Закрепление. Пользуясь   параграфом   учебника   …   стр…..(можно   использовать   упражнения учебника) 1.Выписать словосочетания только с непроизводными предлогами. Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в  лодку, показалось из­за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач,  ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря  находчивости, находиться на горе.(самопроверка, оцени себя) Учитель:    2.Различение производных предлогов от самостоятельных частей речи    (слайды 20­26) А) В течение (предлог) двадцати лет Александр Дюма  написал четыреста романов и  тридцать пять драм. В течении (сущ) наших сибирских рек часто встречаются пороги. Б)Футболист промчался мимо(нар). Во время путешествия мы  проплывали мимо (предлог) домика.   сверяемся с готовым ответом, дополняем свои записи. (на слайде – правильный   сверяемся с готовым ответом, дополняем свои записи) вокруг, (на) встречу.     (укажите производный  В) Саша и Таня радовались, благодаря (дееприч) родителей за прекрасные  подарки. Андрей понял правило  благодаря (предлог) учителю. Г) Ему долго пришлось идти довольно трудным путём (сущ). Нас  убедили путём (предлог) веских доказательств 3. Творческое задание. (слайд 27) Составьте предложения со словами    предлог или самост.часть речи вы употребили в своем предложении).  4. Ребята,  знание производных  и  непроизводных предлогов проверяется  на ЕГЭ по  русскому языку. Так, например, задание 13 проверяет умение правильно писать  производные предлоги, союзы и наречия. Давайте ребята дальше поработаем  устно.   (слайд 28) Учитель: посмотрите, пожалуйста, на слайд и прочитайте предложения (читает  ученик) Скажите это текст или нет? (а что такое текст?) ­ Ребята, а о чем этот текст. ­ Какие памятные даты мы отмечали в феврале? (2 февраля – День разгрома советскими войсками  немецко­фашистских войск в  Сталинградской битве)    ­Давайте попробуем среди предложений 1­3 найти производный предлог.    1)«История России богата знаменательными событиями. (2)  Во все века героизм,  мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью  величия Российского государства. (3)  Помимо военных побед существуют события,  достойные быть увековеченными в народной  памяти. ­На предыдущей неделе отмечали  какой праздник? (23 февраля – День защитника Отечества. Изначально знаменующий годовщину  Красной Армии, за многие годы 23 февраля трансформировался в праздник сильной  половины человечества. В этот день принято чествовать всех мужчин – говорить  теплые слова, читать поздравления, дарить подарки. Выступает как своеобразный  противовес Женскому дню – 8 марта). (слайды 29­32) 4. Проверочный тест  в тетрадях записать ответ для самопроверки (1­в;  2­а,б;  3­ а, в;    4­б) (слайд 33) 5. Проверка теста (СЛАЙД 30)  V. Рефлексия. (3) Давайте вернёмся к началу урока  Что нового узнали о предлоге (какими предлогами познакомились?)?  Чему научились?  Как отличить производный предлог от омонимичной ему части речи?  Как вы считаете, какой материал, изученный сегодня, нужно закрепить на  следующем уроке? Я надеюсь, что мы с вами сегодня обменялись своими идеями  и у каждого из нас стало  (по сколько идей?) по две идеи (высказывание Бернарда Шоу – британский, ирландский , англ писатель)    (слайд 35) VI. Домашнее задание. Кто хорошо научился отличать производные предлоги от непроизводных,  скажите «Я молодец»  и выполните след д/задание: 1. Найти 5 предложений с производными  предлогами  в художественных текстах  (параграф 50, правило)           2.  А кто сомневается ещё в своих знаниях, то выполняет упр.301 из учебника.      (слайд 36) VII. Выставление оценок. Пожелание Задание :распределите предлоги в две группы: производные и  непроизводные Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при Производные предлоги Не производные предлоги Задание: распределите предлоги в две группы: производные и  непроизводные Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при Производные предлоги Не производные предлоги Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами. Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось  из­за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома,  ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости,  находиться на горе. Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами. Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось  из­за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома,  ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости,  находиться на горе. Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами. Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось  из­за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома,  ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости,  находиться на горе. Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами. Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось  из­за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости,  находиться на горе. Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами. Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось  из­за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома,  ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости,  находиться на горе. Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами. Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось  из­за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома,  ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости,  находиться на горе. Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами. Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось  из­за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома,  ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости,  находиться на горе.

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)

Разработка урока по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2019